Юридическая ответственность – важная часть правовой системы, направленная на защиту общественных отношений от неправомерного поведения виновных лиц. Юридическая ответственность имеет ряд существенных признаков: официальное осуждение виновного и признание его деяния правонарушением; применение к виновному установленных правом санкций уполномоченными субъектами власти; регламентированный процессуальными нормами порядок ее применения.
Очевидно, вышеуказанные признаки основаны на применении права, отраслевое разделение которого (уголовное, гражданское и административное право) является основой для деления юридической ответственности на виды. Таким образом, юридическая ответственность представлена через уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность.
Особенностью отрасли административного права всегда считалось регулирование более разнообразного круга общественных отношений. Причина тому – множество действующих федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, по-разному регламентирующих основание и порядок возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Это касается и правоотношений, связанных с привлечением к ответственности лиц, виновных в совершении административных, дисциплинарных проступков и противоправных действий государственных служащих, повлекших причинение материального вреда государству. Следовательно, ответственность по административному праву выступает не только важнейшим институтом административного права, но и используется в качестве элемента метода правового регулирования другими отраслями права.
Административное право полностью регулирует административную ответственность. Кроме того, оно регламентирует дисциплинарную ответственность государственных служащих и обучающихся (школьников, студентов, курсантов, слушателей и других, а также материальную ответственность военнослужащих)[94].
Таким образом, разнообразие круга регулируемых нормами административного права общественных отношений определяет несколько видов ответственности по административному праву: административную, дисциплинарную и материальную.
Вместе с тем, в рамках различных научных школ выделяется конституционная ответственность, финансовая (налоговая) ответственность и ответственность, наступающая в административном порядке. Например, нормы Налогового кодекса РФ (раздел 4) устанавливают понятие налогового правонарушения, его виды, общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговые санкции. Бюджетный кодекс РФ (часть 4)также устанавливает понятие и основания мер, применяемых за нарушения бюджетного законодательства, полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов, исполняющих бюджет субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по применению мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства.
За нарушение налогового и бюджетного законодательства предусмотрены следующие меры: предупреждение, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операция по счетам, наложение штрафа, начисление пени (ст. 282 БК РФ; ст. 114 НК РФ).
Вышесказанное является основой точки зрения о наличии еще одного вида юридической ответственности - финансово-правовой.
Деление юридической ответственности по видам основано не на правоохранительных нормах налогового, бюджетного, экологического или, например, земельного законодательства и даже не на существовании санкций, не предусмотренных в УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ, а на том, какова природа применяемых мер. Последняя связана с защитой интересов личности, общества, государства, местных органов самоуправления, путем использования властных процедур по применению мер государственного принуждения уполномоченными государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. Более того, процедура выявления нарушений бюджетного или налогового законодательства основана на проведении проверок, носящих типичный административно-правовой характер. Фактически речь идет об административно-юрисдикционной функции, отраженной не только в КоАП РФ, но и в иных федеральных законах за правонарушения административного характера.
Так, в соответствии со ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель имеет право устанавливать исполнительский сбор, если должник не представил последнему доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Возможность существования такой ситуации допускает как научное, так и судебное толкование действующего законодательства. Данное суждение подтверждается и позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной по целому ряду дел. Например, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[95] указывается на то, что в случае привлечения к ответственности, предусмотренной нормами Налогового кодекса РФ, содержащими признаки административного правонарушения, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ (ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 10 НК РФ).
Любая реальная юридическая ответственность, в том числе и по административному праву, имеет три основания: нормативное, фактическое и процессуальное.
Под нормативным основанием юридической ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих условия, поведение и меры воздействия на лиц, совершивших правонарушение.
Для административной ответственности такой системой правовых норм является КоАП РФ, законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормативным основанием дисциплинарной и материальной ответственности являются федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок прохождения службы в соответствующих органах государственной власти. Примером может служить Федеральный закон от 21 июля 1997 г №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» или Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности Российской Федерации» и др.
Фактическим основанием ответственности по административному праву является непосредственное деяние лица, квалифицируемое как правонарушение. Для административной ответственности таким основанием является административное правонарушение. Дисциплинарная и материальная ответственность наступает за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащими возложенных на него должностных обязанностей. При этом материальная ответственность наступает только в том случае, если дисциплинарным проступком или иным виновным деянием причинен материальный ущерб органам государственной власти.
Кроме того, фактическим основанием дисциплинарной ответственности может стать административное правонарушение в том случае, если его совершит военнослужащий, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Указанные лица несут административную ответственность лишь за те административные правонарушения, которые указаны в части 2 ст. 2.5 КоАП РФ.
Процессуальным основанием являются акты применения норм процессуального права, фиксирующие факт нарушения правового режима, доказательства вины лица, совершившего противоправное деяние, применение к ним юридических санкций. Нормы процессуального права, устанавливающие процессуальные основания административной ответственности сосредоточены в разделах 4 и 5 КоАП РФ, а также в АПК РФ в случае, если участником производства по делу об административном правонарушении выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономическйо деятельности, отнесенные федеральным законом подведомственности арбитражных судов. Процессуальным основанием дисциплинарной и материальной ответственности являются акты субъектов власти, которые в отличие от лиц, применяющих административную ответственность, являются руководителями тех лиц, которых они привлекают к дисциплинарной или материальной ответственности. Еще одной особенностью является то, что такие акты основаны как на законодательстве, так и на подзаконных и локальных нормативных правовых актах, устанавливающих специфику прохождения конкретного вида государственной службы или внутренний порядок учебного заведения.
Правой институт административной ответственности традиционно является зоной повышенного внимания ученых и практиков. Напротив, вопросы административно-правового механизма привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности рассматривались лишь фрагментарно.