Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Крепостные и частновладельческие театры в России и Беларуси




 

Театральное искусство. В XIX – начале XX в., как и ранее, продолжали свою деятельность мастера батлейки (из нее выросли затем кукольные театры). Представления давались как на библейские, так и на светские сюжеты. Параллельно работал театр народной драмы, участниками которого были скоморохи – молодые люди, обладавшие природными художественными способностями, веселые «на миру». Репертуар фольклорных театров складывался из произведений героического, комического, сатирического характера. Спектакли не требовали сложной подготовки сцены и декораций, достаточно было специальных костюмов. Драма могла сочетать элементы трагедии и фарса, не чуждалась натуралистических деталей и условных приемов. Батлейка и в дальнейшем продолжала собирать благодарных зрителей (главным образом на периферии). Приближавшиеся к профессиональному уровню фольклорно-театральные труппы, как правило, действовали в больших городах.

Присоединение к России, изменение социально-политических и экономических отношений сказались на судьбе крепостных, частновладельческих театров, успевших за многие годы широко распространиться на территории Беларуси. Количество их неуклонно уменьшалось, но отдельные из них продолжали действовать и подчас по уровню мастерства не уступали официально организованным профессиональным труппам. По-прежнему славились театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, С. Зорича в Шклове.

В частновладельческих театрах ставились оперы, пьесы, балеты с европейским размахом. В них звучала музыка местных, а также итальянских, польских и французских композиторов. Хоры, оркестры, кордебалет формировались главным образом за счет талантливой, обученной музыкально-драматическому мастерству сельской молодежи. Без участия крепостных оркестров и капелл магнатско-помещичьих театров, как и прежде, не обходились театральные спектакли, религиозные службы, военные парады, балы. Некоторые оркестры (струнные и духовые) виртуозно исполняли сложные симфонические и хоровые полифонические произведения. Уровня высокого искусства достигли хоры, группы вокалистов, отдельные исполнители.

Одновременно вне крепостной системы появлялись ростки собственно профессионального театра и драматургии. Причем новый белорусский театр опирался на достижения национальной литературы. С годами репертуар расширялся, польский язык на сцене все чаще заменялся русским; театр все более переходил на коммерческую основу, укрепляемую знатными меценатами. В моду вошли театральные сезоны, ведущую роль стали играть постоянные городские театры. Наряду с профессиональным развивалось любительское театральное искусство. В городах и местечках шли представления небольших самоорганизующихся частных трупп. Не замедлила появиться и своя театральная критика (П. Шпилевский, Ф. Подобед и др.), пропагандировавшая обновлявшееся национальное искусство сцены.

В ряде крупных городов Беларуси работали постоянные театры, которые приобщали зрителей к достижениям мировой драматургии. Так, в Минске с конца 1830-х гг. свой театр держал одаренный актер и режиссер Я. Хелмиковский, а после него – В. Дроздовский. Подобралась сильная труппа, которая ставила постановки по произведениям Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, А.Н. Островского, В. Гюго. В 1847 г. минчанам было предложено 48 спектаклей, а через два сезона – 55. В 1846 г. возобновил работу городской театр в Гродно (С. Новоковского). Постоянные театральные труппы имелись в Витебске (Я. Чеховича), Могилеве (С. Богуша-Сестренцевича). В других городах и местечках театральные постановки носили эпизодический характер и ставились в основном гастрольными труппами.

Особую роль в развитии национального театра сыграл В. Дунин-Марцинкевич. С его именем связана знаменательная дата в истории белорусской сцены: 23 сентября 1841 г. состоялась премьера любительского спектакля – комической оперы «Рекрутский набор», либретто которой сочинил он сам, а музыку написали С. Монюшко и К. Кржижановский. Это был его театральный дебют. В 1850-е гг. действовала созданная им театральная труппа, по уровню близкая к профессиональной. Сначала спектакли давались в фольварке Люцинка (под Ивенцом), где жил в то время В. Дунин-Марцинкевич. Актерами становились сам драматург, его дети, местные школьники, знакомые, соседи, крестьяне. Этот народный театр, своими постановками преображавший традиции белорусского фольклора, являлся ярким очагом демократической культуры.

В театре В. Дунина-Марцинкевича в Минске 9 февраля 1852 г. состоялась премьера оперы «Сялянка» («Идылiя»). Позже она исполнялась в Бобруйске и Слуцке. Новое знакомство со спектаклем произошло почти через полтора века, в 1994 г., в Национальном Академическом театре им. Я. Купалы. Эта комическая опера в постановке Н. Пинигина пользуется популярностью у минских и московских зрителей.

 

Крепостной театр — в Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности.

Выступала такая труппа где, сколько и как указывал хозяин, использовалась как в развлекательных, так и в коммерческих целях. Актёр крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые работы.

Репертуар, как правило, включал оперу, балет и драматические спектакли. О свободе творчества речи не шло, актёрский труд носил скорее принудительный и нередко временный характер. Уровень профессионализма актеров колебался от безвкуснейшей самодеятельности до достаточно сыгранного и известного коллектива[1].

Россия[править | править вики-текст]

Сцена театра в усадьбе «Ивановское»

В начале XIX века в подмосковных усадьбах насчитывалось более десяти крепостных театров. Пионером и одним из наиболее выдающихся был крепостной театр графов Шереметевых в Кускове, позже переведённый в Останкино. Блиставшая на сцене крепостная актриса Параша Жемчугова стала женой графа. Театр и его антураж сохранились до нашего времени. К числу самых известных принадлежали также театры:

  • князя Н. Б. Юсупова в подмосковном Архангельском,
  • генерала С. С. Апраксина в Ольгове,
  • графини Д. П. Салтыковой в Марфине,
  • Н. А. Дурасова в Люблино,
  • Н. Н. Демидова в усадьбе Алмазово, где блистал Мочалов-старший,
  • А. Ф. Закревской в усадьбе Ивановское (здание сохранилось),
  • П. А. Познякова в доме на Никитской («Наполеоновский театр»).

В Петербурге славились частные театры во дворце Юсуповых на Мойке и во дворце Нарышкиных на Фонтанке, в более ранее время — у князя Потёмкина в у Таврическом дворце и наследника престола Павла Петровича в селе Павловском.

Граф А. К. Разумовский, Шереметев, князь Трубецкой имели свои хоры. Также свои певческие хоры существовали у митрополитов, епископов, архимандритов, у полковых командиров. У Г. П. Ржевского был крепостной балет. Такая труппа давала особый почёт своему хозяину, впрочем, как и другие украшения барской жизни — псарни, оранжереи, зверинцы и т. п.

Прасковья Жемчугова в роли Элианы, 1785 г (опера Гретри «Самнитские браки»)

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!

— «Горе от ума», 1824 г.

Своей жестокостью к актёрам прославился владелец орловского крепостного театра граф Сергей Каменский. Нравы его театра описаны Н. А. Лесковым в повести «Тупейный художник». Билеты в театр граф продавал сам, сидя в кассе. В антрактах публику угощали пастилой, мочёными яблоками и мёдом. Граф зорко следил за игрой артистов и записывал все замеченные ошибки. На сцене висело несколько плёток, и после каждого акта он ходил за кулисы и там делал расчёты с провинившимися актёрами, крики которых долетали до слуха зрителей.

Часто смеялись и смеются и ныне над этими полубарскими затеями. Они имели и свою хорошую сторону. Эти затеи прививали дворне некоторое просвещение, по крайней мере грамотность; если не любовь к искусствам, то по крайней мере ознакомление с ними. Это все-таки развивало в простолюдинах человеческие понятия и чувства, смягчало нравы и выводило дворовых людей на Божий свет. От этого скоморошества должны были неминуемо западать в них некоторые благие семена. Эти полубарские затеи могли иметь и на помещиков благодетельное влияние: музыка, театральное представление отвлекали их отчасти от псовой охоты, карт и попоек.

— П. А. Вяземский[2]

Белоруссия[править | править вики-текст]

См. также: Театр в Великом княжестве Литовском

Несвижский театр Радзивиллов. Декорации к спектаклю

На территории современной Белоруссии крепостные театры возникают в ХVIII веке. В 1740—1791 годах в Несвижском имении действовал крепостной театр князей Радзивиллов — владельцев несвижской ординации.

Премьера постановки «Образец справедливости» состоялась в 1740 году. Первую комедию авторства Франциски Урсулы Радзивилл «Остроумная любовь» поставили через шесть лет. Показы сопровождались музыкой в исполнении несвижской капеллы Радзивиллов. Ставились спектакли в специально построенном здании — «камедихаузе» или во дворце «Консоляция» в предместье Несвижа Альбе и под открытым небом, в так называемом зелёном театре. Одновременно с несвижским театром существовал слуцкий, он принадлежал Иерониму Флориану Радзивиллу. В репертуаре преобладали опера и балет.

Придворные театры известны также в Слониме, Гродно, Шклове, театры Сапег — при дворцах в Ружанах и Деречине.

 

31. Театр и драматургия В.ИДунина – Марцинкевича.

Дунин-Марцинкевич, Викентий Иванович

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Винцент Дунин-Марцинкевич
Викентий Иванович Дунин-Марцинкевич
Имя при рождении: Викентий Иванович Дунин-Марцинкевич
Дата рождения: 4 февраля 1808
Место рождения: фольварк Панюшковичи, Бобруйский уезд, Минская губерния ныне Бобруйский район
Дата смерти: 21 декабря 1884 (76 лет)
Место смерти: д. Люцинка, Минский уезд,Минская губерния
Гражданство (подданство): Польша
Род деятельности: писатель, драматург, поэт
Направление: драматургия
Жанр: сатира, элементысентиментализма
Дебют: "Сялянка" (1846)
Винцент Дунин-Марцинкевич наВикискладе

Винце́нт Ду́нин-Марцинке́вич (Ви́ктор Ива́нович Ду́нин-Марцинке́вич; белор. Вінцэнт Дунін-Марцінкевіч, польск. Wincenty Dunin-Marcinkiewicz; 4 февраля 1808 (по другим данным 1807[1]), фольваркПанюшковичи, Бобруйский уезд, Минская губерния — 21 декабря (по другим данным 29 декабря) 1884, д. Люцинка, Минский уезд, Минская губерния) — белорусский[2] писатель и драматург, классикбелорусской литературы[3].

Биография[править | править вики-текст]

Родился в фольварке Панюшковичи Бобруйского уезда, в семье мелкого дворянина-арендатора; среднее образование получил в Бобруйске, затем был два года студентом-медиком Виленского университета(по другим данным Петербургского университета); служил чиновником в разных учреждениях г. Минска; в 60-х годах приобрел небольшое имение, в котором и умер. Похоронен вблизи деревни Падневичи Воложинского района, Минской области.

Творчество[править | править вики-текст]

В. Дунин-Марцинкевич писал на польском и белорусском языке. В центре его художественных зарисовок стоит белорусская деревня, ее быт. Особое внимание уделяется белорусскому фольклору. Поэт красочно воспроизводит белорусские обряды (купальская ночь, дожинки, «дзяды», свадьба). Для творчества В. Дунина-Марцинкевича характерны элементы сентиментализма.

Формально-художественные средства не отличаются большим разнообразием. Его поэмы описательны, в изображение крестьянского и шляхетского быта вплетается незатейливая романтическая интрига. Пьесы В. Дунина-Марцинкевича остаются актуальным материалом для белорусских драматических театров. Устойчивой популярностью пользуется «Пінская шляхта», отличающаяся живостью диалога и удачным развертыванием комических ситуаций. Данная пьеса является классическим белорусским литературным произведением и входит в школьную программу, так же как и комедия «Залеты».

Авторство «Пинской шляхты»[править | править вики-текст]

Белорусский филолог, профессор Нина Мечковская в статье «Винцент Дунин-Марцинкевич не был автором водевиля „Пинская шляхта“» (Wiener Slawistischer Almanach 46, 2001) приводит аргументы, которые, по ее мнению, могут поставить под сомнение авторство известного драматурга: Дунин-Марцинкевич писал все свои произведения, используя только латинский шрифт, а рукопись «Пинской шляхты» написана кириллицей, автор «Пинской шляхты» многое заимствовал из комедии Ивана Котляревского «Наталка-Полтавка», а каких-то связей Дунина-Марцинкевича с украинской литературой до сих пор не обнаружено. Хотя действие пьесы якобы происходит в селе Ольпень под Давид-Городком, но белорусский диалектолог Фёдор Климчук утверждает, что она написана не на говоре Ольпеня, а на говорах сел возле самого Пинска, и предполагает, что её автором был пинский литератор Стефан Куклинский[4].

С версией Н. Мечковской несогласны исследователи творчества В. Дунина-Марцинкевича Адам Мальдис[5] и Геннадий Киселёв[6], отстаиваюшие версию об авторстве Дунина-Марцинкевича.

После подавления восстания Кастуся Калиновского в 1863 году. Среди узников Пищаловского замка Минска был известный белорусский писатель Винцент Дунин-Марцинкевич (срок отсидки: 1864—1865 гг.) и его дочь Камила, осужденные за распространение революционных листовок и активную поддержку восстания. Именно в тюремных стенах у писателя родился замысел главного своего произведения — романа «Пинская шляхта».

Литературные произведения[править | править вики-текст]

  • Поэмы (на белорусском языке): Гапон 1854, Вечарніцы 1855, Купала 1855, Шчароускія дажынкі 1857.
  • Драматические произведения: комедия-опера «Сялянка» 1846, одноактный водевиль «Пінская шляхта» 1866, комедия «Залеты» 1870.
  • Перевод поэмы А. Мицкевича «Пан Тадеуш» 1859.

Некоторые произведения находятся в рукописях.

Память[править | править вики-текст]

  • Имя В. Дунина-Марцинкевича носят Могилевский областной театр драмы и комедии (г. Бобруйск), улица в Минске.
  • Министерство культуры Белоруссии и Белорусский союз театральных деятелей (БСТД) учредили театральную премию имени Винцента Дунина-Марцинкевича. В Белоруссии существует Международный фестиваль национальной драматургии, который также носит имя драматурга.
  • 4 февраля 2008 года Национальный банк Республики Беларусь ввел в обращение памятную монету «В. Дунін-Марцінкевіч. 200 год».

Бобруйщина – родина классика, одного из создателей новой белорусской литературы и драматургии, поэта, театрального и общественного деятеля Винцента Ивановича Дунина-Марцинкевича. По мнению некоторых исследователей, он остался в истории как первый белорусский профессиональный писатель.

 

Родился Дунин-Марцинкевич 4 февраля 1808 года в фольварке Понюшковичи Бобруйского уезда Минской губернии в шляхетской семье. Предки писателя еще в XVII веке владели усадьбой Марцинкевичи в Смоленском воеводстве, имели свой герб «Лебедь» и пользовались всеми правами шляхты. Но родители Винцента собственной земли уже не имели и арендовали фольварк Понюшковичи у близкого родственника Станислава Богуша-Сестренцевича (дядя В. Дунина-Марцинкевича) – могилевского архиепископа, митрополита всех римско-католических костелов Российской империи.

 

С середины 1820-х годов Винцент жил в Минске и находился на государственной службе, имел должность при дворянском собрании. В 1831 году он вступил в брак с дочкой адвоката Юзефой Барановской, с которой имел семерых детей.

 

Через 10 лет В. Дунин-Марцинкевич купил небольшую усадьбу в д. Малая Люцинка Воложинского района и поселился там, оставив государственную службу.

 

В этот же период начал заниматься литературной деятельностью. Первые произведения (тексты для оперетт) «Соревнования музыкантов», «Волшебная вода», «Рекрутский еврейский набор» писал на польском языке. Музыку к ним написал композитор Станислав Монюшко. Участие в создании музыки принимал и сам Винцент, иногда при постановке пьес выступая как актер (роль старого еврея в оперетте «Рекрутский еврейский набор»).

 

В 1846 году в Вильно отдельным изданием вышло либретто музыкально-драматического произведения – оперы «Крестьянка» (позже – «Идиллия»). Она считается принципиальным явлением в становлении новой белорусской литературы. Если паны здесь говорят по-польски, то крестьяне – впервые в литературном произведении – по-белорусски. Писатель высмеивал гонорливость шляхты, слепое увлечение всем французским и одновременно создавал образ доброго пана, который через любовь к крестьянской девушке полюбил крестьян и хочет, чтобы и они его любили.

 

В 1840–1850-е годы существовал театр (драматический кружок) В. Дунина-Марцинкевича, созданный им как любительский театральный коллектив. Он считается первым белорусским национальным театром современного типа. Труппа состояла из 20 человек, в том числе сам писатель, две его дочери и сын, представители минской интеллигенции. Театр придерживался народных традиций и отличался демократизмом. После первой же постановки «Крестьянки» деятельность коллектива была запрещена властями, но нелегально спектакли продолжались в разных городах Беларуси до 1856 года.

 

В этот период в Минске вышла из печати поэма «Гапон», – первое произведение В. Дунина-Марцинкевича, созданное полностью на белорусском языке, в котором показана условность социального разделения общества. Во второй половине 1850-х годов писатель перевел с польского на белорусский язык поэму польского поэта белорусского происхождения Адама Мицкевича «Пан Тадеуш, или Последний наезд на Литве. Шляхетская история 1811–1812 годов в двенадцати книгах, писанная стихами». В ней изображена широкая картина жизни Беларуси начала XIX века. Это был первый в мире перевод знаменитого произведения на другой славянский язык.

 

В 1861 году в Вильно отдельным изданием на польском языке вышел стихотворный исторический рассказ «Люцинка, или Шведы на Литве». В нем поэтически прославлялись мужество и героизм предков современных белорусов в борьбе с захватчиками. Это последняя книга В. Дунина-Марцинкевича, изданная при его жизни.

 

Писатель поддерживал взгляды шляхетских революционеров начала 1860-х годов и имел отношение к восстанию 1863–1864 годов под руководством К. Калиновского. Власти подозревали В. Дунина-Марцинкевича в авторстве антиправительственных изданий, в частности пропагандистской брошюры «Беседа старого деда», в которой вскрывались царские порядки, звучали призывы к крестьянам поддержать освободительное движение.

 

В 1866 году писатель создал свое лучшее произведение – комедию «Пинская шляхта». В ней высмеивалась заносчивость, надменность и одновременно страх мелкой шляхты перед властями, их несправедливый суд. Однако на сцене пьеса была поставлена только в 1917 году, а напечатана через год в газете «Вольная Беларусь». Примерно такая же судьба ожидала и его сатирическую комедию «Залеты», которая была написана в 1870 году.

 

Умер В. Дунин-Марцинкевич 29 декабря 1884 года, похоронен на кладбище в урочище Тупальщина недалеко от Люцинки. На Могилевщине его память увековечена в названии Могилевского областного театра драмы и комедии в Бобруйске, перед зданием театра установлен бюст В. Дунина-Марцинкевича, на костеле – мемориальная доска. Место бывшего фольварка Понюшковичи обозначено мемориальным знаком в виде беседки и камня с надписью «На гэтым месцы знаходзілася сядзіба, дзе ў 1808 годзе нарадзіўся В.І. Дунін-Марцінкевіч класік беларускай драматургіі».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1168 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2335 - | 2134 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.