Мы можем праздновать счастливое событие рождения нового гражданина России каждые пятнадцать секунд. Соответствующую именно этому интервалу времени долю внимания и заботы получает роддомовское дитя от государственной системы родовспоможения. При домашних родах новый член семьи появляется на свет не так уж часто. Забота и внимание, которым окружают его участники события, возрастают в такой же степени.
Интимность домашнего рождения делает его незабываемым событием для всех старших членов семьи. Теперь день рождения будет ежегодным праздником не только по традиции, но и по существу. А рождение гражданина России можно будет отпраздновать после его регистрации в ЗАГСе.
Вот рассказ одной московской мамы:
«Каждый год мы празднуем дни рождения наших детей. А самый главный день рождения, собственно рождение, связан для нас с болью, страхом, стыком и напряжением от присутствия чужих людей.
Именно в такой атмосфере родилась моя первая дочь. Плюс стимулирование, резко ускорившее роды, а также стоны и крики других рожениц, надрывавшие душу. Когда же дочка появилась на свет, её, едва показав мне, унесли. Вместо радости и покоя после родов я испытала чувство пустоты, собственной ненужности, тревогу за ребёнка. Кроме того, невозможность сразу начать кормить ребёнка привела чуть позже к маститу.
Психологи утверждают, что течение родов и впечатления сразу после рождения остаются с человеком всю жизнь, становятся ядром его мироощущения. Лицо моей дочки, когда её стремительно вытолкнули в мир руки равнодушных чужих людей, было недовольным: этот мир ей, видно, не очень понравился. Сейчас ей 12 лет, и гримаса недовольства частенько появляется на её лице.
Второго ребёнка мы с мужем решили рожать дома, в ванной. Почувствовав схватки, я принялась наводить порядок, мыть полы, чтобы встретить ребёнка в празднично убранной обстановке. Переносить схватки, ползая на четвереньках, оказалось гораздо приятнее, чем лёжа в постели. Дело было летом, стояла жара, и мы с мужем и дочкой отправились на реку купаться. Я с удовольствием плавала. Правда, прохладная вода усилила схватки, и, когда мы вернулись домой, дело пошло быстро.
Девочка родилась в тёплой воде ванной, и первыми к ней прикоснулись руки её отца. Она казалась не вполне проснувшейся, будто не заметившей случившейся с нею перемены. Когда мы немного отдохнули с ней в водичке, я предложила ей покушать. Тут она проснулась и принялась за дело весьма энергично. Пуповина ещё связывала нас с дочкой, и помогала ей дышать. Может быть, поэтому мы так и не услышали традиционного младенческого крика при рождении. Сейчас дочке 10 лет, она открытая и доброжелательная, и очень не любит разлучаться со мной.
Рождение сына мне не удалось отпраздновать с таким же физическим комфортом. Мы переехали в деревню, где не было ванной. Зато я могла создать ребёнку комфорт душевный. Я не боялась боли и думала о том, что ребёнку тяжелее, чем мне, стараясь помочь ему хотя бы хорошими мыслями. Я думала о том, что это последние роды в моей жизни, в последний раз я могу испытать это удивительное переживание. Ведь при рождении ребёнка и мать рождается заново, становится другой. Я благодарила ребёнка за это очищающее меня страдание. Не знаю, поможет ли это моему сыну в жизни, достигнет ли он чувства любви и единения с миром, пока рано об этом судить. Но я сама тогда впервые ощутила себя взрослой».
Духовность
В знакомой обстановке мама более расслаблена, что даёт ей возможность полностью пережить духовный опыт родов как мистерию посвящения в материнство. Вы можете встретить своё дитя, самое любимое существо, в интимной обстановке, посмотреть в эти влюблённые глаза, наполненные небесным знанием, и дать ему уверенность, что он не ошибся, придя к нам. Дома нам легче пережить роды не только как физиологическое, но как душевное и духовное событие нашей жизни.
Нашим прабабушкам и прадедушкам в каком-то смысле было проще рожать и растить детей, пока существовала традиция. Традиция являлась многовековым обобщением общественного опыта, мудростью поколений. Там, где трудно было принять сознательное решение, можно было просто действовать по традиции и получить более-менее предсказуемые результаты.
Но в конце двадцатого века, когда эти традиции утрачены, каждое наше решение ответственно. Чтобы выполнить задачу ответственного родительства, нам надо выполоть все сорняки опасностей, грозящих нашему ребёнку в сегодняшнем мире. Если мы не принимаем сознательных решений на каждом шагу, то нас и наших детей подхватывают не традиции, а политика и большой бизнес со своей коммерческой выгодой и рекламой. Они стремятся принимать решения за нас. Стоит поддаться, и уже не мы живём, а нас живут.
Ответственное духовное родительство — это результат сознательного принятия решений. Когда мы, готовясь к родам, изучаем вопрос, как и где рожать, мы принимаем решение, которое влияет на всю последующую жизнь ребёнка. Сам характер и атмосфера родов во многом определяют его отношение к миру, наши с ним взаимоотношения и даже его отношение к родительству, когда придёт этому время. Таким образом, изучая данный вопрос (где рожать) и принимая сознательное решение, мы уже практикуем ответственное родительство.
Кому рожать дома
Любая ли женщина может рожать дома? К сожалению, нет! Для женщин, страдающих тяжёлыми заболеваниями сердца, почек, диабетом, эпилепсией, гипертонией, тяжёлыми токсикозами 2-й половины беременности домашние роды могут быть опасны. Сюда же относится случай диагностированного предлежания плаценты на поздних сроках беременности.
Задача этих женщин — разыскать такой роддом, где медперсонал понимает важность процессов запечатления, воссоединения ребёнка с матерью и постарается сделать всё возможное, чтобы их обеспечить. На сегодняшний день таких роддомов в России очень мало.
Рожать дома может любая здоровая женщина, которая захочет этого, подготовится и найдёт себе опытного, квалифицированного акушера. В этом случае домашние роды несут значительно меньший риск, чем роддомовские.
«В будущем нам нужны будут родильные отделения, обстановка в которых была бы совершенно домашней. Они ничем не должны напоминать акушерские отделения электронной эры. Такие родильные дома призваны будут сыграть важную роль в обучении настоящих акушерок.
Живущие в постэлектронную эру люди поймут, почему в нашей урбанизированной жизни необходимо найти место такому явлению, как домашние роды. Чтобы подготовить наступление постэлектронной эры, акушерству придётся стать более научно обоснованным, нам необходимо лучше знать нормальные физиологические процессы, происходящие до, во время и после родов» *.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Алишани Акин подготовила ряд вопросов о родовспоможении и грудном вскармливании, на которые она попросила ответить духовных акушеров и врачей, работающих в роддоме, а также своего отца, живущего в Калифорнии.
Ниже приводятся ответы духовного акушера из Москвы (Александр Н.); журналистки из Санкт-Петербурга (Татьяна Т.); врачей из московского роддома № 6, работающего в рамках программы «Больница улыбается ребёнку».