Лекции.Орг
 

Категории:


Универсальный восьмиосный полувагона: Передний упор отлит в одно целое с ударной розеткой. Концевая балка 2 сварная, коробчатого сечения. Она состоит из...


Архитектурное бюро: Доминантами формообразования служат здесь в равной мере как контекст...


Объективные признаки состава административного правонарушения: являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые...

Макетирование в ландшафтном дизайне



В ландшафтном проектировании часто используются возможности приемов макетирования для создания необычных композиций. Изменение соотношений предметов становится впечатляющим аттракционом, где человек имеет возможность почувствовать себя лилипутом или гулливером.

Парк миниатюр — особый вид музея под открытым небом, в котором демонстрируются уменьшенные копии архитектурных сооружений, а также технических объектов.

 

История

Первые частные миниатюрные парки появились, предположительно, в начале XX века. Обычно макеты зданий служили декором для садовых железных дорог. Первым общедоступным парком миниатюр стал парк Беконскот (Bekoscot), открытый в 1929 году. Сначала парки миниатюр были популярны только в Великобритании, но после Второй мировой войны они стали появляться и в континентальной Европе. Один из первых парков миниатюр на континенте — Мадуродам в Нидерландах.

 

Разновидности мини-парков

Парки миниатюр различаются как по масштабу, так и по темам. В Великобритании и других англосаксонских странах наиболее популярны довольно крупные масштабы, от 1 : 9 (Wimborne Model Town) до 1 : 12. В континентальной Европе наиболее распространён масштаб 1:25. В этом масштабе выполнены такие известные парки, как Минимундус в Австрии, Мадуродам в Нидерландах и Мини-Европа в Бельгии.

Различается также подход к теме парков. Парки Великобритании, в особенности довоенные, изображают, как правило, один небольшой населённый пункт (посёлок, деревня). Такие парки также называют «деревня-модель» (model-village). В то же время парки континентальной Европы построены по другому признаку. В таких парках обычно представлены копии наиболее известных архитектурных сооружений данной страны. В парке Мини-Европа в Брюсселе каждая страна Евросоюза представлена как минимум одним макетом.

Идея создавать города-парки родилась в Великобритании. Первым парком миниатюр стал «Беконскот», открытый в 1929 году.

С тех пор все английские парки миниатюр строятся по одному принципу. Как правило, это «копии» небольших деревенек в масштабе от 1:9 до 1:12. «Беконскот» – маленькая «деревня-модель», собирательный образ всего самого английского, старинного, аутентичного. Одного дня в этой деревне хватит, чтобы понять характер всей страны.

У парка в Брюсселе задача более глобальная – изобразить не деревню, а все страны Евросоюза. В Мини-Европе каждая из стран ЕС представлена минимум одним макетом в масштабе 1:25. Главные достопримечательности Европы: Биг-Бен, гондолы Венеции, Эйфелева башня и Берлинская стена – всё это окажется у ваших ног.

 

 

Рис.11. Бельгия. Брюссель. Парк «Мини-Европа»

 

Канадский Миниатюрный мир – один из немногих парков, расположенных не под открытым небом, а в помещении.

Его прелесть – в том, что многие экспонаты изображают известные постройки «в действии»: часы здесь идут, заводы работают. Чего стоит одна лесопилка – самая маленькая в мире, на изготовление которой ушло 11 лет. Или самая большая в мире модель железной дороги – разумеется, работающая. Два самых больших в мире кукольных домика, построенных около 1880 года – настоящие раритеты: здесь 50 изысканно обставленных комнат, с посудой и уютными садиками.

Впечатляет и Долина европейских замков, а в Букингемском дворце можно стать свидетелем крошечной смены караула.

6.2.1. Парк «Мини-Израиль»

«Мини-Израиль» быстро стал одной из самых неожиданных и интересных достопримечательностей Израиля. Более 350 моделей древних и современных зданий, представленных на территории парка, – прекрасное предисловие к путешествию по этой непростой стране с древней запутанной историей.

Цель парка – наглядно рассказать обо всём, что составляет сущность страны: религия и история предстают здесь в простой игровой форме. Это один из самых спорных парков миниатюр: сложнее всего было сохранить баланс между святостью оригиналов и развлекательностью парка.

«Мини-Израиль» удобно расположен в Латруне, на полпути между Тель-Авивом и Иерусалимом, совсем рядом с автострадой № 1 и всего в 15 минутах от международного аэропорта «Бен Гурион».

«Мини-Израиль» уникальный израильский парк миниатюр. Сотни представленных здесь мини-экспонатов выполнены в масштабе 1:25. Они являются точными моделями важнейших архитектурных, исторических и археологических памятников, религиозных и общественных достопримечательностей и зданий, разбросанных по всему Израилю.

Конечно же здесь можно увидеть основные сооружения Иерусалима, Тель Авива, Хайфы, Галилеи, Негева, снежный Хермон и знойное Мертвое море, Масаду и Кейсарию и многое другое. С момента открытия в 2002 году Мини-Израиль превратился в один из самых популярных туристических объектов, потому что здесь в одном месте можно увидеть весь Израиль «на уровне глаз», здесь каждый может почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов.

Планировка парка повторяет линии звезды Давида, что позволило разделить всю территорию Израиля на географические и тематические районы. В парке 25 тысяч миниатюрных фигурок людей высотой всего 7 см, многие из них механизированы. Машины, корабли, самолеты, железная дорога – и все действует! Карликовые деревья дополняют ощущение реальности макетов.

В мире существует много подобных парков, и все они радуют узнаваемостью зданий, возможностью рассмотреть их близко. Незаметно каждый посетитель превращается в ребенка, восторженного и непосредственного. С высоты птичьего полета новый парк в Латруне выглядит как шестиконечная звезда «магендавид». Трудно поверить, но на относительно небольшой площади уместилось более трехсот исторических памятников и достопримечательностей Израиля. Миниатюрных, естественно.

В каждом из шести треугольников, образующих звезду Давида, представлены макеты уникальных архитектурных сооружений, религиозных святынь, исторических и культурных памятников, сосредоточенных в одном из шести регионов страны: Иерусалим - всемирный центр иудаизма, христианства и ислама; Галилея, Тибериатское озеро, Назарет, Негев, приморская Хайфа, сказочно красивый Акко и, конечно же, Тель-Авив – «город без перерыва».

Каждый из макетов «вписан» в характерный пейзаж - именно тот, на фоне которого высится оригинал. В парке высажено порядка 50000 экзотических растений 50 разных видов. 20000 из них - карликовые деревья. Они были выведены ботаниками специально для мини-Израиля, причем каждому обеспечен индивидуальный полив. На территории парка создана хитроумная ирригационная система, позволяющая даже в летний зной подавать каждому из весьма прихотливых растений ровно столько живительной влаги, сколько им требуется, чтобы не «захлебнулись». Общая длина всех ирригационных каналов - 50 километров. Вода подается автоматически, деятельность системы контролирует сообразительный компьютер.

Тридцать тысяч «жителей» мини-Израиля - это куклы всех возрастов и профессий, представители разных наций и вероисповеданий. Четыре с половиной тысячи персонажей подвижны. Средний рост человечка - семь с половиной сантиметров. Динамичные фигурки придают макетам зданий особый, неповторимый колорит.

В промежутках между макетами посетители парка могут наблюдать порядка двухсот выразительных сцен из повседневной жизни Израиля. По автомагистралям и мостам движется три с половиной тысячи автомобилей, грузовиков и автобусов. Развозят пассажиров-лилипутов 8 электричек. Спешат по делам мотоциклисты, раскатывают велосипедисты. К вечеру пейзаж меняется: из окон льется мягкий свет.

Создание макетов - дело крайне хлопотное и трудоемкое. Для начала требуется сфотографировать объект во всех мыслимых и немыслимых ракурсах, включая крупные планы, на которых отражена фактура кирпичной кладки, черепичных крыш, деревянных дверей и оконных рам. Затем топографы подробно изучают рельеф и специфические особенности местности, чтобы воспроизвести их во всех деталях и нюансах. И только после этого за дело берутся архитекторы...

Главное - следует тщательно продумать, из каких материалов создавать макеты. Сверхзадача заключается в том, что миниатюрный храм или небоскреб не должен, во-первых, ржаветь, во-вторых - трескаться на солнце и, в третьих, – стареть и ветшать.

Практически все макеты трехсот зданий и архитектурных комплексов, представленных в парке «Мини-Израиль», сделаны вручную, с минимальным использованием техники. Зато как сделаны! Талантливо, изысканно, с выдумкой, с фантазией.

Гуляя по аллеям «Мини-Израиля», постоянно нагибаешься, приседаешь на корточки, занимаешься физкультурой, чтобы заглянуть в светящееся окошко, разглядеть, что творится во дворе того или иного всемирно известного сооружения. А там кипит жизнь: катятся по склону горы Хермон бесстрашные игрушечные лыжники, покачиваются в страстной молитве фигурки верующих иудеев у Стены плача в Иерусалиме, плавают яхты в Средиземном море у побережья Тель-Авива...

В промежутках между макетами посетители «Мини-Израиля» могут наблюдать порядка двухсот выразительных сцен из повседневной жизни Израиля. По автомагистралям и мостам движутся три с половиной тысячи автомобилей, грузовиков и автобусов. Развозят пассажиров-лилипутов 8 электричек. Спешат по делам мотоциклисты, раскатывают велосипедисты...

Все эти фигурки, машины и поезда приводят в движение 400 моторов, надежно спрятанных от пытливого взгляда посетителей.

К вечеру пейзаж меняется: из окон льется мягкий свет. Игра красок будоражит воображение, заставляя путешественника домысливать, какие сцены разыгрываются в уютных розоватых домах Старого Яффо или в зарешеченных камерах одной из крупнейших тюрем страны (есть в «Мини- Израиле» и такой из ряда вон выходящий экспонат).

В центральной части грандиозного парка выставлен макет аэропорта имени Бен-Гуриона и двумя десятками белокрылых воздушных лайнеров. Оригинал, кстати, находится по соседству, в 15 минутах езды отсюда.

Для удобства посетителей администрация парка позаботилась о специальном - и тоже крайне оригинальном транспорте - электронном аудиогиде, который можно взять в аренду при входе. Если посетителя заинтересует подробная история каждого из памятников, он сможет присоединиться к экскурсии.

Парк открывается ежедневно в 10:00, закрывается в зависимости от сезона, зимой в 20:00, летом в 21:00, в предпраздничные дни и по пятницам закрывается в 14:00.

 

 

 

 

Рис.12. Схема парка «Мини-Израиль»

 

 

Рис.13. Макет цитадели в Иерусалиме

 

 

Рис.14. Макет зданий Тель-Авива

 

Рис.15. Тель-Авив в миниатюре

6.2.2. Китай – Парк мира

На юго-западе Пекина есть одно замечательное и удивительное место. Называется оно Парк Мира (World Park). В нем на площади в несколько гектаров расположились уменьшенные копии всемирно известных произведений архитектурного искусства, а также самых красивых уголков нашей планеты. Здесь можно встретить современные архитектурные шедевры, такие как Эйфелева башня, Тауэрский мост, статуя Свободы, Сиднейская Опера, Тадж-Махал, Великая стена, собор Парижской богоматери и другие, даже есть копия Красной площади Москвы. Китайские строители постарались правдиво изобразить и древнее наследие народов мира – египетские пирамиды, афинский Акрополь, Троянского коня и Александрийский маяк. В Парке Мира среди других построек гармонично вписались и Большой Каньон, и деревня зулусов, и остров Пасхи, и английский Стоунхендж.

Почти все композиции построены в уменьшенном размере в масштабе 1 : 8, что идеально подходит для восприятия. Лишь очень большие объекты, вроде египетских пирамид, сделаны в еще меньшем размере.
Создание этого парка символизирует укрепление международных связей. Например, лондонский Биг-Бен был построен на средства китайских бизнесменов, работавших в Великобритании, а парижская Эйфелева башня – на деньги, полученные от китайско-французского сотрудничества. Многие композиции были созданы за счет пожертвований.

Парк Мира – самое посещаемое место, как китайцев, так и туристов со всего света. В нем принято проводить национальные праздники народов мира. Здесь почти круглый год цветут на газонах цветы. А для удобства посетителей там ходит маленький поезд.

 

 

Рис.16. Макет Красной площади в китайском парке мира

 

 

Рис.17. Макет Колизея

 

Рис.18. Макет Пизанской башни

6.2.3. Турция – Парк «Miniaturk»

Миниатюрк (Miniaturk)– это первый в Стамбуле парк миниатюр. "Миниатюрк" был открыт 2 мая 2003г. Парк расположен в Сютлюдже на берегу Золотого Рога и занимает площадь 100.000 м2, где выставлено 105 моделей архитектурных работ, отобранных в Турции и за пределами страны. Миниатюры представленные в парке, как и подобные проекты во всем мире, выполнены в масштабе 1:25. Со временем число миниатюр, как ожидают, достигнет 400.

Цель создания парка состоит в том, чтобы позволить посетителям узнать богатое историческое наследие Турции. В парке действует миниатюрная железнодорожная сеть, представлена автострада с перемещающимися транспортными средствами, аэропорт с моделями самолетов, корабли и суда проплывающие по водным каналам, и тысячи человеческих фигур.

В парке действует звуковая система, с помощью которой вы можете, подойдя к интересующей вас миниатюре и вставив билет-карточку, прослушать информацию о данной миниатюре на турецком и английском языках. Музыка, которая доносится ниоткуда, на самом деле выходит из колонок, сделанных в форме камней по краям дорожек. Вечером дорожки и модели освещены красочными огоньками.

За один день туристы могут увидеть архитектурные наследия, расположенные в разных регионах Турции и других стран, построенные в разные времена и разными народами. Некоторые представленные модели, хотя уже не существуют в реальности, запечатлены в моделях "Миниатюрка", как например, Храм Артемиса, разобранный и представленный в Лондонском музее истории, или исторический мост "Мостар" в Боснии, взорванный во время недавней войны.

В список миниатюр, которые можно здесь увидеть входят: Айа София, Галатская Башня, Кыз Кулеси (Башня Леандра), Босфорский Мост, Мавзолей Аныткабир, Мечеть Сулеймание и Султанахмет, Дворец Долмабахче, Замок Эджьяд, Железная дорога Хедджаз, Мостарский Мост, Дворец Топкапы, Церковь Св.Ирины, Мавзолей Мевланы, Здание Национального Собрания, Чифт Минарели Медресе, Шумеля Монастырь, Церковь Св. Марии , Храм Артемиса, Алтарь Зевса, Стамбульские Городские стены и также современные здания Стамбульского Аэропорта и Олимпийского Стадиона, Стамбульского Муниципалитета.

Кроме того, "Экспресс Миниатюрк", электрически-заряженный мини-поезд, способный к переносу до 24 детей, доставит детей через парк. Для детей также оборудована игровая площадка с Деревянным Троянским конём.

Игривое название «Миниатюрк» отражает сущность парка в Стамбуле: он был открыт в День ребёнка в Турции и рассчитан прежде всего на развлечение младшего поколения.

105 моделей в масштабе 1:25 знакомят детей с главными достопримечательностями страны: мечети, церкви, синагоги, мосты и дворцы, башни и узнаваемые ландшафты – всё это не только красиво, но и познавательно.

 

 

 

Рис.19. Макет турецкого квартала

 

Рис.20. Макет мечети

6.2.4. Австрия – «Minimundus»

В Австрии создан «Мини-мир», который претендует на первенство среди всех миниатюрных парков.

Девиз его создателей – «Никто не сделает это лучше нас». Требовательность к деталям, аккуратность, наглядность и безупречное качество – непременные требования, которым отвечают все 170 моделей парка. Уменьшенные копии самых изысканных зданий всех пяти континентов выполнены самыми искусными мастерами. Стоит увидеть на увлекательный мастер-класс по изготовлению моделей – их регулярно проводят настоящие эксперты. Кроме того, парк привлекает посетителей безупречной природой: шесть садовников поддерживают клумбы и деревья в идеальном состоянии.

 

 

Рис.21. План схема парка “Minimundus”

 

Рис.22. Макет Пизанской башни в Австрии

 

 

Рис.23. Макет французского замка

 

Рис.24. Макет православного храма

 

 

Рис.25. Макет Мавзолея Тадж-Махал

 

Рис.26. Макет готического храма

 

 

Рис.27. Макет замка Нойшванштайн

 

Рис.28. Макет итальянского дворика

 

 

Рис.29. Макет дворца в стиле барокко

 

Рис.30. Макет Покровского собора

 

 

Рис.31. Фрагмент парка «Минимундус»

6.2.5. Испания – «Pueblo Chico»

На Тенерифе можно увидеть все Канарские острова в миниатюре. На площади 20 000 м2 расположены наиболее интересные достопримечатель-ности – как городские, так и природные: Утёсы Гигантов, Лунный пейзаж вулкана Тейде. Почётное место среди них занимает модель аэропорта South Tenerife .

Авторы проекта настолько добросовестно подошли к делу, что изобразили его во всех подробностях: детальная копия аэропорта занимает пространство 19 х 5 метров, три самолёта готовятся к взлёту, ещё несколько стоят у главного терминала.

«Маленький город» – так переводится с испанского название тематического парка «Pueblo Chico», расположенного на севере острова Тенериф, в районе города Ла Оротава.

«Pueblo Chico» – это парк миниатюр, в котором на площади 20.000 кв. м представлены копии самых известных канарских архитектурных сооружений и пейзажей в масштабе 1:25. Миниатюры выполнены с высокой точностью и множеством мелких деталей: над их созданием с 1999 года трудится целый коллектив специалистов.

Парк разбит на несколько тематических зон:
1 – Лунный пейзаж (Pasaje Lunar);

2 – эпоха гуанчей (Zona Guanche);

3 – растения-эндемики (Jardin Endemico Canario);

4 – сельская архитектура (Zona Rural);

5 – современная эпоха (Area de la Modernidad);

6 – экзотические растения (Jardin Exotico);

7 – исторические здания (Patrimonio Historico);

8 – город Ла Лагуна (La Laguna: Patrimonio de la Humanidad).

Интересно осмотреть миниатюры парка после того, как Вы уже побывали в местах, послуживших прототипами для их создания. А может быть наоборот, прогулка по «Pueblo Chico» вызовет желание увидеть оригиналы в натуральную величину. В любом случае имеет смысл потратить час времени на посещение этого парка: как говорится, «большое видится на расстоянии».


 

Рис.32. Фрагмент парка «Pueblo Chico»

6.2.6. Парк «Италия в миниатюре»

Этот парк, расположенный в Визербе (между Римини и Римом), - старейший из парков развлечений в Италии. Популярность его огромна, ежегодно парк посещают свыше полумиллиона туристов. Площадь "Италии в миниатюре" составляет 85 тыс. кв.м. На территории, повторяющей очертания итальянского "сапожка", представлены модели практически всех архитектурных шедевров, а также наиболее ярких природных достопримечательностей Италии. Знаменитые соборы, фонтаны, Колизей в Риме, Дворец Дожей в Венеции, площадь Чудес в Пизе и даже вулкан Этна на Сицилии - все то, чем гордится Италия, посетители парка могут осмотреть за довольно продолжительное время. Более 270 итальянских и европейских памятников искусства, правда, выполненных в миниатюре, предстанут здесь перед Вашим взором. Модели, выполненные в масштабе от 1:25 до 1:50, окружены автодорогами, железнодорожными путями с поездами, аэропортами, что в конечном итоге усиливает впечатление, как бы делая картинку более полной и достоверной. Можно посмотреть сверху, со специального монорельсового поезда, сразу всю экспозицию Италии карманного масштаба. В парке имеется множество аттракционов для детей самого различного возраста. Ежедневно проводится множество развлекательных программ.

На театральной сцене Площади Италии, которая, в свою очередь, является реконструкцией флорентийской Площади Святого Креста в масштабе 1:4, часто проводятся представления в национальных костюмах. В парке отдельно представлена экспозиция "Венеция в миниатюре", где можно прокатиться по Большому Каналу на лодках по самой настоящей воде, а также полюбоваться чудесными дворцами, которые лишь в 5 раз меньше оригиналов.

 

Рис.33. План-схема парка «Италия в миниатюре»

 

Рис.34. Парк «Италия в миниатюре»

6.2.7. Парк «Madurodam» в Нидерландах

Парк миниатюр, миниатюрный город в Схевенингене, Гаага, в Нидерландах. Представляет собой модель голландского города в масштабе 1:25, состоит из типично нидерландских зданий и сооружений, оригиналы которых находятся в различных частях Нидерландов. Эта туристическая достопримечательность была построена в 1952.

В парке представлено более 700 моделей зданий, мельниц, мостов, автомобилей, поездов и т.д. Все модели сделаны в масштабе 1:25. Изготовление одной модели занимает от трех месяцев до трех лет в зависимости от размера и количества сложных деталей. На улицах можно насчитать около 13 000 фигурок людей – каждая из них сделана вручную. В парке «Madurodam» самая большая миниатюрная железная дорога в мире. Ее протяженность около 4 километров. Ежедневно по ней катается до 12 разных составов. На маршруте расположено 4 станции и 9 мостов. За год каждый состав проезжает до 20 000 километров.

 

Рис.35. План-схема парка «Madurodam»

 

 

Рис.36. Уменьшенная копия современной голландской улицы

 

Рис.37. Макет собора Нотр-Дам-де-Пари

6.2.8. Парк «Мини-Европа» в Бельгии

«Мини-Европа» представляет собой парк, расположенный в Брупарке у подножия Атомиума в Брюсселе. В парке «Мини-Европа» представлены репродукции самых красивых монументов в Европейском союзе в масштабе 1/25. Экспонируются около 80 городов и 350 зданий.

Парк известен качеством макетов, некоторые из которых стоили до 350 000 тысяч евро (Гранд-Пляс / Гроте Маркт Брюсселя). В парке имеются многочисленные анимации (поезд, мельницы, извержение Везувия, аэробус, автомобили, управляемые по проводам, и т.д.) В путеводителе имеются подробности по всем монументам. В конце маршрута интерактивная экспозиция «Душа Европы» представляет Европейский союз в интерактивной и игровой форме.

Парк построен на 24 000 м². Первоначальное капиталовложение составило 10 миллионов евро на момент торжественного открытия в 1989 году.

Монументы были отобраны по их архитектурным достоинствам и значению для Европы. После такого первого отбора, необходимо было найти чертежи и фотографии. На исследования этой стадии было затрачено более 200 000 евро. Большинство монументов построены методом отливки. Детали изготавливали из различных материалов, затем копировали методом отливки силикона. Окончательная копию изготавливали из эпоксидной смолы (сначала) и полиэфирной пластмассы (в окончательном виде). Три монумента исполнены из камня (напр., Пизанская башня из мрамора). Для двух макетов была применена новая технология фрезерования с помощью компьютера.

Затем следовала окраска. Наконец, монумент устанавливался на место с декорациями и подсветкой. Город Сантьяго де Компостела потребовал более 24 000 часов работы.

Многие монументы финансировались странами или регионами Европы.

 

 

 

Рис.38 Пизанская башня в парке «Мини-Европа»

 

 

Рис.39. Макет Собора Покрова Пресвятой Богородицы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ознакомление с изложенным материалом будет способствовать дальнейшему сознательному овладению процессом проектного творчества.

Основной задачей дисциплины является попытка заложить основы для сознательного осмысления процессов в будущей профессиональной деятельности, выработка индивидуального стиля образной разработки объектов. Для этого в ходе работы надо все время менять точки приложения творческих усилий, переходя от анализа процессуальной основы среды к созданию пространственных условий ее реализации или комплекса средств ее оснащения; надо уметь различать разные смыслы задуманных компоно­вочных структур, представляя их то в виде композиционной схемы, то в качестве эмоциональной или масштабной конструкции; необходимо све­рять получающиеся результаты с критериями целостности, выразительнос­ти, комфортности. Без этого полноценное решение задач средового дизайна невозможно. Все это означает сближение, взаимопроникновение закономернос­тей и приемов архитектурного и дизайнерского творчества. Част­ные случаи приложения этих закономерностей к специфике именно дизай­нерского или архитектурного формообразования только помогают проек­тировщикам понять суть общих принципов. Там действу­ют одни и те же законы красоты, которые должен знать каждый художник: композиции и гармонизации как главной цели проектного формирования окружающих нас предметно-пространственных ансамблей, масштабности как непременного условия комфортного и осмысленного существования человека в их среде, тектоники как основы выразительной визуальной организации материалов и конструкций

Кроме теоретических сведений о закономерностях построения композиции, ознакомления с работами своих коллег, студенту необходимо освоить простейшие практические приемы и правила, на которых зиждется композиционная грамота.

 

Текущая версия (не проверялась)

ГЛОСАРИЙ

 

Ажурность (фр.) - показатель, характеризующий количество просветов в кронах как отдельных деревьев и кустарников, так и насаждения в целом (имеется в виду группа деревьев, аллея, защитная полоса).

Ажурный (фр.) - сквозистый, прозрачный, имеющий отношение к кроне дерева, надземной части кустарника, полосе насаждений.

Арка - в садах и парках - сводчатое сооружение; перекрытие из камня, железа, дерева, обвитое вьющимися растениями.

Асимметрия (гр.) - сочетание и распределение объемно-пространственных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии (см.), широко применяемый прием флористики и парковой композиции.

Архитектурные элементы парка - павильоны, амфитеатры, колоннады, беседки, арки, лестницы, подпорные стенки, балюстрады, а также другие здания и сооружения, гармонично сочетающиеся с природными элементами ландшафта.

Баланс территории объекта озеленения (лесопарка, парка, сада и т.д.) - количественное соотношение площадей элементов планировки насаждений, аллей, дорог, площадок, зданий, сооружений, водоемов. Выражается в абсолютных (кв.м, га) и относительных (%) величинах.

Вид - часть пейзажа. Термин, широко применяемый в проектировании объектов ландшафтной архитектуры. Умелое раскрытие отдельных художественно выразительных видов в пейзаже является искусством проектирования объектов озеленения.

Видовая точка - определенное место на территории лесопарка, парка, сада, наиболее удобное для восприятия открывающегося вида; обычно намечаются при художественном анализе и эскизной проработке проектирования объекта озеленения.

Виста (итал.) - прорыв с открытием перспективы на окружающий ландшафт вдоль главной оси или с террасы. Узкая перспектива, вид, направленный в сторону наиболее интересного элемента сада или окружающего ландшафта, обрамленный кулисами из растений.

Воздушная линия - общий верхний контур массива или группы деревьев, кустарников. Может иметь изрезанный, расплывчатый или четкий характер.

Габитус (лат.) - внешний вид, форма различных деревьев и кустарников (См. Архитектоника).

Газон (фр.) - искусственный дерновый покров, участок, засеянный преимущественно злаковыми травами с целью создания однородного зелено-изумрудного фона; в зависимости от целей использования подразделяется на Г. декоративный (Г. партерный, обыкновенный, парковый), Г. спортивный, Г. однолетний цветущий (мавританский) или многолетний (пестроцветущий), Г. специальный.

Гамма цветовая (гр.) - последовательный ряд цветов, используемых при создании художественного произведения, декоративного изделия, композиции, элементов интерьера. Как наименование, так и условное разделение спектра на семь частей возникло по аналогии с музыкальной гаммой.

Гармония (гр.) - в архитектуре, дизайне, садово-парковом и других искусствах - соразмерность отдельных элементов композиции, специфическое единство в многообразии (гармония в пропорциональности, в цвете, фактуре и т.д.).

Геопластика - разновидность вертикальной планировки; архитектурно-художественное преобразование рельефа.

Диссонанс - нарушение гармонии, проявляющееся в неудачно подобранных сочетаниях растений, предметов, окружающей обстановки, а также в несоответствии их формы и содержания.

Доминанта - наиболее выразительный главный элемент композиции, которому по расположению и размерам подчинены все остальные.

Жанр (фр.) - род художественного произведения, форма его композиционной организации, которая возникает и развивается в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности. В садово-парковом искусстве к жанровым разновидностям можно отнести озеленение шоссейных дорог, жилых комплексов, районных садов и парков.

Зеленое строительство - система мероприятий по созданию, сохранению и использованию зеленых насаждений для улучшения условий жизни населения. З.с. предусматривает:

- создание парков, садов, скверов, бульваров, газонов и других структурных элементов;

- формирование новых зеленых массивов;

- реконструкцию и обновление существующих насаждений при максимальном сохранении природных ландшафтов.

Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение) - во флористике - процесс составления, построения (аранжировка) декоративного произведения и его результат (букет, венок, гирлянда, бутоньерка, гобелен и т.д.). Построение К. обусловлено содержанием, характером, вкладываемым смыслом, назначением и во многом определяет восприятие произведения. К. - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др. В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). К. организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.

Колорит - - общий характер окраски и сочетания цветов в композиции. Различают:
- теплый колорит при преобладании теплых тонов; и

- холодный колорит при преобладании холодных тонов.

Коллаж (фр. collage, буквально - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; К. также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Как формальный эксперимент К. был введен кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д.). К. применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Широко используется во флористике.

Лабиринт (греч.) - 1) запутанные проходы Критского дворца; 2) в средневековье Л. появились в садах эпохи Возрождения и Барокко, широкое распространение получили в русских парках XVIII-XIX вв. Л. в парках устраивается из высоких стриженых живых изгородей (с использованием граба, липы, лавра, туи и др.).).

Ландшафтная архитектура - архитектура открытых пространств; отрасль градостроительства, целью которой является:

- наиболее благоприятная функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека;

- целенаправленное преобразование ландшафтов и их охрана;

- решение эстетических задач социальной экологии.

Ландшафтный дизайн - дизайн и создание природного территориального комплекса, в пределах которого природные и искусственные (привнесенные) компоненты находятся во взаимодействии и приспособлены друг к другу. Целью ЛД является эстетическое и функциональное преобразование территории ландшафта (сельского, загородного, садового, паркового, городского и проч.). Основными элементами (компонентами, средствами выразительности) ЛД являются преобразование или адаптация рельефа, организация растительности (флоры), использование ландшафтной архитектуры, вода и - в некоторых случаях - создание условий для животного мира (фауны).

Ландшафтная композиция - Главный прием ландшафтного дизайна. В графическом исполнении включает планировку, зонирование, размещение элементов озеленения.

Ландшафтные компоненты - Основными природными ландшафтными компонентами являются рельеф, вода, растительность (флора), ландшафтная (садово-парковая) архитектура и фауна.

Ландшафтный, или пейзажный, стиль -В английском языке существует понятие - Landscape garden - ландшафтный сад. Тип садов или парков возникших в Англии в XVIII веке в противовес регулярным французским паркам. Другие названия: пейзажный сад, живописный стиль сада. Теория пейзажных парков рекомендует свободное и естественное расположение элементов ландшафта, близкое к природному и практически не допускает строгую геометрию в планировке. В теории пейзажных садов основная концепция - разбивка садов на живописные пространства просторных лугов, тенистых крупных групп деревьев, сохранение русла рек, ручьев, водоемов, имеющих свободную форму. Такие сады декорировались большим количеством разнообразных садовых павильонов.

Макет (фр.) - пространственная модель объекта озеленения, выполненная из различных материалов в уменьшенном масштабе. Служит для демонстрационных целей, проверки и иллюстрации решений проекта.

Малые формы садово-парковой архитектуры - беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, урны, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие искусственные элементы садово-парковой композиции, объединенные общим художественным замыслом, выполняющие утилитарные и декоративные функции.

Масштаб (нем.) - 1) численный показатель отношения длины линии на плане или рабочем чертеже к ее действительной длине (например: М I:500 - в 1 см - 5 м.); 2) графический, линейный, изображающий отрезок линии, соответствующий 5, 10, 20, 100м и т.д. на местности.

Масштабность- соразмерность, соответствие величины и выразительности элементов композиции окружению и человеку.

Мобильный сад. Переносной сад - небольшой участок:
- отведенный для отдыха на тротуаре, перед общественным зданием или в торговом центре;

- оформленный переносными контейнерами, вазами из керамики и бетона различной величины с высаженными в них растениями.

Панорама (гр.) - широкая перспектива для обозрения свободного, открытого пространства, обычно с высоты.

Парк (англ.) - объект озеленения, представляющий земельный участок, на котором элементы ландшафта (растительность, формы рельефа, водоемы), сооружения (дорожки, постройки, площадки) и посаженная растительность организуются в определенную объемно пространственную систему в соответствии с законами композиции (См.). П. наиболее крупный объект системы озеленения, подразделяются по назначению - детские, спортивные, прогулочные, мемориальные; по местоположению и использованию населением - общегородские, районные, загородные; по характеру рельефа территории - пойменные, овражные, нагорные.

Партер (фр.) - декоративная открытая геометрически построенная композиция из низких растений в горизонтальной плоскости, образует парадную часть регулярного парка, разбивается на главных аллеях, у монументальных сооружений и памятников, а также у общественных и административных зданий. Из растений большое место отводится газону из ковровых, которые в сочетании с водоемами, скульптурой, декоративным мощением и т.п. образуют единый ансамбль. Характеризуется строгостью линий и форм.

Партерный сад - сад регулярного стиля с доминированием газонных площадей, цветников и водоемов. Используемые деревья и кустарники обычно располагают по периферии куртин и клумб; растения подвергаются регулярной стрижке, им придается форма шара, куба, квадрата и т.д.

Патио (исп. Patio) - небольшой сад или открытый внутренний двор, окруженный высокой оградой, галереями или стенами здания и композиционно связанный с интерьерами зданий. Элемент испано-мавританского искусства. Распространен в средиземноморских странах и Латинской Америке.

Перспектива воздушная - свойство приземного слоя воздуха смягчать действительный цвет и очертания предметов, окрашивая более отдаленный в голубые тона. Используется для иллюзорного усиления глубины пространства сада.

Перспектива линейная - зрительное уменьшение предметов по мере удаления их от наблюдателя.

Планировка объекта озеленения - территориальное устройство объекта, его пространственная и функциональная структура, размещение центров, дорог, насаждений, входов и т.д. Планировка определяется конкретными ландшафтными, социальными, архитектурно-строительными, экономическими, инженерно-строительными и другими условиями.

Пропорция (лат.) - соразмерность, соотношение отдельных частей предметов и явлений между собой, одно из проявлений и непременных условий гармонии. В ландшафтном дизайне, флористике и фитодизайне обязательно учитывается при подборе пород и сортов, размещении, при создании групп и композиций, а также при определении размеров фито-оформления как объектов, подвергающихся динамическому изменению.

Рабочий проект - стадия проектирования объекта включает детальную разработку генерального плана - разбивочных и посадочных чертежей планировки и озеленения территории, рабочих чертежей проектов вертикальной планировки, инженерного оборудования, малых форм и сооружений.

Равновесие силуэтов - подразумевается сочетание различных по архитектонике деревьев или кустарников, гармонирующих между собой.

Радиация солнечная (лат.) - излучение теплового потока солнечных лучей на земную поверхность; измеряется в калориях на единицу площади в единицу времени (кал/см2 мин.). Радиация различается: а) прямая, б) отраженная, в) проникающая. Например, сквозь кроны деревьев.

Разбивочный чертеж планировки объекта озеленения - рабочий чертеж в М 1:500, детали 1:10, 1:20, 1:50 на том же р. ч. с привязкой к базисным линиям и размерами всех элементов планировки, последние с р. ч. с помощью геодезических методов выносятся в натуру; на р. ч. указывается баланс территории, конструкции аллей, площадок, поперечные профили дорог.

Ритм - равномерное чередование элементов композиции.

Сад - объект озеленения, представляющий собой территорию площадью не менее 5-10 га, занятую древесными насаждениями, лужайками, цветниками, включающую эстраду, спортплощадки, сооружения, аллеи, детский сектор, водоемы; объединенную в определенную планировочную композицию. Предназначен для кратковременного отдыха, проживающего в радиусе пешеходной доступности населения. Сады подразделяются на районные, городские жилого района и спецназначения (при клубах, больницах, санаториях, школах, промышленных предприятиях).

Сад зимний - пространство в интерьере общественных и частных зданий или частных коттеджей (холл, помещение плавательного бассейна, пристройка, обогреваемая галерея), художественно оформленное различными, преимущественно тропическими растениями в кадках, контейнерах или высаженными в грунт или специальные поддоны; включает также декоративные элементы керамику, камень, миниатюрные бассейны, скульптуру; предназначен для украшения интерьера или для кратковременного отдыха.

Сад непрерывного цветения - специально отведенный участок в парке или ботаническом саду, на котором скомпонованы растения - травянистые многолетники, кустарники, деревья, подобранные по срокам цветения в продолжение года.

Садово-парковое искусство - искусство проектирования и создания объектов озеленения - парков, лесопарков, садов, скверов, бульваров и т.д. Основывается на умении пользоваться приемами композиции, перспективы, теории света и цвета на основе знания природных (растение, почва, вода, камень) и других материалов; как область искусства должно выражать определенное идейное содержание в художественных образах.

Силуэт (фр.) – в с.-п. композиции контурное однотонное очертание отдельных экземпляров растений, групп, куртин на фоне неба, водной поверхности или городской застройки, воспринимаемое пространственно.

Симметрия (гр.) - прием правильного, равноудаленного, равновесного расположения в пространстве отдельных частей целого в отношении оси или плоскости. Прием С. широко использовался при создании регулярных садов и парков. Имеет значение и для флористики как при создании так и при размещении композиций.

Топиарное искусство (лат.) - искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им формы зверей и других геометрических и фантастических форм, например, из лавра благородного, биоты, бирючины, самшита и др. растений с мелкой фактурой кроны, хорошо переносящих стрижку.

Фактура кроны (лат.) - особенность, структура строения поверхности дерева, куста. Ф.к. зависит от величины листьев и их размещения на ветвях. Например, мелкой фактурой кроны характеризуются самшит, снежноягодник; крупной: катальпа, орех серый, платан, большинство кленов, сумах ароматный.

 


Библиографический список

1. Ермаков, А. В.Архитектурная графика ландшафтного проектирования [Текст] : учеб. пособие / А. В. Ермаков. – М. : МГУЛ, 2004. – 138 с. : ил.

2. Калмыкова, Н. В. Макетирование [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. – М. : Архитектура-С, 2004. – 96 с. : ил.

3. Кильпе, Т. Л.Основы архитектуры [Текст] : учеб. / Т. Л. Кильпе. – М. : Высш. шк., 2005. – 108 с.

4. Логвиненко, Г. М.Декоративная композиция [Текст] / Г. М. Логвиненко. – М. : 2004. – 184 с.

5. Стасюк, Н. Г.Основы архитектурной композиции [Текст] : учеб. пособие / Н. Г. Стасюк, Т. Ю. Киселева, И. Г. Орлова. – М. : Архитектура-С, 2004. – 96 с.

6. Степанов А. В. Объемно-пространственная композиция [Текст] : учеб. для вузов / А. В. Степанов, В. И. Мальгин, Г. И. Иванова и др. – М. : Архитектура-С, 2007. – 256 с. : ил.

7. Топчий, И. В. Макетирование [Текст] : учеб. пособие / И. В. Топчий, Н. В. Калмыкова. – М. : Архитектура-С, 2005. – 97 с. : ил.

8. Шимко В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование [Текст] : учебн. пособие / В. Т. Шимко. – М. : 2007. – 160 с.

 

 


Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Макетирование в учебном проектировании . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Метод рабочего макетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Необходимые материалы, инструменты и рекомендации их использования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Основные приемы макетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Архитектурно-художественные принципы композиции . . . . . .
2.1. Основные виды композиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1.1. Фронтальная композиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1.2. Объемная композиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1.3. Глубинно-пространственная композиция . . . . . . . . . . . .
2.2. Плоскостные композиции из линейных элементов . . . . . . . . .
2.3. Линейные орнаменты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4. Объемные композиции из линейных элементов . . . . . . . . . . .
Глава 3. Художественные средства построения композиции . . . . . . . . .
3.1. Графика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1.1. Точка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1.2 Линия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1.3. Пятно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Пластика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2.1. Линейно-пластическая форма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2.2. Плоскостная форма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2.2.1. Текстура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2.2.2.Фактура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2.2.3. Рельеф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2.3. Объемная форма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2.4. Пространственная форма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Особенности восприятия геометрических фигур . . . . . . . . . . .
3.4. Свет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 4. Основные закономерности и средства гармонизации композиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Метр-ритм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2. Равновесие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.3. Статика-динамика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.4. Симметрия-асимметрия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.5. Размер. Масштаб и масштабность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.6. Отношения-пропорции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.7. Нюанс-контраст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 5. Основные принципы художественного формообразования . . . . .
5.1. Рациональность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2. Тектоничность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.3. Структурность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.4. Гибкость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.5. Органичность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.6. Образность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.7. Целостность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 6. Макетирование в ландшафтном дизайне . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.1. История . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2. Разновидности мини-парков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2.1. Парк «Мини-Израиль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2.2. Китай – «Парк мира» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2.3. Турция – Парк «Miniaturk» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2.4. Австрия – Парк «Minimundus» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2.5. Испания – Парк «Pueblo Chico» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2.6. Парк «Италия в миниатюре» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2.7. Парк «Madurodam» в Нидерландах . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2.8.Парк «Мини-Европа» в Бельгии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 





Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 2111 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

Поиск на сайте:


© 2015-2019 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.045 с.