Раковина, выделяемая мантией, состоит из арагонита и конхиолина. Наружный слой (периостракум) имеет незначительную толщину и темную окраску. Средний слой (остракум) - толстый, фарфоровидный. Иногда на поверхности остракума есть рябь или морщинистый слой. Внутренний слой раковины (гипостракум) - перламутровый и пластинчатый.
Прочность раковины зависит от прочности стенок - чем проще и реже перегородки, тем толще раковинные стенки. После захоронения арагонит растворялся и все слои замещались кальцитом.
Форма раковины - плотно свернутая двустронне - симметричная. Выделяются эволютные и инволютные раковины. С каждой стороны раковины находится умбикулюс или умбо- пупок. Это центральная, более или менее вогнутая часть раковины, не перекрытая в процессе завивания (рис. 33). Форма пупка зависит от формы поперечного сечения трубки и степени инволютности раковины (рис. 33).
А – вид раковины сбоку: у – устье; пл – перегородочные линии; вк – воздушные камеры; жк – жилая камера; Б-В – вид со стороны устья (В – пришлифовка через начальную камеру): вс – вентральная (брюшная), дс – дорсальная (спинная) и лс – латеральная стороны оборота; ум – умбикулюс, пупок; п – протоконх; с – сифон
Рисунок. 33. Схема строения раковин аммоноидей
Раковина, если выпрямить все ее обороты, представляет собой длинную, постепенно расширяющуюся трубку, состоящую из 3-х частей. Начинается трубка начальной камерой с известковой оболочкой - протоконхом, далее следует длинная трубка - фрагмокон, разделенная многочисленными перегородками на воздушные камеры. Последняя часть трубки - это жилая камера. Форма протоконха округлая, яйцевидная.
По мере роста моллюска тело его перемещалось вперед по трубке, оставляя позади себя перегородки (септы), которые отделяли все новые и новые воздушные камеры. Количество таких камер у аммоноидей на первых двух оборотах до 25, на пяти оборотах - до 70, а во всем фрагмоконе до 100.
Через все перегородки проходит сифон, отверстия для него усложнены сифонными дудками.
Рельеф перегородок сложный. Их выпуклые части, обращенные в сторону устья, называются седлами, а противоположные им, вогнутые - септальными лопастями.
Лопастная (перегородочная или сутурная) линия - это линия срастания перегородки со стенкой раковины. Различают лопастные линии четырех типов (рис. 34):
1) агониатитовый - элементов мало, они простые, нерасчлененные, выделяется одна очень широкая лопасть (встречаются в девоне);
2) гониатитовый - элементов больше, лопасти и седла простые, нерасчлененные, часто заостренные (распространение - девон, карбон, пермь, триас и мел);
3) цератитовый - лопасти зазубренные, седла простые (распространение - карбон, пермь, триас и мел);
4) аммонитовый - лопасти и седла сильно расчлененные (распространение - мезозой).
А – агониатиновая, Б – гониатиновая, В – цератитовая, Г – аммонитовая; I-I – плоскость симметрии
Рисунок. 34. Типы перегородочных линий аммоноидей
Сифон у аммоноидей покрыт оболочкой из фосфорнокислого кальция. Обычно сифон находится на брюшной (вентральной) стороне оборота, реже на дорзальной (спинной) как у рода Clymenia.
Жилая камера сзади ограничивалась последней перегородкой, а спереди заканчивалась устьем. Длина камеры варьировала от 0,5 до 1,75 оборота. Вблизи устья камера расширялась и становилась плоской. Иногда на ней появлялись пережимы.
Устье нередко закрывалось крышечками или аптихами. Это известковые или хитиновые пластинки.
Размеры раковин аммоноидей варьируют от 1 см до 2 м. Причины такого разнообразия размеров пока неясны (условия жизни или рост).Поверхность раковин аммоноидей была гладкой или скульптированной. Скульптура представлена струйками роста, ребрами, бороздами и килями, различными бугорками. Скульптура обеспечивала прочность раковины.
Историческое развитие. Аммоноидеи появились в раннем девоне, существовали до конца мелового периода, а затем полностью вымерли. Агониатиты существовали с конца раннего девона до конца позднего триаса. Они имели удобную для плавания раковину. Триасовые агониатиты были немногочисленны и однообразны в родовым и видовом отношении. Гониатиты обособились от агониатитов в конце среднего девона и вымерли в конце перми. Цератиты отделились от поздних агониатитов в конце ранней перми и вымерли в конце триаса. Аммониты произошли от простейших цератитов и существовали в течение всего мезозоя. Триасовые аммониты весьма примитивны, затем группа испытала расцвет, изменились форма раковин, скульптура, перегородки. Особенно разнообразны были меловые аммониты. Вымирание аммоноидеи на рубеже мела и палеогена было связано с быстрым развитием других хищных головоногих (осьминогов и др.).
Экология и тафономия. Аммоноидеи были исключительно морскими животными. В девонское время их было много во внешней неритовой зоне, жили они и вблизи рифов и на рифах.
В каменноугольных и пермских морях аммоноидеи обитали в заливах и бухтах, заросших водорослями. В целом в палеозое аммоноидеи населяли в основном прибрежные зоны. В мезозое, в юрский и меловой периоды эти головоногие пользовались более широким распространением.
Аммоноидеи обитали в зонах накопления осадков различного типа - как терригенных, так и карбонатных. Их находят в глинах, глинистых сланцах, в печаных, глинистых и мергелистых известняках, доломитах. Аммоноидеи практически не встречаются в конгломератах, органогенных и органогенно-обломочных известняках.
Аммоноидеи часто обитали вместе с наутилоидеями. В захоронениях совместно с аммоноидеями встречаются радиолярии, кремневые губки, пелециподы и гастроподы.