Лекции.Орг


Поиск:




Религиозная организация как юридическое лицо 1 страница




 

 

МОНОГРАФИЯ

 

 

Красноярск 2005


ББК

 

Монография подготовлена сотрудниками Сибирского юридического института МВД России:

 

Т.А. Бажан, докт. фил. наук, проф. – Введение, 1 (§ 1.1. (в соавторстве с Н.Ю. Тетерятниковым), §1.2. (в соавторстве с Р.А. Ражковым, Н.Ю. Тетерятниковым), §1.3.), 2 (§ 2.1. (в соавторстве с Р.А. Ражковым, Н.Ю. Тетерятниковым), §2.2. (в соавторстве с Н.Ю. Тетерятниковым), 3 (§ 3.1., § 3.2.), Заключение.

Р.А. Ражков, преп. – § 1.2. (в соавторстве с Т.А. Бажан, Н.Ю. Тетерятниковым), § 2.1. (в соавторстве с Т.А. Бажан, Н.Ю. Тетерятниковым).

Н.Ю. Тетерятников, канд. юрид. наук, ст. преп. – § 1.1. (в соавторстве с Т.А. Бажан), § 1.2. (в соавторстве с Т.А. Бажан, Р.А. Ражковым), § 2.1. (в соавторстве с Т.А. Бажан, Р.А. Ражковым), § 2.2. (в соавторстве с Т.А. Бажан)

Ответственный редактор – Т.А. Бажан.

 

Бажан, Т.А. Ражков, Р.А. Тетерятников, Н.Ю.

Религиозная организация как юридическое лицо: Монография / Т.А. Бажан, Р.А. Ражков, Н.Ю. Тетерятников – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2005. – 90 с.

 

Монография, посвященная проблеме статуса религиозных организаций, состоит из трех разделов. В первом – исследуются вопросы становления и развития института религиозных организаций в России (Российской Империи, Советском Союзе), правовые и экономические вопросы, значение института юридического лица для целей осуществления религиозной деятельности, анализируются признаки религиозной организации как юридического лица, определяется его правосубъектность, индивидуализация. Во втором – исследуются вопросы образования религиозных организаций, их государственной регистрации, реорганизации и прекращения деятельности религиозной организации. В третьем – религиозные организации характеризуются как юридические лица – участники правовых отношений, рассматриваются различные аспекты характеристик, влияющие на правовой статус религиозной организаций, их характеристика с позиций классификации юридических лиц.

Монография предназначена для юристов, аспирантов и студентов юридических вузов, а также для всех, кого интересуют актуальные проблемы религиозных отношений в современном обществе.

 

 

Одобрено на заседании ученого совета Сибирского юридического института МВД России “____” ____________2005 года. Протокол № ____.

 

© Коллектив авторов, 2005

© Сибирский юридический институт, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.......................................................................................................................................................................................... 4

1. Религиозная организация как юридическое лицо....................................................................................................... 7

1.1. Становления и развития института религиозных организаций в России (Российской империи, Советском Союзе, РСФСР и Российской Федерации)........................................................................................................................................ 7

1.2. Религиозная организация как форма религиозного объединения.................................................................... 36

1.3. Характеристика религиозной организации как юридического лица.............................................................. 47

1.4. Виды деятельности религиозной организации как юридического лица........................................................ 54

2. Образование, реорганизация и прекращение религиозной организации как юридического лица............ 57

2.1. Создание религиозной организации......................................................................................................................... 57

2.2. Отказ в регистрации, прекращение деятельности, ликвидация религиозной организации как юридического лица...................................................................................................................................................................................................... 62

3. Место религиозных организаций в системе юридических лиц............................................................................ 76

3.1. Религиозные объединения и их виды........................................................................................................................ 76

3.2. Учреждения, созданные религиозными организациями...................................................................................... 76

Заключение................................................................................................................................................................................... 81

Перечень используемых источников..................................................................................................................................... 82

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................................................................................................. 83

Официальные документы и нормативные материалы........................................................................................... 83

 


Введение

 

Целью настоящей работы является сбор и анализ нормативного и научного материала по вопросу правового статуса религиозных организаций как юридических лиц, для последующего группового (на занятиях по соответствующим темам таких учебных дисциплин как “Религиоведение”, “Конституционное право Российской Федерации”, “Гражданское право”) и самостоятельного изучения курсантами и слушателями Сибирского юридического института МВД России.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “О свободе совести и религиозных объединениях” гарантируют свободу совести и свободу вероисповедания в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Наиболее распространенной в Российской федерации формой осуществления соответствующих прав является добровольное объединение физических лиц в религиозные организации, являющиеся юридическими лицами, или в религиозные группы, действующие без образования юридического лица. Однако гражданско-правовой статус указанных юридических лиц существенно отличается от статуса юридических лиц с иной организационно-правовой формой. Данный вопрос вызывает живой интерес не только в среде граждан, исповедующих какую либо веру, но и в среде ученых, правоведов, студентов юридических вузов, и всех тех, кому не безразличны вопросы взаимоотношения государства и религии.

В религиоведении, конституционном праве, цивилистике вопросы взаимодействия государства и религии были и остаются актуальными. Однако изменения, произошедшие в России в последнее десятилетие, привели к всплеску интереса к религии россиян, что отразилось как на нормотворческой деятельности, так и на научных изысканиях в данной области, так и на активизации религиозных процессов и отношений в обществе. Вместе с тем, следует отметить, что данная тенденция не ослабевает; это подтверждается обилием научной, публицистической литературы, обширной судебной практикой. Настоящая работа является новой попыткой проведения полного и системного анализа вопроса статуса религиозных организаций как юридических лиц.

Во Всеобщей декларации прав человека право на свободу совести (ст. 18) понимается как свобода менять свои религиозные убеждения, свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. Эти же положения подтверждаются Международным пактом о гражданских и политических правах (19 декабря 1966 г.), Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (Резолюция 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г.), Европейской конвенцией о защите основных прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г. с изм. и доп. от 19 марта 1985 г.), Документом копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (29 июня 1990 г.) и др.

Конституция России инкорпорировала нормы международного права в области регулирования прав на свободу совести в российское национальное право[1]. Это следует из ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации. Право на свободу совести является основой правового статуса религиозных организаций в Российской Федерации. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, норм Федерального закона от 26 сентября 1997 г. “О свободе совести и религиозных объединениях”, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Первыми постсоветским законами, закрепившими и обеспечившими механизм реализации права на свободу совести и вероисповедания, были Закон СССР от 1 октября 1990 г. № 1689-1 “О свободе совести и о религиозных организациях” и Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1 “О свободе вероисповеданий”. Новое законодательство признало за религиозными организациями статус юридического лица[2], вернув им имущественные права, значительно расширило спектр деятельности объединений верующих граждан.

Рассмотрим некоторые особенности религиозных организаций как юридических лиц.


1. Религиозная организация как юридическое лицо

1.1. Становления и развития института религиозных организаций в России (Российской империи, Советском Союзе, РСФСР и Российской Федерации)

 

Ограничение религиозной свободы в дореволюционной России

Ограничения религиозной свободы, свойственные Российской Империи, можно разделить на три основные группы: ограничения перехода в другое вероисповедание, запрет прозелитизма, наличие запрещенных законом религиозных организаций.

1). Ограничивался переход в другое вероисповедание. Изменить свои убеждения и стать членом другой религиозной (точнее социально-религиозной) общности было возможно для подданных империи. Приветствовался переход в христианство (из нехристианской конфессии), в православие. Правда и в этом процессе предусматривался определенный порядок: “Устав о предупреждении и пресечении преступлений” содержал правила принятия в христианскую веру (как православную, так и всех разрешенных христианских церквей) язычников (членов шаманских сообществ), мусульман (ст. 110, 115). Это же касалось иудеев, которые “могут, по желанию их, быть принимаемы в Христианскую веру всякого терпимого исповедания, с разрешения Министра Внутренних Дел” (Свод законов. – Т. CI. – Ч. 1. – Прил. к ст. 76). Закон, учитывая негативный опыт массовых крещений указывал: “Православное духовенство в обращении Сибирских инородцев и Архангельских самоедов к Христианству имеет поступать по правилам кротким, ограничиваясь одними убеждениями, без малейших принуждений”. “Местное начальство обязано не допускать стеснения тех и других инородцев под предлогом обращения их в Христианскую веру”. (Свод законов. – Т. CI. – Ч. 1. – Ст. 1290, 1291.)

Предусматривалась возможность перехода из одного христианского исповедания в другое. “Лица, принадлежащие к одному из иностранных Христианских исповеданий, могут по своему желанию переходить в другое такое же, но не иначе как с разрешения высшей власти”. (Свод законов. – Т. CI. – Ч. 1. – Ст. 6.)

Произвольный же выход из религиозной общины рассматривался законодательством как преступное деяние, предусмотренное ст. 185, 188 “Уложения о наказаниях”, ст.. 38, 57 “Устава о предупреждении и пресечении преступлений”.

Категорически запрещался уход из православной церкви. (Но и здесь были свои исключения, например, в случае заключения межконфессионального брака.)

“Переход из православного исповедания во всякое иное безусловно запрещается и извратившийся из православной веры в неправославную рассматривается как заблуждающийся, который, по увещевании духовного начальства, снова должен быть возвращен в нее, поэтому против отпавших употребляются полицейские меры: они отправляются к своему духовному начальству для увещеваний, а имения их поступают в опеку и сами они лишаются прав отеческой власти”.[3] (Последнее означало, что дети “совратившихся” передавались на воспитание другим лицам на время, пока родители не станут вновь полноценными членами церкви). По возвращении отступника в лоно традиционной для него религии, он восстанавливался в правах, получал отторгнутое имущество и вновь воспитывал своих детей. То же самое касалось и перехода верующих из неправославного христианского исповедания в нехристианское[4]. Исключением - неосуждаемым переходом из одной религии в другую - было принятие православного исповедания.

2). Запрет прозелитизма [5]. Прозелитическая деятельность в России, как в свое время во всех странах Европы, была запрещена. Свобода веры понималась как свобода исповедовать свою “природную” религию, следовать традициям своего народа, воспитывать детей в соответствии с “верой отцов”. Смысл запрета прозелитизма отражен в ст. 138 “Устава Евангелическо-Лютеранской Церкви”: “Члены Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи должны тщательно воздерживаться от всякого нарушения надлежащего уважения к другим, свободно исповедуемым в Империи, верам, на основании общих государственных узаконений, особенно от строго воспрещаемого сими законами прозелитизма”.

Как некогда в странах Европы, право миссионерской деятельности предоставлялось только государственной (господствующей) религиозной организации: “В пределах государства одна господствующая Православная Церковь имеет право убеждать последователей иных Христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения о вере”. (Устав Пред. и Пресеч. Прест. – Ст. 97). “Духовные и светские лица прочих Христианских исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждению совести не принадлежащих к их религии; в противном случае они подвергаются взысканиям, в Уголовных Законах определенным”. (Свод законов. – Т. CI. – Ч. 1. – Ст. 4.) “Устав о предупреждении и пресечении преступлений” подробно рассматривал различные аспекты прозелитизма (Ст. 97, 104-109,111-114).

Факт “отступления от веры” в суде рассматривался с точки зрения того, сам ли человек лично или под чьим-то влиянием изменил свою веропринадлежность. Как следует из материалов антисектантских судебных процессов, в ходе судебного разбирательства выявлялись совратители и совращенные, получавшие в дальнейшем различные меры наказания. Например, по делу о хлыстовской организации (процесс 1745- 1752 гг.) проходили 416 сектантов. Наказания, определенные судом, отличались различной степенью тяжести: самые суровые меры были применены к 62 “учителям и пророкам” (принудительные работы), остальные получили более мягкие наказания. 47 человек, признанные судом совращенными в секту, вообще были отпущены без наказания.[6]

Совратитель наказывался более строго. В “Уложении о наказаниях” и в “Уставе о предупреждении и пресечении преступлений” содержалось около 40 статей, направленных против совратителей. Их подробный анализ приводится в работе Ф.Г.Тернера о проблеме свободы совести в России.[7] Во всех статьях законодательства, имеющих отношение к совращенным, всегда (и прежде всего) предусматривались меры увещевания и наставления. Ст. 184 “Уложения о наказаниях” предусматривала лишение виновного всех прав состояния и ссылку на каторжные работы за отвлечение из всякой христианской веры в ислам, иудаизм или другое нехристианское исповедание. За совращение из православия в иную христианскую веру, совратитель, на основании ст. 187, подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в Сибирь. Такому же наказанию подвергались и совратители в ересь, расколы и секты, и основатели новых сект (ст. 196). Совратители в секты, признаваемые особенно вредными, не только отправлялись в ссылку, но и должны были жить там отдельно от других поселенцев (ст. 197). За приобщение неофита к секте скопцов (путем его оскопления) предусматривалась каторга (ст. 201). Во всех случаях, когда совращение соединялось с насилием, наказание усиливалось.

В ст. 71 “Устава о предупреждении и пресечении преступлений” требовалось предание суду тех, кто тайно или явно совращал православных в раскол. Относительно же совращения из других конфессий (ст. 114) указывалось, что виновного следует взять под стражу и предать суду вместе с совращенным. Ст. 115 содержала целый ряд исключений, уточнявших из каких нехристианских в какие христианские организации и при каких условиях дозволялся переход.

Причем законодательной защитой от прозелитизма пользовалась не только православная церковь. Известны случаи, когда столкнувшиеся с прозелитическим воздействием, неправославные организации обращались за помощью к государственной власти. Так, во второй половине XIX века в Бердянском уезде среди молокан обнаружилась ересь “прыгунков”. Активные прозелитические действия новой секты вызвали враждебное отношение со стороны молокан. Обиженные “прыгунки” сами “обратились к местной гражданской власти об ограждении их прав и свободы их верования”.[8]

Несмотря на запреты, скрытый прозелитизм был в России всегда: все категории религий стремились найти новых последователей в соседней конфессиональной среде. Действительно, если не было бы прозелитизма, то невозможен бы было появление новых религиозных движений в стране, развитие сектантства.

3). Наличие запрещенных религиозных организаций.

К категории запрещенных относились “секты, исповедующие такие принципы, которые признаны государственной властью преступными, а именно: скопцы, иудействующие, молокане, беспоповцы, секты, не признающие брака, отказывающиеся молиться за царя”, осуществляющие изуверскую деятельность (скопцы). Причем в текстах законов отмечалось, что последователи таких религиозных организаций не преследуются за свои личные убеждения. В ст. 60 “Св. Уставов о предупреждении и пресечении преступлений” отмечалось, что “раскольники не преследуются за мнения их о вере”. Преследование начиналось тогда, когда имел место явный прозелитизм или совершались поступки, предусмотренные уголовными законами. К числу мер, препятствовавших их распространению, относился запрет принимать христианских детей на воспитание, нанимать православную прислугу и т.д.[9]

Петровские реформы в сфере религиозной жизни принесли ограничение тайны исповеди – одного из христианских таинств. “Устава о предупреждении и пресечении преступлений” предписывал священнослужителям хранить тайну исповеди. В тех же случаях, когда на исповеди сообщалась информация об “опасности, грозящей Монарху, Императорскому Дому, или государству”, священнослужители обязаны были “объявлять о том начальству” (§ 51, 52). Те же требования предъявлялись и духовным лицам других христианских церквей, например, лютеранским пасторам. (См.: Свод законов. – Т. CI. – Ч. 1. – Ст. 718, 719.)

Ограничения религиозной свободы были свое время характерен и для многих европейских стран до второй половины XIX века. По ряду параметров российское законодательство было более мягким по отношению к иноверцам, чем в католических странах. Заметное его отставание от правовых систем Запада обнаружилось лишь во второй половине XIX века, когда в ряде стран западного мира гражданам было предоставлено право на свободный выбор вероисповедания по достижении ими определенного (чаще 14-летнего) возраста. В 1873 г. такое право, например, было утверждено в Пруссии, в 1874 г. - в Австрии. По австрийским законам разрешался переход из одного исповедания в другое и даже отказ от религии (атеизм), причем религиозное состояние не влияло на юридическое положение лиц в государстве.

Законодательство о религии в Российской Империи (Правовой статус религиозных объединений в Российской Империи)

Принципами построения духовно-социальных отношений в Российской Империи были: 1) веротерпимость, границы которой определялись временем и особенностями российского общества; 2) различный правовой статус религиозных организаций в стране.

В Российской Империи все религиозные объединения фактически делились на пять категорий: 1) господствующая (РПЦ, имевшая статус государственной религии); 2) покровительствуемые (традиционные религии народов России: римско-католическая, евангелическо-лютеранская, реформатская, армяно-григорианская и нехристианские исповедания: иудейское, магометанское, ламаистское); 3) дозволенные или признаваемые (с 1883 г. - старообрядческие движения, с 1876 г. - анабаптизм, менониты, генгутеры); 4) терпимые (“раскольничьи секты, менее вредные секты, выделившиеся без дозволения государственной власти из протестантской и еврейской религий, языческая религия”); 5) нетерпимые (“особенно вредные секты, исповедующие такие принципы, которые признаны государственной властью преступными, а именно: скопцы, молокане, беспоповцы, секты, не признающие брака и отказывающиеся молиться за царя”).[10]

Религиозные организации в Российской империи (за исключением пятой категории) имели статус юридического лица, обладали правом собственности, имели налоговые льготы (освобождение от податей). Существовавшая в то время и закрепленная в нормах права иерархия религий наделяла таковые различными порциями религиозной свободы. Причем со временем возможна была перемена статуса религиозной организации в сторону его повышения. “Переход от одной степени свободы в другую, более высшую, зависел от политики государства, от юридического сознания народа и от степени энергии самих последователей религии”.[11] Дифференциация религий в России имела юридический характер и была основана на следующих критериях: 1) историческая специфика связи религиозной организации с государством; 2) различие в целях и принципах деятельности религиозных организаций; 3) их позиция по отношению к политической и правовой основе государства.

Первенствующая и господствующая вера в Российском государстве есть Христианская Православная Кафолического Восточного исповедания. Но и все не принадлежащие к сей Церкви, подданные государства и иностранцы, как в Империи, так и в Царстве Польском и Великом Княжестве Финляндском, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением своей веры и богослужения”. (Свод законов. – Т. CI. – Ч. 1. – Ст. 1.) Главенство Православной Церкви выражалось в следующем. Православной церкви дозволялось открыто совершать богослужения, устраивать религиозные процессии. В обществе, где был законодательно запрещен всякий прозелитизм, только православие имело право заниматься миссионерской деятельностью с целью обращения в свою веру инославных (принудительные меры по этому поводу законодательством запрещались). Закон брал на себя обязанность охранять и защищать интересы веры. Все табельные дни и праздники империи применялись к церковному календарю. По обрядам церкви совершалось богослужение по случаю государственных событий. Система образования, контроль за гражданским состоянием подданных находились в церковном ведении.

Особые обязанности по отношению к государственной религии закон возлагал на императора. “Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и всякого в Церкви Святой благочестия”[12]. По законам России император не мог исповедовать иной веры, кроме православной. Монарх был верховным защитником и хранителем догматов господствующего вероисповедания, блюстителем правоверия и церковного благочестия. “При вступлении императора на престол коронование и помазание совершается по чину православной церкви; по чину же православной церкви подданных разных христианских вероисповеданий могут приводиться к присяге на верность службы государю; православная церковь устанавливает особые моления о здравии и спасении государей, празднует дни их тезоименитства и др.”[13]

Причина “господствующего” положения РПЦ заключалась в следующем. Во-первых, православная вера была религией абсолютного большинства подданных государства (а значит, и его культурно-национальной интегрирующей основой). Во-вторых, в те времена считалось, что религия большинства не может служить основанием для дискриминации представителей иных вероисповеданий. Российское государство, довольно рано ставшее многонациональным (а значит, и полирелигиозным), нашло способ поддержания собственной целостности с помощью иерархической конфессиональной системы. Именно иерархия религий, четкое обозначение границ их распространения и сфер деятельности оставляла за исповеданием большинства и большую порцию прав. Такой правовой порядок был способен предохранять общество от межрелигиозной смуты до тех пор, пока господствующая церковь была способна сохранять свое единство (т.е. единство в жизнедеятельности большинства населения). По тем же основаниям все общества в прошлом, а многие страны и ныне, определяли и определяют в своем государственном пространстве государственные, официальные или привилегированные религии.

Покровительствуемые религии – традиционные религии народов России. Государство, исходя их необходимости поддержания духовного этнокультурного многообразия российского общества, стремилось поддерживать богатство духовно-религиозной жизни, предоставляя подданным ту меру религиозной свободы, которая была разумна и возможна на определенном этапе исторического развития страны. Особенности правового статуса религиозных организаций этой категории выражаются в следующем:

1) Статус покровительствуемых организаций закреплялся в законах. CI том (Ч. 1) “Свода Законов Российской Империи” содержит “Уставы Духовных Иностранных исповеданий”, где обозначены их права, обязанности, характер взаимоотношения с государством.

Организации покровительствуемых исповеданий управлялись собственными духовными ведомствами, деятельность которых контролировалось Министерством Внутренних Дел. Назначение на высшие должности согласовывалось с высшей государственной властью. Например, кандидаты на высшие должности в подразделениях Римско-Католической церкви, действовавших на территории Империи, (архиепископ-митрополит, епархиальные епископы) “назначаются Его Императорским Величеством, по предварительному соглашению с Его Святейшеством, Римским Папою”. (Свод законов. – Т. CI. – Ч. 1. – Ст. 24.) Определялась также структура канонической территории (количество епархий, статус различных церковных учреждений, монастырей) и штат священнослужителей. В законах обозначалась необходимость и порядок существования и образования духовных и светских учебных заведений для последователей покровительствуемых религий. В соответствии с которыми, например, в каждой католической епархии России действовали католические семинарии, а в столице – Духовная Академия (Ст. 24[14].)

2) Государство делегировало некоторые функции покровительствуемым религиозным объединениям. Духовные управления и священнослужители получали определенные полномочия в сфере внутренних административных дел, решали вопросы брачно-семейных отношений. (Ст. 60, § 2; ст. 62; ст. 990; ст. 1064, 1087 и др.)

Духовенство всех разрешенных исповеданий должно было вести метрические книги (регистрация брака, рождения, крещения, смерти). Соответствующие записи вели и выдавали документы католики (Ст. 60, § 2), лютеране (Ст. 337, 339) и другие объединения.

Мусульманским национальным сообществам, в среде которых особое значение имел шариат, предоставлялось право решать в своей среде целую категорию гражданских дел. Разрешалось рассматривать дела о неповиновении детей родителям, о нарушениях супружеской верности и выносить диктуемые нормами шариата решения. Запрещалось вынесение решений, связанных с физическим наказанием: “духовенство не может приговаривать подведомственных ему Магометан к телесным или иным посрамительным наказаниям, а ограничивается лишь увещеваниями”. (Ст. 1145) Кроме того, мусульманское духовенство имело право рассматривать и “по правилам Магометанской веры решать дела о частной собственности, возникающие между Магометанами по завещаниям или при разделах наследственных имуществ”. Решения по таким делам, вынесенные в мусульманской общине, могли оспариваться в гражданском суде. (Ст. 1144)

Ламаистское духовенство ведало вопросами брачного (семейного) права в среде единоверцев. (Ст. 1264, 1283) В тоже время им запрещалось “рассмотрение дел тяжебных о имуществе, или заключающих в себе уголовное преступление”. (Ст. 1281)

3) Финансовая поддержка со стороны государства. Покровительствуемые религиозные объединения получали постоянную или эпизодическую (“суммы, жалуемые от щедрот Монарших” - ст. 825) материальную помощь из казны. В наиболее привилегированном положении находились католики и лютеране. “Все Римско-Католического исповедания епархиальные управления и духовенство кафедральное, приходское, монастырское, и служащие в разных частях гражданского, военного и морского управления, получают содержание из государственного казначейства, и из процентов особаго в ведении Министра Внутренних Дел состоящего капитала…” (Ст. 91) Предусматривались пособия и пенсии для лиц духовного звания. (Ст.96) Такие же правила “распространялись и на духовенство Протестантское” (имеются в виду покровительствуемые протестантские организации). (Ст. 554)

По отношению к духовенству других конфессий этой категории действовали иные правила. Так священнослужители армяно-григорианской церкви содержались за счет своих приходов (Ст. 1045). То же касалось раввинов. (Ст. 1084).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 593 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

997 - | 760 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.