Предшественники.
- Живописцы венецианской школы пытались передать реальность, используя яркие краски и промежуточные тона
- Испанские художники Эль Греко, Веласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное влияние на основателей импрессионизма Эдуарда Мане и Огюста Ренуара.
- Рубенс, который делает тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные оттенки. Рубенс не использовал чёрный цвет, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов.
- Английские художники-романтики Констебл, Бонингтон и Тёрнер. Что же касается последнего, то уже в его поздних работах заметно как исчезает связь с реальным изображением мира и уход в индивидуальную передачу впечатлений.
- японская гравюра на дереве КитагаваУтамаро(1753 — 1806), Кацусико Хокусай, (1760-1849) чьи выставки прошли в Париже в 1854 году. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаге — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу,
«Большая волна в Канагаве» впервые была представлена публике в 1832 году, и является первой гравюрой из серии «Тридцать шесть видов Фудзи», а также самым известным произведением Кацусики Хокусая. Копии гравюры висят в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Британском музее в Лондоне, и ещё одна в доме Клода Моне в Живерни, Франция. На гравюре изображена огромная волна, нависшая над лодкой близ префектуры Канагава. Гора Фудзи виднеется вдалеке и является фоном к основному действию на картине. Как и все остальные гравюры из этой серии, «Большая волна в Канагаве» представляет собой вид на гору Фудзи при определённых условиях.
Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара. На ней были представлены 30 художников, всего — 165 работ.
Термин «импрессионизм» возник благодаря критику журнала «Ле Шаривари» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о салоне отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название одноименной картины Клода Моне.
«Ох и тяжёлый день выпал на мою долю, - писал в «Ле Шаривари» от 25 апреля критик Луи Леруа, - когда я отважился пойти на первую выставку, открытую на бульваре Капуцинок. Неосторожный, отправился я на выставку, не подозревая ничего дурного. Я предполагал, что увижу живопись, - такую, как везде, хорошую и плохую, чаще плохую, чем хорошую, но которая не покушается на добрые художественные нравы, на культ формы, на уважение к великим мастерам. Ох уж эта форма, ох уж эти мастера! Да кому они нужны, старина? У нас теперь всё по-другому.
Первый удар нанесла мне «Танцовщица» г-на Ренуара. Как жаль, что художник, наделённый некоторым чувством цвета, так плохо рисует. Ноги его балерины кажутся такими же пушистыми, как её газовые юбки».
Леруа продолжал осматривать залы, высмеивая поочерёдно пейзажи Моне и Сислея. Свою статью он озаглавил «Выставка импрессионистов», обратив внимание на морской пейзаж Клода Моне «Восход солнца. Впечатление».
Леруа писал: «Впечатление, так я и знал. Я говорил себе: раз уже я под впечатлением, должно же там быть что-то запечатлено. Рисунок на обоях в зачаточном виде и то выглядит более законченным, чем эта, с позволения сказать, марина!».
Особенности мировоззрения:
- Мир существует в непрерывном движении. Как передать это движение на полотне? – Отвлечься, абстрагироваться от материальной природы вещей и предположить, что все предметы, окружающие человека, состоят из материала одинаковой плотности, примерно равной плотности воздуха и света.
- Живопись флорентийского Возрождения в своём стремлении к зеркальному отображению действительности как бы совмещала в произведении два способа восприятия человеком мира – зрительный и осязательный, забывая о том, что зрение не даёт информации о материальной природе предметов. Художник изображал мир не таким, каким видел, а таким, каким знал.
- «Чистое наблюдение», провозглашенное импрессионистами, подразумевало отказ от идеи в искусстве, от обобщения, от законченности. Традиционное искусство требовало абстрагирования от конкретного объекта, отсечь случайное, запечатлев общее, главное, типическое. Импрессионизм же был против общего, утверждал частное, импрессионисты стремились изобразить каждое отдельное мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок – инстинктом.
Живописная техника:
- отказ от контура, замена его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда.
- солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий — разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении утрачивают интенсивность. Все цвета разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой:
· Голубой — Оранжевый
· Красный — Зелёный
· Жёлтый — Фиолетовый
Таким образом стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом отказа от чёрного. Импрессионисты предпочитают пленэр, где удобней схватить мимолётное зрительное впечатление, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала
Творчество Клода Оскара Моне
Моне (Monet) Клод Оскар, французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма. Учился у Э. Будена в Гавре (1858-59), в академии Сюиса (1859-60) и в мастерской Ш. Глейра (1862-63) в Париже.
1. Со 2-й половины 1860-х гг. стремился передать средствами пленэрной живописи ощущение изменчивости свето-воздушной среды, красочное богатство окружающего мира ("Завтрак на траве", 1866, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; "Лягушатник", 1869, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
2. С конца 1860-х гг. - исключительно пейзаж, человеческая фигура трактуется им как один из его естественных элементов. В своих картинах Моне добивался впечатления мягкой вибрации воздуха и как бы окутанных им форм с помощью мелких, дробных мазков чистых, не смешанных на палитре красок, рассчитывая на их оптическое совмещение в зрительном восприятии. ("Бульвар Капуцинок в Париже", 1873, "Скалы в Бель-Иль", 1886; оба произведения - в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
3. В 1890-е гг., стремясь запечатлеть многообразные состояния природы и атмосферы в разное время дня и при разной погоде, избирая один и тот же определённый мотив, М. создавал серии картин-вариаций ("Стога сена", 1890-91; "Руанский собор", 1893-1895). Для позднего периода творчества М. характерны всё большее растворение материальных качеств предметного мира в зыбкой, как бы нереальной среде ("Туман в Лондоне", 1903, Эрмитаж, Ленинград), нарастание черт условной декоративности и подчёркнутой эскизности исполнения (серия панно "Кувшинки", 1914-22, Музей Оранжери, Париж.