Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Часть третья. Перспективы развития социологии




 

Как отмечает А.О. Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, то есть ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки.

Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время.

Критерием признания, самоутверждения и самоопределения любой науки, в том числе и социологии, выступает как формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, так и разработка своего собственного категориального аппарата, чем в настоящее время Казахстанские социологи начали активно заниматься.

Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия – эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в 21 веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.

Общий системный кризис человеческого общества, порождаемый прежде всего кризисом западной цивилизации, потребляющей несравненно более того, что она способна создать, предъявляет совершенно новые требования к социологии. Повсюду говорят о том, что из науки, объясняющей явления, она должна превратиться в науку, созидающую новую социальную реальность. Причем современная парадигма социологии должна состоять не в осознании этой роли, а в усвоении новой философии смысла и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность.

Острую необходимость разработки новой базисной социологической теории в свое время осознал А. Зиновьев. “Без такой теории, – писал он, – исследования эмпирической социологии, конкретные измерения и вычисления превращаются в мошенничество, в орудия идеологии и пропаганды, а формальные построения оказались пустыми умственными (знаковыми) конструкциями. Одним словом, точные методы социальных исследований без содержательной теории, адекватной данному обществу, превращаются из орудий понимания этого общества в орудия помутнения умов”.

Так что же такое социология в контексте эволюции власти? Это наука о закономерностях управляемого взаимодействия всех социальных объектов и субъектов в их прошлом, нынешнем и предполагаемом состоянии. Имея развитый категориальный аппарат, она в состоянии создавать свою инженерию (социальные технологии), исследуя, таким образом, и грядущее.

Довольно часто говорят о какой-то особой миссии социологии по сравнению с другими отраслями знания. Я хотел бы заметить, что состояние социологии лимитировано развитием всех остальных наук и прежде всего философии. Социолог, если у него возникает потребность выйти за рамки принятой (своей) философии, вынужден создавать (искать) новую.

П. Сорокина писал о том, что в область социологии переместится огромный массив явлений, ныне считающихся биологическими: “В мире людей и высших животных биологические функции приобретают новый, а именно, психический характер, который их и делает объектами специальной науки. Именно это присоединение психики, а не что-нибудь иное, заставляет их считать социальными явлениями и дает право для изучения их не только биологу, изучающему чисто жизненные формы данных отношений, но и социологу, изучающему их сознательные, социальные формы”.

Конечно, следует отличать социологию как эмпирическое изучение общественных фактов, известное (применяемое) с древних времен, от социологии как теоретической науки, ставшей возможной, согласно открытому Огюстом Контом закону развития человеческих знаний, лишь в наше время, после научного обоснования сначала теоретической химии, а затем и отвлеченной биологии.

Как видим, современная социология развивается сравнительно недавно. Социология тесно связана с философией. В основе связи лежит изначальная целостность социальной мысли человечества. Важнейшей задачей в разработке современной философской мысли выступает обоснование модели формирующейся информа­ционно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз­действие на состояние окружающей природной и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим содержанием принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определен­ным пространственно-временным границам, играть субстанциональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно – это в современных усло­виях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современ­ном мире.

 

 

Заключение

Социология – наука о становлении, развитии и функциониро­вании социальных общностей, о социальных процессах и социаль­ных отношениях между общностями, между общностями и лич­ностью, наука об обществе и общественных отношениях.

Нами было установлено, что понятие «социологическая теория» можно определить, как теория о социальных явлениях или обществе. Исследование вопросов связанных с обществом, актуальных для данного конкретного периода времени.

Выделяют ряд основополагающий, фундаментальный социологических теорий общества. А именно, предтавителей Западной социологической школы (Карл Маркс, Фердинанд Тённис, Георг Зиммель, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Вильфредо Парето), представители Чикагской школы социологии (Уильям Томас, Флориан Знанецкий, Роберт Парк, Уильям Огборн), представители Колумбийской школы (Пауль Лазарсфельд, Якоб Леви Морено). Благодаря трудам этих авторов была задана динамика и направленность углубленного изучения общества и всего, что с ним происходит.

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий, которые, безусловно, базируются на трудах выше перечисленных авторов. Объектом социологического познания является не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания (социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и так далее).

В настоящее время заметна тенденция расширения отраслей социологии. Это связано с распространением социологического знания по отношению к различным областям науки. Можно говорить о том, что современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.

Дальнейшие перспективы развития социологии наблюдаются прежде в сего в том, что ею начало заниматься молодое поколение, которое вносит инновационный взгляд на проблемы и вопросы царящие в мире. Далее не стоит забывать об интенсивной деятельности, направленной на взаимообмен идеями с зарубежными странами. А также происходит углубление институционализации социологии как науки.

В тоже время важно учитывать культурно-исторические аспекты. Долгое время в обществе инициатива была под запретом, что влечет за собой феномен длительного и затруднительного процесса изменения.

Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия – эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в 21 веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.

Острая необходимость разработки новой базисной социологической теории присутствуют в работах многих авторов. «…Одним словом, точные методы социальных исследований без содержательной теории, адекватной данному обществу, превращаются из орудий понимания этого общества в орудия помутнения умов” (А. Зиновьев).

Конечно, следует отличать социологию как эмпирическое изучение общественных фактов, известное (применяемое) с древних времен, от социологии как теоретической науки, ставшей возможной, согласно открытому Огюстом Контом закону развития человеческих знаний, лишь в наше время, после научного обоснования сначала теоретической химии, а затем и отвлеченной биологии.

Как видим, современная социология развивается сравнительно недавно. Социология тесно связана с философией. В основе связи лежит изначальная целостность социальной мысли человечества. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим содержанием принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определен­ным пространственно-временным границам, играть субстанциональную роль.

 

 


Библиографический список

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.:"Прогресс-Универс",1993.

2. Батыгин Г.С. История социологии: учебник / Г.С. Батыгин. – М., 2004.

3. Вебер М. Избранное. Образ общества / пер. с нем. – М., 1994.

4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. М., 1998.

5. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

6. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. пособие / А.Б. Гофман, 2-е издание. – М., 1999.

7. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – М., 1995.

8. Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.С.71-119.

9. Радугин А.А. и др. Социология. С.13-40.

10. Руткевич М.Н. Макросоциология. М., 1995.

11. Соколова Г. Н. Экономическая социология. М., 2000

12. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.,1992.

13. Социология на пороге ХХ века: новые направления исследований. М., 1998.

14. Социология. Основы общей теории/Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева и др. М., 1996

15. Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии.

16. Тощенко Ж. Т. Социология. Учебное пособие. М., 1994.

17. Харчева В. Г. Основы социологии. Учебник. М., 1998

18. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1995.

19. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1974.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 905 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2463 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.