Оптика – это еще одна важнейшая характеристика видеокамеры, которая напрямую влияет на качество получаемой картинки. Особого внимания заслуживают 3 ее компонента – зум, стабилизатор и светосила.
Когда покупатель приходит в магазин электроники для консультации по выбору видеокамеры, неискушенному пользователю менеджер обязательно покажет «мега» возможности камеры на приближение объектов, то есть зум. Однако именно для видеокамеры важна не кратность приближения объекта, а шумы и потери качества при большом увеличении. Вообще, большой зум для видеокамеры – скорее недруг, нежели помощник. С другой стороны, было бы профанацией утверждать, что видеокамера вообще не нуждается в зуме. Эта функция важна, так как позволяет оперативно подстраиваться под условия съемки. Поэтому обращать внимание на принцип работы зума, конечно, надо.
Современный рынок предлагает видеокамеры с оптическим или цифровым зумом. Поняв сущность работы обоих типов, можно сделать разумный выбор в соответствии с предполагаемыми условиями съемки. Итак, при оптическом зуме изменяется фокусное расстояние, то есть в процессе участвуют линзы объектива.Этот закон физики известен нам еще с детства, когда в качестве предмета исследования мы использовали обычную лупу. Цифровой зум в качестве основного механизма увеличения использует матрицу. Часть изображения с нее просто растягивается на весь экран. Простой пример работы такого явления – увеличение масштаба изображения в любом графическом редакторе на компьютере. Изображение становится крупнее, а четкость – меньше.
На помощь качеству изображения при наведении зума приходит такая составляющая оптики видеокамеры, как стабилизатор. В современных видеокамерах используются два вида стабилизаторов – оптический и цифровой.
Суть работы цифрового стабилизатора заключается в том, что часть полезных пикселей на матрице служит исключительно для того, чтобы фиксировать дрожащее изображение, не участвуя в процессе формирования изображения. То есть такие пиксели занимают значительное место на матрице, а вот качество изображения совсем не улучшают. Они начинают свою работу при использовании зума. Поэтому качество картинки, даже при большом количестве пикселей, у камеры с цифровым зумом будет желать лучшего.
Однако данный тип стабилизаторов имеет и свои преимущества. Например, он занимает совсем мало места в конструкции видеокамеры, имеет низкое энергопотребление и достаточно дешев для производства.
В оптическом стабилизаторе компенсация дрожания картинки происходит до того, как оно фиксируется на матрице. Несколько линз и гироскопических сенсоров улавливают колебания и дрожания камеры, минимизируя их. На качестве картинки этот процесс никак не отражается, так как не затрагивает матрицу, а использует механические принципы устранения эффекта дрожания. Однако при видимых преимуществах оптического стабилизатора следует отметить, что он значительно увеличивает размеры видеокамеры, утяжеляя ее. Дорогой для производства, такой стабилизатор имеет большую вероятность поломки, нежели его электронный конкурент.
Выбирая видеокамеру с тем или иным стабилизатором, полезно будет учесть следующую информацию. Электронный стабилизатор имеет порог освещенности, то есть минимальное значение, ниже которого стабилизатор просто не будет работать. Оптический же стабилизатор требует определенную точку, которая будет оставаться неподвижной при дрожании камеры (например, камера надета на руку). В случае, когда оператор держит технику за заднюю часть или объектив, оптика стабилизатора может не сработать.
Светосила видеокамеры характеризует ее способность снимать в условиях плохой освещенности. Причем, значения этой характеристики обратно пропорциональны значениям зума. Чем больше зум, тем меньше светосила. Принцип этого тождества заключается в том, что светосила – это способность объектива пропускать максимально возможное количество света. А чем больше его попадает на матрицу видеокамеры, тем четче изображение, как мы доказали ранее. Но при использовании зума увеличивается ее чувствительность. Поэтому, выбирая между зумом и светосилой, целесообразнее выбрать последнее, ведь увеличить масштаб возможно и при монтаже. Большинство цифровых видеокамер имеют максимальную светосилу в пределах 1,6-1,8, что является самым оптимальным значением. Но есть модели видеокамер, у которых светосила равна 1:1,2 (JVC GR-DV4000). Такие объективы принято считать сверхсильными.
Три в одном, или Когда универсальность не приемлема…
Многие потенциальные покупатели при выборе цифровых видеокамер большое значение уделяют возможности производить фотосъемку этим же аппаратом. Однако желание приобрести 2 в 1 для видеотехники в большинстве случаев не оправдано. Ведь размер матрицы видеокамеры значительно меньше, чем у фотоаппарата. Для сравнения можно взять самую бюджетную «мыльницу» и видеокамеру среднего звена. В первом случае размер матрицы 1/2.7" — 1/1.7", во втором - 1/8"...1/6", то есть разница почти в 3 раза. Вполне понятно, что учитывать этот критерий при покупке видеокамеры не стоит. Вообще наличие таких функций, как ночная съемка, фиксация лиц, различные эффекты и так далее, можно рассматривать лишь в качестве бонуса. Ведь главное, что вы хотите получить от камеры – это четкая картинка, а компьютерный монтаж добавит необходимых спецэффектов.