Молитвы ветхозаветного патриарха Авраама спасли его племянника Лота от гибели в Содоме (Быт. 18:22-33; 19:29). Молитвы Анны о еще не родившемся сыне помогли произвести на свет благословенного мужа веры пророка Самуила (1Цар.1).
Может ли быть спокоен человек, если кто-то из членов его семьи несчастен? «Господи! помилуй сына моего», — обращается отец больного ко Христу (Мф.17:15). Он страдает ничуть не меньше молодого человека. А женщина-хананеянка, умолявшая Господа об исцелении дочери, не была ли готова взять на себя часть мучений родного дитя? «Господи! помоги мне», — неотступно кричала она (Мф.15:25).
Сердечные молитвы не остались без ответа. Милосердный Господь явил силу Свою и благоволение к страждущим душам. Они получили освобождение от мучившего их недуга.
Есть христиане, которые спрашивают, можно ли с уверенностью молиться об обращении наших близких, если Бог сотворил всех людей со свободной волей? Спасает ли Бог человека против его собственной воли?
Слово Божие учит, что человек одарен свободной волей и имеет полную свободу действий, но его личная воля может быть порабощена духом зла и греховными наклонностями (Ин.8:34). Поэтому наша молитва не направлена к тому, чтобы насиловать волю человека. Цель молитвенной борьбы — освобождение духа, скованного темными силами греха, очищение духовных очей от всего, что закрывает величие Божие.
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, — говорит ап. Павел, — с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:24-26).
Где же взять силу для освобождения от губительных сетей диавола? Она сокрыта у Того, Кто пришел на землю разрушить дела диавола (1Ин.3:8). И наша усердная молитва вызывает ее чудесное проявление.
Вопль души парализует действие сатаны.
Верующая жена одного высокопоставленного человека очень хотела, чтобы ее муж стал христианином. Для этой цели она заключила молитвенный союз с двумя подругами, и они непрестанно взывали к Богу о духовном возрождении мужа. Загруженный большой работой, муж никогда не думал о Боге. Когда жена пыталась ему намекнуть о вездесущем присутствии Божием, он ссылался на нехватку времени, уклоняясь от бесед на духовные темы.
Как-то он почувствовал, что не может избавиться от новой мысли. Он вдруг обнаружил в себе непреодолимое влечение к Богу. Он всячески старался заглушить необычное настроение, но оно еще сильнее захватывало его. Внутренняя духовная борьба длилась несколько дней и завершилась тем, что он полностью отдал себя в распоряжение Господа. Его личная воля соединилась с волей Божией, и он радостно посвятил себя духовному служению.
«Если бы он продолжал прежнюю свою жизнь, он занимал бы теперь более высокий пост, — говорил пастор церкви, который был свидетелем обращения, — и его жена была бы богатой женщиной, принадлежащей к высшему свету. Вместо этого она стала женой проповедника. И тем не менее я, кажется, не встречал женщины более счастливой, чем она... Не могу забыть ее светлой улыбки на прекрасном лице, ее глаз, сияющих добротой и радостью, ее мягких движений, ее спокойного голоса... Так и чувствуется, что в душе ее царит полный мир в Боге».
Почему эта благочестивая женщина стала орудием благодати Божией? Она знала, что невозможное человеку возможно Богу, и потому ее
молитва веры низвела силу свыше, которая пробила лед неверия в сердце мужа.
«Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой!» — засвидетельствовал ап. Павел темничному стражу (Деян.16:31). Какая удивительная параллель проходит в словах вестника Божия! Через одного верующего христианина Бог может приготовить к вечному спасению всех остальных домочадцев.
Когда один путешественник встретил в Африке миссионера-исследователя Д. Ливингстона и провел с ним несколько дней, он сказал: «Если бы я пробыл с ним больше, я бы обязательно стал христианином, хотя он никогда не говорил со мной об этом». Очевидно, жизнь Ливингстона представляла собой пятое Евангелие. Он так же, как и ап. Павел, мог сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Как только образ Христа просияет в человеке, другим трудно оставаться равнодушными.
Будем, дорогие братья и сестры, преображаться в образ Иисуса Христа, веровать в милосердие Божие, горячо молиться о своих домашних и показывать им пример благочестивой жизни! Да поможет Господь всем христианам совершать добрый подвиг веры среди родных и близких с любовью Божией и терпением Христовым! (2Фес.3:5).
10. ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ (Еф.6:2)
Какой возраст самый хороший? Трудно сразу ответить определенно. Нельзя, например, сказать, какое время года самое замечательное: весна, лето, осень или зима. Каждый сезон прекрасен в своем роде. Так же и в отношении возраста: любой хорош по-своему. Но есть люди, которые говорят, что самый лучший возраст — старость. И в этом утверждении есть зерно истины. Разумная и благословенная Богом старость несет с собой мудрость, духовный опыт, понимание, щедрость.
Если мы посмотрим на жизнь святых людей, то непременно заметим, что они, по мере приближения к закату земной жизни, крепнут в разуме и духовных силах. Христианин, любящий Господа, непрерывно жаждет совершенства. Перед ним всегда сияет вечность и непреложные божественные обетования. Поэтому внутренние силы не засыпают в нем, но постоянно обновляются.
Естественно, что старость ограничивает человека в некоторых видах физической деятельности. Но на духовном поприще, в трудах добродетели старые люди могут подвизаться без всяких ограничений. Ветхозаветный патриарх Авраам получил великую награду за подвиг тогда, когда пришел в преклонный возраст (Евр.11:8-12). И Павел, апостол язычников, несмотря на немощное тело, в глубокой старости приступал к великим трудам по устроению Церкви Христовой и твердо переносил узы, оковы и темницы.
«Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа» – пишет он Филимону (Флм.9).
По определению Божию, цветущая седина и пышная сила старости во многом зависят от почтительного и внимательного отношения к ней со стороны людей молодого поколения. В Ветхом Завете почитание родителей детьми рассматривалось как нравственный и гражданский долг. В одной из десяти заповедей закона Божия прямо повелевается: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор.5:16).
К тому же почитать родителей призывает и ветхозаветный мудрец, сын Сирахов: «Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что ты можешь воздать им, как они тебе?» (Сир.7:29-30). Под этими словами нельзя разуметь одного лишь внешнего почета, они требуют почтительности, вытекающей из глубины внутреннего живого чувства, искреннего уважения. Ведь ни один человек не может гордиться тем, что он сделал многое сам по себе. Потомки всегда основываются на опыте своих предков.
А что же является конкретным проявлением почтительного отношения к старости? Любовь и послушание — вот наглядные свидетельства уважения престарелых людей.
Каким замечательным сыном был ветхозаветный Иосиф! Какое необыкновенное послушание! Отец дает ему поручение посетить братьев. А ведь братья уже невзлюбили Иосифа, они были настроены крайне враждебно к нему. Иосиф вполне мог бы уклониться от этого поручения. Но Иосиф не думает о себе. Он рад был послужить отцу и братьям. «Пойди, я пошлю тебя к ним», — сказал отец. «Вот я!» — покорно и с готовностью отвечал Иосиф (Быт.37:1-13). Одолеваемые завистью братья продали Иосифа в Египет (Быт.37:28).
Прошло много лет. Бог возвысил Иосифа, и он стал вторым лицом после фараона. Забыл ли он своего отца? Нет, время не заглушило любовь Иосифа к отцу. Какой первый вопрос задал он своим братьям, пришедшим в Египет за хлебом? «Здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?» (Быт.43:27). Иосиф был не только мудрым правителем, но и примерным сыном.
Одна молодая девушка училась в богословском учебном заведении. В тот момент, когда она заканчивала образование, пришло письмо из дома, что мать ее тяжело заболела. Она вынуждена была вернуться домой, чтобы ухаживать за матерью. Находясь у одра своей матери, она сообщала подругам: «Если бы вы знали, как мне тяжело это делать!» Можно ли назвать эту девушку духовно образованной? Вряд ли. Разве тяжело ухаживать за больной старой матерью? Неужели уход за ближним не есть служение Господу? Поистине, образование души есть самое высшее образование.
К сожалению, есть молодые люди, которые стыдятся своих неграмотных старых родителей. Это причиняет боль не только родителям, но и Богу. Иосиф нисколько не стыдился своего старого отца. Он даже решился представить его фараону. «И пришел Иосиф, и известил фараона и сказал: отец мой и братья мои... пришли из земли Ханаанской» (Быт.47:1). Его старый отец, по-видимому, ничего не знал о мудрости и многосторонней учености Египта. Может быть, он не умел читать и писать. Семья Иакова занималась разведением скота. А скотоводство не было в почете у египтян. Иосиф, будучи правителем Египта, не скрывает перед фараоном положение отца и братьев. Фараон объявил желание видеть родственников Иосифа. Ему интересно было познакомиться с семьей, родившей такого прекрасного человека. Дружелюбно поговорив с ними, царь Египта милостиво выполнил их просьбу и отдал распоряжение поселить их в лучшем месте (Быт.47:6).
Нельзя равнодушно смотреть и на сцену благословения патриархом Иаковым сыновей Иосифа. Как она проста и вместе с тем трогательна и величественна! Когда Иакову сказали: «Вот, сын твой Иосиф идет к тебе», он, несмотря на упадок физических сил, подымается на постели, садится и ожидает любимого сына Иосифа. Иосиф, войдя с детьми Ефремом и Манассией, поклонился отцу до земли (Быт.48:12). Такое благоговейное преклонение перед отцом служило знаком высокого уважения опыта старости и отцовского авторитета.
Размышляя о жизни и судьбе Иосифа, мы извлекаем великие уроки благочестия, мы начинаем понимать, что такое истинное послушание и сыновняя любовь.
Однако Священное Писание говорит нам и о том, что не всякое послушание есть доказательство сердечной любви. Эта мысль ярко раскрывается Иисусом Христом в образе старшего сына из знаменитой притчи, сказанной Господом (Лк.15:11-32). Обратим внимание на характер старшего сына. Он вполне добросовестно исполнял свои сыновние обязанности: трудился на поле, не преступал приказаний отца, служил отцу как мог. На первый взгляд хороший порядочный сын. Но характер человека испытывается в особых условиях. Услышав в доме радостное пение и ликование по поводу возвращения младшего брата, он, вдруг, осердился и не хотел войти... В душе его закипело недовольство: «Почему младшему сыну устроена такая встреча? Я всю жизнь был в отцовском доме, добросовестно исполнял свой долг, и отец никогда не удостаивал меня подобным вниманием!»
В данной ситуации сразу вышли наружу отрицательные стороны характера старшего сына. Его трудолюбие, добросовестность, исполнительность были перечеркнуты эгоизмом. Эгоизм настолько сильно поработил старшего сына, что сердце его сделалось узким, сухим и черствым. Радость отца и слуг была ему непонятна. Он уже не мог вмещать сердечные переживания другого человека. Личное «я», свои заслуги стали центром всего. Мы не делаем крупных грехов и не совершаем больших добродетелей. Младший сын в своем искреннем раскаянии и повороте от тьмы к свету проявил больше любви к отцу, нежели исполнительный, но эгоистичный старший. У него сердечная глухота, он совсем не чувствует радости отца, он думает только о себе. Грех себялюбия не ходит в одиночку. Самые близкие его спутники — зависть и гордость.
Люди гордые и завистливые напоминают угрюмых фарисеев, им незнакомо чувство радости, веселья, мира. Почему христианские общины переживают иногда разделения и разногласия? Одна из главных причин — себялюбие. Себялюбивый человек повсюду желает быть первым, уважаемым и признанным. Он быстро начинает раздражаться, если ему воздают недостаточно внимания. Старший сын позавидовал радости отца и не мог разделить ее. Когда эгоизм пускает глубокие корни, человек уже не в состоянии радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим.12:15).
Любовь к Богу неотделима от любви к нашим близким. Эти два направления любви взаимно усиливают и обогащают друг друга. Интересные размышления содержатся в письмах известного педагога-христианина Иоганна Генриха Песталоцци: «Как зарождается понятие Бога в моей душе? Как происходит то, что я верю в Бога, отдаю себя в Его руки и чувствую себя счастливым, когда люблю Его, доверяюсь Ему, благодарю Его, следую Ему? Я должен любить людей, должен доверять им, благодарить их, слушаться их, прежде чем возвыситься до любви к Богу и послушания Ему. Как во мне появляется возвышенная любовь? И я нахожу, что она исходит, главным образом, от любви к отцу и матери».
Сам Господь в лице Иисуса Христа явил нам замечательный образ всякого совершенства. Почему Иисус Христос пришел во плоти человека? Чтобы открыть людям наивысший закон жизни.
«Он был в повиновении у родителей...» — так свидетельствует евангелист Лука, рассказывая об отроческих годах Спасителя (Лк.2:51). Отрок Иисус с кроткой покорностью внимал всем наставлениям матери. Его покорность и смирение были так велики, что Нафанаил, живший в соседней Кане Галилейской, на расстоянии одного часа езды от Назарета, даже и не слыхал об Иисусе (Ин.1:46). Только Филипп поведал ему, что он обрел в Иисусе из Назарета Того, о Ком писали Моисей в законе и пророки. Сын Божий, Господь господствующих и Царь царствующих с раннего детства повиновался Иосифу и Марии. Будучи Сам Хлебом жизни, сшедшим с небес, Он питается трудами рук бедного плотника. Нужда и заботы семьи были Его заботами, так что люди запросто называли Его Плотником. Любовь Иисуса Христа к Отцу Небесному, высказанная в храме Иерусалимском, совсем не исключала повиновения Его Иосифу и Марии (Лк.2:51). Мария не сочла поступка Своего Сына непослушанием. Она слагала все слова Его в сердце и чувствовала в них высший смысл (Лк.2:51).
А теперь взойдем на Голгофу и с благоговением посмотрим на Крест, где умирает Сама Воплощенная Любовь. Невинная Жертва, абсолютно святая и безгрешная, приносит Себя в умилостивление за грехи рода человеческого (Ин.19:25-27). Там, у креста, вместе с другими женами стоит Мария, мать Иисуса. Евангелист не говорит, чтобы она рыдала подобно остальным женщинам. Ее скорбь была выше слез. Кто может плакать, тот еще не пронизан силою всей горести. Оружие скорби, о котором предсказывал праведный Симеон, потрясло теперь всю душу ее. Спаситель видел со креста, какая скорбь охватила сердце Его матери.
Совершая великое служение, Он переходил постоянно из одного места в другое и поэтому не мог исполнять всех домашних обязанностей сына. Но, несмотря надело проповеди Царства Божия, Он не переставал быть надеждою и утешением Своей матери и в земном служении. Теперь Мария оставалась одна в этом мире, матерью Иисуса, всеми отверженного, поруганного, распятого вместе с злодеями. Господь, обратив к ней взор, исполненный любви и нежной попечительности, сказал, указывая на любимого ученика: «Жено, се сын твой!» Этими словами Он как бы говорил: «Я умираю, но вместо Себя оставляю тебе возлюбленного ученика Своего и вручаю тебя его попечению». «Се, матерь твоя!» — продолжал умирающий Иисус, обращаясь к Иоанну и перенося взгляд Свой на матерь. «Вот матерь твоя, возлюбленный Мой ученик», — как бы подразумевал Он, воздавая ей сыновнее, благоговейное, как матери Своей, уважение, угождая ей своими услугами и попечительностью о ее житейских нуждах, будучи послушен ее наставлениям. Апостол Иоанн с этого самого часа принял матерь Господа в дом свой, доставлял ей все нужное для жизни и до самой кончины ее оставался в отношении к ней как сын.
Заботливые и послушные дети всегда стараются помогать родителям в их повседневных трудах. А семейный труд обогащает духовно-нравственный мир человека. Еще древние мудрецы советовали: «Всякий пусть метет перед своим домом. А если каждый будет делать это, то вся улица будет чиста». Общий труд дома сплачивает семью. Он подготавливает молодых людей к общественно-полезной деятельности. Известно, что наиболее производительный, имеющий воспитательное значение труд всегда носит коллективный характер. Нельзя одному сеять и собирать жатву, прясть и ткать, строить жилище и шить одежду. Нынешнее молодое поколение имеет высокий уровень общего интеллектуального развития. И зачастую молодые люди, хвалясь своими познаниями, несколько пренебрежительно смотрят на старцев, не желают помогать им и прислушиваться к их советам. Но разве могут заменить знания мудрость и многообразие житейского опыта? Как только дочь или сын начинают зарабатывать первые деньги, они стараются сразу же показать свою независимость от родителей. «Я теперь сам себя обеспечиваю. Никто не может приказывать мне и учить меня. Я могу сам разрешить все проблемы. Родители старые, неграмотные, они ничего не понимают», — нередко можно услышать подобные заявления. Конфликт отцов и детей делается настолько острым, что дети покидают родительский дом и ищут себе новую квартиру.
Все христиане понимают, что дом, лишенный мира и взаимопонимания, дом, в котором процветают лицемерные отношения, не только огорчает живущих в нем, но и бесславит Господа. Уже упомянутый нами Иоганн Песталоцци, излагая опыт педагогической работы в сиротских приютах, рассказывает: «Когда дети бросались мне на шею и называли отцом, я спрашивал их: "Дети, можно ли лицемерить перед отцом? Правильно ли целовать меня, а за моей спиной делать то, что причиняет мне боль?"» Читающие Библию знают, что, например, негодные сыновья священника Илии своими худыми делами позорили не только родного отца, но приносили бесславие Господу (1Цар.2:12-34). А пророк Михей, характеризуя упадок нравов, говорит: «Сын позорит отца, дочь восстает против матери...» (Мих.7:6). Поэтому неслучайно ап. Павел советует юному служителю Христову Тимофею удаляться от близкого общения с людьми, которые «родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны...» (2Тим.3:2-3).
Когда наши родители состарятся, вспомним тогда наше детство. Когда-то они терпеливо воспитывали нас, отгадывали наши нужды, а теперь наша очередь поддерживать их. Все немощное нуждается в поддержке, а старость особенно, и ее никак нельзя оставлять и лишать опор.
Мы должны уважать их мнения даже тогда, когда они не сходны с нашими. Если у них есть какие-либо капризы и недостатки, мы должны быть снисходительны к ним. Если в разговоре с нами сказывается суровость, мы обязаны простить им это, ради их старости.
Хотелось бы привести весьма поучительное суждение Фридриха Великого: „Благодарность к родителям безгранична. Всегда следует порицать, если ей уделяется лишком мало внимания, и никогда, если слишком много».
Пусть умудрит нас Сам Господь и научит от всего сердца любить и почитать родителей, всех пожилых людей, чтобы они и в старости были «плодовиты, сочны и свежи...» (Пс.91:14-15).
ЧТО ПОСЕЕШЬ...
Многообразна и удивительна человеческая жизнь. Подчиняясь естественным законам Божиего мироздания, человек сотрудничает с Творцом в деле продления, сохранения и развития рода людского. Могучие инстинкты, влекущие к таинственному созданию новой жизни, исходят от Бога и соответствуют Божественному замыслу: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:27-28).
Однако только лишь физическое воспроизводство потомства не выражает окончательную волю Господа о человеке. Бог хочет, чтобы наше наследие имело ценность и в духовном отношении. Поэтому верующие родители призваны нести бремя священства. «Вы – род избранный, царственное священство», – было сказано всем последователям Иисуса Христа (1Пет.2:9). Каждый верующий для ближнего своего является священником Бога Всевышнего. Особое значение приобретает священство родителей в христианском семействе. Благословляя духовное родство отцов и детей. Бог говорил об Аврааме: «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт.18:19). Что же служит крепким основанием для родительского священства? Это личная преданность и любовь к Господу. Без живого общения с Начальником Жизни родители вряд ли смогут показать детям величие и красоту Божию.
«С какого возраста надо начинать воспитывать ребенка?» — спрашивала мать трехлетнего малыша у мудреца. «О! Ты опоздала на четыре года», — последовал ответ.
Это веское замечание в полной мере касается христианских родителей. Как только верующая женщина почувствует, что Господь начал ткать в ней младенца, она будет стремиться к углублению духовной жизни и постоянному общению со святыми людьми. Духовная атмосфера благодатно подействует на внутриутробного младенца, освящая новую жизнь. Известно, что еще во чреве матери своей Иоанн Креститель ясно отреагировал на духовное приветствие матери Господа (Лк.1:44). Оберегая себя от вредных внешних воздействий, мать-христианка в то же время с особым тщанием следит за сохранением духовного здоровья. Пребывание у ног Иисуса Христа, чтение Библии, помышление о горнем вводит женщину, ожидающую ребенка, в сферу возвышенных мыслей и чувствований. Она не раздражается по пустякам, житейские беспокойства и волнения теряют свою силу над ней. Полностью предав себя благой и совершенной воле Божией, она становится сосудом благодати, готовым произвести на свет ребенка, у которого будет здоровый дух в здоровом теле.
«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые», — свидетельствует Дух Божий устами Давида (Пс.126:3-4).
Являются ли дети нашей абсолютной собственностью? Нет. Мы принимаем новорожденное дитя, как дар, врученный Богом на сохранение и возделывание, чтобы ребенок мог стать не только физически зрелым человеком, но и достиг меры полного возраста Христова. Опираясь на Слово Божие, богобоязненные родители зажигают в детских сердцах огонь веры и благочестия, так как «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим.4:8). Добрые посевы лучше всего укореняются на незасоренной свежей почве.
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет», — говорит премудрый Соломон (Пр.22:6). Любят ли наши дети Слово Божие? Является ли оно для них чистым словесным молоком, от которого можно возрасти во спасение (1Пет.2:2)?
Молодой сподвижник ап. Павла Тимофей вырос в стойкого мужа веры и стал человеком Божиим во многом благодаря тому, что он рано расположил свое сердце к познанию Божественных истин. «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса», – ободряет его ап. Павел (2Тим.3:15). Мать Тимофея, будучи иудеянкой, спешила заложить в душу сына семена возвышенных добродетелей. Еврейские раввины говорили, что детей надо учить закону Божию с пеленок, дабы Слово Отца Небесного так запечатлелось в сердце, что иудейский ребенок скорее забудет свое имя, чем закон Божий.
«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая», — возвещал Бог вождю и законодателю ветхозаветного народа Моисею (Втор.6:6-7).
Дети любят слушать интересные рассказы, познакомим их с захватывающими библейскими историями. Читая Библию всей семьей, мы приглашаем к себе в дом пророков и апостолов, изъясняющих волю Божию. Сам Христос являет Свое присутствие в семье, когда родители вместе с детьми благоговейно и молитвенно размышляют о спасительных истинах. И взрослым, и детям полезно заучивать места Священного Писания наизусть. Цепкая детская память способна быстро схватить прочитанное и надолго удерживать глубокое назидание.
«Как юноше содержать в чистоте путь свой? — вопрошает Давид. — Хранением себя по слову Твоему» (Пс.118:9). Растворенное верой Слово станет силой Божией, которая оградит молодого человека от падений.
Священное Писание склоняется к детям, питая их молоком, согревая, поддерживая. Оно не отвергнет никакого возраста, никакого пола, никакого положения. «Солнце является не таким общим и всем доступным, как учение Христа, — писал Эразм Роттердамский. — О, если бы из него напевал что-либо земледелец у плуга, исполнял бы кое-что ткач в такт своей работе, такого рода рассказами пусть сокращает скучную дорогу путешественник; и если бы отсюда были заимствованы все разговоры христиан. Пусть первый лепет называет Христа; на Евангелиях Христа пусть образуется первое детство. Я желал бы, чтобы о Христе так рассказывали начинающим, чтобы Его полюбили даже дети. Пусть предаются этим занятиям и после, пока, незаметно подрастая, дети не вырастут крепкими мужами во Христе. Счастлив тот, кого смерть застанет за этими книгами».
Радость веры всегда соединяется с радостью молитвы. Живая душа, насыщенная Словом Божиим, молится легко и непринужденно. Дети, к тому же, имеют врожденное предрасположение к молитве. Как-то ученые-психологи специально изолировали группу детей с целью, чтобы они ничего не слышали о Боге. Проведя впоследствии индивидуальное обследование детей, ученые обнаружили, что каждый ребенок испытывает потребность в молитве. В некоторых христианских семьях существует хороший благочестивый обычай: вечерние молитвы и молитвы перед общей трапезой совершать, взявшись за руки. Такие совместные молитвы приобщают к молитвенным упражнениям самых малых детей, давая им возможность вкусить радость общения с Богом.
Есть родители, которые стараются всячески оберегать детей от лицезрения скорбных мгновений жизни. Боясь нанести травму детской психике, они не допускают детей в комнаты тяжелобольных, умирающих, мало говорят с детьми о тяжких болезнях и житейских печалях. Подобная родительская забота не находит оправдания в практике христианского воспитания. Дети, огражденные от соприкосновения с горем семьи или с переживаниями других людей, вырастают эгоистичными, с черствыми, равнодушными сердцами. Христианское мировоззрение ребенка и стремление к добродетельным поступкам значительно укрепится, если он будет сталкиваться с наглядными картинами из жизни, которые указывают на хрупкость земного бытия человека. Недальновидная родительская любовь заставляет иных отцов и матерей все домашние труды взваливать на свои собственные плечи, предоставляя детям больше возможности для праздного времяпрепровождения. Привыкнув к длительной бездеятельности, дети будут искать внешнего комфорта и начнут смотреть на родителей только как на источник материального обеспечения. Кроме того, беззаботная жизнь открывает путь для проникновения в сердце человека всевозможных грязных пороков, убивающих тело и душу. Недаром с древнейших времен распространено справедливое утверждение, что мозг праздного человека — любимое место пребывания дьявола и лени. Это одно из приятнейших самоубийств. Дурная мысль при благоприятной возможности выльется в дурные поступки. Совсем еще маленькие дети проводят много времени в игре. Игра намного лучше праздности, так как ум ребенка чем-то занят, а игровые действия в какой-то мере подготавливают его к полезной деятельности в будущем. Более взрослые дети уже могут принимать участие в каких-то несложных работах по дому. Пятилетнему ребенку можно поручить выносить мусор, а семилетние могут помогать матери накрывать на стол. Если родителям недостает терпения и мудрости, они забывают контролировать своих детей. В целях экономии времени они не ждут, когда ребенок доведет работу до конца, и сами делают ее. Ребенок в таком случае не приобретает привычку к систематическому труду. Он или уклоняется от работы, или выполняет ее небрежно, без любви и усердия. «Родители, вы должны учить и наставлять своих детей так, чтобы они любили труд», — советует одна мать-христианка. Вы можете ввести их в христианское учение и христианскую культуру, и Божией милостью они будут возрождены, но если вы их не научили трудиться, они никогда не станут чем-нибудь для Бога, или для самих себя, или для вас. Ленивый христианин никогда ничего не делает для Бога. Хорошо налаженный и организованный труд принесет радость детям. Краткое время отдыха после активной работы будет для них особо приятным: «Сладок сон трудящегося...» (Ек.5:11).
Трудолюбивый христианский характер формируется в условиях разумной дисциплины. «Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетелей», — гласит мудрая пословица.
Следует ли применять розгу для воспитания послушания? Рассуждения о пользе розги в Священном Писании не всегда говорят о прямом и буквальном использовании ее. Розга, в широком смысле, это символ общей дисциплины: «Розга и обличение дают мудрость, но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Пр.29:15). По замечанию христианских педагогов каждый ребенок, будь он даже ангелом, нуждается в розге. Капризное своеволие ребенок проявляет очень рано. Уже в колыбели он инстинктивно знает методы управления родителями. Если родители постоянно идут на поводу капризного плача или хныканья, они приготовляют на свою голову домашнего деспота.
Христианская дисциплина это не бессмысленное самоограничение себя и своих детей во всех желаниях, ибо она зиждется на любви к Богу и к ближнему. Даже когда родители вынуждены прибегать к строгому наказанию детей, они делают это во имя любви к ребенку: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр.13:24). Не исключая наказания, христианские родители применяют его только в особых случаях, стараясь, главным образом, создать в доме атмосферу любви и мира, при которой необходимость наказания отпадает сама собой. Ведь быстро осудить и наказать ребенка легче, чем понять его душу. Слово Божие учит родителей внимательному отношению к внутреннему миру детей: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).
Почему Божий призыв обращен только к отцам? Как глава семьи и пресвитер домашней церкви отец несет ответственность за духовное благополучие домочадцев. Кроме того, отцы не всегда способны к такому подвигу терпения, как матери, им трудно побороть внутренние порывы, толкающие их на резкие выпады во взаимоотношениях с детьми. Чрезмерно строгие отцы не умеют разговаривать с ребенком по душам. Они забывают о том, что частые и не в меру суровые упреки и угрозы ранят душу ребенка.
Размышляя о методах воспитания детей, Мартин Лютер писал: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, но кроме розги имей всегда яблоко, чтобы дать ему, когда он поступает правильно». Жесткий контроль за каждым шагом ребенка, непрерывные понукания разделяют детей и родителей. Ребенок прекращает делиться с родителями своими открытиями и переживаниями. Оскорбленный грубым навязчивым надзором, он отгораживается от родителей, выискивая себе друзей за пределами дома.
Христос оставил нам великую притчу о преобразующей силе отцовской любви (Лк.15:12-32). Что заставило безрассудного младшего сына вернуться в отчий дом? Мы скажем: нужда и безысходность положения. Да, это верно, но, оказавшись в унизительном состоянии, сын не мог не вспомнить об отце, о его необыкновенном долготерпении. Надежда на отцовское прощение помогла ему сделать решительный поворот в сторону родного очага. Встреча отца и сына тоже изумляет нас. Не заслуживает ли беспутный сын самого строго наказания? Мы бы не удивились, прочитав о том, что отец побил сына. Так ему и надо. Своим легкомысленным поведением он причинил много страданий отцу. Пусть теперь суровая кара обрушится на него. Любовь отца перечеркнула все человеческие ожидания. Слезы раскаяния слились со слезами прощения. Вместо побоев и упреков, отец раскрыл объятия для сына. Весь отцовский дом наполнился ликованием по поводу того, что сей сын был «мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:24).
Мучительные переживания доставляют верующим родителям необращенные дети. Сколько сил прилагают отцы и матери, свидетельствуя им о полной жизни, отданной Христу. Глубокие молитвенные вздыхания рано или поздно дают благословенные результаты.
Мать Августина Моника не ослабевала в молитвах, веруя, что Бог силен привести ее сына ко Христу. И Бог услышал молитву матери. Благодать Божия разбила греховный сосуд, сотворив новое сердце и новый дух одаренному молодому человеку. Величайший след оставил в истории христианства этот муж Божий, благодаря усердным молитвам матери.
«Как укрепить родительский авторитет?» — размышляют отцы и матери, желая иметь взаимополезные духовные отношения с детьми. Сила и обаяние личного примера одно из важнейших средств воспитания. «Подражайте мне, как я Христу», — дерзновенно призывает ап. Павел (1Кор.4:16). Устоит ли дом, построенный на песке? Родители, слушающие заповеди Господни, но не исполняющие их, смогут ли быть образцом «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте?» (1Тим.4:12).
Пытаясь управлять нашими домашними, научились ли вы господствовать над собою? Проявляем ли мы сдержанность в словах и благочестие в поступках? Объемлет ли любовь Христова сердца наши?
Все христианские родители хотят видеть своих детей правдивыми, богобоязненными, добродетельными, скромными. Рассмотрим и тщательно исследуем во свете Слова Божия прежде нашу повседневную жизнь. «Всякая неправда есть грех», — утверждает Библия (1Ин.5:17). Если мы ждем честности и порядочности от детей, пусть с наших собственных уст не сорвется ни одно лживое и гнилое слово!
Ребенок это личность. Родители не вправе унижать его, хитрить и обманывать. Приучая детей к высокой культуре поведения, научимся употреблять как можно больше вежливых, идущих от сердца слов. Разумное одобрение и поощрение всяких добрых движений детской души тоже благотворно влияет на формирование христианских чувствований.
Нормальный процесс домашнего воспитания носит характер взаимообучения. Не случайно очи Христа останавливались на детях, как на живой иллюстрации: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Отзывчивость детей к высокому и прекрасному не является ли укором нашей медлительности в делах веры? Не раз слышали мы из детских уст восторженные и бесхитростные суждения о величии Божием. А детская наблюдательность? Она несомненно прибавляет нам духовного и физического зрения.
Спаситель мира и Господь господствующих не погнушался воспринять на Себя детскую природу в определенное время. Совершая Свое земное служение, Он относился к детям, как к маленьким братьям и сестрам. Иисус возвещал, что «таковых есть Царствие Божие» (Мк.10:14). Благословляющие руки Спасителя ласково обнимали детей, подтверждая непреложность свидетельства Писания, что дети являются орудиями Божественной славы (Пс. 8:3). Не только родителям, но и ангелам Бог вверил попечение о детях (Мф.18:10). «У кого в доме есть дети, тот может быть уверен, что в его доме присутствуют ангелы, — писал Ян Амос Коменский. — Всякий, кто покоится окруженный ночной темнотой с ребенком, может питать твердую надежду, что он вместе с детьми охраняется ангелами, чтобы не имел доступа дух тьмы».
Великое благословение изливает Бог на детей. Поэтому будем с помощью Духа Святого сеять в них разумное, доброе, вечное! Пусть полюбят они Искупителя всех людей, увидев на примере жизни родителей, что иго Его благо и бремя Его легко (Мф.11:30).
БУДЬТЕ КАК ДЕТИ
Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Мф.18:3
Говорят, возраст человека определяется не годами, а состоянием души. Кто в детские годы не мечтал побыстрее стать взрослым. Но, придя в совершенные лета, большинство почему-то стараются задержать процесс старения и желают оставаться как можно дольше молодыми.
Можно ли найти столь желанный для всех эликсир вечной молодости? Да! Несомненно! И сокрыт он в Слове Божием. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется!» – возвещает ап. Павел (2Кор 4:16).
Человеческая душа как море, даже в течение одного дня она может переживать несколько совсем противоположных состояний — радость и уныние, любовь и ненависть, спокойствие и раздражение. Один и тот же человек может проявлять себя злым и добрым, умным и глупым. Это объясняется тем, что сердце человека так же, как и вся Вселенная, зачастую становится ареной борьбы двух сил — Бога и дьявола. Поэтому путь обновления и приобретения духовной молодости не всегда легок, он сопряжен с непрестанной борьбой.
Мы знаем, что Сын Божий пришел для того, чтобы разрушить дела дьявола (1Ин.3:8), «взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10). И если сердца наши всецело принадлежат Богу и мы возрождены свыше, то Сам Господь вводит нас в Царство Своего Возлюбленного Сына и делает Своими соработниками (1Кор.3:9).
Что же нужно для того, чтобы стать достойными наследниками Царства Небесного? Вспомним, как однажды Иисус Христос поставил в кругу учеников малое дитя и произнес:«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Ученики удивились. Такой призыв для них был неожиданным и новым. Мудрость того времени обращала внимание на мужа, воина, гражданина. Христос же Своим заявлением перевернул привычные представления. Единственный путь к тому, чтобы стать большим, — сделаться маленьким. Не ребенок должен учиться у взрослых — взрослые должны учиться у детей, уподобиться детям, тому, от чего они отвернулись, выходя из детства. Не высокомерное величие души античного героя, а трепет страха и надежды, готовность все принимать как подарок и милость, ничего не считая своим, таков идеал Христа.
Что же видел в детях Иисус? Может быть, ребенок есть абсолютное совершенство во всех отношениях? Отнюдь нет. Любой отец и мать укажут на отдельные проявления эгоизма, своеволия, вспыльчивости и нетерпения даже у маленьких детей. Но тогда, может быть, Христос намекал на неразвитость ребенка, недостаток опыта? Чтобы войти в Царство Небесное, надо отбросить все, что мы знаем, забыть все, чего достигли, и сделаться опять неразумными детьми?
Нет! Евангелие призывает нас к развитию всех способностей души, к их бесконечному усовершенствованию. В посланиях ап. Павла мы находим интересную форму истинного христианского поведения. «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20). Взаимное переплетение, органическое сочетание младенчества и совершеннолетия — отличительное свойство всякой души, живущей по Евангелию.
Обратите внимание на то, что образ Иисуса Христа как Единосущного с Богом Отцом в Священном Писании дан как бы в разных возрастных категориях. Мы видим Христа Младенца, но этот Младенец – Предвечный Логос, изначальный Творец неба и земли. Существовавший до начала времени и поэтому в какой-то мере Старец (Ин.8:25). «Чадо младое, Предвечный Бог!» — поется в одном церковном песнопении. А пророк Даниил называет Его «Ветхий днями» (Дан.7:9-14).
Не случайно древние художники изображали Младенца Иисуса с печатью таинственной и строгой старческой мудрости на высоком выпуклом лбу. В древнерусской живописи старческий аспект еще более выразителен, огромный лоб Младенца Эммануила даже прорезан морщинами.
«На злое будьте младенцы». Как это практически применить? Быть равнодушным ко злу? Нет! Бороться со злом. Побеждать зло добром (Рим.12:21). Не воздавать злом за зло, искать мира и стремиться к нему (1Пет.3:11). Что нас больше всего привлекает в детях? Простодушие. Искренность в мыслях и чувствах. Отсутствие лукавства и хитрости. Внутренний мир ребенка намного богаче и объемнее, чем у взрослых. С годами душа может черстветь, человек начинает смотреть на ближнего своего, на все общественные события и явления только лишь с позиции личного интереса и практической выгоды. Душа ребенка раскрыта любви, добру, свету.
Иногда приходится слышать:«О, я простой человек, если я нагрублю, вы не обижайтесь, такая уж у меня натура простодушная!» Можно ли одобрить такую простоту? Вряд ли. Простота во Христе это не упрощенность, идущая от духовной скудости, не дерзость. Христианская простота всегда связана с внутренней глубиной, мудростью, чуткостью к людям, смирением. Она полностью исключает бахвальство и гордость.
Известный английский миссионер XVIII века Уильям Карэй в годы молодости был не только благочестивым христианином, но и весьма любознательным юношей. Из-за недостатка средств на получение официального образования он был отдан в ученики к сапожнику. Стуча сапожным молотком, он в то же время изучал иностранные языки. (В течение жизни он изучил 35 языков.) В 24 года он был посвящен на служение пресвитера. Впоследствии У. Карэй основал крупное миссионерское общество, предпринимал неоднократные поездки в Индию с проповедью Евангелия, переводил Библию на разные индийские диалекты, за что ему пожаловали звание профессора. И при столь обширной деятельности он был полон самого глубокого смирения. Как-то один гордый генерал, желая уязвить Уильяма, спросил его при всех: «Правда, что вы раньше были сапожником?» На что У. Карэй с детской простотой и неподдельным смирением ответил: «Нет, я был только починщиком обуви».
Верно замечают, что врата, ведущие в Царство Небесное, не только узкие, но и низкие, чтобы войти в них, надо пригнуться. «К земле тем ниже клонит ветка, чем тяжелей плоды на ней...» – говорит один восточный поэт.
Хорошо бы всем христианам поучиться у детей способности прощения. Они очень быстро забывают обиды. Их вчерашний обидчик может сегодня стать наилучшим другом. «Солнце да не зайдет во гневе вашем!» – призывает ап. Павел (Еф.4:26). Поссорился с кем-либо – мирись тут же, не откладывая. Сам Господь Иисус сказал однажды, что путь к Божественному Жертвеннику лежит через дом человека, с которым у нас нарушен мир и отсутствуют добрые отношения (Мф.5:23-24). Прежде примирись, а потом принеси дар твой Богу – вот путь, указанный Христом.
Словоохотливый ап. Петр любил предлагать Господу вопросы. После беседы со Христом о молитве он потребовал уточнения: «Господи! сколько раз прощать брату моему... до семи ли раз?» Ответ Христа привел Петра в изумление: не семь, «но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:19-35). Четыреста девяносто раз прощать одному и тому же обидчику! Человек должен быть весь проникнут духом всепрощения вот смысл данного ответа. Кто-нибудь может возразить: «Знаете ли вы, как трудно прощать тем, кто наносит тебе явное оскорбление и обиду?» Да. Очень трудно. А даже бывает невозможно собственными силами простить обиду. Но если любовь Божия изливается в наши сердца Духом Святым, мы можем это сделать силою Духа Господнего. Он дает нам любовь к таким людям, которых сами по себе мы любить не в состоянии. Это любовь Христова, любовь-сострадание, любовь-жалость к человеку, нас оскорбившему, глубокое сожаление о том, что он способен был на такой поступок. Если мы желаем всегда иметь внутреннюю духовную радость, мы должны прощать охотно, по-детски искренне, великодушно, как и Бог во Христе простил нас (Еф.4:32).
Кроме того, что широкое сердце способно прощать и вместить всех людей, оно еще объято жаждой ученичества. Детям интересно познавать окружающий мир. Каждый новый день для них открытие, и сами они маленькие бескорыстные исследователи. Дети — самый талантливый народ в мире. Взгляд ребенка это взгляд художника. Нас поражает их зоркая наблюдательность, бесчисленное множество вопросов, которые они задают.
Для христианина так же не существует оконченного курса. Он всегда покорный, смиренный ученик Христа. Иисус Христос, как Воплощенное Слово и Премудрость, уготовил для сынов Божиих особую школу, где Верховным Управителем является Дух Святой, а наставниками и преподавателями пророки и апостолы, которые словом и примером ясно показывают путь истины и спасения. Они сообщают знание истинное, верное, простирающееся на все нужды земной и будущей жизни. Христианин, как усердный ученик Христа, с детской любознательностью и старанием принимает уроки своего Учителя. По евангельскому идеалу всякий старец должен быть старцем по мудрости, серьезности, глубокомыслию. Каков бы ни был реальный возраст христианина, душой он всегда дитя, а порой дитя и старец одновременно. Искренний последователь Иисуса получается прежде всего у ног Господа, взирает на лицо Божие, внимает Его устам, воспринимает сердцем Его Слова. Нельзя отрицать и того, что, по слову ап. Павла, почитая один другого высшим себя, мы Должны быть готовы учиться у всякого человека независимо от его возраста и общественного положения.
Существует древний рассказ об одном блестящем и образованном вельможе, который посвятил свою жизнь служению Богу. Как-то люди его увидели на улице советующимся с простым старцем и спросили его: «Арсений, как ты, обученный столь обширной римской и эллинской учености, советуешься с этим простолюдином?» Арсений ответил: «Да! римскую и эллинскую ученость я познал, а из науки этого простолюдина я не вытвердил и алфавита!»
Господь наш Иисус Христос никем не пренебрегал. Достаточно прочитать Его поучительные притчи, чтобы убедиться в том, как много Он предлагает нам уроков из жизни простого народа: рыбаков, виноградарей, сеятелей, пастухов. И в нас должны быть те же чувствования, что и у Иисуса Христа.
Учение Христа — это чистое словесное молоко, и надо впитывать его в детской простоте (1Пет.2:2).
Какие же еще основные и характерные свойства души ребенка мы можем отметить? Дитя есть существо зависимое. Если бы младенца предоставили самому себе, он не просуществовал бы и нескольких дней. Когда он не чувствует матери или отца около себя, ему делается страшно и кажется, что он пропал. Только при условии такой зависимости от сильного и любящего существа маленький человек может расти и развивать свои силы. Эту зависимость слабого создания от Существа Всемогущего прекрасно выразил псалмопевец Асаф: «Я всегда с Тобою; Ты держишь меня за правую руку. Ты руководишь меня советом Твоим, и потом примешь меня в славу» (Пс.72:23-28). Слово «Господь» в греческом варианте означает не господина, властвующего над рабом, а опекуна, имеющего авторитет по отношению к малолетнему.
«Когда я углубляюсь в Евангелие, — пишет богослов Ф. Кулен, — я спрашиваю себя, что, в сущности, делает его именно Евангелием, то есть благой вестью, и вижу, что все оно, во всем своем объеме, может выразиться в этих простых словах: "Дети! У вас есть Отец!"».
Попутно скажем, что греческий текст Нового Завета отмечен чертой детскости, обилием уменьшительных форм. Например, слова хананеянки, переданные в синодальном переводе: «И псы едят крохи...», по-гречески сказано: «собачки» (Мф.45:27). Петру ведено пасти Христовых «овечек» (Ин.21:16). Когда ап. Иоанн хочет сказать, что христиане дети Божий, он употребляет нейтральную форму «дети», но как только переходит на конкретное эмоциональное увещание, он говорит «детушки». «Детушки! последнее время» (1Ин.2:18). «Детушки мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3:18).
Вряд ли мы найдем такого ребенка, который не имел бы полного доверия к отцу. Он знает, что его отец все может. Он понял это не опытом или размышлением, а с помощью инстинктивного чувства веры в отца. Сознавая отца сильным покровителем, он ничего не боится, где бы он ни оказался – на краю пропасти, среди огня или в полном мраке. Блаженны те, которые доверяют Отцу Небесному, сильному, любящему и всемогущему Богу.
Представим себе в воображении ранние годы Иисуса Христа. Священный рассказ лишь на мгновение приподнимает завесу, скрывавшую
Его детство. Но зато какая яркая и мудрая картина открывается перед нами. Ребенок Иисус растет под надзором Своей Матери и старца Иосифа, подчиняется им, учится у них и преуспевает в премудрости, возрасте и любви (Лк.2:52). Иисус, выйдя из-под опеки родителей, никогда не был Один. Он постоянно чувствовал на Себе взгляд Небесного Отца. Он был в любви у Бога. Оттого был в любви и у человеков, оттого мог преуспевать в премудрости. И последствия такой жизни нам известны: сила духовная, исходившая от Него, сила Слова, которая потрясла сердца, сила исцеляющая, которая заставляла прозревать слепых, ходить параличных, — все это давалось Ему Отцом Небесным. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4:34). Соединение величия и простоты, премудрости и смирения — таким предстает перед нами Сын Бога Живого. Ребенком Он находится в полном повиновении у старших и в полной от них зависимости, а потом переходит в полное подчинение Богу и только от Него одного зависит.
Известный богослов раннехристианской церкви Климент Александрийский заканчивает свое сочинение «Педагог» возвышенным гимном, в котором произносит такие слова: «О млеко небес, источающих мудрость. Твоих немудрых детей собери. Чтоб свято хвалить, бесхитростно петь, устами незлобными, Водителя чад, Христа!»
«Будьте как дети!» — звучит призыв Христа. Одни лишь малые, нищие духом достойны Царства Божия. Мы, взрослые, считающие людьми только одних себя, смотрим на детей как на неразумных, недалеких существ. С детьми мы только играем иногда, да и то по настроению. А Христос призывает сотрудничать с ними, учиться у них... «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк.10:15).
Глава 3
СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА НОВОГО ЗАВЕТА
ЗАВЕТ ЛЮБВИ
Любой человек, независимо от его мировоззрения, есть лицо социальное. Никто не может жить и полноценно развиваться в одиночку, без вступления в определенные общественные взаимоотношения.
Социальный инстинкт появляется у нас уже с младенческих лет, когда через общение с матерью мы испытываем потребность в контактах с другими людьми.
Содержание и полнота христианской жизни, степень участия христианина в общественных сношениях основывается и вытекает из характера его личностных взаимоотношений с Богом. Здесь уместно обратить внимание и на значение библейского слова: завет. До явления Иисуса Христа в мир этот термин обозначал союз Бога и человека в форме договора двух сторон. Человек принимает заповеди Господа, творит волю Божию на земле, а Бог охраняет и поддерживает человека, устрояя его личную и общественную жизнь.
«Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя», — так сказал Господь древнему патриарху Аврааму (Быт.17:1-2). В пустыне Синайской через избранного пророка Моисея Бог объявляет Свою волю народу израильскому: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19:5-6).
Позднее библейские пророки начинают говорить о том, что Бог заключит с людьми новый союз. Этот союз будет закрепляться на условиях более духовного служения: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней... буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:31,33). Явление Бога во плоти, искупительная смерть Иисуса Христа положили основание новому союзу Бога с людьми. «Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов», — провозгласил Спаситель мира на Тайной вечери вслух ученикам (Мф.26:28). Отношения Бога и человека принимают характер дружбы, они строятся не на рабском послушании, но на дружеской доверительности: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15).
Евангелие Иисуса Христа перевертывало и практику человеческих социальных взаимоотношений: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» (Лк.22:25-26). Суть и дух учения Иисуса Христа противоречит господству и властвованию одного человека над другим. «Заповедь новую даю вам, — завещал Христос ученикам, — да любите друг друга» (Ин.13:34).