Предмет ф. -наиболее общие законы развития и формы бытия природной, соц. и дух. реальности, особ-сти их воспроизведения в сознании ч-ка. Т.обр., главную особенность ф. в предметном плане сост-ет дух-ое воспр-ие мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках др. форм общест-ого сознания. Ф. ставит вопросы предельного характера: какова сущность мира? В чем его первоистоки? Почему сущ-ет чел-к? Каков смысл жизни чел-ка? Фил-ое знание имеет опред. стр-ру. Ф. вкл-ет онтологию -учение о бытии, гносеологию -учение о познании, аксиологию - учение о ценностях, социальную ф .(об обществе) и ф. истории (о возникновении и развитии фил-го знания), а также фил-кую антропологию - учение о ч-ке, этику (о морали), эстетику (о прекрасном ). Фил-ая онтология, рассм-ет воп-сы о сущ-ем. Гл. вопр. онтологии: что сущ-ет подлинно, а сущ-ие чего является иллюзией. Онтология стремится создать опред. картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность. Гносеология рассм-ет особенности процесса познания ч-ом внешнего мира. Она отвечает на вопр.: Как ч-к познает окр. мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? и др. Фил-кая антропология - раздел философского знания, специально занятый осмыслением ч-ка. Фил-ая антропология отличается от всех других наук, изучающих ч-ка, прежде всего широтой подхода. Ф. интересует ч-к не как представитель отдельного племени, народа, к-ры, а ч-к вообще. Социальная ф. - раздел фил-ого знания, изучающий наиболее общие хар-ки общ-ой жизни. Ф. истории -изучает вопр-ы, связ-ые со смыслом и целью общ-ой истории, с ее движущими причинами. Этика - учение о нравственности. Гл. тема размышлений этической теории - добро и зло. Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Гл. предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. История ф. изучает фил-ое твор-во мыслителей прошлого, а также совр-ых авторов, выделяет эпохи в развитии ф., анализирует связь фил-их концепций с кул-рой и особенностями об-ва.
5. Философия в современном мире: социокультурный статус и основные функции
В современной философии разрабатываются принципиально новые интерпретации природного и социального мира, обосновываются новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, разрабатываются новые перспективы самого человека. Предпосылки для формирования этих новых мировоззренческих ориентаций создаются внутри самой техногенной цивилизации и связаны с процессами ее изменения от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. При этом особое значение приобретают следующие тенденции социодинамики: а) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных культур и стилей жизни; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентированных на силовое преобразование природы и общества; в) формирование этики ненасилия и культуры общечеловеческих ценностей; г) радикальные изменения в сфере науки и научной рациональности, направленные на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления.
В этих условиях происходят значительные изменения в реализации важнейших функций философии. В качестве таких функций как правило выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую.
Генезис философии
Как известно, объектом философского знания является реальность во всем богатстве ее действительности и возможностей. Вместе с тем предметом внимания философов становится реальность не вообще, как таковая, а как мировоззренческая проблема, которая рассматривается через призму отношения «человек – мир» («мышление — бытие», «субъект – объект» и т.д.). Полюса этого мировоззренческого отношения являют собой не просто различия, но и такие диалектические противоположности, которые «тяготеют» одна над другой, «пронизывают» одна другую, «жаждут» отождествиться, «слиться», «интегрировать» одна в другую.
Отражая непростой и противоречивый характер отношения «человек – мир», философия с самого начала своего существования проявляет черты альтернативности и одновременно диалогичности. Вся ее история, как будет показано далее, являет собой бесконечный диалог идеализма и материализма, гносеологического оптимизма и агностицизма, диалектики и метафизики. В реальном историко-философском процессе этот диалог существует как «полифония», «многоголосие» альтернативных позиций – номинализма и реализма, догматизма и скептицизма, рационализма и иррационализма и т.д.
Еще одной существенной особенностью философского знания является его принципиальный историзм. Философия, постигающая основные способы отношения «человек – мир», не может абстрагироваться от собственной истории. Без обращения к историко-философской тематике ни один из разделов философии не способен решать свои проблемы. История философии является школой теоретического мышления, поскольку для развития последнего «… не существует до сих пор никакого иного средства кроме изучения всей предшествующей философии» (Ф. Энгельс).
Постигая огромное философское наследие, нельзя забывать о том, что история философии, во-первых, есть история единой, хотя и растянувшейся во времени, попытки людей философствовать и посредством философии узнавать о себе и о мире то, чего без философии узнать нельзя, то есть история осмысления человечеством важнейших мировоззренческих вопросов о сущности мира, человека, их природе и судьбах. Во-вторых, история философии - многогранное диалектическое единство коллективного опыта человечества, всех его поколений, народов и мудрецов-философов, «схватывающих» время, эпоху в концентрированном виде. Отсюда разнообразие типов (способов) философского мировоззрения, приводящих к борьбе различных точек зрения, принадлежащих множеству учений, школ, течений в едином философском процессе. В-третьих, история философии представляет собой отражение общей логики движения и развития всей общественной мысли, логики развития культуры в целом.
Следует также учитывать, что история философии — не простая сумма философских учений определенной исторической эпохи, это прежде всего ценностная значимость каждого из них самого по себе. Поэтому и рассматриваться они должны только как дополняющие друг друга.
Проблема исторической обусловленности философии имеет и такой аспект, как схожесть философской проблематики в различных национально-культурных условиях одной исторической эпохи. Действительно, почему философская проблематика Востока и Запада во многом совпадает? Почему создается определенная тождественность историко-философского процесса? Ответ на этот вопрос заключен в логике развития человеческой культуры в целом. Именно эта закономерность должна учитываться при определении философской проблематики каждой исторической эпохи. Поэтому возможно как параллельное рассмотрение философской мысли разных стран и народов, так и выявление специфики философии конкретного исторического этапа на примере наиболее характерных для данной исторической эпохи философских учений, школ и направлений.
Приступая к рассмотрению исторических этапов развития философии, необходимо уточнить следующие понятия.
Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы.
7. Философия древнего Китая: социокультурные условия становления, основные школы.
Обряды и культуры: Культ предков (почитание традиции, порядка, следование ритуалу, уважение к истории, к знанию); культ Неба.
Священные литературные источники: Пятикнижие: Книга песен – сборник народной поэзии, культовые песнопения; Книга истории – официальные документы, летопись; Книга порядка – описание организации политических и религиозных церемоний; Книга весны и осени – хроника государства Лу; Книга перемен – первые представления о мире, человеке.
Особенности социальной иерархии: В древнекитайском обществе, имеющем определенную социальную иерархию, допускалась возможность повышения социального статуса путем сдачи государственного экзамена. Почетное место в обществе занимают государственные чиновники.
Направленность жизни: Строгий рационализм и конкретная государственная польза, отказ от личностного в пользу общественного.
Рационально-практическая и этико-административная направленность
Источники направленности: Во-первых, культ предков, способствовавший ослаблению религиозного начала в жизни Древнего Китая и, соответственно, усилению рационального начала. Во-вторых, культ Неба как олицетворение порядка, справедливости и добродетели, проводниками которых на земле полагались в государстве – император, в семье – старейший.
Проявление направленности: Почитание истории, традиции, порядка, ритуала, выразившееся в системе основополагающих философских категорий конфуцианства, таких как Цзюнь-цзы, Жэнь, Ли, И, Дао, Де, Сяо
Школы:
Конфуцианство: Идея предопределения судьбы Небом. Акцент на моральном убеждении, на силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим. Следование традиции, знание и добродетели – высшие ценности. Дао – правильный путь в жизни (взаимность, золотая середина).
Легизм: Противопоставление ритуалу (ли) закона (фа). Наказание и страх как средства достижения порядка. Негативное отношение к знанию, особенно к философскому.
Монизм: Отказ от идеи предопределенности судьбы Небом. Небо только желает, чтобы люди любили друг друга. Допускает критическое отношение к традиции. Знания должны иметь практическую ценность.
Сходство их: Рационально-практическая направленность идей; уважение к порядку; акцент на государственной пользе; отказ от личностного в пользу общественного.
Даосизм: Дао – всеобщий закон и Абсолют, духовный источник всего существующего. Дао рождает вещи, дэ их вскармливает. Установка на созерцательное отношению к миру, на недеяние (принцип у-вэй). Отрицание ритуала (ли).
Номинализм: Решается проблема логического соотношения имен и вещей, что нередко граничит с игрой слов, подменой понятий. Например, доказательство, что «белая лошадь» это не «лошадь», поскольку «лошадь» - это то, что обозначает форму, а «белая» - это то, что обозначает цвет. То, что обозначает цвет не есть то, что обозначает форму. Поэтому «белая лошадь» это не «лошадь».
8. Философия древней Индии: социокультурные условия становления, основные школы.
Доминирующие обряды: Обряд жертвоприношения.
Священные литературные источники: Веды – сборники, включившие в себя мифологию древних ариев и индийских племен, а также священные песни, торжественные гимны, магические формулы и заклинания, применяемые в процессе жертвоприношений. Деление Вед на четыре сборника (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) соответствует четырем ступеням обряда жертвоприношения.
Особенности социальной иерархии: Общество представляют 4 варны: брахманы-жрецы, кшатрии, вайшьи, шудры. Принадлежность к варне мотивируется действием закона возмездия, соответственно, переход человека при жизни в другую варну считается невозможным. Брахманы-жрецы, позднее выходцы из кшатриев положили начало религиозно-философским школам.
Направленность жизни: Аскетизм, отрицание жизни.
религиозно-мифологическая направленность:
Источники направленности: Ведические тексты: мифологические по содержанию, религиозные по предназначению. Еще в Ригведе встречаются понятия, ставшие основополагающими для всей древнеиндийской философии: закон возмездия, колесо перевоплощений.
Проявление направленности: Все философские учения, за исключением чарваки-локаяты, ориентированы на указание человеку пути, ведущего к освобождению его индивидуальной души из плена материальной оболочки и слиянию с абсолютной душой.
Например, понятие абсолютной души в различных учениях выражено в таких категориях как Брахман, Пуруша, Джива, а понятие освобождения души – в таких категориях как мокша, нирвана.
Брахманизм: Брахман – ценностная сердцевина мира, заключающая в себе несколько слоев. Чем дальше от центра такой слой, тем более материальным, и изменчивым он является. Вся жизнь есть проявление противоположных сил, ведущих как к Брахману, так и к бесконечно изменчивой периферии. Путь к Брахману – это движение к основе своей души – Атману. Человек рождается лишь частично, и только лишь благодаря жертвоприношению он действительно рождается.
Ортодаксальные школы:
Санкхья: Путь, ведущий к мокше, т.е. освобождению души от материи, представляет как познание мироздания через перечисление основных объектов и средств познания (всего их насчитывает 25).
Йога: Учение йоги примыкает к санкхье. Путь освобождения души и ее слияние с абсолютной душой представляет в виде особой деятельности, элементами которой выступают дыхательная практика, отключение наших чувств от внешних предметов, дисциплина ума.
Вайшешика: Основу учения составляет космология и теория познания. Правильное познание реальности заключается в различении и понимании сущности элементов бытия и небытия, выраженных в семи категориях. Мир создан из атомов, но движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы.
Ньяя: Учение ньяи примыкает к вайшешике, представляет собой систему логики. Бог управляет адриштой (совокупность достоинств и недостатков, накопленных хорошими и плохими деяниями) человека, наказывая и поощряя его. Жизнь – страдание. Высшее познание избавит человека от всяких привязанностей как источника страданий.
Миманса: Отрицает существование абсолютной души. Главный акцент делает на ритуале (жертвоприношения), правильности его исполнения. Здесь значительное место занимает магия.
Веданта: Истинный мудрец за иллюзорностью материального мира, всегда видит его реальную сущность т.е. Брахмана, с которым тождественно и стремиться слиться его духовное «Я». Тот, кто осознал эту тождественность, может рассчитывать на освобождение. Тот, кто стремиться к этому, должен обладать шестью средствами: спокойствие духа, умеренность, отрешенность терпение, сосредоточенность, вера.
Общее для них: Душа бессмертна. По причине действия закона кармы индивидуальная душа вовлечена в колесо перевоплощений, она пребывает в плену материального. Возможно освобождение индивидуальной души из плена материи, ее слияние с абсолютной душой.
Неортодаксальные школы:
Джайнизм: Карма является связывающим звеном между душой и грубой материей. Освобождения человек может достичь без чьей-либо помощи и только при условии крайнего аскетизма. Одним из главных принципов является ахимса – ненанесение вреда живым существам.
Буддизм: Состояние освобождения, нирвана, т.е. угасание желаний, достигается через восьмиступенчатый путь постижения истины: праведная вера, решимость, праведные речь, дела, жизнь, мысли, помыслы, истинные созерцания. Погрузиться в нирвану, значит успокоить свои дхармы.
Чарвака-локаята: Отрицает бессмертие души, существование абсолютной души. Считает реальностью только материальный мир, а подлинное познание представляет только через чувственное восприятие.