Обстоятельства – это условия, определенное положение вещей, существование кого/чего-либо.
1. Структура обстоятельств в жизни человека.
1.1. Обстоятельства места, времени, среды, причин, следствий, направленности личности, образа жизни, норм, обычаев, ритуалов, традиций, нравов, а так же побуждений, намерений и мотивов.
1.2. Обстоятельства прошлого.
1.2.1. Как память.
1.2.2. Как причина настоящего существования.
1.3. Обстоятельства настоящего.
1.3.1. Желаемые.
1.3.2. Не желаемые.
1.4. Обстоятельства будущего.
1.4.1. Ожидаемые.
1.4.2. Неожидаемые.
1.4.3. Создаваемые.
1.5. Обстоятельства внутренние – мир мыслей и чувств человека.
1.6. Обстоятельства внешние.
1.6.1. Пространство окружающее и воздействующее на человека.
1.6.2. Время – его избыток и недостаток.
1.7. Обстоятельства объективно существующие.
1.8. Обстоятельства субъективно ощущаемые.
1.8.1. Как кажущаяся реальность.
1.8.2. Как намеренная придуманность (обман и самообман).
1.8.3. Как ненамеренная придуманность (заблуждения).
1.9. Обстоятельства принимаемые.
1.10. Обстоятельства не принимаемые.
1.11. Обстоятельства, избираемые из ряда существующих одновременно.
2. Предлагаемые обстоятельства в театральном искусстве.
2.1. Три круга обстоятельств (по Товстоногову).
2.1.1. Большой круг обстоятельств – обуславливает творческую идею (это П.О. мира персонажей).
2.1.2. Средний круг обстоятельств – обуславливает сквозное действие спектакля (это П.О. сценической истории, т.е. круг конфликта).
2.1.3. Малый круг обстоятельств – обуславливает действенную линию персонажей (это П.О. побуждений, намерений и мотивов).
2.2. Предлагаемые обстоятельства организуют:
2.2.1. Исполнительскую структуру (линию поведения, логику поступков, способ существования, качество сценической оценки и форму сценических отношений, действия, пристройки и приспособления).
2.2.2. Постановочную структуру (темп, ритм, атмосферу, мизансценический рисунок, построение событийного ряда, интонацию спектакля).
2.3. Режиссер отбирает:
2.3.1. Исходное обстоятельство сценической истории (драматический узел).
2.3.2. Ведущее обстоятельство развития сценической истории (угол рассмотрения).
2.3.3. Определяющее обстоятельство исхода сценической истории (точка зрения).
2.4. Режиссер организует сочетание, актуализацию, столкновение и борьбу обстоятельств.
2.5. Способ режиссерского отбора обстоятельств рождает природу сценических чувств.
2.6. Оценка обстоятельств персонажем рождает сценическую атмосферу.
2.7. Отношение персонажа к обстоятельствам рождает жанровую природу существования.
2.8. Актуальность и не актуальность обстоятельств (через способ оценки).
2.8.1. Актуальные, новые, привнесенные обстоятельства выступают как событие.
2.8.2. Не актуальные – как атмосфера.
Глава №13.
РЕЖИССЕРСКИЕ ПОСТАНОВОЧНЫЕ ПРИЕМЫ
Имманентная поэтика).
Прием – это конструктивные принципы организации высказывания художественной идеи, являющиеся режиссерской техникой постановки сценической игры.
Обнаруженная мыслью закономерность, найденный эффект и лежащий в его основе механизм – и то, и друге, и третье становятся приемом, т.е. нормой творчества (исполнения, восприятия или исследования), если оказывается понятным, осознанным и целенаправленно используемым в дальнейшей творческой практике.
Приемы бывают: авторские, т.е. найденные, открытые, скрытые, временные, традиционные, автоматизированные, остраняющие, сюжетно-композиционные, жанровые, стилистические и идейно-образные.
Эффекты – это возникновение в творческом процессе оригинальных, еще ни разу не встречавшихся приемов контексте единичного, конкретного сценического произведения и режиссера. Эффекты отнюдь не сводятся к уже известным и намеренно применяемым творческим приемам. Даже если режиссер сознательно обращается к каким-либо приемам, то и тогда он под влиянием множества художественных и творческих стимулов, исходящих из темперамента, чувства, мировоззрения, представлений, восприятия, размышлений и творческой интуиции, создает нечто соответствующее творческим стимулам и вместе с тем соответствующие им.
Приемы.
1. Актуализации – использование режиссерской лексики, стилистики, выразительных средств таким образом, что они воспринимаются как необычные, в контексте структуры выразительных средств в данном сценическом произведении, несет функцию остранения.
2. Амплификации – усиления довода, т.е. используется для усиления выразительности через:
a. «Нагромождение» различных способов выявления.
b. «Укрепление» градацией или гиперболой.
c. Аналогию или контраст.
d. «Рассуждения» или «умозаключения».
3. Амфиболии – приводящей к двусмысленности. Возникает эффект амфиболии от многозначности доведенной до абсурда. В ненамеренном употреблении – ошибка («мать своей дочери»), в намеренном – средство комизма.
4. Антитезы – использование композиционных единиц в их антонимическом ряду.
5. Антонимии – противопоставление двух устойчивых отношений, ощущений, восприятий.
6. Градаций – расположение частей, фрагментов и их сочетаний, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся или ослабевающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.
7. Заимствования – прием обращения к уже существующим идеям, сюжетам, образам, а так же к фольклорным и мифологическим источникам. Содержит элементы подражания, пародии, стилизации, реминисценции.
8. Интериоризации – прием ухода внутрь, в мир психического, превращение внешнего предмета, действия, свойства или соотношения свойств в предметы, действия, свойства и отношения психического, внутреннего мира персонажа. Процесс характерный для восприятия и оценки.
9. Лейтмотива – прием, где образ или оборот речи персонажа, жест, приспособление и т.п. повторяется как момент смыслового акцента или характеристики героя, обстоятельств, ситуации, а так же для сохранения в восприятии зрителя определенного фона. В процессе повторения (репризности) и варьирования лейтмотивов смысл обрастает ассоциациями, обретая особую символическую и психологическую углубленность.
10. Минус -прием – сознательный отказ от общепринятых норм стиля, жанра, а так же зрительского восприятия и выразительных средств, компонентов сценического искусства. Возникает эффект «обманутого ожидания». Минус-прием возникает, когда в ходе развития определенные структуры с развитой системой выразительных средств сменяются более простым. Простота построения сигнализирует о смысловой, «внутренней» его сложности.
11. Немотивированности – прием выдвижения на первый план в спектакле внутреннего действия и особое внимание фокусируется на сфере сознания героев, что дает толчок к развитию тенденции немотивированности и непредсказуемости поведения: парадоксальность, странность, логический выверт через ретроспекцию, ассоциативность, случайность встреч и ситуаций, сны.
12. Остранения (от «странно») – прием, создающий эффект нарушения автоматизма, инерций восприятия путем вторжения, организации нового – «странного» взгляда на знакомые вещи и явления с целью «дать ощущение» предмета изображения, как видение, а не как узнавание.
13. Перспективы – прием, состоящий во включении в сценическое произведение творческого воображаемого соучастия с «предвидением, предощущением будущего».
a. Визуальная перспектива – желаемый угол восприятия сценографического и драматического пространства («угол зрения»).
b. Перспектива персонажа – как желаемый угол восприятия персонажа.
c. Перспектива предвидения – подготавливаемое дальнейшее или неожиданное изменение логического дальнейшего.
14. Перспективы, уходящие в бесконечность – прием, состоящий во включении в произведение части (большое в малом), которая воспроизводит некоторые его особенности или сходство. Отражение произведения в его части может представлять собой идентичный, перевернутый, поделенный или приблизительный образ.
15. «Театр в театре» - прием создания внутреннего спектакля, подхватывающего тему театральной игры, при этом связь между двумя структурами пародийная или по аналогии.
a. Элемент кукольного театра.
b. Обрамление одним и тем же мотивом.
c. Игра актера, исполняющего свою же роль на «второй» сцене.
d. Воспроизведение слов на сцене, резюмирующих основное действие и т.д.
16. Стилевого контраста – прием включения и сочетания:
a. Иностилевые сочетания.
b. Сочетание высокого и низкого стилей.
c. Противопоставление стилей.
d. Контаминация стилей.
17. Стилизации – прием изображения реальности в упрощенной форме, создание модели, лишенной излишних деталей и отражающей основные ее качества.
18. Тейхоскопии – прием, при котором один из персонажей изображает или «отзеркаливает» то, что происходит «за кулисами», именно в тот момент, когда он об этом говорит или, непроизвольно реагируя на происходящее «за кулисами» пытается это скрыть.
19. Узнавания – прием, создающий зону сюжетного действия как переход персонажа от незнания к знанию, нередко совпадает с перипетией, иногда как мотив духовного прозрения героя.
20. Фокусирования (фокализации) – прием выявления того или иного действия в определенном ракурсе с целью выявления его важности. Фокусирование создает доминанту в восприятии персонажа, организует «новый угол зрения» на него.
21. Цитаты – прием извлечения определенной целостной части из одного целого (персонаж, пластический образ или рисунок, манера, жанр, стиль, режиссерская система, другой спектакль) и включение в инородную структуру создаваемого спектакля. Соприкосновение цитаты с новым контекстом производит эффект отчуждения.
22. Экстериоризации – прием выведения образных представлений, состояний, мыслей из внутреннего мира персонажа во внешнюю среду (нечто сходное с иллюзиями, галлюцинациями, сновидениями), это процесс, характерный для ассоциативного восприятия спектакля, как материализация его внутренних процессов.
23. Эффект отчуждения – прием, при котором показываемый объект, персонаж или ситуация демонстрируется – остраняется через ярко выраженное отношение.
К режиссерским приемам так же относятся:
a. Способы общения со зрительным залом.
b. Способы взаимодействия между актером и персонажем.
c. Способы организации сценического действия, обстоятельств, борьбы.
Глава № 14.