В одном и том же мире некоторые существа испытывают счастье, другие переживают страдание, тогда как третьим всё просто безразлично. Одного и того же Девапутру некоторые считали другом, другие — врагом, а для третьих он был безразличен. То, что для одних является едой, для других может запросто оказаться ядом. То, что одним кажется светлым, другим может видеться тёмным, и так далее. Таких несоответствий можно найти очень много. Всё это происходит в силу индивидуальной кармы. В сутре «Категории Редкой и Возвышенной Дхармы» точно подмечено, что:
«Карма подобна художнику, ибо производит всё разнообразие.»
Подробное описание обычного бардо
В естественном бардо [этой жизни] пять измерений просветления скованы
пятью психо-физическими составляющими [скандхами], и их проявление заблокировано естественным образом. Проявление чистого света и цветогаммы [изначальной мудрости] естественно заблокировано элементами и полями чувственного аппарата. Видения природы явлений и переживания изначальной мудрости естественно заблокированы кармой и беспокоящими эмоциями.
Образ проявления бардо умирания
В силу агитации элементов тела умирающий внешне испытывает физическую боль. Под воздействием потери чувств и ментальной координации происходит внутреннее переживание умственного страдания. Из-за нарушения привычного двойственного восприятия, связанного с потерей опорной связи между телом и умом, умирающий испытывает муки страха. И действительно, смерть приносит с собой панические страдания.
Образ переживания бардо природы явлений
В бардо природы явлений естественно возникают видения Кай и мудростей, что обусловлено потерей эгоцентричной опоры психо-физических компонентов. Благодаря тому, что [временно] прерывается связь с кармой и её тенденциями, [сознание умершего] естественно остаётся в природном медитативном сосредоточении. В силу исчезновения объектов, за которые цепляются органы чувств, умерший переживает самопроявляющуюся чистую светоносность.
Образ проявления бардо становления
В бардо становления внешнее тело существует лишь теоретически как и во сне, представляя из себя ментальную незаземлённую форму. Ум вовлекается во множество галлюцинаций и полностью поглощён мыслями. Такое сочетание тела и ума может беспрепятственно передвигаться и причиняет разнообразные страдания.
В тантре «Пронзительный Звук» говорится:
«Промежуточные состояния проявляются таю
Естественное [бардо] проявляется с психо-физическими компонентами,
Элементами и объектами органов чувств и эмоциями.
В бардо умирания происходит распад [элементов],
И сознание не может оставаться на одном месте.
В бардо природы явлений переживаются Каи,
Свет и цветогамма мудрости,
Увеличивающиеся бинду и чистые элементы;
Всё возникающее — есть безграничная природа явлений.
Переживания бардо становления проявляются
Подобно неясному, смещающемуся сновидению.
Обманчивое ментальное тело кажется истинным,
И в сфере индивидуального восприятия
Наблюдается белый [и прочий] свет шести миров.»
Подробное объяснение природы каждого бардо
Этот раздел состоит из четырёх комплексов наставлений:
1. Наставления по устранению недопониманий в естественном бардо [этой жизни], подобные тому, как голубь влетает в своё гнездо.
2. Наставления, проясняющие непонятные моменты в бардо умирания, аналогичные тому, как кокетка смотрится в зеркало.
3. Наставления по обретению уверенности в собственных видениях бардо природы явлений, аналогичные встрече знакомого человека или прыжку сына в материнские объятья.
4. Наставления по удалению кармических проекций в бардо становления, подобные починке поломанного дренажного водопровода.