Подготовка к проверочной работе по античной культуре
Музы, дочери Зевса и Мнемосины. Музы - в Греции и Риме - богини поэзии, искусств и наук, девять сестер, рожденных в Пиэрии и носящих имя "олимпийские". Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния и Урания.
· Каллиопа · муза эпической поэзии и науки. Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и заостренной грифельной палочкой для начертания букв - в руках.
· Клио · одна из девяти олимпийских муз, муза истории, та, "которая прославляет". В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен.
· Мельпомена · муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой
· Полигимния · сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры.
· Талия · одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.
· Терпсихора · считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".
· Урания · муза астрономии, девушка с глобусом и циркулем (или указательной палочкой) в руках, в других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви.
· Эвтерпа · муза-покровительница лирической поэзии, обычно изображалась со сдвоенной флейтой в руке.
· Эрато · одна из муз, ей отводилась роль покровительницы лирической и, более того, эротической (любовной) поэзии. Изображалась с кифарой в руке.
Подвиги Геракла:
1. Немейский лев
2. Лернейская гидра
3. Керинейская лань
4. Эриманфский вепрь
5. Стимфальские птицы
6. Авгиевы конюшни
7. Критский бык
8. Кони Диомеда
9. Пояс Ипполиты
10. Стадо Гериона
11. Яблоки Гесперид
12. Укрощение Кербера
Олимпийские игры
Античные Олимпийские игры
Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько легенд, описывающих это событие. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 до н. э., хотя известно, что игры проводились и раньше. На время проведения игр объявлялось священное перемирие, в это время нельзя было вести войну, хотя это неоднократно нарушалось.
Современные Олимпийские игры начались в 1896 году
Греческая скульптура
· Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса в Олимпии - 13-метровая статуя, с гигантской сидящей на троне фигурой. Эта скульптура была создана греческим скульптором по имени Фидий и в настоящее время находится в Храме Зевса в Олимпии, Греция. Статуя сделана из слоновой кости и древесины и изображает греческого бога Зевса, сидящего на кедровом троне, украшенном золотом, черным деревом и другими драгоценными камнями.
· Афина Парфенонская
Афина Парфенонская - гигантская статуя из золота и слоновой кости греческой богини Афины, обнаруженной в Парфеноне, что в Афинах. Сделанная из серебра, слоновой кости и золота, она была создана известным древним греческим скульптором Фидием и рассматривается сегодня, как самый известный культовый символ Афин. Скульптура была разрушена пожаром, который имел место в 165 до н.э, но была восстановлена и размещена в Парфеноне в 5-ом столетии.
· Афродита из Книдоса
Известный, как одна из самых популярных статуй, созданных древним греческим скульптором Праксителем, Афродита из Книдоса была первым представлением в натуральную величину нагой Афродиты. Пракситель построил статую после того, как он был уполномочен Косом создать статую, изображающую красивую богиню Афродиту.
· Колосс Родосский
Статуя, изображающая греческого Титана по имени Гелиос, Колосс Родосский был сначала установлен в городе Родосе в период между 292 и 280 до н.э. Признанная сегодня, как одно из Семи Чудес Древнего Мира, статуя была построена, чтобы праздновать победу Родоса над правителем Кипра в течение 2-ого столетия. Известная, как одна из самых высоких статуй Древней Греции, оригинальная статуя была уничтожена землетрясением, которое поразило Родос в 226 до н.э.
· Дискобол
Построенный одним из лучших скульпторов Древней Греции в течение 5-го столетия - Мироном, Дискобол был статуей, первоначально помещенной у входа на Стадион Панатинайкон в Афинах, Греция, где первое мероприятие Олимпийских Игр было проведено. Оригинальная статуя, сделанная из алебастрового камня, не переживала разрушение Греции и никогда не восстанавливалась.
Троя
Тождество холма Гисарлык с гомеровской Троей установил Генрих Шлиман, первым целенаправленно исследовавший этот участок в конце XIX века. Большинство его находок сейчас хранятся в Пушкинском музее (Москва), а также в Государственном Эрмитаже. К настоящему времени археологи обнаружили на территории, ассоциируемой с древней Троей, следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи.
Основоположник исторической науки
Первым настоящим историком древности, а значит, и всех времен принято считать Геродота. Родом он был из Галикарнаса - одного из греческих городов на берегу Малой Азии, теперь это место находится в Турции.
Колонны
В Греции различались три ордена колонн: дорийский, ионийский и коринфский
Греческий театр
С возникновением земледелия появились празднества, отмечавшие сбор урожая. На празднике в честь бога виноделия Диониса виноградари в козлиных шкурах изображали различные эпизоды из жизни Диониса, воспевали силу виноградной лозы, дающей радость.
Из этой песни людей в козлиных шкурах возникла трагедия (трагос — по-гречески «козел»).
Из этих же праздников, посвященных Дионису, возникла и комедия (от слова комос — необузданное веселье). Комедия в отличие от серьезных и скорбных трагедий возбуждала смех.
Знаменитые греческие трагические поэты V в. до н. э. — Эсхил, Софокл и Эврипид.
Эсхил
Последнюю из войн он описал как очевидец в своей пьесе «Персы». Эта трагедия была поставлена в 472 году до н. э. Всего Эсхил написал около 80 произведений. В их числе были не только трагедии, но и сатирические драмы. До наших дней в полном объеме дошло только 7 трагедий, от остальных сохранились лишь небольшие кусочки.
Для усиления трагического конфликта и для более полного действия театральной постановки Эсхил ввел роль второго актера. По тем временам это был просто революционный ход.
В творчестве Эсхила особое место отведено трагедии «Прометей Прикованный». В этом произведении автор показал Зевса не носителем правды и справедливости, а жестоким тираном, который хочет стереть с лица земли всех людей. Поэтому Прометея, который посмел восстать против него и заступиться за человеческий род, он осудил на вечные муки, приказав приковать его к скале.
Эсхил написал несколько трилогий. Но единственной, которая дошла до наших дней в полном объеме, является «Орестея».
Софокл
Софокл родился в 496 году до н. э. в зажиточной семье.
В 468 году до н. э. Софокл одержал свою первую заочную победу над Эсхилом, которая заключалась в том, что пьеса Софокла была признана лучшей.
Нам известны только 7 трагедий Софокла, хотя написал он больше 120 пьес. По сравнению с Эсхилом Софокл несколько поменял содержание своих трагедий. Если у первого в пьесах действуют титаны, то второй ввел в свои произведения людей, хотя и немного приподнятых над обыденной жизнью. Поэтому исследователи творчества Софокла говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на землю. Софокл ввел в трагедию третьего актера, который очень оживил действие.
Самыми известными трагедиями драматурга из фиванского цикла считаются «Эдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона». В основе сюжета всех этих произведений лежит миф о фиванском царе Эдипе и о многочисленных несчастьях, обрушившихся на его род.
Еврипид
Еврипид родился ок. 480 года до н. э. в зажиточной семье.
В течение своей жизни Еврипид написал примерно 92 драмы. До нас в полном объеме дошли 18 из них. Кроме этого, имеется еще большое количество отрывков. Все трагедии Еврипид писал несколько иначе, чем Эсхил и Софокл. Драматург изображал в своих пьесах людей такими, какие они есть. Все его герои, несмотря на то что они были мифологическими персонажами, имели свои чувства, мысли, идеалы, стремления и страсти.
Самым знаменитым произведением Еврипида является «Медея». За основу он взял миф об аргонавтах. На корабле «Арго» они отправились в Колхиду добывать золотое руно. В этом трудном и опасном деле предводителю аргонавтов Ясону помогла дочь колхидского царя – Медея. Она влюбилась в Ясона и совершила ради него несколько преступлений. За это Ясона и Медею изгнали из родного города. Они поселились в Коринфе. Через несколько лет, нажив двух сыновей, Ясон бросает Медею. Он женится на дочери коринфского царя. С этого события и начинается, собственно, трагедия.
Охваченная жаждой мести Медея страшна в гневе. Сначала она при помощи отравленных даров убивает молодую жену Ясона и ее отца. После этого мстительница убивает своих сыновей, рожденных от Ясона, и улетает на крылатой колеснице.
Аристофан
Аристофан (рис. 6) родился примерно в 445 году до н. э. Родители его были свободными людьми, но не очень зажиточными.
Написал Аристофан всего около 40 произведений. До наших дней дошло только 11 комедий, в которых автор ставил самые разные жизненные вопросы. В пьесах «Ахарняне», «Лисистрата» и «Мир» он ратовал за прекращение Пелопоннесской войны и заключение мира со Спартой. В пьесах «Осы» и «Всадники» критиковал деятельность государственных учреждений, укоряя бесчестных демагогов, которые обманывали народ. Аристофан в своих произведениях критиковал философию софистов и методы воспитания молодежи («Облака»).
Боги- близнецы
Танатос — олицетворение смерти, брат-близнец Гипноса.
Аполлон и Артемида
Экклесия – народное собрание в различных демократических государствах Греции. В особенности знаменита экклесия афинская.
Илоты – в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами. Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покоренных мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI в. до н. э.)
Греческие скульпторы
Ми́рон — древнегреческий скульптор середины 5 века до н.э., представитель искусства ранней классики, автор гармоничных образов, утверждающих силу и красоту человека, первый мастер сложных бронзовых отливок. Мирон выявлял в гармонии человеческого тела динамически-напряженное начало, показывал красоту атлетического усилия («Дискобол», Национальный музей, Рим) или разумной воли, сдерживающей безудержный порыв (группа «Афина и Марсий»). «Дискобол» Мирона — первая попытка греческой скульптуры разорвать плен неподвижности. Движение передается только при рассмотрении фигуры спереди. При взгляде сбоку поза атлета воспринимается несколько странной, а экспрессия движения угадывается с большим трудом.
Поликле́т из Аргоса, древнегреческий скульптор, теоретик искусства 2-й пол. 5 в. до н. э. Представитель высокой классики. Бронзовые статуи Поликлета («Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка») известны по копиям. Сохранились два фрагмента сочинения Поликлета «Канон», в котором выводится цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела.
Ско́пас (около 395 до н.э., Парос — 350 до н.э.) — древнегреческий скульптор и архитектор 4 века до н.э., представитель поздней классики. Из произведений Скопаса сохранился фриз Мавзолея в Галикарнасе с изображением битвы греков с амазонками (мрамор, около 350 года до н. э.. Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов. Одним из совершенных творений мастера является статуя «Менады», движение которой передано в сложном круговор ракурсе. Почти все произведения Скопаса уничтожены временем.
Пракси́тель Младший (ок. 390 — ок. 330 до н. э.), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Работал главным образом в Афинах. Вошел в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты. По преданию, Пракситель создал две статуи Афродиты, запечатлев на одной из них богиню одетой, а в другой — обнаженной. Афродиту в одеждах приобрели жители острова Коса, а обнаженная была установлена на одной из главных площадей острова Книд, куда со всех концов Греции стали съезжаться поклонники прославленного творения скульптора, преумножая славу города. Мраморные статуи Праксителя отличают чувственная красота, одухотворенность («Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир» — известны по копиям). Пракситель нашел возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью опор в виде другой фигуры или дерева. Обращаясь к идеалу прекрасного юноши, он подчеркивал в фигуре стройность, изящество и безмятежность.