Одна из самых эффективных стратегий сатаны, а поэтому и наиболее опасная для верующего, состоит в заблуждении относительно того, что. в невидимой и сверхъестественной сфере не наблюдается никаких серьезных конфликтов угрожающего характера между добром и злом. Ведь в конце концов, согласно его обману, в мире имеется много доброго. Множество таких древних зол, как например, рабство и расовая ненависть, исчезли с лица земли, или драматическим образом изменились к лучшему. Люди, как никогда раньше, проявляют озабоченность в вопросе мирных взаимоотношений, понимания друг друга и приложения совместных усилий для того, чтобы улучшить жизнь каждого человека в отдельности, и общества в целом. Но не только это, а и евангеликализм сидит на коньке популярности, роста и влиятельности беспрецедентной за последнее столетие.
Подобное мышление не только отличается наивностью, но и неизбежно приводит к летаргии, безразличию, ленности и духовному застою. Библейская перспектива на положение дел, и трезвое рассмотрение реального хода событий, особенно в свете Евангельского учения о последнем времени, на оставляет места для подобных заблуждений в разуме всякого верующего человека. Война между Богом и сатаной не затихла, но обострилась, и также расширился фронт военных действий на земле.
Pale брань - это слово употреблялось при обозначении; рукопашной схватки, когда борцы вели между собой упорную борьбу. Подобно тому, как это происходит в наши дни, борьба характеризовалась хитроумными приемами и неожиданными выпадами, с той разницей, что в древнем Риме она не была игрой, а реальной схваткой, зачастую заканчивающейся смертью побежденного. Хотя сатана и его приспешники знают, что осуждены на вечное заключение в зияющей бездне, предназначенной для их пребывания в аде, они прилагают отчаянные усилия с целью возможного изменения своей будущности, непрестанно враждуя с Богом, чтобы сломить Его могущество и разрушить Его творение, особенно церковь.
Павел здесь напоминает о том, что брань, которую ведет христианин, направлена не только против самого сатаны, но также против множества его бесов, тьмы противников, которые, подобно диаволу, не являются плотью и кровью. Таким образом, нашим злейшим врагом является не видимый мир, каким бы греховным и развращенным он ни был, а тот мир, который недоступен нашему взору, невидимый мир.
Начальства... власти... мироправители тьмы века сего... духи злобы поднебесной составляют различные слои и ранги этих бесов и злой, порочной сверхъестественной империи, в которой они осуществляют свою деятельность. Человеческие существа, способствующие развитию язычества, оккультизма и различных нечестивых и аморальных движений и программ являются жертвами обмана сатаны и его бесов - загнанными в- западню грехом, чтобы в своем неведении помогать осуществлению его козней.
Каждому упоминанию сверхъестественного могущества предшествует слово против и каждое проявление этого могущества представляет определенную категорию бесовской деятельности и уровень авторитета. Сатанинские силы тьмы отличаются высокой организационной структурой, для ведения самых разрушительных военных действий, которые только могут быть возможны. Подобно Божьим святым ангелам, падшие бесы не умножаются в численном отношении и их остается столько же, сколько было раньше. Но их великое множество с времен древности и они составляют грозную и весьма опытную вражескую сверхъестественную армию.
Павел не объясняет демонические категории, но начальства, вне всякого сомнения,- это их высший орган (что также употребляется в Павел, к Кол. 2:15), власти - это другой орган (о чем упоминается в 1 Пет. 3:22); а выражение мироправители тьмы века сего, возможно, имеет отношение к бесам, которые проникли в различные политические системы мира, пытаясь организовать их по образцу сатанинского царства тьмы (см. Дан. 10:13; Кол. 1:13). Многие рассказы повествуют о заговорах, осуществляемых в мировом масштабе, начиная от тех, которые упоминаются в древних египетских письменах, до современных тайных сговоров. У нас нет возможности с определенностью распознать целую сеть различных козней сатаны, и мы должны весьма остерегаться тех, кто заявляет о своем успехе в этой области. Но в одном мы можем быть уверены, что сатана орудует за кулисами представляемых человеческих антихристианских усилий, как в открытых, греховных делах человеков, так и во многих скрытых и кажущихся невинными и добрыми трудах гуманистической направленности.
Духи злобы - это, возможно, те бесы, которые участвуют в самых нечестивых и греховных аморальных проявлениях, таких, как беспрецедентная половая извращенность, оккультизм, поклонение сатане и тому подобных делах.
Павел, однако, не преследовал цель подробного объяснения бесовской иерархии, но старался дать нам некоторое представление о ее хитроумной сущности и силе. Таким образом, пред нами выстроены могучие нечестивые и грозные силы врага. При этом наша нужда состоит не в том, чтобы особым образом распознавать каждую характерную черту нашего противника, но в том, чтобы обращаться к Богу, Который является всесильным и надежным источником нашей защиты и победы.
В наши дни идет много разговоров о христианском изгнании бесов, хотя Писание не учит нас заниматься подобной практикой. Ритуалы изгнания бесов не соответствуют Библейской истине; И в Библии не приводится ни одного примера изгнания беса из верующего, ни в какое время и ни при каких обстоятельствах. Писание также не предлагает ни одной формулы или метода для подобного изгнания. Когда христиане сталкиваются с сатаной, то можно только противостоять ему силою Господа, используя те средства, которыми Он уже обеспечил всех верующих. Каждый верующий на своем опыте пережил "как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, Которую Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя в небесах" (Еф. 1:19-20). Та сила, которая воскресила Иисуса из мертвых и превознесла Его на небеса, принадлежит и нам, и является нашим наследием, так как мы - сонаследники Ему.
Борьба с бесами в жизни христианина состоит не в том, чтобы найти какой-то.метод изгнания их, но в приверженности духовным средствам благодати, которая очищает душу так, чтобы в ней не нашлось ни одного нечистого уголка, который могли бы занять бесы; или благодаря которому они могли бы достигнуть преимущества. Иаков приводит единственную формулу для избавления от бесов, или от самого диавола: "Противостаньте диаволу, и убежит от вас" (Иак. 4:7).
Не существует ни одного верующего, который не знает, что вести борьбу с сатаной нужно на основании силы воскресения Иисуса Христа, участником которой он является. Павел молился за Колоссян, чтобы они укреплялись "всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего" (Кол. 1:11-12).
Ни один христианин уже не живет под владычеством сатаны, и каждый верующий во Христа человек обладает в свой внутренности ресурсами Божьего Святого Духа для того, чтобы освободиться от любого бесовского вовлечения в грех и соблазн, каким бы сильным оно ни было. Там, где грех исповедуется пред Богом, и удаляется из жизни человека, сатане и его бесам нет места.
С другой стороны, весьма опасно допускать самонадеянность, считая себя застрахованным от каждой опасности. "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть",- предупреждает Павел (1Kop. 10:12). Когда человек воображает, что постиг все истины Писания, или даже какую-то отдельную часть, или, что он настолько стал сильным, что может надеяться в жизни на свою силу, то благодаря этому ослабевает до крайности, и становится уязвимым для нападок врага. Наша безопасность целиком и полностью зависит от упования на Господнюю силу и могущество Его. Как продолжает далее апостол: "Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но и при искушении даст облегчение" (ст. 13).
Признание нашей собственной слабости, делает нас самыми сильными людьми. "Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами - заявлял Павел,- чтобы обитала во мне сила Христова... ибо, когда я немощен, тогда и силен" (2Кор. 12:9-10).
Страж, видящий приближение врага, не выбегает навстречу ему и не начинает сражения с ним. Он докладывает об атаке своему командиру и тот организует после этого защиту. Когда сатана ведет нападение, то весьма неразумно пытаться вступить наедине с ним в сражение. Подобно воину на боевом посту или страже, мы должны просто доложить о вылазке врага Командующему и представить в Его руки дело защиты. Когда против царя Иосафата выступили многочисленные силы Моавитян и Аммонитян, намного превосходящие его воинство, то Бог дал следующее заверение: "Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия" (2 Пар. 20:15).
Мой друг Джон Уэлдон, посвятивший ряд лет изучению культов и ложных религий, предупреждает верующих:
Бог не сотворил нас таким образом, чтобы мы могли безопасно и эффективно функционировать в условиях вражеского окружения. Если оно даже нейтрально, что, по существу отнюдь не так, кто знает, что бесы могут делать в их собственном окружении, и какая существует соотносительность между их и нашими мирами, или как она может возникнуть? Мы не предназначены для того, чтобы парить в астральных сферах. Допуская существование бесовского мира, человек заигрывает в астральной нечестивой сфере, наполненной злом и враждой. Мы, по своей природе, не обладаем интеллектуальной способностью отделять добро от зла, истину от лжи в сфере оккультизма. Например, пророк Даниил был весьма, разумным и благочестивым юношей, однако, даже, он должен был получить от Бога дополнительную мудрость, особым образом, чтобы иметь различие в вопросах оккультного характера. Таким образом, вовлеченность в подобные области всегда будет приводить к ошибочным заключениям, потому что человек, как падшее творение, не обладает необходимыми средствами или способностями, чтобы разбираться в вопросах бесовского характера.
Мы знаем на основании Божьего Слова, что сатана и его невидимое бесовское воинство, постоянно заняты деятельностью в этом мире, вокруг нас. Но у нас нет мудрости с точностью распознавать, когда они присутствуют, какова их численность и чем они занимаются. Верующие вступают на опасный путь, когда пытаются проникнуть в ту область, о которой Писание ничего не говорит и не дает никаких указаний. Нам необходимо облечься в Божие всеоружие и докладывать Богу с полной уверенностью зная то, что "Тот, кто в нас, больше того, кто в мире" (Иоан. 4:4). Даже "врата ада не одолеют" церковь Христа (Матф. 16:18).