Везикулярная болезнь свиней— контагиозное вирусное заболевание, характеризующееся острым течением, высокой температурой и образованием везикул на хоботке (пятачке) носа, в области венчика, межкопытной щели и мякишей.
Устойчивость — во внешней среде возбудитель устойчив. В инфицированных объектах при температуре выше О С вирус сохраняется 100 дней, а ниже О °С — не менее 20 мес; в замороженной свинине — более года, в колбасе — 400 дней, в обработанных кишках — до 780 дней. Погибает вирус при температуре 69 °С в течение 30 мин, но остается устойчив к изменениям рН от 2,5 до 12, поэтому он не разрушается при созревании мяса. В навозе сохраняет жизнеспособность 138 дней. Растворы многих дезинфицирующих средств в общеприняты* концентрациях неэффективны.
Эпизоотологические данные. В естественных условиях болеют только домашние и дикие свиньи независимо от породы, пола и возраста. Источник возбудителя — явно- и скрытобольные свиньи, выделяющие вирус со всеми секретами и экскретами (фекалии, моча,'слюна и пр.). Особенно много вируса содержится в невскрывшихся везикулах афтах).
Факторами передачи вируса считаются корма, транспорт, мясо, боенские и пищевые отходы. Распространять вирус могут люди, птицы, невосприимчивые животные. В благополучные страны возбудитель заносится с инфицированными продуктами свиного происхождения и другими путями.
Заболеваемость в среднем составляет 60%, летальность— 10%. При контактном пути распространения возбудителя и его проникновении в организм через поврежденную кожу конечностей в неблагополучном стаде преобладает субклиническое и бессимптомное переболсвание животных.
Патогенез. На месте введения вируса в пятачок через 36 ч появляются везикулы, превращающиеся впоследствии в эрозии. Затем происходит быстрая генерализация процесса с преимущественным поражением кожи венчика, межкопытной щели и мякишей. Вирус обнаруживают в пробах слизи из глотки на 3—5-й день, в головном мозге — на 2—4-й день после заражения. Обычно везикулы вскрываются через-2—4 дня, температура тела приходит к норме, но полное выздоровление наступает лишь через 2—3 недели.
Течение и симптомы. Инкубационный период 2—7 дней. В момент образования везикул у животных повышается температура тела до 40—42 °С, снижается аппетит, они становятся вялыми. При поражении конечностей (чаше двух) появляется хромота, иногда происходит отделение копытного рога и спадение рогового башмака. Линия отделения башмака от копыта имеет форму горизонтальной полосы темного цвета. По мерс роста копыта она перемешается вниз, по ней можно судить о времени начала заболевания. Различают острое и подострос течение и субклиничсскую форму болезни.
При остром течении отмечают значительное поражение кожи венчика (афты, эрозии, обильный серозный выпот и корки>, выраженную хромоту, вялость, анорсксию и лихорадку. Везикулы также появляются на пятачке вымени и слизистой оболочке рта (у 10% больных). При тяжелом псреболевании развивается диарея, супоросные матки абортируют; нередко роговой башмак копытец спадает, животные больше лежат. У поросит симптомы болезни более выражены. У них иногда отмечают признаки поражения центральной нервной системы (возбуждение, нарушение координации движения, параличи), нередко смертельный исход. Легкое переболевакие проявляется кратковременной и слабовыраженной лихорадкой, животные полностью выздоравливают через 2—3 недели.
Для подострого течения характерны слабовыраженные клинические признаки и медленное распространение болезни среди свиней. Заболевает небольшое количество животных. У них находят единичные везикулы на венчике, отмечают хромоту и отслоение рога копытец. Болезнь, как правило, заканчивается выздоров-лением
Субклиническую форму ВБС обычно выявляют по наличию специфических антител в сыворотке крови переболевших животных.
Патологоанатомические изменения. На месте лопнувших везикул остаются небольшие язвы и эрозии. У 10% свиней везикулы появляются на пятачке и в ротовой полости; у отдельных животных наблюдают отделение копытного рога или спадение рогового башмака.
Диагноз. Ставят на основании анализа эпизоотологнческих данных (болеют только свиньи, болезнь распространяется довольно бытро, летальность невысокая); клинических признаков (сравнительно легкое переболевание, преимущественное афтозное поражение конечностей, реже — кожи вымени и слизистых рта) и результатов лабораторных исследований. В лабораторию посылают стенки вскрывшихся везикул и везикулярную жидкость в количестве не менее 2—3г. Лабораторная диагностика основана на выделении и определении вируса, а также на выявлении специфических антител в РСК, РДСК, РДПм-рН. В отдельных случаях с разрешения ветеринарных органов проводят биологическую пробу. С этой целью суспензию исследуемого материала вводят поросятам в кожу копытного венчика. Примерно через 2 дня на месте введения появляются везикулярные поражения. Вирус ВБС можно получать путем интрацеребрального заражении 1 —3-дневных мышей-сосунов.
Дифференциальный диагноз. Исключают ящур, везикулярный стоматит, везикулярную экзантему и другие болезни, сходные по клиническим признакам с везикулярной болезнью свиней.
Лечение. Так же как и при ящуре, применяют антисептические, вяжущие и другие лечебные средства (растворы калия перманганата, этакридина, медного купороса, пенициллина, обезболивающие мази и другие препараты). Животных обеспечивают мягкими питательными кормами и чистой водой, содержат в сухих и светлых помещениях.
Иммунитет. У переболевших свиней возникает иммунитет сроком до 2 лет. Начиная с четвертого дня после заболевания в крови появляются антитела, выявляемые в РН и РСК.
Профилактика и меры борьбы. Основное внимание обращают на недопущение заноса ВБС на нашу территорию. Из неблагополучных стран и регионов запрещают завоз свиней и продуктов свиноводства, а также использование в корм свиньям пищевых отходов, собранных в аэропортах, самолетах, поездах и пароходах, обслуживающих международные линии.
При установлении болезни неблагополучный пункт карантинируют, вводят ограничения в хозяйствах и мясоперерабатывающих предприятий, с которыми за 10 дней до возникновения болезни поддерживались хозяйственные связи. Чтобы не допустить распространения болезни в первичном очаге, проводят убой всей неблагополучкой группы свиней на специально оборудованном убойном пункте хозяйства или на санитарной бойне ближайшего мясокомбината. При транспортировке и убое животных, переработке продукции строго соблюдают ветерикзрно-санитарныс правила и другие меры, препятствующие распространению возбудителя болезни во внешней среде. Если в хозяйстве остались свиньи, перенесшие везикулярную болезнь, то их убивают в течение 6 мес после снятия карантина с соблюдением необходимых мер предосторожности. Мясо и субпродукты используют для изготовления различных вареных изделий и консервов.
Важное место в борьбе с ВБС отводится проведению дезинфекционных работ в эпизоотическом очаге. После сдачи свиней на убой помещения, инвентарь, станки, оборудование, транспорт тщательно механически очищают, моют и дезинфицируют. Помещения обрабатывают двукратно с интервалом в 5 дней 2 %-ным горячим раствором едкого натра или формальдегида, 3 %-ным раствором нафтализола и другими средствами. Транспорт дезинфицируют в специально оборудованной площадке или в дезблоке 2 %-ным раствором формальдегида. Навоз обеззараживают биотсрмическим способом. Трупы свиней сжигают.
Карантин с неблагополучного по ВБС пункта (хозяйства) снимают после убоя всего свинопоголовья и проведения в нем соответствующих дезинфекционных работ или через 30 дней со дня последнего случая выздоровления животных.
Мыт
Мыт — бактериальная, остропротекающая болезнь лошадей, характеризующаяся лихорадкой, катаральногнойным воспалением носоглотки и регионарных лимфоузлов, склонных к абсцедированию. Мыт распространен преимущественно в странах с умеренным климатом. В С среди заболевших жеребят в 25% случаях мыт заканчивается смертельно, в случаев вызывает аборты
Возбудитель —В мазках гноя кокки обычно располагаются длинными извитыми цепочками, а из культур — цепочки сравнительно короткие. Окрашиваются всеми анилиновыми краскя-ми и по Граму. Свежевыделенные штаммы возбудителя имеют капсулу,
Устойчивость — очень высокая и во внешней среде сохраняется многие недели, в высохшем гное — до 6 мес, в навозе — 4 недели, сене, соломе, на волосяном покрове лошади — до 3 недель. Весьма чувствителен к пенициллину и окси-тетрациклину. Растворы формалина (2 %-ный), фенола, едкого натра, креолина (5 %-ные) убивают возбудителя во внешней среде через 15—20 мин.
Эпизоотологические данные. Восприимчивы цельнокопытные животные. Наиболее чувствительны жеребята старше 2 мес и лошади до 5 лет, но последние заболевают реже. У ослов болезнь проявляется преимущественно в септической форме. В исключительных случаях возбудителя изолируют при экземах у человека и от собак.
Источник возбудителя мыта — больное животное, выделяющее возбудителя с носовыми истечениями и с гноем вскрывшихся абсцессов. Переболевшие лошади более года остаются бактерионосителями. Мыт часто проявляется высокой контагиозностыо и в несколько дней заболевают до 50% животных. Заражение происходит алиментарным и аэрогенным путями.
Чаще развивается доброкачественная форма — сравнительно легкое переболевание и выздоровление через 2—4 недели. Летальность не превышает 5%. При табунном коневодстве, а Также при размещении больших групп жеребят в конюшнях мытом может заолеть в течение 2—3 мес почти весь молодняк с 30—70% летальностью.
Патогенез. Возбудитель проникает в слизистую и лимфатичекие сосуды верхних дыхательных путей, а затем в регионарные лимфоузлы. Большая часть микробов погибает. Сам микроб и его токсины вызывают серозно-катаральное и затем гнойное воспаление слизистой носоглотки. Ее отечность и болезненность затрудняют прием корма и воды. Воспаленные подчелюстные лимфоузлы быстро увеличиваются, абсцедируют и вскрываются. При доброкачественной (типичной) форме воспалительные явления вскоре исчезают, истечение из носа прекращается, температура тела прихо-дит к норме. Полости абсцесса заполняются грануляционной тканью и заживают, однако затвердение тканей межчелюстного пространства остается и после полного выздоровления.
Течение и симптомы. Инкубационный период в среднем 4—8 дней. Течение болезни острое. Различают типичную, абортивную, метастатическую и генитальную формы мыта.
При типичной форме отмечают гипертермию (40—41 °С), угнетение и анорексию. Одновременно появляются гиперемия и отечность слизистых носа и глотки с обильным выделением вначале' серозного, затем слизисто-гнойного экссудата. Катарально-гнойный ринит и фарингит приводят к нарушению дыхания (затрудненное < сопящее, иногда кашель) и приема корма и воды. При пальпацт • сильная болезненность глотки. Подчелюстные лимфоузлы увеличены, горячие и болезненные.На 4—5-й день воспалительный отек уменьшается, появляются размягчение и флюктуация подчелюстных лимфоузлов, которые вскоре вскрываются (густой желтоватый гной). После этого температура тела восстанавливается до нормы, воспалительный процесс носоглотки прекращается, а вскрывшиеся абсцессы заполняются соединительной тканью. Данная форма мыта продолжается 15—25 дней, исход ее чаще благоприятный.
Абортивная форма проявляется слабым воспалением слизистой носовой полости и подчелюстных лимфоузлов. У больных регистрируют кратковременную гипертермию (39—39,5 °С), катарально-гаойный ринит и незначительную анорексию. Такую форму болезни, проявляющуюся доброкачественно с выздоровлением через 5—7 дней, чаще наблюдают у жеребят подсосного периода и у взрослых лошадей (5—6 лет).
При метастатической форме, наряду с симптомокомплексом типичного проявления болезни, наблюдаются гнойный лимфаденит заглоточных, околоушных, шейных и мезентериальных лимфоузлов, гнойные абсцессы во внутренних органах. Все признаки выражены намного ярче, чем при типичной форме. Абсцессы нередко вскрываются в полость глотки, и гной в таких случаях частично попадает в полость рта и носа (вытекает из них), а частности к плевриту и плевропневмонии (за-текание гноя), сопровождаемым выраженной лихорадкой, кашлем, одышкой, хрипами, слабостью сердца. Абсцессы в печени приводят к желтухе. При поражении мезентериальных лимфоузлов нарушается пищеварение, возникают колики. Осложненная форма мыта чаще заканчивается смертельно.у ослабленных лошадей при затяжном течении мыта. В начале образуются холодные, плотные безболезненные но — в трахею и вызывает аспирационную бронхопневмонию. Гнойный лимфаденит глубоких шейных лимфоузлов может привести к припухлости нижней части головы, затем развиваются обширные отеки конечностей, подгрудка и живота. Припухлости на коже напоминают крапивную сыпь.
Патологоанатомические изменения. Отмечают катарально-гнойное воспаление слизистой оболочки носоглотки, гнойные очаги в лимфоузлах и внутренних органах, а также гнойные перитонит, плеврит, перикардит. Все поражения свидетельствуют об общем заболевании пиемического и септико-пиемического характера с преимущественным поражением любого органа. При петехиальной горячке слизистые оболочки верхних дыхательных путей набухшие, студенисто инфильтрированы, с множественными кровоизлияниями; находят очаги некроза и язвы. В подкожной клетчатке кровоподтеки и обширные участки желтоватой студенистой инфильтрации. Общая картина вскрытия — геморрагический диатез.
Диагноз. Ставят на основании эпизоотологических данных, клинических признаков болезни и результатов лабораторного исследования. В клинико-эпизоотологическом отношении мыт проявляется характерно и диагностировать его не представляет трудностей. В случае смерти животного учитывают и патологоанатомические изменения. От больных животных в лабораторию посылают гной из абсцессов и гнойные носовые истечения, а от павших — невскрывшиеся лимфоузлы и пораженные участки внутренних органов. В лаборатории проводят микроскопию мазков из патматериала, выделяют чистую культуру и проверяют ее вирулентность на мышах.
Дифференциальный диагноз. Исключают грипп, ринопневмо-нию, плевропневмонию, носовую форму сапа, инфекционную анемию, неспецифические ринофарингиты и паротит путем проведения дополнительных лабораторных и аллергических исследовании.
Лечение. Местное лечение сочетают с общим. Носовую полость ежедневно орошают теплыми растворами перманганата калия (1:1000), этакридина лактата (1:1000), фурацилнна < 1:5000), натрия гидрокарбоната (2 %-ный), лизола (0,5—1 %-ный) и других антимикробных средств. На область подчелюстных лимфоузлов накладывают согревающую повязку, созревшие абсцессы вскрывают и их полости промывают антисептическими растворами, затем орошают йодоформенным эфиром (1:10) или 20 %-ным раствором АСД-2. Хорошим лечебным эффектом обладает линимент Вишневского.
Из средств общей терапии рекомендуют внутримышечные инъекции пенициллина в дозе 2 тыс. ЕД/кг в 0,5 %-ном растворе >но-вокаина, бициллин-3 в дозе 12 тыс. ЕД/кг один раз в сутки 3—4 дня подряд. Можно применять и другие (но подтитрованные) антибиотики, сульфаниламиды — одни или в комбинации с антибиотиками. Кроме того, внутривенно 4—5 дней вводят 33 %-ный спирт на 30 %-ном водном растворе глюкозы с добавлением 1% норсульфазола — 150—200 мл, а также камфорную сыворотку по Кадыкову — 200—300 мл и 40 %-ный раствор гексаметилентетрамина.
При осложнении мыта петехиальной горячкой подкожно вводят 20 %-ный кофеин <20 мл), внутривенно 10 %-ный кальция хлорид (100 мл) и 40 %-ный гексаметилентетрамин ООО мл), растворы глюкокортикоидов (деперзолон). В питьевую воду добавляют соляную кислоту (10 мл на ведро).
Иммунитет. После переболевания у лошадей возникает стойкий пожизненный иммунитет. Лошади старше 5 лет обычно устойчивы к мыту вследствие иммунизирующей субинфекции. Специфические средства иммунопрофилактики не разработаны.
Профилактика и меры борьбы. При возникновении мыта конеферму (табун) объявляют неблагополучной и вводят ограничения. Запрещают вывод лошадей и вывоз фуража, перегруппировку внутри хозяйства. Проводят поголовный клинический осмотр и термометрию лошадей. Больных изолируют и лечат, для остальных организуют индивидуальное размещение, кормление, водопой и ежедневный клинический осмотр. Конюшню и территорию конефермы очищают и дезинфицируют. Текущую дезинфекцию повторяют не реже одного раза в неделю, в изоляторе — ежедневно. Навоз обезвреживают биотермически. Здоровых лошадей неблагополучной фермы используют на работах при исключении контакта их с лошадьми благополучных ферм. Хозяйство объявляют благополучным и снимают ограничения через 15 дней после выздоровления последнего заболевшего животного и проведения заключительных ветеринарно-санитарных мероприятий, включая дезинфекцию с использованием доступных средств против неспоровых возбудителей болезни.
Болезнь Тешена
Инфекционный паралич. Вирусная болезнь свиней, остро протекает с поражением головного и спинного мозга и сопровождается возбуждением животного, судорожным сокращением мышц, рсстройством движений, частичным или полным параличом конечностей.
Болеют домашние и дикие свиньи преимущественно 2-10 месячного возраста, взрослые болеют реже. заболевает 50-1005 стада. Из них погибает 80-90%.
Распространение и ущерб
В Чехословакии. В 1979 г. на территории нашей страны.