А. Коран
Аллах в Коране сказал: «Земля и небо сгинули бы, если бы на них были другие боги кроме Аллаха» (21:22); «Мне внушено откровение, что ваш бог - Бог единый» (18:110); «Скажи: “Он - Аллах, единый, Аллах вечный”» (112:1,2); «Аллах не породил сына, и нет наряду с ним [другого] бога. А если бы не так, то каждый бог уносил бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» (23:91).
Б. Сунна
О единстве творца сообщается во многих хадисах Пророка (с.а.с.), например, в риваяте от Муслима сказано: «От Джабира передается, рассказавшего о хадже Пророка (с.а.с.) передается: «И он произнес формулу единобожия: “Вот я пред Тобой, о Аллах, вот я пред Тобой, вот я пред Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я пред Тобой…(и т.д.)”».
В этом же хадисе рассказывается о том, что когда Пророк (с.а.с.) поднялся на гору ас-Сафа, он повернулся лицом к Каабе, произнес формулу единобожия и такбир: «Нет божества, кроме Аллаха, один Он, нет у Него сотоварищей, Ему принадлежит вся власть, Ему хвала. Он на всякую вещь мощен. Нет божества, кроме Аллаха, один Он, Он верен Своему обещанию, Он исполнил обещанное, Он помог Своему рабу, Он один победил полчища врагов» [66].
Извечность Аллаха
Он Извечный.
Значение терминов
Извечный - «القديم» - противоположное «возникшему»; тот, чьему бытию не предшествовало небытие.
Краткое толкование
Создатель этого мира извечен, т.е. у Него нет начала, как у созданий. Доводов, приведенных для доказательства существования создателя, достаточно для того, чтобы доказать Его извечность. Выше мы сказали, что появление этого мира невозможно без создателя, который отличен от мира и не является его частью. Чтобы подкрепить этот довод, приведем еще несколько доказательств.
1. Рациональные доказательства
Вопрос касается атрибутов создателя, Он либо извечный, либо возникший, третьего не дано. Если он возникший, то, значит, он нуждается в том, кто его создаст, а тот, в свою очередь, нуждается в том, кто создаст его, и т.д.
В итоге мы либо получаем бесконечную цепочку: создание – нуждающееся в создателе – нуждающееся в создателе и т.д. до бесконечности. А как известно, бесконечная цепочка недопустима (абсурдна), с этим согласен любой разумный человек. Либо мы получаем замкнутый круг. Это можно изобразить следующим образом:
Как видите, мы получаем замкнутый круг, где в итоге пятый является создателем первого и как будто первый является причиной создания самого себя.
2. Доводы из священных текстов
Аллах в Коране сказал: «Он – и первый, и последний, явный и сокровенный, Он ведает обо всем сущем» (57:3). Пророк (с.а.с.) в одном из своих хадисов по этому поводу сказал: «О Аллах, Ты первый, и нет ничего до Тебя, Ты последний, и нет ничего после Тебя» [67].
Смысловые (обязательные) атрибуты
Он Живой, Могучий, Знающий, Слышащий, Видящий, Желающий, Обладающий волей.
Значение терминов
Живой - «الحي» - обладающий атрибутом жизни; это извечный божественный атрибут, если бы не он, то все остальные атрибуты не имели бы смысла.
Могучий - «القادر» - обладающий могуществом; это извечный атрибут Аллаха, им он создает и уничтожает, этот атрибут связан только с допустимыми вещами [68].
Знающий - «العليم» - совершенное обладание знанием; это извечный атрибут Аллаха, посредством которого Ему открыто все необходимое, допустимое, невозможное, этот атрибут связан с упомянутыми тремя категориями [69].
Слышащий - «السميع» - обладающий слухом; это извечный атрибут Аллаха, связанный со слышимым, но он не осуществляется посредством слушания и органа слуха.
Видящий - «البصير» - обладающий зрением; это извечный атрибут Аллаха, раскрывающий все видимое, но он не осуществляется посредством взгляда и органа. Слух и зрение Аллаха связаны только с сущим [70].
Желающий - «الشائى», Обладающий волей - «المريد»- синонимичные атрибуты Аллаха, связанные с волей. Это извечный атрибут Аллаха, распространяющийся на допустимое и связанный с возможным.
Краткое толкование
Создатель, создавший этот мир в таком мудром и уравновешенном состоянии, должен обладать этими совершенными атрибутами.
Общее доказательство наличия этих атрибутов у
создателя:
Если бы Ему не были присущи упомянутые атрибуты, то были бы присущи противоположные, т.е. смерть, немощность, невежество, глухота, слепота, принуждение. Из наличия этих атрибутов следовало бы, что этот мир либо не должен существовать, либо он должен представлять из себя хаос, на самом же деле мы видим обратное. Кроме этого, создатель должен обладать только совершенными атрибутами, а упомянутые атрибуты относятся к атрибутам недостатков, если бы они были присущи Ему, то Он имел бы изъян, а это невозможно.
1. Доводы в пользу атрибута «Жизнь»
А. Рациональные доводы
Если бы создатель был мертвым, то мы не могли бы отнести к нему упомянутые совершенные атрибуты, о необходимости которых мы сказали выше. Мертвое не может иметь ни могущества, ни воли, ни знания и т.д. Кроме того, мертвое не может создать живое.
Б. Доказательства из священных текстов
В Коране сказано: «Аллах – нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего» (2:255). Что касается сунны, то от Зайда ибн Сабита передается риваят: «Я пожаловался Пророку (с.а.с.) на бессонницу и он сказал мне: «Скажи: «О Аллах, закатились звезды, успокоились очи, а Ты живой, вечно сущий, Тебя не берет ни сон, ни дрема, о Живой, успокой мою ночь и даруй сон моим очам» [71].
2. Доводы в пользу атрибута «Могущество»
А. Рациональные доводы
Аллах Всевышний создал этот мир и населил его различными великими и удивительными существами. Существование многочисленных видов животных, растений, объектов неживой природы указывает на то, что создатель всего этого должен обладать мощью. Немощный не способен даже ухаживать за собой и тем более не способен создать и поддерживать жизнедеятельность такого огромного числа созданий. Разве может создатель существ, обладающих мощью, быть немощным?
Б. Доводы на основе священных текстов
Аллах в Коране сказал: «Могущество принадлежит только Аллаху» (2:165); «Кто властен над всем сущим» (67:1). В сунне по этому поводу есть мольба Пророка (с.а.с.): «О Аллах, я прошу Тебя о лучшем, о чем просил Тебя твой Пророк Мухаммад (с.а.с.), и ищу у Тебя убежища от того зла, от которого у Тебя искал убежища твой Пророк Мухаммад (с.а.с.) Ты даешь помощь и на Тебе лежит доведение, нет силы и могущества ни у кого, кроме Тебя [72]» (приводится у ат-Тирмизи, который характеризовал этот хадис как хороший).
3. Доводы в пользу «Знания»
А. Рациональные доводы
Точно так же, как и в предыдущем случае, мы заявляем, что этот мир не может быть создан тем, кто невежественен в отношении его точного строения. Точно так же не знающий работу столяра не способен сделать стул, не знакомый с хитростями кузнеца не способен выковать топор.
Б. Доводы из священных текстов
Аллах в Коране сказал: «Постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает» (2:255); «И у Него ключи к сокровенному! Знает о них только Он. Знает Он то, что на суше и в море. И не падет лист [с дерева] без Его ведома» (6:59); «Знает Он и тайное ваше, и явное. Знает Он то, что вы совершаете» (6:3). Что касается сунны, то однажды Абу Бакр (р.А.а.) обратился к Пророку (с.а.с.) со словами: «О Посланник Аллаха, научи меня словам, которые я буду говорить утром и вечером». Пророк (с.а.с.) сказал: «Говори: «О Аллах, Создатель небес и земли, Знаток скрытого и явного, Господь всякой вещи. Я прибегаю к Тебе от зла, которое во мне, от зла сатаны и его пособников [73]» (приводится у Абу Дауда и ат-Тирмизи).
4. Доводы в пользу атрибутов «Слышаший» и «Видящий»
А. Рациональные доводы
Если бы Ему не были присущи эти атрибуты, то были бы присущи противоположные, как известно, это атрибуты-изъяны, а разве можно создать мир, наполненный звуками и светом, будучи слепым и глухим? Разум не допускает подобного.
Б. Доводы из священных текстов: «Или же они полагают, что Мы не ведаем их тайн и сокрытых переговоров?» (43:80); «Он – внемлющий, зрящий» (42:11); «Не бойтесь, ибо Я – на вашей стороне и Мне [все] слышно и видно» (20:46); «Который сказал своему отцу: “Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, кто не слышит и не видит и не избавит тебя от какой-либо [беды]?”» (19:42). Слова Ибрахима (а.с.) о том, что идолы не слышат и не видят, доказывают, что Аллах слышащий, видящий. Что касается сунны, то Пророк (с.а.с.) сказал: «Если кто-либо из вас каждый день утром и вечером будет говорить: «Во имя Аллаха, при упоминании имени которого ничто ни на небесах, ни на земле не способно нанести вред. Он слышащий, знающий» - по три раза, то ничто не принесет ему вреда [74]» (приводится у ат-Тирмизи, который комментировал этот хадис как хороший-достоверный).
5. Доводы в пользу «Воли»
А. Рациональные доводы
Если бы у Него не было воли, то этот мир не был бы создан. Поскольку если бы мир был создан не волей, то он возник бы по необходимости, что указывало бы на его извечность. Но поскольку мы установили, что этот мир возникший (созданный) из ничего, то, следовательно, должна быть божественная воля, которая его создала и существовала до него.
Б. Доводы из священных текстов
В Коране сказано: «Когда Мы хотели погубить [жителей] какого-либо селения, то по Нашей воле богачи их предавались нечестию, так что предопределение осуществлялось, и Мы истребляли их до последнего» (17:16); «Воистину, Аллах творит то, что пожелает» (22:14); «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения желает» (2:185). Что касается сунны, то Пророк (с.а.с.) в одном из своих хадисов сказал: «Кому Аллах желает добра, тому дарует религиозные знания [75]». Слово Пророка (с.а.с.) «желает» указывает на волю.
Отличия от созданных вещей (чего-то возникшего)
Он не является акциденцией, телом, субстанцией, не имеет образа, границ, исчисления, не делится на части, не состоит из частей, не имеет конца, Он не описывается чтойностью (الماهية) и свойственностью (الكيفية).
Значение терминов
Чтойность: не следует задавать вопрос «Что Он есть?» поскольку данный вопрос подразумевает отнесение Аллаха к какому-либо виду существ и анализ составляющих Его сущности.
Свойственность: т.е. нельзя сказать, что Он как тот или такой-то на вкус, имеет такую-то температуру и цвет и т.д.
Краткое толкование
Ранее мы рассмотрели такие понятия, как тело, субстанция, акциденция, извечный и возникший. Мы установили, что акциденции являются созданными, и все, что имеет акциденции, тоже является созданным. Затем мы установили, что Аллах извечен и к Нему нельзя относить то, что связанно с созданиями. Он не является акциденцией, поскольку акциденции не могут существовать сами по себе, они нуждаются в пространстве. Если бы Он был акциденцией, то нуждался бы в месте для своего нахождения, а следовательно, был бы изменчивым и Его бытие было бы лишь возможным, зависимым от чего-либо другого. А, как известно, бытие Аллаха обязательно (необходимо), Он ни в чем не нуждается.
Он не является субстанцией, поскольку субстанция нуждается в пространстве, а это уже есть свойство тех, чье бытие возможно. А бытие Аллаха обязательно, кроме того, субстанции являются частью тел, а тела созданы, поэтому и их части также суть создания.
Точно так же все остальные атрибуты, перечисленные выше, являются атрибутами чего-то возникшего (созданий), все эти атрибуты указывают либо на зависимость, либо на изменение, либо на границы, которыми ограничены тела.
Создатель не находится в каком-либо месте