Социология личности – это отрасль социологии, которая изучает личность как объект и субъект социальных отношений.
Она исследует взаимоотношения личности и общества, общества и личности, межличностные отношения, типы личности, вопросы социализации личности.
Социология не изучает личность как продукт природы, а изучает ее как совокупность общественных отношений, т.е. не биологию личности, а ее отношения, взаимосвязи.
Социология изучает связи личности и общества, личности и группы, вопросы регуляции и саморегуляции поведения личности, включения ее в различные виды деятельности, что предполагает исследование желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентаций, потребностей личности.
Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми.
В социологии понятие личность означает устойчивую систему социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.
Понятие «личность» определяет не природную, а надприродную – социальную сущность человека. Личностью не рождаются, ею становятся в общении с себе подобными.
Личность – это конкретно данный человек в совокупности индивидуальных и социально значимых черт и свойств. Это индивид, прошедший большой путь формирования в себе необходимых ему лично и обществу свойств, качеств и особенностей, усвоивший материальные и духовные продукты человеческой культуры. Личность постоянно взаимодействует с людьми, своим трудом и взаимодействием с другими личностями обогащает общество.
Соотношение в человеке понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» можно передать формулой: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.
Личность представляет собой уникальную систему биологических и социально значимых качеств, которые характеризуют ее как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.
Вбирая в себя социально значимые свойства и качества, личность в то же время обладает своей индивидуальностью и неповторимостью. Индивидуальность и неповторимость проявляются в психике, относительной свободе и независимости личности от ограничений, идущих от других людей и препятствующих процессу индивидуализации. Без этого не может быть ни уникальности, ни творчества, ни собственного «Я».
Отличительной чертой человека как личности, является наличие самосознания, которое выступает как единство трех компонентов:
– выделение себя из окружающей социальной среды и осознание собственного «Я»;
– оценка и осознание отношения к себе других;
– осуществление регуляции своего поведения на основе оценки места своего «Я» среди других людей, своих возможностей и перспектив.
Известные психологи и социологи А.Маслоу, Э.Фромм и другие указывают на такую отличительную характеристику человека, как наличие у него психофизиологических и социальных потребностей.
В своей структуре они представляют:
– физиологические потребности (потребности в пище, воде, сне и т.д.);
– потребности в безопасности (стабильность, порядок);
– потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);
– потребности в уважении (самоуважение, признание другими);
– потребность самоактуализации (развитие способностей).
Неотъемлемыми социальными качествами личности выступают интересы, ценностные ориентации, убежденность, способность к идентичности (к отождествлению себя с определенной этнической, политической, территориальной, религиозной и другой принадлежностью).
Социальная активность личности проявляется в её способности к самопознанию, саморазвитию и саморегулированию. Она открыта, подвержена к изменению.
В целом личность представляет собой сложную структуру, в которой переплетены биологические, психологические и социальные элементы.
Биологический элемент включает биологическую природу человека, его потребности, как биологического существа, в воздухе, пище, воде, активности, сне, здоровье.
Психологический элемент составляет совокупность эмоций, переживаний, способностей и т.п.
Социальный – набор интересов, ценностных ориентаций, культурных и духовных качеств (совесть, долг, ответственность и др.), социальных ролей и т.д.
Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, выступают в целостном единстве и в процессе взаимодействия человека с внешней средой подвергаются изменениям.
Проблема личности в социологии рассматривается с разных точек зрения, в частности, то каким образом под влиянием общества происходит социализация человека.
Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
В социологии наиболее известны следующие теории личности:
1. Психоаналитическая теория (З.Фрейд)
направлена на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества.
Движущей силой этого направления являются работы Зигмунда Фрейда. По мнению Фрейда, инстинктивные потребности организмов являются принципиально антиобщественными. Однако, поскольку все в чем нуждается, к чему стремиться человек лежит во внешнем, социальном мире, он должен адаптироваться к обществу.
Теория Фрейда позволяет анализировать бессознательные механизмы поведения личности и даже коллективное поведение: групповые агрессии, фобии, другие психопатические проявления, возникающие в условиях социальной нестабильности.
Психоаналитическая традиция сводит развитие к формированию внутренних психологических структур личности. Начало формирования личности связывается или с включением в действие основных жизненных биологических потребностей, с возникновением конфликта между стремлением к их удовлетворению и социально-культурными ценностями (традиционный фрейдизм), или с возникновением первых жизненных неудач в удовлетворении важных потребностей, которые ведут к появлению комплексов (неофрейдизм).
Сфера психики человека включает в себя:
1) бессознательное (природные инстинкты);
«Оно» - бессознательное, стремление к получению удовольствия, присутствует с момента рождения.
2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций;
«Я» - основывается на принципе реальности, развивается в процессе возрастающих усилий ребенка, направленных на удовлетворение его потребностей через взаимодействие с окружающими людьми.
3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания;
«Сверх - Я» - это система ценностей, моральные суждения.
Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.
2. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид).
Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей.
Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.
Социологическая концепция личности Ч.Х. Кули
В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.
Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе - родителей, друзей, соседей.
Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного "я", называемое «зеркальным я». Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное "я", как некая сумма зеркальных "я", т.е. человеческое "я" оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.
Социологическая концепция личности Дж.Г. Мида
Дж. Г. Мид придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию и предпринял попытку раскрыть роль символов и жестов в этом процессе.
Отличительная особенность социализированного индивида - способность понимать значения жестов и символов и принимать на себя роли других людей.
Критерием формирования зрелого "я" служит способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым Дж.Г. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных представлений и установок по отношению к данному индивиду.
Семья и другие первичные коллективы, значение которых в процессе социализации показал еще Ч.Х. Кули, играют выдающуюся роль в период ранней социализации ребенка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу закономерно расширяется круг его общения с другими людьми за пределами первичной группы.
На формирование мировоззрения и сознания человека, на развитие его социальных качеств в современном обществе существенное влияние оказывают средства массовой информации.
3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс)
Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.
Теория описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности.
Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.
Каждый статус включает обычно ряд ролей.
Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе.
Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.
В процессе социализации человек усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью.
Система социальных ролей характеризуется, по Т. Парсонсу, такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив).
С ним связана непосредственно теория ролевых и статусных наборов Роберта Мертона. Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статусный наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности.
В предотвращении ролевых конфликтов важную роль играет механизм объединения статусов и ролей. Объединение статусов предполагает временный отказ от какой-либо роли, а объединение ролей — более эффективное исполнение роли. Механизм объединения статусов становится возможным благодаря существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между людьми, исполняющими различные роли.
Так, например, наборы статусов и ролей личности в семье и на работе не перекрывают, а дополняют друг друга. Их же соединение возможно в случае отказа обладателя статуса от одной из ролей.
Социальная роль
социальная роль — ожидаемое поведение, направленное на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.
Роль преподавателя полностью определяет его поведение, связанное с установленными правами и обязанностями преподавателя. К ним относятся чтение лекций и проведение практических занятий на определенном уровне, подготовка к занятиям по нескольку часов в день, проявление должного уважения к студентам и сотрудникам.
Люди очень сложны и разнообразны. Поступки одного человека отличаются от поступков другого. От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Более того, один и то же человек будет вести себя по-разному в разных ситуациях: например, с членами своей семьи и с едва знакомыми людьми.
социальные нормы - предписанные правила поведения.
Внимание: социальные нормы характеризуют именно роль, а не статус!
Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием.
Таким образом:
• Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию.
• Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.
• Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.
Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения.
Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей (экспектации).
Ожидания могут фиксироваться, закрепляться, и тогда они становятся социальными нормами. Но, только при условии, что их рассматривают как обязательные требования (предписания). Однако они могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.
Ролью называется поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом.
Латинское слово persona, сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками - так чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра, - изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных.
Социальная роль и есть маска, в которую облачается человек. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я».
Все зависит от степени идентификации с ролью.
Социальная роль не возможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально взаимосвязанных с данным статусом и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.
Иными словами статус подчеркивает сходство людей, а роль- их различие.
Гендерные роли
Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин.
Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.
Первым представителем ролевой теории по праву может считаться Шекспир, написавший:
Весь мир - театр,
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы;
И каждый не одну играет роль.
Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей.
А в ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям.
Удар по убеждению о том, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей, нанесла Маргарет Мид (M. Mead) в своей книге "Пол и темперамент". Ее наблюдения за жизнью племен в Новой Гвинее убедительно это опровергают. Наблюдаемые ею женщины и мужчины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам.
Одна из идей, декларируемых женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Она послужила толчком для концепции Сандры Бем (S. Bem), в основе которой лежит понятие андрогинии, согласно которой любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества (такие люди получили наименование андрогины). И это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот.
Развивая эту идею, Плек (Pleck) в своих работах стал говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей. Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.
Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой.
Согласно теории Хофстеда (Hofstede), различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры.
На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать.
В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях.
В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) - имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют, в конечном итоге, жесткой дифференциации в гендерных ролях.
Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи.
И. С. Кон отметил, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами:
женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными;
эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми;
женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль.
Сейчас практически во всех культурах в отношении гендерных ролей происходят радикальные изменения.
Ролевое напряжение и ролевой конфликт
Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковыми легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение.
ролевое напряжение — трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли.
Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли.
Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжение всей жизни индивида.
При непрерывной социализации опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно.
Например, маленький мальчик из охотничьего племени индейцев почти с рождения знакомится с игрушечным луком и стрелами, а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает его похожим на одного из мужчин данного племени. ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим — далеко не всеобщее явление в социальной жизни.
Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов.
Так, большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери.
В большинстве семей нашего сложного современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки.
Детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем.
Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей.
Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире.
Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения.
Ролевые конфликты
В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли.
Часто две или более ролей (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.
Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей, или женатый студент должен примирять требования, предъявляемые к нему как мужу, с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту, или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и арестом близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.
Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний.
Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.
рационализация ролей — один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны.
Например, случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.
Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе.
Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники — это не люди, а имущество, в связи с чем не стоит беспокоиться об их бесправном положении.
Евангелическая заповедь "не убий" для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезают ролевой конфликт и ролевая напряженность.
разделение ролей – способ снижения ролевой напряженности путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли.
История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут "расслабиться" (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу.
Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет "гардероб" ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д.
Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами.
Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным.
регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли.
Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом.
Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.
Каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
Теория социальных ролей исходит из того, что каждый человек в жизни берет на себя и играет определенные, характерные для него социальные роли. Роли, которые данный человек чаще других берет на себя и в которые он вживается настолько, что они становятся типичными для него в самых разных жизненных ситуациях, начинают определять этого человека как личность.
Очень часто теория ролей называется теорией ожиданий. Дело в том, что нельзя выполнять роль, если не знаешь, как ее выполнять, какую позицию принять в жизни.
Исходя из положений Л.И.Божович, можно сказать, что нельзя формировать направление личности, если ты не знаешь, что тебя ожидает, что от тебя требует группа или твой партнер. Представители теории ролей подчеркивают проблему ожидания. Как формируется, скажем, роль "сына"? Она формируется так. что с самого раннего детства ребенок ожидает от матери ухода, ласки, нежности и т.д.
Роль может иногда разыгрываться в плане чисто нереальном, в плане воображения, в вербальном плане.
Поэтому теория ролей тесно связана с проблемой психолингвистики. Сейчас все больше и больше психолингвистика проникает в теорию ролей. И наоборот, теория ролей все больше и больше пользуется проблемами психолингвистики, т.е. речью как средством коммуникации, потому что если роль представлена в виде функции общения, то следовательно, общение человека происходит на вербальном уровне
.
Следует остановиться еще на одном положении, которое для психологов имеет гораздо большее значение. Это проблема роли в воображаемом плане.
Дело в том, что человек может иногда в обычном плане не выполнять ту или иную роль, но в воображаемом плане, для себя, он ее выполняет, и все его действия диктуются вот этой воображаемой, т.е. ставшей для него истинной ролью.
Но это очень часто мы видим в психопатологии. То, что психиатры называют "грезами", "конфабуляциями" есть, собственно говоря, жизнь в "воображаемом плане", разыгрывание воображаемой роли.
Существует определенная группа психопатов, т.е. не душевнобольных, а людей с неким "искривленным" развитием личности (которое нередко имеет какую-то органическую основу), которые предпочитают жить в некоем воображаемом плане. Они как бы грезят наяву и ведут себя согласно этой воображаемой роли.
Представители теории ролей придают большое значение игровым ситуациям у детей, когда они в игре разыгрывают роли. И в этом смысле их утверждения очень интересны. Они близки к тем положениям, которые развиваются в советской психологии: принимая на себя в игре роль, ребенок развивается, учится познавать мир, человеческие отношения. Формирование личности ребенка происходит в ситуации игры.