Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 3. Раннее Возрождение (15 в.). Кватроченто, архитектура




Становление новой худ. сис-мы. Первая половина 15 в. проходит в ситуации, когда новые тенденции форм. только во Флоренции.

Филиппо Брунеллески (1377-1446). Санта Мария дель Фьоре.

Получил образование в ювелир. мастерской, проявил интерес к математике и общался с крупнейшим математиком того времени. Он проходит увлечение скульптурой. В 1401 году Флоренция объявила конкурс на оформление бронзовых дверей баптистерий. Ему не присуждают 1 место, 1 место – Лоренцо Геберти. Но Б. оч амбициозен, он взбешён и разочарован. Он решает навсегда отказаться от занятия скульптурой. Но через несколько лет др. конкурс - завершение строительства собора Санта Мария дель Фьоре. Таленти (пред. архитектор) заложил в вост. части храма основу для возведения купола. Флорентийцы считали, что они особенные, и их собор не должен повторять логику др. соборов. Но ни сам Т., ни кто другой не обладают достаточными знаниями, чтобы возвести купол такого огромного диаметра. Стройка встала. Тут как раз востребованы его знания в области античности и мат. познания. Как архитектор, он был знаком с античностью: он неск. лет путешествовал и жил какое-то время в Риме, где как раз начались раскопки (со всеми вытекающими). Он разрабатывает проект, кот. и побеждает в конкурсе. Б. придумывает. как перераспределить вес на стены и т.д. и т.п. Короче, он крутой чел. Конструкция лесов – тоже новаторская. Двуслойный купол. Гл. несущая оболочка - внутренняя (толщина 5 м). Потом пустое пространство, и внеш. оболочка примерно 80 см. Между оболочек лестницы. Не только барабан, но и сам купол устремляется вверх. Диаметр основания около 43 м. Этим куполом Б. утверждает новое Р. мироощущение. Фонарь, кот. венчает сооружение, было достроено по чертежам Б. после его смерти.

Воспитательный дом (Оспедале делли Инноченти). Сама идея воспитательных домов не нова. Дома для брош. детей, подкидышей и т.д. существовали и в СР, но в основном они существовали при монастырях, на окраинах. Идея построить приют в центре города возникла у флорентинцев, кот. переживают головокружительное чувство соб. достоинства. В этих домах можно воспитывать действительно новых полноценных граждан. Здание фасадом выходит на площадь и оформляет одну из центральных площадей. Сама идея оформить этим зданием площадь абсолютно ренессансная. Для Ср. города характерна теснота, узкие улицы, отсутствие площадей. Б. проектирует не только дом, но и площадь. Площадь подразумевает новое чувство свободы. Б. предусмотрел всё: помещение для жизни детей, помещение для учёбы (там жили с младенчества до 18 лет), помещения для трудового воспитания (мастерские для мальчиков, у девочек – домоводство). Столовая в полуподвальном помещении.

Фасад развёрнут по горизонтали вдоль площади. Впервые чётко обозначено господство горизонт. принципа. Здание двухъярусное. 1 ярус, вход углублён, но оформлен широким портиком. Портик оформлен колоннами в римском стиле. Арочная аркада типологически восходит к рим. архитектуре, но по осмыслению это нечто новое. Колонны тонкие и изящные. Уход от зрительной тяжести – ещё одна хар. черта работы Б. Во всех измерениях господствует принцип золотого сечения и идеальных пропорций. Высота колонны и расстояние между колоннами равновеликие. Архитек. решение, которое пропорционально сопоставимо с чел-ом.

Б. внёс вклад в развитие а. всех типов сооружений. Выполняет неск. заказов по восстановлению и возведению церковных сооружений.

Сан Лоренцо. Построен в 11 веке. Но сильно обветшал. В первой половине 15 в. было принято решение реконструировать. Б. успел переделать интерьер, пристроил одну из капелл. Сан Лоренцо придавали громадное значение. Фаса подготовлен для облицовки, но никто с ним так ничего и не сделал. Печалька, в общем L. Старая Сакристия (капелла, построенная Б.. есть и новая сакристия, построенная Микеланджело). Интерьер простроен на новых Р. принципах. Капелла построена на основе идеал. пропорций. В основе лежит квадрат. Всё пространство просчитано идеальной геометрией. Идеал. правильность подчёркивается элементами оформления: пилястрами и чем-то там ещё. Человек попадает в идеально правильный мир, где всё взвешенно, чел не теряется там. Б. многое изменил во вн. решение. Новая сис-ма опор.

Капелла Паци. Частный заказ, на тер. церкви Санто Кроччо. Маленькое сооружение на основе пр. геометрии. Внутри геом. правильное вн пространство, перекрытое куполом. Не базиликальное, а центрическое здание. Вход оформлен развёрнутым по горизонт. и оформлен колоннами. Капелла Паци считается самым совершенным произведением Б. Серым камнем подчёркнуты элементы, кот. показываю верт. и горизонт. членение. Человек здесь может сопоставить себя с Богом.

Б. совершенно по-новому организует свет. Сис-ма окон строго продумана и соотнесена со сторонами света. Свет как бы останавливает движение, присущее СР. а. Свет подчёркивает структуру, идеал. правильность, законченность во всех элементах интерьера.

Его работы утверждают новый стиль и утверждают новые принципы а. Но основе идей Б. (кот. был безумно популярен. современники его фактически боготворят, у него много учеников)

Новый тип сооружений, носитель Р. стиля, - палаццо. Своего рода дворцовые сооружения, кот. начали строиться сначала во Флоренции. Палаццо Медичи Рекарди. Микелоццо ди Бартоломео – ученик Б. Такие сооружения строились по заказу самых богатых флорентинцев. Трёхъярусное сооружение. Ярусы обозначены карнизами. 2 нижних я. облицованы и облицованы по-разному. Нижний я – тяжёлым камнем, 2- более лёгким камнем, тщательно отшлифованным, 3 я. не облицован вовсе. Подчёркнутая тектоничность. Оформлен рядами окон, кот. рождает опр. ритм. они кажутся разными, но на самом деле идеально соотв. друг другу. Окна на 2 я. – маленькие бифории. Вн. дворик со статуей (*оч милый и уютный) маленький лёгкий и светлый. Предназначен для частной жизни семьи. Снаружи жёсткость, а внутри легко.

(за 5 мин до конца пары) Палаццо Строци. Палаццо Питти – пример макс. тяжёлого, почти тюремного здания.

 

Лекция 4. Искусство раннего Возрождения. Скульптура

Снова Флоренция. Снова баптистерий. Рельеф Геберти и рельеф Б. Предложенный сюжет на конкурс – жертвоприношение Авраама. Г. – оч популярен, в каком-то смысле законодатель мод. Реализм. Кроме самих «участников» там ещё есть свидетели и животные. Плавность и изящность. Отливалась за один приём.

Рельеф Б. Более энергичная и резкая манера. Б. выбирает самый страшный момент (когда нож уже занесён, Бог фактически в последний момент уводит руку Авраама). Более сложная трактовка всех элементов. Фон и выступающие части взаимодействуют по принципу контраста. Интерес к реалистическим деталям. Техника отливки более сложная.

Г. становится самых известным флорентийским скульптором. Через неск. лет ему предлагают ещё один заказ – оформление дверей флорентийского баптистерия. «Врата рая». Сотворение А. и Е. – во многом решён в традициях СР. Сюжет из жизни Иосифа – опыт по более чёткой организации композиции. Скульптор ищет возможность зафиксировать планы. Чёткое построение. Архитектурный фон создаёт иллюзию вн. пространства и создаёт т. опоры для нашего глаза.

Донателло (Донато де Барди). 1386-1446. Дружил с Б.

Ранний мраморный Давид (Д. – один из любимых героев Флоренции). Скульптура во многом восходит к поздней готике: изгиб тела и вытянутость, взгляд человека вообще. Начинает просыпаться интерес к обнажённому телу (обнажена нога).

Евангелист Марк. «Если действительно е. М. выглядел таким образом, я готов поверить всему тому, что он написал» - Микеланджело. Д. стремиться уйти от плавности. Большая убедительность и большая резкость. Лицо, в котором появляется личностная характеристика. Пока ещё скульптура крепко связана с архитектурой.

Св. Георгий. Утверждает физ. природу святого. Устойчиво и убедительно стоит на ногах.

Создание фигур пророков для оформления Санта Мария дель Фьоре. В верхней части фасада. На первое место – физ. природа (трактовка складок). Сближение человеческого и божественного. Ошеломляющий реализм. Напряжённое лицо, изобличающее сильный характер. Портретность (можно было узнать в пророках лица горожан). Пророк с тыквоподобной головой (на В.). Д. рвёт с традициями класс. пропорций. Возможно, специфика заказа и повлекла за собой развитие стиля.

Скульптурное изображение герба города (лев со щитом из песчаника).

Рельефы. Мадонна в облаках. Это не лиричная мадонна, держащая младенца на руках. В концепцию образа внесено драматическое начало. Фигуры развёрнуты в профиль. Кажется, будто им тесно, что создаёт доп. эффект напряжения и вн. драматизма.

Оформление Сиенского баптистерия. Пир Ирода. Настолько динамично, мы фактически мы видим разновременные события.Сцена на переднем плане как бы вынесена в нашу сторону. А на зд. плане – пространство, словно уходящее в глубину. Д. фактически создаёт худ. пространство нового типа, структурированное максимально чётко и понятно для нашего глаза.

Д. убедительно движется в сторону внесения чел. составляющей и в само произведение, и в наше восприятие этого произведения.

1432 год. Бронзовый Давид. Появляется обнажённое тело. Иная трактовка библейского сюжета. Обнажённость – символ героизма. Фигура расслаблена, Д. ногой попирает голову Голиафа. Здесь он символический герой, довольно тщедушный. Первая скульптура, предназначенная для кругового обхода. Расширение худ. концепции. Д.восстанавливает в правах приём хиазма/контрапоста. Эффект движения в стоящей скульптуре. Работа не мраморная, а бронзовая (бронза была популярна в античности). Любая фигура предназнач. для какого-то пространства с опр. типом освещения. Фигура замкнута сама в себе. Мрамор не только поглощает свет, но он как бы вбирает его в себя, контуры сглаживаются. Бронза же отражает свет. В основном ул. скульптура делается из бронзы. Сложная сис-ма световых отражённых потоков.

Д. как истинно ренессансный мастер, формулирует в своём тв. новую концепцию света.

Д. восстанавливает в правах уличный конный памятник Статуя кондотьера Гаттамелатта. (*к. – предводитель наёмного войска). Был сыном простого булочника. Но благодаря своей отваге и энергичности продвинулся. Ему решили заказать памятник. Тоже из бронзы. Вершина творчества Д. Трактован во многом в контексте ср. традиций. Памятник связан со стеной церкви, он не в центре площади. Она нога коня опирается на шар – способ перерасп. тяжести. Некая жёсткость может быть объяснена чисто технической сложностью.

Андреа Вероккео. У него обучался Леонардо. В чём-то продолжает традицию Д, в чём-то её изменяет, делая более сложной, Давид ещё более молод. Тело расслаблено, ещё меньше героического. Более сложный разворот тела. Небольшой эффект винтообразного движения фигуры.

Конная статуя кондотьера Калеоне. 1 нога оторвана от земли. Не параллельное соответствие между всадником и конём, появляется разворот. Титанизм.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 574 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2538 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.