Его сын, имам Хасан (мир ему!) говорит: «О, люди, всякий, кто нас познал, тот познал. Тот, кто не знает, тем я сообщаю, что я Хасан ибн Али. Я сын того, кто принёс радостное известие, я сын того, кто по приказу Аллаха призвал людей к истине, он свет освещающий, и я из Ахл аль Байт! Из того дома, в который нисходил и возвышался к небу Джибраил. Я из Ахл аль Байта, который Аллах очистил полным очищением, ведь Он сказал: «Поистине Аллах хочет удалить скверну только от вас семьи его дома и очистить вас полным очищением».
Мнение ибн Кассира, что аят "Татхир" указывает на то, что и жены пророка тоже входят в Ахл аль Байт, не имеет ценности, ведь помимо большого числа хадисов к комментарию данного аята существует и указание самого Корана. Если допустить, что этот аят относится к женщинам, то он должен был бы звучать намного иначе, т.е.окончание должно быть женского рода а не мужского, тем более, что до этого при обращении к женщинам везде идёт окончание женского рода. Но окончание мужского рода ясное свидетельство того, что здесь не имеются в виду жены пророка.
Никто, кроме Акрамы не считал, что этот аят относится к жёнам пророка. Так Акрама говорит: «Я готов вести диспут со всяким, кто посчитает, что данный аят (Татхир) не относится к жёнам пророка! Это не так, как вы думаете, он, несомненно, относится и к жёнам пророка».
Однако, такое мнение Акрамы мы не можем принять, ибо существует большое количество хадисов, указывающих на то, что данный аят был ниспослан о Али, Фатиме, Хасане и Хусейне (мир им!) И почему Акрама так себя вёл? Рвался вести диспут? Кто его так привёл в ярость? Или любовь к жёнам пророка или ненависть к пророческому роду? Если ясно было бы, что этот аят ниспослан относительно жён, то какая необходимость в диспуте? Наверно потому, что большинство мусульман того времени прекрасно знали, что этот аят был ниспослан об «Ахл аль Киса» (людей пророческого покрывала).[147]
Именно это мы выводим из его слов (Акрамы): «Это не так как вы думаете, но, несомненно, относится к жёнам пророка». Следовательно, для других табиинов и сподвижников посланника Аллаха было ясно, что этот аят не относится к жёнам пророка. Помимо всего, нельзя считать Акраму каким-либо доводом, ибо он сильно враждовал с Али и пророческим родом в целом. Акрама был хаваридж (хариджитом), и воевал против Али (мир ему!). Естественно, Акрама не мог признать, что этот аят был ниспослан об Али в противном случае он (Акрама) терял свою веру, которая основывалась на вражде к Али и его пречистым потомкам.
Помимо этого Акрама известен как лжец и сочинитель хадисов, направленных против Ибн Аббаса. Ибн Мусайиб говорил своему слуге: «Не говори лжи на меня подобно тому, как Акрама говорил на Ибн Аббаса». В книге «Мизан аль И'тидаль» приводится, что подобное же сказал Ибн Умар своему слуге Наф'е.
Али ибн Абдалла ибн Аббас пытался остановить Акраму от поклёпа на Ибн Аббаса, однако это было безуспешно. Даже привязывал Акраму, чтобы тот прекратил говорить ложь. Так Абдалла ибн Аби Харис говорит: «Я посетил Абдаллу ибн Аббаса, и увидел привязанного Акраму. Я сказал: «Так ты поступаешь с ним?!» Тот сказал: «Он говорит ложь на моего отца».[148]
Макатил один из передатчиков этого предания, также подобно Акраме был известен своей враждой к имаму Али и был не менее известен среди людей, как лжец.[149]
Джузджани в описании жизни Макатиля в книге «Мизан аз- Зихаб» пишет: «Макатил был известен, как лжец и сочинитель хадисов».
Макатил сказал Махди Аббасу: «Если хочешь, я сочиню хадисы, восхваляющие Аббаса». Тот отказался».[150]
Следовательно, нельзя принимать такие хадисы от Акрамы, ибо принятие их означает заблуждение и невежество. В отличие от этих хадисов, существует большое количество хадисов, достигших положения таватур, и указывающих на то, что Ахл аль Байт пророка это не его жёны.
Помимо всего, существуют хадисы, в которых указывается, что посланник Аллаха после того, как был ниспослан данный аят, в течение девяти месяцев, перед каждой молитвой подходил к дому Али и Фатимы и говорил: «Мир вам и милость Аллаха, и Его благодать о, Ахл аль Байт! Аллах хочет удалить скверну только от вас семьи его дома и очистить вас полным очищением». Так посланник Аллаха повторял перед каждой молитвой».[151]
В «Сунане» Тирмизи, «Муснаде» Ахмада, «Муснаде» Тиалиси, «Мустадраке» Хакима, «Усд аль Габа», тафсире Табари, Ибн Касира и Суюти приводится, что посланник Аллаха в течение шести месяцев подходил перед утренней молитвой к дому Али и Фатимы и говорил: «Молитва о, Ахл аль Байт! Аллах хочет удалить скверну только от вас семьи его дома и очистить вас полным очищением».[152]
На этом основании для нас не должно быть никаких сомнений, что Ахл аль Байт это Али, Фатима, Хасан и Хусейн (мир им!).
Это ясно как день и понятно для каждого мыслящего человека.
От его светлости имама Хасана и имама Зайн аль Абидина (да будет мир с ними!) приводится хадис, в котором говорится, что после ниспослания данного аята Священного Корана (аят «Татхир»), посланник Аллаха в течение нескольких месяцев приходил к дому Али и Фатимы давал приветствие обитателям дома, затем читал этот аят Корана.[153]
Ибн Аббас говорит: «Дорогой посланник Аллаха в течение девяти месяцев перед каждой молитвой приходил к дому Али и Фатимы и говорил:
السلا م عليكم و رحمة الله و بركاته اهل البيت إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَيُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيرا
«Мир вам и милость Аллаха и Его благословение люди дома пророка! Поистине, Аллах хочет только удалить скверну от вас люди его дома и очистить вас полным очищением![154] В течение девяти месяцев в день пять раз посланник Аллаха приходил к их дому, читая данное приветствие и аят «Татхир».
Этот хадис, в разных вариантах привели суннитские ученые в своих книгах.
На этом основании не только шиитские, но во множестве суннитские источники, признают, что данный аят был ниспослан относительно пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) Али, Фатимы, Хасана и Хусейна (мир им!). Относительно этого нет ни малейшего сомнения.[155]
ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО АЯТА
Этот аят Священного Корана ясно указывает на непорочность и защищённость от всевозможных ошибок семейства посланника Аллаха.
Так Ибн Хаджар говорит: «Большинство комментаторов Корана единогласны во мнении, что этот аят был ниспослан об Али Фатиме, Хасане и Хусейне» («Саваик аль Мухрика» стр. 143).
Что касается того, что посланник Аллаха постоянно указывал на то, что этот аят был ниспослан об Али, Фатиме, Хасане и Хусейне (мир им!) свидетельство того, что указание людям на высокое положение Ахл аль Байт было для самого посланника Аллаха одним из главных политических приоритетов. Именно поэтому он при людях официально указывал на достоинства своего семейства, чтобы потом не дай Бог, права и достоинства Ахл аль Байт будут принижены
Раздел 4
Хадисы
Хадис 1 – После Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) будут двенадцать халифов.
صحيح البخارى فى كتاب الاحكام ج 9 ص 81 السطر الآخير- روى بسنده عن جابر بن سمرة قال: سمعت النبى (ص) يقول: يكون اثناعشر اَميراً فقال كلمة لم اسمعها، فقال ابى: اِنه قال كلّهم من قريش.
Перевод:
В книге «Сахих аль-Бухари», в разделе «Аль-Ахкам» том 9, стр. 81 на последней строке приведен хадис с передатчиками, восходящими к Джабиру ибн Самаре, что он сказал: «Я слышал от Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его семейство!), что он изволил сказать: «Будут двенадцать эмиров (правителей)». Продолжение этого предания я не расслышал и вынужден был спросить у отца. Оно было таковым: «И все они из Курайшитов».
Этот же хадис с двумя путями повествователей зарегистрировал Ахмад ибн Ханбал в своей книге «Муснад» т. 5, стр. 90, 92.
صحيح مسلم فى كتاب الامارة: ج 2 ص 79 و ص 80- فى باب الناس تبع لقريش: روى بسندين عن جابر بن سمرة قال دخلت مع ابى على النبى (ص) فسمعته يقول: اِن هذا الامر لا ينقضى حتى يمضى فيهم اثنى عشر خليفة (قال) ثمّ تكلّم بكلام خفيّ علىّ (قال) فقلت لابى: ما قال؟ فقال: قال: كلّهم من قريش.
Перевод:
Муслим в своей книге «Сахих», в разделе «Аль-Амарат» т. 2, стр. 79-80 привел хадис с двумя путями передатчиков от Джабир ибн Самары, что тот сказал: «Я с отцом посетил Пророка Ислама в то время, когда он говорил: «Воистину, не истечет срок этого предписания (предписания Ислама) до тех пор, пока не закончится правление двенадцати халифов…». После, Пророк продолжил очень тихим голосом, что я не расслышал, тогда я спросил у отца: «Что изволил сказать Пророк?». Он ответил: «И все они из Курайшитов».
صحيح ترمذى ج 2 ص 35- روى بسندين عن جابر بن سمرة قال: قال رسول الله (ص): يكون من بعدى اثناعشر اميراً (قال) ثمّ تكلّم بشى لم اَفهمه فسألت الذى يلينى فقال: قال: كلهم من قريش.
Перевод:
В своей книге «Сахих» Тирмизи /т. 2 стр. 35/ также приводит хадис, переданный двумя путями передатчиков, восходящими к Джабир ибн Самаре, который слышал от посланника Аллаха, что он сказал: «После меня будут править двенадцать правителей…». В продолжении он сказал очень тихим голосом, что я не расслышал и вынужден был спросить. Мне ответили: «И все они из Курайшитов».
مستدرك الصحيحين ج 4 ص 501- روى بسنده عن مسروق قال: كنا جلوساً ليلة عند عبدالله يقرئنا القران فسأله رجل فقال: يا ابا عبدالرحمن هل سألتم رسول الله (ص) كم يملك هذه الامة من خليفة؟ فقال عبدالله: ما سألنى عن هذا احد منذ قدمت العراق قبلك، قال سألناهُ فقال: اثناعشر عدة نقباء بنى اسرائيل.
Перевод:
В книге «Мустадрак ас-Сахихайн» /т. 4, стр. 501/ содержится предание с передатчиками, восходящими к Масруку, что тот сказал: «Однажды ночью на собрание у Абдаллы, где он читал нам Коран, один из присутствующих обратился к хозяину с вопросом: «О, Абд ар-Рахман, не интересовался ли ты у Пророка Ислама сколько халифов будут править уммой?». Абдалла ответил: «С тех пор, как я в Ираке еще никто не задавал мне подобного вопроса. Да, мы обращались с таким вопросом к Пророку, на что он ответил: «Их двенадцать, подобно предводителям сынов Исраиля»».
От автора: Этот хадис также привели следующие суннитские ученые: Ахмад ибн Ханбал, он привел этот хадис с двумя путями передатчиков /т. 1, стр. 389, 406/, Хейсами в книге «Маджма» /т. 5, стр. 190/, Муттаки Хинди в книге «Канз аль-Уммал» /т. 3, стр. 205/ привел хадис следующего содержания: «Воистину, после меня будут халифы, численность которых подобна апостолам Моисея (да будет мир с ним!)». Этот хадис был передан Ибн Ади и Ибн Асакиром от Мас’уда, а также в книге «Аль-Фитан» /т. 6, стр. 201/ это предание передано Наим ибн Хамадом от Ибн Мас’уда и в книге «Фейд аль-Кадир» /в комментарии т. 2, стр. 458/.
مسند الامام احمد بن حنبل ج 5 ص 92- روى بسنده عن جابر بن سمرة قال سمعت. رسول الله (ص) (او قال) قال رسول الله (ص): يكون بعدى اثناعشر خليفة كلهم من قريش.
Перевод:
В книге «Муснад» имама Ахмад ибн Ханбала /т. 5, стр. 92/ имеется хадис от Джабир ибн Самаре, что: «Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) изволил сказать: «После меня будут двенадцать халифов и все они из Курайшитов».
От автора: Этот хадис также имеется в книге «Хильят аль-Аулия» Абу Наима /т. 4, стр. 333/.
مسند الامام احمد بن حنبل ج 5 ص 106- روى بسنده عن جابر بن سمرة قال: سمعت النبى (ص) يقول: يكون لهذه الامة اثناعشر خليفة.
Перевод:
Опять же в книге «Муснад» имама Ахмад ибн Ханбала /т. 5, стр. 106/ существует хадис от Джабир ибн Самаре следующего содержания: «Мне представилось услышать от Пророка Ислама, что уммой будут править двенадцать халифов».
كنز العمال ج 6 ص 201- يكون لهذه الامة اثناعشر خليفة قيماً لايضرهم من خذلهم كلّهم من قريش.
Перевод:
В книге «Канз аль-Уммал» /т. 6, стр. 201/ записан хадис, что для уммы назначены двенадцать халифов и все они из Курайшитов, причем желающий их оскорбить и унизить не нанесет им даже малейшего вреда.
ВЕЛИКОЕ И РАДОСТНОЕ ИЗВЕСТИЕ ОТ ЕГО СВЕТЛОСТИ ПРОРОКА ИСЛАМА МУХАММАДА (ДА БЛАГОСЛОВИТ АЛЛАХ ЕГО И ЕГО СЕМЕЙСТВО!)
Когда кто-либо слышит, что во многих известнейших суннитских книгах упоминается, о двенадцати халифах, которые будут править после Пророка Мухаммада (мир ему!), им овладевает чувство недоверия к этим преданиям и, казалось бы, невозможно поверить, что этот хадис может быть во многих книгах. Однако, истина заключается в том, что во многих суннитских книгах этот хадис приведен, считаясь известным и не вызывающим сомнений. К тому же, ученые хадисоведы отмечают, что этот хадис (о двенадцати халифах) является достоверным. Также ни один исламский ученый нисколько не сомневается в достоверности повествователей данного хадиса. Однако этот хадис соответствует убеждениям и идеологии шиитов. Тогда почему же он не был исключен суннитами из их книг? Почему же, несмотря на существующие противоречия, вражду и фанатизм, направленные против шиитов (которых они называют «Рафизитами») они приводят этот хадис, подчеркивающий правоту шиизма? Возможно, у каждого будет свой ответ на этот вопрос, однако, на наш взгляд это было великим чудом и божественной милостью для шиитов, последователей милостивого Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) и имамов (мир им!), а также веским и убедительным доводом для других течений Ислама. Многие исламские ученые, пытаясь найти выход из этого сокрушительного водоворота, подрывающего их убеждения и идеологию, приводят безосновательные толкования. Зачастую их положение подобно человеку, попавшему в трясину - он, пытаясь освободиться, совершает движения, впоследствии которых еще больше погружается в болото. Для большего знакомства с этими далекими от истины толкованиями, можете обратиться к «Истории халифов» (Тарих аль-Хулафа) Суйути стр. 14-15.
Суйути в книге (Тарих аль-Хулафа) пишет следующее:
«و منها عند مسلم «لا يزال امر الناس ماضياً ما وليهم اثناعشر رجلاً» و منها عنده «انّ هذا الامر لا ينقضى حتى يمضى له فيهم اثناعشر خليفة» و منها عنده» لا يزال الاسلام عزيزاً منيعاً الى اثنى عشر خليفه»
Перевод:
Имея двенадцать халифов, Ислам всегда будет велик и могуч.
و منها عند البزار «لا يزال امر امّتى قائماً حتى يمضى اثناعشر خليفة كلّهُم من قريش»
Перевод:
Исламские предписания пребудут в моей нации до тех пор, пока не придут двенадцать халифов. И все они из Курайшитов.
و منها عند ابى داود زيادة «فلمّا رَجع الى منزله اتته قريش فقالوا: ثم يكون ماذا؟ قال: ثم يكون الهرج»
Перевод:
У Аби Дауда имеется продолжение этого хадиса, где говорится, что по возвращению Пророка домой, группа Курайшитов пришли к нему с вопросом: «Что будет после этого (двенадцати халифов)?» Посланник Аллаха ответил: «После этого будет Судный день».
وَ عند احمد و البزار بسند حَسَن عن ابن مسعود «اَنه سُئل كم يملك الامة من خليفة؟ فقال: سَألنا عنها رسول الله عليه الصلاة والسلام فقال: اثناعشر كعدّة نقباء بنى اسرائيل»
Перевод:
Подобный хадис встречается у Ахмада и Бизара с достоверными передатчиками, восходящими к Ибн Мас’уду, где говорится что, У Ибн Мас’уда спросили: «Сколько будет халифов у этой уммы?» Ибн Мас’уд ответил: «Подобный вопрос мы задавали Пророку, и он ответил: «Их будет двенадцать, подобно предводителям сынов Исраиля»». /Тарих Суйути, стр. 13/
Хвала Аллаху, который сделал нас последователями Али ибн Аби Талиба и его непорочного семейства (да будет мир с ними!)!
Хадис 2 – Моя умма распадется на семьдесят три течения и только одно получит спасение, а остальных ждет ад.
كنزالعمال ج 6 ص 44- و لفظه: كيف انت يا عوف اذا افترقت الامّة على ثلاث و سبعين فرفة، واحدة منها فى الجنة و سائر هنّ فى النار (الى اَن قال) ثم تجىء فتنة غبراء مظلمة ثم تتبع الفتن بعضها بعضاً حتى يخرج رجل من اهل بيتى يقال له المهدى فان اُدركته فاتبعه و كن من المهتدين.
Перевод:
В книге «Канз аль Уммал» /том 6, стр. 44/ приводится следующий хадис: «Посланник Аллаха изволил сказать: «Каким ты будешь, о Ауф (Ибн Малик), в то время, когда умма распадется на семьдесят три группы, одна из которых получит спасение, а остальных ждет ад… после нагрянет страшная смута, подобная черной ночи, а после одна смута будет за другой, до тех пор, пока не придет мужчина из моего семейства, которого будут звать Махди, и если ты окажешься его современником, то следуй за ним, и тогда ты будешь из наставленных на праведный путь».
كنزالعمال ج 7 ص 186- و لفظه: المهدى رجل من ولدى وجهه كالكوكب الدرى.
Перевод:
В книге «Канз аль Уммал» /том 7, стр. 186/ приводится следующий хадис: «Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) изволил сказать: «Махди из моего потомства и его лик подобен сияющей звезде».
Хадис 3 – Али по отношению к Пророку, подобен Харуну по отношению к Мусе (мир ему!).
صحيح البخارى ج 5 ص 19 سطر 12 روى بسنده عن ابراهيم بن سعد عن ابيه قال: قال النبى (ص) لعلّى (ع): اَما ترضى اَن تكون منّى بمنزلة هارون من موسى.
Перевод:
В книге «Сахих» /том 5, стр. 19/ Бухари приводит предание, передатчики которого восходят к Ибрахим ибн Са’ду, и к его отцу, что тот сказал: «Пророк, обращаясь к Али (мир им!), изволил сказать: «Доволен ли ты, быть по отношению ко мне, подобно Харуну, по отношению к Мусе?».
صحيح البخارى ج 6 ص 3 سطر 5 روى بسنده عن مصعب بن سعد عن ابيه اَن رسول الله (ص) خرج الى تبوك و استخلف علياً (ع) فقال: اَتخلفنى فى الصبيان و النساء؟ قال: اَما ترضى اَن تكون منّى بمنزلة هارون من موسى الاّ انه لا نبىّ بعدى.
Перевод
В книге «Сахих» /том 6, стр. 3/ на пятой строке Бухари приводит хадис с повествователями, восходящими к Мус’аб ибн Са’ду, и к его отцу, что посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!), отправляясь в сражение «Табук», оставил Али (мир ему!). Али спросил: «Неужели вы хотите оставить меня среди женщин и детей?». Посланник Аллаха ответил: «Доволен ли ты, быть по отношению ко мне, подобно Харуну по отношению к Мусе (да будет мир с ним!), разве только после меня нет пророка.
صحيح مسلم ج 2 ص 236- روى بسنده عن سعيد بن المسيب عن عامر بن سعد ابن ابى وقاص عن ابيه قال: قال رسول الله (ص) لعلى (ع): «انت منّى بمنزلة هارون من موسى الاّ انه لا نبىّ بعدى».