Quot;А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтоб он с братиями пошел к. вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет угодно" (16:12).
И последнее, необходимое для того, чтобы делать Божье дело по Божески, - это чуткость к тому, как Святой Дух руководит другими верующими.
Павел был убежден, что Аполлосу (см. Деян. 18:24-28) следовало сопровождать других братьев, Тимофея и Ераста, в Коринф. Павел очень просил Аполлоса об этом. Для себя самого апостол был убежден, что Аполлос должен был поступить именно так. Ведь у него были способности руководителя, которых не хватало Тимофею, и, казалось, он был именно тем человеком, который мог бы дополнить эту группу. Павел, как и некоторые из коринфян думал, что Аполлос - тот, кто нужен в Коринфе. Но сам Аполлос, однако, был убежден, что Господь велел ему оставаться в Ефесе еще некоторое время, - в точности так же, как и сам Павел был убежден, что он должен оставаться (ст. 8). Итак, когда Аполлос возразил (никак не хотел идти ныне), Павел с уважением отнесся к этому. Он знал, что даже апостол не посредник между Богом и другими христианами. Бог может использовать многих людей для того, чтобы показать нам Свою волю, но в основном Он руководит нами всегда непосредственно.
Когда придет пора (когда ему будет удобно) Аполлос пойдет в Коринф, если на то будет воля Божья. А пока он продолжит служить там, где Господь хотел, чтобы он служил сейчас. Аполлос, несомненно, очень доверял мудрости и суждению Павла, но, прежде всего, он доверял Самому Господу и Его прямому руководству. И Павел был бы последним, кто стал бы мешать этому доверию.
Совершенно необходимо, чтобы Божьи работники трудились сообща. Это и есть единство. Если мы едины во Христе, мы едины и друг в Друге. И если истинная работа церкви - это дело Господне, тогда мы должны работать в Нем вместе.
Глава 48. Принципы плодотворной жизни (16:13-14)
Quot;Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды; Все у вас да будет с любовью" (16:13-14).
Большая часть первого послания к Коринфянам написана в форме обличения и критики. Первые четырнадцать глав рассматривают, прежде всего, неправильное поведение коринфян, а глава 15 - их неверные теологические убеждения. Даже глава 13 - прекрасный трактат о любви - приведена для того, чтобы обличить Коринфян в отсутствии любви, что было так характерно для их церкви. Но эти обличения проистекали из глубокой любви. Павел был пропитан любовью Бога и его упреки, как и упреки Самого Господа, обращенные к Его детям, всегда были сделаны с любовью. "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12:6).
В заключение, в стихах 16:13-14, Павел дает коринфянам пять повелений. Коринфяне должны были всегда быть начеку, быть твердыми, духовно зрелыми, сильными и полными любви. Каждая из этих заповедей может служить исходной точкой для того, чтобы перечитать и вновь обдумать все послание.
Бодрствовать
Слово грегорео, употребленное здесь Павлом, может иметь значение "наблюдать", "быть разбуженным", "быть бодрым" и, метафорически, "быть живым" (как в 1 Фес. 5:10, где фраза "бодрствуем ли, или спим" означает "живы ли мы, или мертвы"). Этот термин употребляется в Новом Завете около двадцати двух раз, часто в значении духовной жизни и бодрости, в противоположность духовному равнодушию и апатии.
Кажется, что для коринфян нормальным состоянием было моральное, и духовное оцепенение, а иногда и физическое, как, например, когда они напивались во время Господней Вечери (1 Кор. 11:21). Они не бодрствовали ни в каком смысле, который мог бы иметь ценность. Они позволяли языческим идеям и привычкам своего прошлого возвращаться в их теперешнюю жизнь, нарушая верность Господу и дружбу друг с другом. Они подставляли человеческую мудрость на место Божьего Слова (1:18-2:6), разбивались на группки (1:10-17; 3:9 и т.п.), были безнравственны (5:1-13), таскали друг друга по судам (6:1-8), извратили представления о браке и безбрачии (7:1-40), потворствовали всем своим прихотям (10:1-13) и были безразличны к благополучию других (10:23-33); они неправильно понимали и использовали свои духовные дары (12-14), и, что всего важнее, не имели любви (13:1-6).
В Новом Завете говорится, что мы должны бодрствовать, не упуская из виду по меньшей мере шесть важных опасностей. Во-первых, мы должны быть начеку против сатаны. "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою" (1 Пет. 5:8-9). Нам следует изучать стратегические приемы сатаны, которые, хотя и непрямыми путями, основываются на трех принципах: "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (1 Иоан. 2:16).
Во-вторых, мы должны беречься искушений. "Бодрствуйте и молитесь, - сказал Иисус, - чтобы не впасть в искушение" (Марк. 14:38). Если мы не бодрствуем и не ищем Божьей помощи в молитве, мы, зачастую, даже и не заметим искушения. Когда наши духовные глаза закрыты или слипаются, нам легче впасть в грех.
В-третьих, нам надо беречься апатии и равнодушия. Сама природа этих грехов позаботилась о том, чтобы их трудно было заметить. Уже по самому своему определению тот человек, который апатичен и равнодушен, бесчувственен и поэтому не может быть начеку. Церковь в Сардисе считала, что имеет духовную жизнь, она "носила имя, будто жива", но на самом деле была так равнодушна к Божьей воле, что даже не осознавала того, что она "мертва". "Бодрствуй, -сказал этой церкви Господь, - и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя" (Откр. 3:1-3).
Христиане не могут, без вреда для себя, пренебрегать Божьим Словом. Не обращать внимания на Писание - значит не уважать его и обращаться с ним так, словно бы оно ничего не значило. Еще немного - и мы не вспомним, что получили и услышали, Господень путь становится для нас все смутнее и неопределеннее. Когда это происходит, и мы превращаемся в безразличных, нам следует "покаяться". Если мы этого не сделаем, Божья воля накажет нас с любовью, - в такое время и, возможно, таким образом, как мы вовсе не ожидаем.
В-четвертых, христианам надо быть начеку, опасаясь ложных учителей, о которых Новый Завет дает много предостережений. "У вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель" (2 Пет. 2:1). Многие люди, даже в церкви, действительно хотят приглашать в свою среду лжеучителей. "По своим прихотям будут избирать себе учителей", потому что их перестанет удовлетворять истина, и они "от истины отвратят слух и обратятся к басням". Поэтому словами "будь бдителен во всем" Павел предостерегает быть начеку против любого учения, которое не совпадает с Писанием (2 Тим. 4:3-5).
Четыре первые предостережения указывают на опасности, за которыми надо постоянно следить, чтобы вовремя от них уклониться, так как они принесут нам вред. Но в то же время нужно не упустить то положительное, что будет укреплять нас и помогать нам. Как уже отмечалось выше, Иисус велел нам бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение (Марк. 14:38). Молитва укрепляет нас идти Божьим путем, не менее, чем она предохраняет нас против путей сатаны. Молитва - это не просто случайный ритуал, в котором преданным христианам надо принимать участие по обязанности. Это - главное в духовной жизни, ее пульс, ее сердцебиение. "Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством" (Еф. 6:18).
Кроме того, христианам надо бодрствовать, ожидая возвращения Господа. У нас есть два огромных побуждения преданно жить для Христа: вспомнить то, что Он для нас сделал на кресте, и ожидать, что Он вернется снова. "Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет" (Матф. 24:42; ср. 25:13). "Придет же день Господень, как тать ночью, - говорит Петр, - поэтому "какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, Ожидающим и желающим пришествия дня Божия" (2 Пет. 3:10-12).
Быть стойким
Кроме того, для плодотворной жизни необходимо оставаться стойкими, стоять в вере. Как говорит великий богослов Чарльз Ходж, мы не должны сомневаться ни в одном из пунктов церковной доктрины. Коринфяне, как и ефесяне, увлекались "всяким ветром учения" (Еф. 4:14). Во многих вопросах они не оставались твердыми. Мало что было прочным и абсолютным для них; многое казалось им относительным, пробным.
Вера, о которой говорит здесь Павел, была не верой доверия, но верой в ту истину, которая содержится в Евангелие. Это - вера, о которой Иуда увещевал "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуда 3), это "Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились" (1 Кор. 15:1). Это - та правда, в которой мы должны подвизаться "добрым подвигом веры" (1 Тим. 6:12). Павел говорил Филиппийцам, что он ожидал услышать, "что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую" (Фил. 1:27). Здесь имеется в виду учение.
Сатана не может отнять у нас спасающую веру, но он может затмить содержание нашей веры, здравое учение Божьего Слова, - и часто он делает это. Если мы не крепко придерживаемся правильного толкования Писания, мы наверняка соскользнем в колею неверного понимания, неверного верования и неверного поведения. Многие из коринфян, испорченные влиянием своих неверующих друзей и соседей, очевидно, дошли до того, что стали смотреть на саму истину о Боге как на безумие (1 Кор. 1:18-21). Человеческая философия и мудрость почти лишила их способности воспринимать Божье Слово. Пытаясь сочетать человеческую мудрость с Божьей мудростью, они подорвали тем самым уникальность и авторитет Божьей истины. Павел предостерегал их: "Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым" (1 Кор. 3:18-19). Подобно многим людям в наши дни, считающим себя христианами, они полагали, что Писание всего лишь человеческий документ, содержащий толкование мнений о Боге, которые были распространены во время его написания. Если Божью истину вообще возможно узнать, - думали они, - так только через фильтр человеческого знания и мудрости.
Не только в своем мнении о Писании коринфяне не были стойкими. Они спотыкались и в том, что касается мнения о Господе Иисусе Христе. Язычество до того стало вновь омрачать их мышление, что некоторые из них, претендуя на то, что говорят "Духом Божиим", произносили "анафему" на Иисуса (12:3). Нестойкость в Божьем Слове привела их к такой степени испорченности и извращенности, что они стали нападать на самое сердце Евангелия, отрекаясь от Христа и называя Его проклятым. Они отвергали "искупившего их Господа" (2 Пет. 2:1).
Поэтому апостол говорит им, что они должны стоять твердо в вере. Как и фессалоникийцам, апостол мог бы им сказать: "стойте и держите предания, которым вы научены" (2 Фес. 2:15). Если мы собираемся быть стойкими в вере, мы должны быть хорошо наученными в Слове, мы должны смотреть на все и судить все с точки зрения Божьих норм и Божьей истины. Нам следует молиться за себя и за современную церковь так же, как Епафрас молился за колоссян, чтобы мы "пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу" (Кол. 4:12).
Быть духовно зрелым
Третий принцип, которому надо следовать, чтобы вести плодотворную христианскую жизнь, это принцип духовной зрелости, который Павел выразил здесь словами будьте мужественны. Основная идея здесь - идея смелости, основанной на духовной зрелости. Для духовно зрелого человека характерны самообладание, уверенность в своих силах и смелость, которых не хватает незрелому человеку или тому, кто не стал духовно взрослым.
Павел уже умолял их: "Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни" (14:20). Коринфянам надо было вырасти, стать взрослыми. Даже когда апостол служил среди них, он был не в состоянии говорить с ними "как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. "Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах..." С тех пор, как он покинул Коринф, они все еще не повзрослели. "Да и теперь, - продолжает он, - не в силах" (1 Кор. 3:1-2). Ему приходилось грозить им наказанием, как родителям приходится грозить непослушному ребенку: "Чего вы хотите? с жезлом придти к вам...?" (4:21).
Зрелость - это один из признаков любви (1 Кор. 13:11), которой коринфянам особенно не хватало. Любовь устремляет к зрелости во всех добрых начинаниях, она помогает нам взрослеть и в учении, и в духовной проницательности, и в эмоциональной устойчивости и самообладании, и в личных отношениях, и в моральной чистоте и во всех плодах Духа (Гал. 5:22-23). Прежде всего нам следует возрастать "в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2 Пет. 3:18), "доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова... но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос" (Еф. 4:13, 15).
Как может верующий добиться, чтобы расти и взрослеть? Возлюбив "чистое словесное молоко, дабы от него возрасти (нам) во спасение" (1 Пет. 2:2). Библия обеспечивает нас духовным и моральным питанием. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3:16-17).
Быть твердым
Будьте тверды - это четвертая заповедь относительно христианской жизни, которую дает здесь Павел. Как в данном случае, в Новом Завете греческое слово (кратаиоо) часто использовалось, чтобы отметить внутреннее, духовное качество. Этот глагол находится в страдательном залоге и буквально означает "быть укрепленным". Мы не можем сами себя укрепить; это - дело Господа. Наше дело -подчиниться Ему, чтобы Он мог укрепить нас. Мы можем только укрепляться "Господом и могуществом силы Его", укрепляться "в благодати Христом Иисусом" (2 Тим. 2:1).
Только сильный дух может успешно бороться и побеждать плоть. И, снова, именно в этом пункте у коринфян и была слабость, "потому что вы еще плотские", - говорил им Павел. "Ибо если между вами зависть, споры, разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?" (1 Кор. 3:3). И все же они обманывали себя, помышляя о себе, будто они были мудры и сильны. "Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым" (3:18). Апостол говорит о них с сарказмом: "мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки" (4:10). Их духовная слабость доводила их до того, что они презирали и оскверняли даже самое священное - в том числе и Господню Вечерю. Из-за этого богохульства "многие из (них) немощны и больны и не мало умирает" (11:30).
Человек, который думает, что он силен сам по себе, находится в огромной опасности (10:12). Однажды во время своего служения Павел столкнулся с этой самой опасностью. Он был "восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать... И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился". Урок, который апостол получил от Самого Господа, был: "довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2 Кор. 12:4, 7, 9).
Без самодисциплины силы в духовном отношении можно добиться не больше, чем в физическом. "Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного" (1 Кор. 9:25). Духовная сила приходит благодаря самоотверженности, самоотдаче и самодисциплине.
Наши силы возрастают тогда, когда мы используем свою силу. Когда мы поступаем "достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога", мы тем самым укрепляемся "всякою силою по могуществу славы Его" (Кол. 1:10-11).
Главный источник всякой духовной силы - это, конечно, Сам Христос. "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе", - заявлял Павел (Фил. 4:13). "Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение" (1 Тим. 1:12). Я могу себе представить, что Павел часто вспоминал псалом 27:14: "Надейся на Господа, мужайся; и да укрепится сердце твое, и надейся на Господа".
Надеясь на Господа, покоряя свой дух Его Духу, мы можем "крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке" (Еф. 3:16).
Исполниться любовью
Пятый принцип, необходимый для плодотворной жизни -самый исчерпывающий, и без него все остальные могут сделать нас резкими, воинствующими, жесткими. Поэтому Павел говорит: Все у вас да будет с любовью. Любовь дополняет и уравновешивает все остальное. Это - прекрасный, смягчающий принцип. Он удерживает нашу твердость от того, чтобы превратиться в жесткость, и нашу силу - от того, чтобы начать подавлять других. Она сохраняет нашу взрослость мягкой и деликатной, внимательной к другим. Она не дает нашему правильному учению превратиться в упорный догматизм и нашему образу жизни - в самодовольное, ограниченное фарисейство.
Любовь - это то, что было нужнее всего коринфянам.
"Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, -говорит Петр, - потому что любовь покрывает множество грехов" (1 Пет. 4:8). Любовь, как духовная сила, приходит от Господа "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога" (1 Иоан. 4:7). Мы способны любить друг друга, "потому что Он прежде возлюбил нас" (ст. 19).
Глава 49. Признаки любви в христианской общине (16:15-24)
Quot;Прошу вас, братия: вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым; Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, Ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг другу святым целованием. Мое Павлово приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа. Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа с вами, И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь" (16:15-24).
Во многих отношениях стихи 15-24 иллюстрируют содержащуюся в стихе 14 заповедь: "Все у вас да будет с любовью", логическим следствием которой они являются. Заключительные слова Павла - это не просто любезности, которые он расточает под конец своего послания по обычаю или из вежливости. Не меньше, чем любая другая часть Писания, эти слова - часть Божьего Слова и даны с божественным умыслом.
В этих стихах Павел, либо прямо, либо косвенно, говорит о любви в церковном собрании. Поскольку именно любви коринфянам более всего не хватало, - это последний призыв Павла к ним. Этот отрывок вводится заповедью, обращенной к ним, во всем поступать с любовью (ст. 14), и заключается заверением, что сами они любимы (ст. 24).
Под поверхностью этих заключительных приветствий можно разглядеть семь признаков любви в христианском содружестве: распространение Евангелия, служение друг другу, покорность благочестивым верующим, товарищество, уважение к преданным работникам, гостеприимство и нежная привязанность. Таким образом, эти последние слова, которые кажутся небрежными "свободными концами", составляют гармоничную тему, демонстрирующую то, каким должно быть отношение любви между коринфянами, по мысли Павла.
Распространение Евангелия
"Прошу вас, братия: вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии" (16:15а)
Члены семейства Стефанова были не только одними из первых обращенных в Коринфе, они были одними из тех, кого Павел называл начатком своего труда по распространению Евангелия по всей Ахаии, - южной провинции Греции, где находились Афины и Коринф.
Хотя большинство афинян, которым проповедовал Павел, остались скептичными и отвергли Евангелие, некоторые из них поверили (Деян. 17:34). Из Афин апостол отправился в Коринф, где первые несколько недель потратил на то, чтобы проповедовать, в первую очередь, евреям. Но "как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам" (18:6). Несколько евреев, таких как Крисп (ст. 8), поверили в Христа, но большинство из коринфских обращенных было язычниками, среди которых был и сам Стефан, и его семейство. Павел никогда не прекращал проповедовать ни евреям, ни язычникам, потому что любовь никогда не перестает достигать погибших.
Стефан был одним из немногих коринфских верующих, которых Павел крестил собственноручно (1 Кор. 1:16). Он навещал Павла в Ефесе в то время, когда писалось это письмо (16:17), и, возможно, вместе с Фортунатом и Ахаиком доставил Павлу то письмо из Коринфа, которое было упомянуто в 7:1. Его семейство, видимо, состояло не только из членов его семьи, но и из всех его слуг и рабов.
Начатки были частью урожая, они сеялись первыми и потому во время жатвы созревали первыми, Их появление было для крестьянина символом, что и остальной урожай скоро поспеет к жатве. Обращение Стефана и его семейства было знаком, что Бог был готов снять жертву еще большего урожая душ в Коринфе и в остальной Ахаии. Те верующие, которым Павел писал это письмо, все были частью этого урожая.
Через распространение Евангелия ранняя церковь выражала свою любовь. Из-за того, что фессалоникийцы делали "дело веры и труд любви" и имели "терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа... от (них) пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере (их) в Бога" (1 Фес. 1:3, 8). Хотя Павел служил среди них всего лишь в течение "трех суббот" (Деян. 17:2), свидетельство этой церкви стало известным по всему римскому миру. Если мы любим так, как любит Бог, так, как любил Павел и любила ранняя церковь, мы тоже будем приходить с Евангелием к тем, кто не знает Христа.
Любовь, с которой мы живем и свидетельствуем, наша только потому, что Бог дал ее нам (1 Иоан. 4:19). Павел любил потому, что им руководила Христова любовь (2 Кор. 5:14). Любовь, распространяющая Евангелие, как и всякое другое проявление христианской любви, не может вызываться плотью, нашей человеческой стороной. Это - дело Духа: вызывать и направлять нашу любовь и через нее приносить плод Богу.
До того, как Павел обратился, он был главным среди еврейских преследователей христианской церкви. После своего обращения он стал сам мишенью еврейских преследователей. Когда он был еще в Дамаске, "Иудеи согласились убить его... они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его" (Деян. 9:23-24). Поэтому для Павла было особенно трудно убедить кого бы то ни было, что он любил неверующих евреев. Стараясь убедить в этом римлян, он дал заверение своим словам: "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом" (Рим. 9:1). И, продолжая, он заявил: "великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти" (ст. 2-3). Это - наивысшая степень любви, стремящейся к распространению Евангелия.
Кто-то сказал: "Распространение Евангелия - это рыдание Бога. Евангелизация - душераздирающий плач Христа над осуждением Иерусалима. Евангелизация - это вопль Моисея: "О, этот народ согрешил, но ныне, если есть на то Твоя воля, прости им; а не так, то вычеркни меня из Твоей книги". Евангелизация - это крик убитого горем Павла: "я желал бы сам быть отлученным". Евангелизация -это восклицание Джона Кнокса: "Дай мне Шотландию для Христа - или я умру". Евангелизация - это плач родителей, не смыкающих глаз по ночам из-за того, что их ребенок не принял спасительной веры". Нам нужно просить Бога о такого рода любви.
Мы часто слишком быстро сдаемся, когда те, кому мы свидетельствуем, отвергают Евангелие; тем самым мы предаем боль и нежность своей любви.
Служение друг другу
"они посвятили себя на служение святым" (16:15б)
Второй признак любви - это та забота, которую Стефан и его семейство проявляли по отношению к единоверцам: они посвятили себя на служение святым.
Основное значение тассо (посвятили) - "поставить для". Часто оно употреблялось, когда говорили о том, что надо назначить, поручить, предназначить или послать конкретно человека или группу людей на конкретную работу или должность. Оно использовано в 13:1 послания к Римлянам, чтобы указать, что человеческие "власти от Бога установлены". В Деяниях (13:48) оно употребляется, чтобы научить, что все, уверовавшие в Иисуса Христа, "предустановлены к вечной жизни".
Посвятили себя - по-гречески здесь употребляется усиленная форма глагола, подчеркивающая, что Стефан и его семейство служили святым полностью по своей собственной инициативе. Нет ничего неуместного в том, чтобы церковь назначала служителей и распространяла обязанности среди своих членов, как это делала, например, ранняя церковь в Иерусалиме. Апостолы указали Иерусалимской церкви, что надо назначить несколько способных людей диаконами, которые будут заведовать раздачей пропитания нуждающимся вдовам в собрании, чтобы они сами могли больше времени посвящать молитве и проповеди Слова Божьего (Деян. 6:2-4).
Но Стефан и его семейство решили не ждать того, чтобы их кто-нибудь назначил. Они сами назначили себя на служение собратьям-верующим - помогать утолять всякую нужду, которую они видели среди святых. Их служение было самомотивированным и самоназначенным. Хотя в земной церкви иногда было необходимо поручать исполнение некоторых заданий, как это было с вышеупомянутым назначением диаконов, большая часть работы делалась и все еще делается теми, кто просто видит нужду - и утоляет ее.
Уильям Барклай пишет: "В ранней церкви охотное и непосредственное служение было началом официальной службы. Человек становился руководителем церкви не столько потому, что его назначали на эту должность какие-нибудь люди, сколько потому, что вся его жизнь и работа отмечали его среди других как человека, которого все остальные должны уважать. Все, участвующие в работе и труде Евангелия, достойны уважения - не потому, что они были назначены человеком на некую должность, но потому, что они делают дело Христа".
Слово служение происходит от слова диакониа, что означает служба, услуга, обслуживание. Тот, кто исполняет такую работу, это диаконос - то слово, от которого мы произвели слово дьякон. Исходно этот термин употреблялся по отношению к официантам за столами и к другого рода домашним слугам. Обязанностью первых христианских дьяконов было в буквальном смысле этого слова обслуживать столы (Деян. 6:2), но слово "диакон" скоро стало связываться с любой службой церкви или для церкви, и поэтому оно часто уважительно переводиться как "служение" или "служитель". В основе своей оба эти слова всегда означали смиренное, покорное личное служение, а не просто должность или конкретную функцию.
12:5 из первого послания к Коринфянам говорит о "служениях" (диакониа) использования наших духовных даров. Деяния 11:29 ("пособие") и 2 Коринфянам 8:4 ("дар и участие") говорят о диаконии финансового подаяния (ср. Рим. 15:31). Первые дьяконы были назначены "пещись (диаконео) о столах" (Деян. 6:2), для того, чтобы апостолы могли посвятить себя "служению (диакониа) слова" (ст. 4). Онисифор приносил Павлу большое утешение тем, "сколько он служил" (диакониа) ему в Ефесе (2 Тим. 1:16, 18). Иисус сказал: "Кто Мне служит (диаконео), Мне да последует; и где Я, там и слуга (диаконос) Мой будет. И кто Мне служит (диаконео), того почтит Отец Мой" (Иоан. 12:26). То, что Павел велел передать Архиппу, можно сказать и по отношению ко всем нам: "смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе" (Кол. 4:17). Любой христианин призван его Господом к служению, и один из самых верных способов, как мы можем служить Христу, это служить святым ради Него (Матф. 25:34-40).
Один из выразительных переводов слова тассо (посвятили), это - "предались", как это передано в Версии Короля Джеймса. Семейство Стефана "предалось служению святым". Они были непрестанно служащими верующими, которых автор послания к Евреям хвалит, говоря: "Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым" (Евр. 6:10).
Наркомания характеризуется тремя симптомами. Первый, это - привычка, сильное желание, побуждающее принимать данный наркотик. Второй - растущая привыкаемость - чтобы добиться желанного результата, с каждым разом приходится принимать все большую и большую дозу. Третий симптом - это зависимость: такое состояние, при котором наркоман должен принимать наркотик, чтобы функционировать. Из-за того, что термин предаваться ассоциируется с наркотиками, он в наши дни имеет неблагоприятное дополнительное значение. Но это слово подходит к тому типу служения, о котором говорит здесь Павел. Апостол и сам предавался Господней работе, и он очень старался побудить других верующих быть таким же, как он. У Павла была привычка делать Господне дело, его подталкивало к этому могучее, непреодолимое принуждение. Чем больше он служил, тем больше ему хотелось служить. Его привыкаемость к благочестивой работе заставляла Павла никогда не удовлетворяться тем, что он делал, и еще меньше - тем, что он уже сделал. Он стал зависимым от Господнего дела до такой степени, что оно стало необходимым для него, без него он не мог существовать. Он не мог нормально жить, если не был занят каким-нибудь служением, необходимым его Господу, Господним людям или неспасенным. Я уверен, что если бы он попытался "смотреть на вещи проще" и хоть немного отдохнуть, его замучили бы такие же симптомы, которые мучают наркоманов тогда, когда от них отнимают их наркотик. Он не был "работоманом", предающимся работе как наркотикам, работе ради работы. Он предавался служению ради любви.
Подчинение
"Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся" (16:16)
Третьим признаком любви в христианском содружестве является подчинение. Мы должны подчиняться в церкви не только назначенным руководителям, но и всем тем, кто преданно делает Господне дело. Всех благочестивых людей надо уважать, и всем им надо подчиняться.
Правильное подчинение - это ключевая тема жизни, исполненной Духом. Все верующие должны подчиняться друг другу (Еф. 5:21). Жены должны подчиняться своим мужьям (Еф. 5:22). Дети должны подчиняться своим родителям (Еф. 6:1-3). Верующие должны подчиняться законам и предписаниям государства (Рим. 13:1; 1 Пет. 2:13). Младшие должны подчиняться старшим (1 Пет. 5:5а). Каждый верующий должен покоряться путям, предписанным Богом.
В том, что касается покорности, прежде всего нас должно заботить не то, над кем мы должны властвовать, но то, под чьей властью мы должны находиться. Смирение защитит подчиняющегося от того, чтобы чувствовать себя отягощенным, и подчиняющего - от того, чтобы подавлять подчиненного. "Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Пет. 5:5б). Когда мы смиренны, Божья благодать дает нам милосердие и тогда, когда мы руководим, и тогда, когда мы следуем руководству.
Говоря от тех, кто принадлежит Ему, Иисус сказал: "кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Матф. 20:26-28). В отношениях с другими верующими прежде всего нам надо заботиться о том, как мы можем правильно подчиниться.
Практически это означает, что нам следует найти благочестивого человека, мужчину или женщину, который или которая были бы преданы Господней воле или Господней работе, и сделать этого человека образцом для себя. Подчиняясь, учась, возрастая и созревая духовно, мы постепенно сами станем такими людьми, которым другие смогут подражать. Павел мог сказать Коринфянам: "Будьте подражателями мне, как я - Христу" (1 Кор. 11:1; ср. 4:16). Фессалоникийцам он мог сказать: "Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу, принявши слово при многих скорбях с радостью Духа Святого" (1 Фес. 1:5-6). Автор послания к Евреям говорит: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13:7). Вот тот цикл ученичества, который Бог предназначил для Своей церкви: "Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его" (Лук. 6:40).
Павел хотел, чтобы эгоистичные, непокорные коринфяне последовали его примеру, и, в точности как он сам, постоянно покорялись примеру Христа. Мы все призваны покоряться тем, кто, в свою очередь, доказал свою покорность Христу. Кто же тот человек, которому нам следует покоряться? Это - любой, преданно отображающий и провозглашающий Слово Божие или служащий в Его служении; мы должны быть почтительны ко всякому содействующему и трудящемуся.
Люди Христовы не должны бороться за свои собственные права, привилегии и за то, чтобы другие их почитали. Они должны искать таких верующих, которым они могли бы подчиниться во Христе, кто мог бы быть для них учителем и образцом - и следовать этим людям. Истинная любовь приводит к истинной покорности, а истинная покорность сама собою разрешит бесчисленные конфликты, перебранки и жесткие, обидные чувства внутри Божьей семьи. Она сделает Его детей счастливее, а их работу для Отца - более продуктивной.
Товарищество
"Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, Ибо они мой и ваш дух успокоили" (16:17-18а)
Другой чудесный признак любящей общины - товарищество. Это не то, что мы непосредственно делаем или даем, а "побочный продукт", возникающий, когда мы совершаем нечто, например, совсем простое, остаемся с другом, который в беде, или навещаем больного. Главное в товариществе, что его переживают вместе, сообща; это то, что нельзя испытывать на расстоянии или из вторых рук.
Павел был благодарен, что три его друга Стефан, Фортунат и Ахаик пришли из Коринфа, чтобы побыть с ним. Они оказывали апостолу особую службу: восполняли для него отсутствие их товарищей-коринфян. Более того, они отнеслись к Павлу поистине по-дружески, оставаясь с ним, утешая его и отождествляя себя с Его служением. Тем самым освежили и успокоили дух Павла и дух коринфской церкви, которая их послала.
Один из тончайших комплиментов, которые нам могут сделать наши друзья-христиане: сказать, что их освежает наше присутствие. Это - признак истинного товарищества, в точности как товарищество - признак истинной любви. Товарищество может помочь исцелить наши раны - даже прежде, чем наши товарищи узнают о том, что мы ранены; оно может утешить нас даже тогда, когда те, кто вокруг нас, не знают о нашем горе; оно может подбодрить нас даже тогда, когда мы едва осознаем, что упали духом.
Товарищество может также предохранить нас от беды Одно только присутствие любящих друзей-христиан может уберечь нас от того, чтобы обидеться, впасть в грех или потерять мужество. Один из самых верных путей к духовному поражению - это начать пренебрегать дружбой с единоверцами. Коринфяне своими группками, своими тяжбами, своими половыми пороками, своим надменным злоупотреблением духовными дарами, своим осквернением основы христианского товарищества - Господней Вечери, нарушили эту дружбу.
Бог создал нас не только для Себя, но и друг для друга. Три друга из Коринфа сделали для Павла то же самое, что Иисус пообещал делать для Своих последователей-. Павел в этом отрывке использовал то же самое греческое слово (анапауо, успокоили), что употребил и Иисус, обещая "успокоить" тех, кто верит в Него: "Придите ко Мне, все труждающие и обремененные, и Я успокою вас" (Матф. 11:28). Друзья помогли апостолу, находившемуся в трудном положении, найти отдых и освежение. Они помогли облегчить его бремена просто тем, что были с ним. Поскольку они пришли из церкви, которая не была известна своей любовью или духом товарищества, эти трое, несомненно, дали Павлу особую духовную поддержку. "Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны" (Пр. 25:25). Стефан и Фортунат и Ахаик сами были для Павла добрыми вестями из Коринфа, прохладной водой для его истомленного жаждой духа.
Бог может утешить нас непосредственно, но часто Он выбирает другой способ и утешает нас через других людей. "Но Бог, утешает смиренных, - писал Павел, - утешил нас прибытием Тита" (2 Кор. 7:6). Незадолго до конца своей жизни, которую он самоотверженно отдал на служение и утешение других, Павел сам остро нуждался в утешении и помощи. Он просил Тимофея: "Постарайся придти ко мне скоро... Марка возьми и приведи с собою; ибо он мне нужен для служения". Димас оставил апостола, а Тихик был послан в Ефес. Только Лука оставался при нем; и, каким бы дорогим и полезным ни был этот друг, Павел чувствовал потребность иметь вокруг себя больше товарищей.
Товарищество такого рода, которое давали эти люди, освежает всех участников. Приход трех друзей из Коринфа освежил и успокоил не только Павла, но и самих коринфян: мой и ваш дух. Когда Тит лично принес Павлу добрые вести о том, что коринфская церковь покаялась, что в ней произошло изменение сердец, Павел, обращаясь к этой церкви, писал, что теперь они освежают своей дружбой и других: "Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его" (2 Кор. 7:13).