Последние двадцать шесть лет я прожил в семи разных странах, шесть из которых на Востоке. Поэтому в своих высказываниях я опираюсь на определенный опыт. Восточная культура, в соответствии с представлениями вайшнавов, берет начало из Индии. Наблюдая за культурой Востока, я убедился, что она близка вайшнавской культуре. Восточные люди, как правило, почтительны, мягки, смиренны, терпеливы, щедры и уступчивы (современные представители восточной культуры, как все люди в Кали-югу, могут тоже проявлять неприглядные качества такие как, например, двуличие. Некоторые из них считают, что иногда лучше сказать небольшую ложь, чем обидеть кого-то. Они считают это благовоспитанностью, тогда как западный людей подобное поведение порядком раздражает). Эти качества способствуют духовной жизни в соответствии с любой религиозной традицией, и им нужно отдавать дань почтения. Западная же культура, культура Голливуда, является прямой противоположностью духовной культуры. Я, в общем, определяю восточную культуру как культуру тех, кто ставит перед собой духовные цели и не стремится следовать голливудской культуре, в каком бы географическом месте они не проживали.
Современная западная культура подталкивает к заносчивости или, по крайней мере, самонадеянности, чего уже достаточно, чтобы привести к проблемам. Если же к этому добавить еще и другие черты современного Запада, такие как черствость, неблагодарность и непочтительность, то результат может получиться довольно неприглядным. Западным преданным нужно быть особенно внимательными, следя за проявлениями этой культуры в себе, и тогда они смогут быстро преодолеть стадию анартха-нивритти.
К сожалению, голливудская культура распространяется быстрее, чем духовная культура, главным образом посредством кинофильмов. Это особенно бросается в глаза, когда посещаешь любую из развивающихся стран. В 1981 году, когда я жил в Гонконге, если пара молодых людей гуляла по улице, держась за руки, это считалось вызывающим.сейчас там можно увидеть пары, обнимающихся на улице, наполненных проститутками, торговцами наркотиками и другими сомнительными типами. Виной этому, в основном, грязные голливудские фильмы.
Даже в индийских деревнях сейчас ставят спутниковые антенны и смотрят кинематографический ширпотреб из Штатов. Так древние и благородные культуры постепенно деградируют и опускаются до грубого материализма.
Как-то в поезде, по дороге в Майяпур, я увидел, как молодая индианка в джинсах обратилась за помощью к другой индианке. Она не умела надевать сари и просила научить ее. Вторая индийка согласилась и они обе вышли из купе. Я сказал ее мужу: «Я полагал, что все индийские женщины умеют надевать сари». Он ответил: «Уже нет. Наша культура меняется».
Западным преданным, которые никогда не жили за пределами своей западной родины, не помешало бы привить немного культуры. Шрила Прабхупада хотел, чтобы члены нашего Обзества регулярно посещалит дхаму в Индии и впитывали ее культуру и чистую духовную атмосферу. Более того, Шрила Прабхупада говорил, что без этого у них меньше шансов вернуться обратно к Богу.
Столкнувшись с западной культурой и социальными явлениями в ИСККОН, преданные иногда уходят из Общества в поисках более открытой, теплой и приветливой атмосферы. Вайшнавская атмосфера имеет саттвическую природу и часто ближе по духу к культуре Востока. Нам следует развить подлинную вайшнавскую атмосферу, для того чтобы достичь успеха в своих попытках распространить сознание Кришны на более высокий уровень.
Харектер
В абхазском фольклоре есть сказка про человека, который проявил большую силу характера, сдержав свое слово. Однажды утром он услышал стук в дверь, и когда он открыл ее, перед ним стоял доведенный до отчаяния юноша.
- Пожалуйста, помогите мне, - взмолился парень, - за мной гонятся. Меня хотят убить!
Хозяин попытался успокоить молодого парня и спросил:
- Чем я могу помочь?
- Пожалуйста, спрячьте меня, - попросил тот.
Пообещав защитить парня, хозяин спрятал его на чердаке. Вскоре к дому подошла толпа горожан.
- Ты видел молодого негодяя? – спросили они.
- А что случилось? – спросил хозяин. – Что он натворил?
- Он в драке убил человека.
- Кого же он убил? – Люди заколебались, но в конце-концов ответили:
- Твоего сына.
Потрясенный, он выдавил:
- Нет, я не видел его.
Последующие дни, посвященные похоронным обрядам, собрали множество скорбящих родственников. Хозяин угощал родственников всем самым лучшим и, при этом, кормил также своего гостя, спрятанного на чердаке. Когда после траура родственники разошлись, хозяин поднялся по лестнице на чердак.
- Можешь теперь идти, - сказал он парню.
Поскольку он пообещал парню защиту, то отпустил его на свободу, несмотря на то, что в драке тот убил его сына. Этим он показал, насколько он верен своему слову.
Кто-нибудь другой смог бы нарушить обещание при таких обстоятельствах. Но человек, описанный в этой истории, предпочел сдержать слово и отпустить парня. Возможно, он знал об отношениях между ним и его сыном, или о других деталях.
Можно пуститься в рассуждения о том, была ли защита убийцы сына поступком высоконравственным или нет, но подобные рассуждения уведут нас от сути дела. Главное здесь то, что человек пожертвовал своей привязанностью и желанием отомстить за смерть сына, для того чтобы сдержать свое слово, которое для него было священным. Такая жертва ради верности данному слову считается поступком геройским, и поэтому прославляется в Абхазии, где семейные привязанности крайне сильны (Если бы юноша убил чужого сына, во внимание следовало бы принять другие нравственные соображения. Как бы там ни было, мы принимаем историю такой, как она есть, извлекая из нее урок. Однако из нее не следует делать неверный вывод, будто нужно помогать убийцам и покрывать их.).
Держать свое слово или же, что важнее, держать обет, данный в соответствии с дхармой, - это важная составная часть религии, дающая возможность подниматься на более высокие уровни. Шрила Бхактивинода Тхакур обсуждает принцип верности дхарме в своем анализе выражения ниямаграха в «Шри Бхатьялоке»: «Даже оказавшись в очень низком положении, обусловленные души могут подняться на очень высокий уровень. Между этими двумя уровнями есть много промужуточных ступеней, каждая из которых является отдельным шагом или ступенькой на пути продвижения. На каждой ступени есть свои свои собственные предписания и запреты. Когда живое существо поднимается на какой-то уровень и пребывает на нем, оно обязано следовать его предписаниям и запретам. Следуя им, оно заслуживает право подняться на следующую ступень. Если это ему не удается, оно откатывается ниже, и это называется падением. Достижение более высокой ступени известно как прогресс.
Когда человек должным образом следует правилам своего уровня, про него говорят, что он «исполняет свои предписанные обязанности» или «устойчив в своем положении». Устойчивость в своем естественном положении известна как праведность, а отклонение от своего положения известно как нечестивость. Помимо этого нет других опредлений праведности и нечестивости. Поэтому в «Шримад-Бхагаватам» (11.21.2) Господь Кришна наставлет Уддхаву:
Све све ‘ДХИКАРЕ ЙА НИШХА
СА ГУНАХ ПАРИКИРТИТАХ
ВИПАРЙАС ТУ ДОШАХ СЙАД
УБХАЙОР эша нишчайах
«Устойчивую верность своему положению провозглашают истинной праведностью, а отклонение от своего естественного положения считают неправедностью. Именно так определяют одно и другое».
Поэтому, осмотрительно продвигаясь по духовному пути, мы должны строго следовать своим обетам. Действуя таким образом, мы сможем подняться на следующий уровень, - к которому мы должны стремиться, но без излишнего рвения. Иными словами, мы не должны сломя голову бросаться штурмовать следующий уровень просто для того, чтобы произвести впечатление на других, или ради других материальных целей. Тише едешь, дальше будешь.
Верность слову, отвественное выполнение обязанностей варнашрамы и дхармы можно сравнить с тарелкой, а бхакти -–с едой. Тарелка играет вспомогательную роль, позволяя спокойно есть. По мере развития чистоты и привязанности к Шри Кришне упор на принципы низшего порядка можно ослабить. Но если искатель преданности не обладет хорошим характером и качествами, он должен стараться прилежно развивать их, пока они прочно не утвердится в сердце.
Шрила Прабхупада однажды рассказывал историю о верности – качестве, которое быстро становится редкостью. Однако оно является важным элементом приданного служения. У одного человека был ребенок, а также у него был пес. Однажды ему пришлось ненадолго отлучиться из дому на короткое время, и поэтому он, положив ребенка в кроватку, оставил собаку в комнате сторожить его. Когда он вернулся домой, комната была пустой. Ребенка в кроватке не было. С ужасом он увидел кровавыйй след, который тянулся через заднюю дверь во двор, а оттуда в сад. Из кустов показался пес с окрававленной мордой. Потрясенный хозяин подумал: “Пес набросился на ребенка, утащил его и растерзал”. В ярости он бросился в дом, схватил ружье и нацелил его на собаку. Животное покорно осталось сидеть перед хозяином. Бах! Прозвучал выстрел, и пес упал замертво.
Вдруг раздался детский плач. Выстрел напугал ребенка, который спал в доме. Человек не знал, что и думать. Он ведь думал, что ребенок мертв. Бросившись на плач, он нашел ребенка под кроваткой, где тот лежал, целый и невредимый. “Если пес не убил ребенка, то откуда тогда кровь?” – задумался хозяин.
Вернувшись в сад, он стал искать и нашел окровавленный труп лисы. Все стало понятно: лиса попыталась напасть на ребенка, и пес спрятал его под кровать, защищая его. Затем он стал драться с лисой, убил ее и утащил в сад. Хозяин испытывал чувства глубокого раскаяния в своем поспешном поступке. Пес храбро выполнил свой долг, и хотя хозяин неправильно понял его действия, он верно оставался рядом с хозяином. Шрила Прабхупада в заключение говорит, что, хотя собаки – низкие существа, у них есть одно хорошее качество – верность хозяину. Шрила Прабхупада добавляет, что ученик тоже должен быть очень верным духовному учителю и преданно служить ему (Это не означает, что нужно следовать падшему гуру, но верность обязательна, если гуру не пал. Как слепое следование, так и слепое отвержение являются пороками и не приносят желаемого результата.).
Конечно, такие качества характера, как честность, преданность и верность своему слову, важны для продвижения по пути бхакти. Если человек не держит слово, как он может дать обеты во время посвящения? Если человек не честен, как он сможет выпалывать из своего сердца анартхи? Какое благо нечестный человек может получить от общения с духовным учителем? А если в нем нет верности, как он сможет устойчиво продолжать служить учителю? Хороший характер играет очень существенную роль на этом пути. Этого нельзя недооценивать.
“Принцип правдивости лежит в основе всех религий. Следует тщательно проверять соответствие положению и личные качества четырех лидеров человеческого общества: санньяси, брахманов, царей и общественныйх деятелей. Прежде чем принять кого-либо в качестве духовного или светского учителя, нужно проверить, соответствует ли его характер вышеупомянутым критериям” (Бхаг. 1.17.41).
«Поэтому нужно подняться на уровень благости, работая над своим характером и поведением, а затем постепенно достичь трансцендентного уровня, уровня адхошаджа, на котором открывается как свое собственное положение, так и положение других» (Бхаг. 6.17.19).
«В «Бхагавад-гите» Господь Сам отмечает, что поступки и качества великих личностей служат примером для обыкновенных людей. Поэтому обеществу необходимы лидеры, которые обладают идеальными качествами» (Бхаг. 3.16.32 комм.).
«Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура советует избегать общения с вайшнавами дурного нрава. Вайшнавом называют любого, для кого Верховная Личность Бога является высшей целью жизни, однако того, кто еще не очистился и продолжает преследовать какие-то корыстные цели, нельзя считать вайшнавом высшего уровня, обладающим всеми возвышенными качествами. Такому вайшнаву можно выражать почтение, так как он считает Верховного Господа высшей целью своей жизни, но, поскольку он находится в гуне невежества, с ним не следует поддерживать близкие отношения» (Бхаг. 3.29.8 комм.).
«Преданный должен избегать общения с теми, чей характер еще не сответствует идеалам вайшнава. Даже если человек является вайшнавом, преданным Кришны, но его поведение отклоняется от принятых норм, то его общества нужно избегать» (Бхаг. 3.29.17 комм.).
«Махабхарата» подчеркивает важность следования долгу, обетам и дхарме. Читая ее, мы видим благородство таких возвышенных душ, как Бхишма, Видура, Гандхари, Кунти, Арджуна и т.д. «Шримад-Бхагаватам» также показывает нам идеальный пример преданных, обладателей очень возвышенных качеств: Махараджи Парикшита, Дхрувы, Прахлады и других. Раньше моральные каечства людей были намного выше, чем сейчас. Человек, наделенный благородством и добродетелью, мог обрести большое благо от практики бхакти. Конечно, семя бхакти они должны были получить от чистого вайшнава. В наше время большинство людей лишены таких возвышенных качеств; современный человек ленив, эгоистичен и беззастенчив. Он готов врать ради мелкой выгоды, ежегодно меняет жен или мужей или наставников и готов прозябать на содержании госудаства. Люди выродились и стали безвольными. Человека строгих принципов можно заносить в Красную книгу.
Зачем же современным людям становиться учениками гуру-вайшнавов? Кто-то может утверждать, что благодаря практике бхакти в человеке развиваются все прекрасные качества полубогов: йасйати бхактир бхагаватй акинчана сарваир гунаис татра самасте сурах. Бхакти-йога включает в себя все принципы, в том числе и религионые. Но если из-за дурного нрава и, особенно, из-за склонности к самообману, человек практикует не так, как следует - божественные качества, если не произойдет чуда, не проявятся.
У нас может быть много недостатков, но если мы по крайней мере честны и немного смиренны, ты мы можем продвигаться вперед. Временами, по милости Господа или вайшнава, бхакти может низойти на нас, но обычно необходимо, чтобы человек прошел весь путь развития, начиная с добродетельности, которая становится благодатной почвой для бхакти.
Бхакти может проявиться где угодно – в ребенке, в животном или пьянице. Но вместе с тем Кришна говорит: йешам тв анта-гатам папам джнанам пунйа-карманам, - «Те, кто положил конец всем грехам и благочестив в своей деятельности, развивают твердую решимость в поклонении Мне». Чудеса случаются, особенно если человек полностью предался Господу или Его представителю, и такие чудеса лишь подтверждают независимую природу бхакти, но, как правило, благочестивые люди с благородным характером имеют больше шансов.
Если человек уже встал на путь бхакти, он только выиграет, приняв чистую и праведную жизнь, которая подразумевает честность, правдивость, целостность и т.д. Таким преданным обычно сопутствует успех, и у них больше шансов достичь цели, чем у тех, кто такими качествами не обладает. Однако без бхакти эти качества, действительно, могут сойти на нет. В то же время бхакти не зависит от них и может проявиться даже и бех них, хотя они, безусловно представляют из себя благородную почву для роста бхакти.
В «Шри Чайтанья-шикшамрите» (2.5) Шрила Бхактивинода Тхакура пишет: «Когда действует случай, например по милости Кришны или святых, или когда благодаря прошлой садхане устраняются все препятствия, тогда постепенное развитие (добродетели и т.д.) не нужно. Тогда движущей силой выступает независимое желание Кришны. Умом этого не понять. Даже противоречие между справедливостью и милосердием, которое человеческий интеллект разрешить не в состоянии, исчезает в Абсолютной Истине, в которой прекрасно согласуются совершенно противоположные друг другу достоинства.
По милости Нарады безнравственный охотник стал преданным. По милости Шри Рамачандры Шабари, лесная дикарка обрела жизнь, исполненную божественных переживаний. Они не развивали необходимые хорошие качества, прежде чем перейти от своей нецивилизованной жизни к преданности. Из этого следует, что, как только они обрели бхакти, вся красота, присущая культуре и высокой нравственности, сама украсила их жизнь.
Случайная удача редка и непостижима, поэтому не слудет рассчитывать на нее, а вместо этого следует придерживаться пути постепенного развития. Конечно, было бы прекрасно, если бы случайная удача сама пришла в какой-то момент» (курсив мой).
Если постоянно слушать о могуществе милости Господа и вайшнавов, чье воздействие названо в приведенном отрывке случайной удачей, может развиться тенденция пренебрегать обычным методом дхармы. Однако не стоит воображать, будто мы так быстро стали трансцендентными. Часто люди считают, что находятся на более высоком уровне, чем это есть на самом деле. Безопаснее занять более низкое положение и постепенно идти вверх.
Хотя высший путь бхакти намного превосходит нравственное поведение, развите нравственности поможет на этом возвышенном пути. Чтобы совершенствовать свой характер, можно слушать о благородстве великих преданных и следовать этим примерам. Таким образом, у нас будет идеал, к которому можно стремиться, пока мы все еще спотыкаемся, не впитав саттвичной культуры и благородных привычек.