При жизни животных ведущее значение имеет аллергическая диагностика туберкулёза, относящаяся к гиперчувствительности замедленного типа (ГЧЗТ). При этом типе реакции аллерген присоединяется к рецептору сенсибилизированного Т-лимфоцита, который активируется и сенсибилизирует лимфокины (интерлейкин-2 и другие медиаторы ГЧЗТ), клетками-мишенями для которых служат макрофаги, нейтрофилы, лимфоциты. В результате действия лимфокинов происходит мобилизация мононуклерных клеток (лимфоцитов, моноцитов, макрофагов), их скопление в ткани и кооперативное воздействие на клетки-мишени, содержащие антиген (аллерген). Через 6-8 часов после введения туберкулина появляется воспалительная реакция, достигающая максимума через 2-3 суток. Выражается реакция в виде припухлости разной консистенции, повышается местная температура. При этом возможны прямое цитотоксическое действие активированных Т-клеток и макрофагов на клетки-мишени, неспецифическое воздействие на клетки-мишени и интактные клетки лимфотоксина, а также лизосомалных ферментов, выделяемых в процессе фагоцитоза.
Для прижизненной диагностики туберкулёза во всех категориях хозяйств и в индивидуальном секторе используют аллергическую диагностическую внутрикожную пробу (АДП) с применением ППД-туберкулина для млекопитающих. У КРС в качестве дополнительных методов исследования применяют офтальмопробу, пальпебральное и внутривенное введение туберкулина, симультанную биопробу с применением ППД-туберкулина для млекопитающих и комплексным аллергеном из атипичных микобактерий (КАМ) или ППД-туберкулином для птиц. Тем не менее, проблема неспецифических реакций на туберкулин продолжает оставаться весьма актуальной.
В благополучных хозяйствах РФ выявляют в 5,3 раза больше реагирующих на туберкулин животных, чем в неблагополучных. Как результат – убой большого числа здоровых животных и жалобы от владельцев.
В странах ЕС внутрикожную туберкулиновую пробу проводят в области шеи или подхвостовой складки. учитывают через 72 часа после введения туберкулина. В неблагополучных хозяйствах любая припухлость в месте введения является положительной реакцией, в благополучных отрицательной реакцией считается утолщение кожной складки до 4 мм, без клинических признаков воспаления. Симультанную пробу проводят на одной стороне шеи (расстояние между обеими пробами 12-15 см.). Телятам пробу делают на симметричных участках шеи справа и слева. Результаты учитывают через 72 часа. Положительной реакцией считается увеличение кожной складки на ППД-туберкулин бычьего вид более чем на 4 мм по сравнению с увеличением кожной складки на ППД-туберкулин для птиц. Разница в 1-4 мм – сомнительная реакция. Отрицательная – складки равные или складка от ППД-туберкулина для птиц больше.
В индивидуальных хозяйствах применяют ускоренную симультанную пробу с ППД-туберкулином для млекопитающих и КАМ-аллергеном. Сначала внутрикожная туберкулиновая проба у всех животных, через 72 часа учёт реакции, затем положительно реагирующим с одной стороны шеи вводят ППД-туберкулин для млекопитающих и КАМ-аллерген на расстоянии 10-15 см друг от друга. Реакция считается положительной, если животные реагируют с большей интенсивностью на ППД-туберкулин для млекопитающих, при равной реакции сомнительная.
РРСС
В различных странах эту болезнь называют по-разному: синее ухо, эндемические поздние аборты у свиней, голубой аборт, бесплодие и респираторный синдром свиней.
В 1992 году на 1 международном симпозиуме по РРС свиней в США заболевание получило официальный статус. В РФ антитела к данной инфекции были впервые обнаружены в 1992 году в ряде регионов. Возбудитель был выделен несколько позднее, в 1994 году, из патматериала при вирусологических исследованиях.
В последние годы на фоне плохого и неполноценного кормления свиней течение РРС в РФ приняло более тяжелый характер.
Устойчивость
Инактивируется при температуре 55 ̊С в течение 45 минут, при 37 ̊С через 40 часов. На вирус действуют все дезинфектанты в общепринятых концентрациях. Вирус отнесён к списку В.
Эпизоотологические данные
По данным МЭП неблагополучны 47 стран. В период с 1997 по 2004 гг. в РФ на территории 47 субъектов был проведён эпизоотологический и серологический мониторинг в отношении данной инфекции. Данный мониторинг показал, что инфекция достаточно широко распространена в РФ, тем не менее в последние годы наметилась тенденция снижения удельного веса неблагополучных пунктов (это связано с тем, что в РФ в последние 5 лет были созданы весьма эффективные вакцины; также был разработан широкой комплекс противоэпизоотических мероприятий).
Ущерб: особенно при интенсивном ведении свиноводства. В США убытки составляют 100-500$ на свиноматку, по наносимому ущербу инфекция стоит на 1 месте. В РФ косвенные затраты составили 1237 рублей на одно находящееся в хозяйстве до заболевания животное. В эпизоотологии наибольшее влияние уделяется двум значимым проблемам: источнику вируса при возникновении энзоотий и тому, за счёт чего вирус длительное время способен сохраняться в стаде.
Введение инфицированных свиней в стадо и распространение инфицированной спермы – очевидные пути передачи. Для данного возбудителя не является необычным внезапное его появление в стаде, в котором ранее не обнаруживали вирус, без какого-либо источника возбудителя.
Предположили аэрозольный способ инфицирования, перенос насекомыми или птицами. Но по ряду причин эти способы не могут быть причастны к клиническому инфицированию по принципу «от стада к стаду». Аэрозольный способ инфицирования практически отрицается на основании результатов проведённых экспериментов.
Патогенез
Вирус проникает в организм свиней через слизистые оболочки респираторного, пищеварительного и полового тракта. Размножение его происходит в макрофагах в области ворот инфекции. Размножение вируса в компонентах клеточной защиты временно снижает блаблабла, создавая оптимальные условия для развития секундарной микрофлоры. Происходит повреждение эндотелиальных клеток кровеносных сосудов и развитие васкулита, что служит причиной отёков. В паренхиматозных органах возбудитель размножается в ретикулоцитах и циркулирующих моноцитах.
Клинические признаки
Болезнь поражает все породы свиней, а также диких кабанов. РРС характеризуется поздними абортами (90-105 дней супоросности), преждевременными родам (110-112 дней), прохолостами свиноматок, рождением мёртвых, мумифицированных, нежизнеспособных поросят с последующей гибелью новорожденных, поражением органов дыхания у отъёмышей. Репродуктивная форма у свиноматок и хряков, респираторная – у поросят-сосунов и после отъёма. Уровень мертворождаемости и инфицирования молодняка в помёте зависит от вирулентности возбудителя, срока супоросности, времени заражении свиноматки. В зависимости от этих условий мёртворождаемость может колебаться от 0 до 100%, инфицированность приплода от 4 до 75%.
Инкубационный период: 4-35 суток. Источник инфицирования – больные и переболевшие свиньи. Пути передачи: контактный, алиментарный, с грызунами. Существует возможность аэрогенной передачи на большие расстояния. Различают: острое, хроническое, субклиническое течение болезни. Нарушение аппетита в начале болезни у 5-55%, полный отказ от корма регистрируют редко. У многих животных регистрируют лихорадку (до 41˚), цианоз ушей, хвоста, брюшной стенки, пятачка. Иногда симптомы поражения ЦНС: нарушение координации движений, возбудимость и параличи. Острое течение переходит часто в хроническую форму. Хроническая – поражение органов дыхания, угнетение, исчезновение аппетита, конъюнктивиты, кератиты, вытекание глазного яблока, слепота. У поросят большое количество крипторхов. Свиноматки теряют репродуктивную способность. Постепенно восстанавливается, но продолжительное время уровень снижается на 10-15%. Вирус РРС способен длительное время циркулировать в неблагополучном стаде. Оздоровление затягивается.
ПАИ
При вскрытии новорожденных или абортированных поросят прежде всего бросается в глаза уродство, отечность, кровоизлияния в коже ушей, спины, брюшной стенке и подкожной клетчатке, асцит, ателектаз, гидроторакс, гиперемия и кровоизлияния в легких, негнойные энцефалиты. В перитрахеальной и паховой областях студневидные отеки, глаза у таких поросят могут быть голубого или красного цвета. интерстициальная пневмония – типичный признак репродуктивно- респираторного синдрома, обусловленный секундарной м/фл, вторичной м/фл.
Диагноз ставится комплексно. Окончательный – по результатам лабораторных исследований. Кусочки легких, экссудат, абортированные плоды, вынужденно убитые нежизнеспособные поросята 1-3 суточного возраста. Сыворотка крови – до 5 мл от каждой свиноматки, через 4-8 недель после неблагополучного опороса или аборта. Сыворотка крови от поросят до приема молозива. Для точной диагностики ИФА, РН и ИФ диагностику. Для выделения и идентификации вируса используют культуру клеток альвеолярных макрофагов, не менее 3 последовательных пассажей.
Дифференцируют от: лептоспироза, болезни Ауески, гриппа свиней, хламидиоза, парвовирусной инфекции и других патологий, протекающих с поражением органов дыхания и системы воспраизводства.
Лечение
Специфических нет. Но нужно иметь в виду что вирус обеспечивает за время своего пребывания иммунодефицитное состояние, больных животных можно лечить, но только симптоматически, для предотвращения секундарной инфекции. Выпаивают растворы глюкозы, больных поросят подсаживают к переболевшим свиноматкам. Рекомендуется назначать свиноматкам до опороса а/б, лактирующим фуразолидон, поросятам – препараты тетрациклинового ряда, а/б нужно добавлять с учетом эпизоотической ситуации и с учетом микробного пейзажа.
Иммунитет
У инфицированных свиней формируется иммунный ответ с образованием специфических антител, формируется клеточный иммунитет. Колостральный иммунитет длиться до 4 у отдельных поросят до 10 недельного возраста, но он не может полностью защитить поросят от инфекции. Иммунитет после переболевания или вакцинации непродолжительный, заболевание может возникнуть через 5 месяцев.
Профилактика
В РФ разработаны и выпускаются для широкого применения 2 вакцины против РРС свиней:
Сухая культуральная вирус вакцина из аттенуированного штамма. С проф. целью поросят прививают в 30-40 суточном возрасте. Через 2-3 месяца ревакцинируют. Ремонтных ревакцинируют в 6-7 месячном возрасте, не позднее чем за 2 месяца до осеменения. в/м за ухо или с внутренней поверхности бедра. Иммунитет формируется через 2 недели, длительностью не менее 4 месяцев.
Эмульсионная инактивированная вакцина против РРС свиней и парвовирусной инфекции свиней. Свиноматок и хряков иммунизируют за ухо 2 мл независимо от возраста, двукратно с интервалом 20-30 дней, за 2 недели до осеменения. Затем свиноматок прививают однократно перед случкой. Хряков – каждые 6 месяцев. Поросят рожденных от иммунизированных свиней иммунизируют двукратно. Для достижения наибольшего эффекта иммуностимуляторы – мастоприм, миксоферон.