Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћежнациональные конфликты в современной –оссии

–осси€ - огромна€ многонациональна€ страна. ќна состоит из более 100 больших и малых этнических общностей. — распадом ———– стара€ система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не вошли в массовое сознание. ¬ этих услови€х нашлись политические де€тели, национальные лидеры, которые Ђделали ставку не на поиски оптимальных механизмов взаимодействи€ и сотрудничества, а на вс€кое раздувание национализма и сепаратизмаї, использу€ различные способы манипулировани€ сознанием молодежи. ћолодежь, попавша€ под националистическое вли€ние, Ђпринимает все на веру, некритически, она способна уверовать в любую несуразицу, клевету на другой народї...

ћежнациональные конфликты в нашей стране имеют различные причины и протекают по-разному... Ќо как бы ни протекали эти конфликты, они ограничивают сферу общени€ между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудн€ют межнациональные контакты. — другой стороны, эти конфликты (особенно вооруженного характера) неизбежно так или иначе воздействуют на общество и, самое главное, на самих молодых людей, подпитыва€ в них агрессию. “ак, насилие становитс€ фактом общественного сознани€, повергает народы в состо€ние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха. Ќасилие или даже его угроза делают ситуацию еще более трудно управл€емой и непредсказуемой.

¬ услови€х многонационального государства, каковым €вл€етс€ –осси€, под воздействием объективных факторов периодически возникают мощные миграционные потоки. ¬ результате чего молодым люд€м посто€нно приходитс€ вращатьс€ в инонациональной среде.

(¬олков ё.√., ƒобреньков ¬.».,  адри€ ‘.ƒ., —авченко ».ѕ.,)

C 1. акие два социальных услови€, по мнению авторов, позволили

отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием

молодежи?

 

C 2.Ќа какие опасные последстви€ межнациональных конфликтов указывают авторы? Ќазовите любые три последстви€.

 

C 3.јвторы обращают внимание на конфликты как одно из про€влений межнациональных отношений. Ётим межнациональные отношени€ в современной –оссии далеко не исчерпываютс€. ќпира€сь на знание курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействи€ другого характера

 

C 4. ќпира€сь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строитьс€ межнациональные отношени€ в многонациональном государстве

 

 

“екст 2.

 

 

—емейные структуры распадаютс€ во всем мире. „астота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохоз€йств, возглавл€емых женщинами.

—емейным ценност€м угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хот€ есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хот€ есть такие передачи;; им угрожает сама экономическа€ система. Ёта система попросту не позвол€ет семь€м существовать на старый лад, с отцом, доставл€ющим большую часть заработков, и с матерью, выполн€ющей большую часть работы по воспитанию детей. —емьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

—оциальные отношени€ не определ€ютс€ экономикой. ¬ одно и то же врем€ может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношени€, они должны быть совместимы с экономической действительностью “радиционные семейные отношени€ не таковы.
¬следствие этого семь€ как учреждение находитс€ в процессе изменени€ и подвергаетс€ давлению. ƒело здесь не в Ђформировании характераї, а в упр€мом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи.
Ёкономическа€ действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Ћ “уроу

—1. ¬ чем, по мысли автора, выражаетс€ кризис семейных отноше≠ний в современном обществе? ”кажите два его про€влени€.

—2. ¬заимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи?  аков, на взгл€д автора, характер этого взаимодействи€?

—«. ѕочему традиционна€ патриархальна€ семь€ уходит в про≠шлое? ќпира€сь на текст источника и привлека€ обществовед≠ческие знани€, укажите три причины.

—4.  акой тип семьи более соответствует реали€м постиндустри≠ального общества? ѕривлека€ знани€ из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

 

 

÷енности в жизни человека и развитии общества ќдним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. ¬ ходе развити€ общества формируютс€ идеи, которые выдел€ютс€ и кото≠рым приписываетс€ особа€ ценность. ќни усваиваютс€ субъектом в опыте и переживани€х удовольстви€ и неудовольстви€, радости и негодовани€, т.е. посредством эмоций. Ќа основе ценностей формируютс€ критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворени€ че≠ловеческих потребностей. ¬ процессе жизнеде€тельности у человека скла≠дываетс€ воспри€тие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже Ђантиценныхї...

÷енности могут быть индивидуальными, групповыми, общечелове≠ческими. »ндивидуальные ценности определ€ют де€тельность конкрет≠ного человека и могут иметь приход€щий характер, различатьс€, на≠пример, в зависимости от возраста индивида. √рупповые ценности (имеетс€ в виду группа в широком смысле - как социальна€ общность, тип общества) нос€т более общий характер: они определ€ютс€ как при≠н€тые в данной общности представлени€ о желательном типе социо≠культурной формы. ќбщечеловеческие ценности характеризуютс€ тем, что имеют непреход€щий характер, €вл€ютс€ ориентирами дл€ боль≠шинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. „исло таких ценностей ограничено.   ним, например, относ€т истину, красоту, добро.

¬осприн€тые и закрепившиес€ ценности превращаютс€ в социаль≠ные нормы, с помощью которых поддерживаютс€, воспроизвод€тс€, ре≠гулируютс€ формы де€тельности людей.

».√.ѕетров

—1.  акова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? ”кажите две позиции.

—2. Ќазовите два фактора, которые, на взгл€д автора, способствуют формированию ценностей.

—«.  акие три группы ценностей выдел€ет автор?   какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

—4.  акие функции автор отводит социальным нормам? ќпира€сь на знани€ из курса обществоведени€, назовите две основные группы социальных норм. ѕриведите два примера норм, относ€щихс€ к каждой из этих групп.

 

—оциальные ценности и социальные нормы.

 

—оциальные ценности - это ценностные представлени€, прин€тые данной социальной группой. ќни более многообразны, чем индивидуальные ценности, определ€ютс€ этнической психологией, особенност€ми образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода зан€тий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах, поэтому они классифицируютс€ на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные...

“е ценности, которые действенно определ€ют поведенческие стратегии людей, об€зательны дл€ всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе примен€ютс€ санкционированные группой наказани€, называютс€ социальными нормами.

Ќе все ценностные представлени€ отражаютс€ в нормах. Ќормами станов€тс€ только те ценности, которые способны реально регулировать действие. ѕозитивные состо€ни€ вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усили€ми, нормами не ста≠нов€тс€, как бы они ни были хороши и желательны...

Ќекоторые позитивные оценки человеческих поступков и дей≠ствий... никогда не станов€тс€ социальной нормой, потому что люди не в состо€нии им следовать в массовом пор€дке...

Ќормой не могут быть и действи€, не совершать которых человек никак не может...

‘ункци€ норм в обществе не сводитс€ только к непосредст≠венному регулированию социального поведени€ индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым.

Ќормы, позвол€€ заранее с большой долей веро€тности прогнозировать поведение других членов данной социальной группы, эконом€т врем€ и силы людей, которые бы непродуктивно растрачивались в разнообразных ситуаци€х.

Ќормы предписывают всем членам данной социальной группы в определенной ситуации вести себ€ строго определенным образом. Ќевыполнение этого нормативного предписани€ подкрепл€етс€ угрозой социальных санкций, а выполнение - ожиданием поощрени€.

Ќормы станов€тс€ таковыми только тогда, когда они прин€ты всеми членами общества...

(ё.√. ¬олков)

 

1. акими трем€ особенност€ми, по мнению автора, обладают те социальные ценности, которые станов€тс€ социальными нормами?

2.Ќазовите две любые функции социальных норм, о которых пишет автор.

 

3.  акие представлени€ и действи€ никогда, по словам автора, не станов€тс€ нормами? ”кажите три таких представлени€ и приведите пример, иллюстрирующий любое из них.

 

4. ќпира€сь на содержание текста и знание курса, сформулируйте любые три признака общеприн€тых норм

 

—емь€

—емь€ есть социальна€ группа, в которой мужчины и женщины удовлетвор€ют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождени€ потомства. ќна €вл€етс€ основой как дл€ удовлетворени€ половых потребностей, так и дл€ реализации социальных и индивидуальных качеств личности. Ќо точно так же в семье осуществл€ютс€ и определенные виды экономической де€тельности (производительно-потребительские или только потребительские)...

¬ любом обществе семь€ имеет двойственный характер. — одной стороны, это социальный институт, с другой - мала€ группа, имеюща€ свои закономерности функционировани€ и развити€. ќтсюда ее зависимость от общественного стро€, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно - относитель≠на€ самосто€тельность...

ќснову семьи составл€ет, как правило, брачна€ пара. ќднако есть семьи, характеризующиес€ совместным проживанием, общим ведением хоз€йства, но юридически не оформленные.  оличество таких семей в последнее врем€ заметно увеличилось. —оциологи вообще отмечают снижение желани€ и готовности населени€ к заключению брака, что особенно характерно дл€ современных разви≠тых стран.  роме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей)...

ћолодежь все раньше покидает родительский дом, стремитс€ жить самосто€тельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели професси€ родителей. Ёмансипаци€ женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. ¬ св€зи с этим по характеру распределени€ семейных об€занностей, по тому, как решаетс€ в семье вопрос о лидерстве, социологи выдел€ют на сегодн€шний день (несколько типов) семьи.

(¬.¬.  ась€нов, ¬.Ќ. Ќечипуренко, —». —амыгин)

 

C 1. ¬ чем, по мнению автора, про€вл€етс€ двойственность семьи?

 

C 2. Ќазовите четыре функции семьи, на которые указывает автор

C 3.— опорой на текст и обществоведческие знани€ назовите любые два известных вам типа семьи и укажите три черты одного из них

C 4.»спользу€ текст и знани€ обществоведческого курса, сформулируйте четыре основные тенденции развити€ семьи в современном обществе.

 

 

Ётнические группы

ѕо общеприн€тому определению, этническа€ группа - это группа людей, имеющих некоторые особые этнические, т. е. культурные, €зыковые, религиозные или расовые черты, которых объедин€ет полное или частичное общее происхождение, и которые сами осознают свою причастность к общей группе. ќсвоенные и восприн€тые этнические различи€ - это €зык, культура и религи€, в то врем€ как расовые черты, конечно, передаютс€ наследственно...

’арактерна€ черта этнической группы - это то, что она сама классифицирует себ€ как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую она всеми способами стремитс€ сохранить...

Ётническа€ группа может быть идентифицирована только в том случае, если ее отличительные черты (€зык, культура, раса) начинают приобретать социальный смысл: с одной стороны, окружающие должны идентифицировать эту группу как этнически особую, с другой стороны, и сама группа должна осознавать свою специфичность и особенность...

÷ентральный фактор принадлежности к этнической группе - это собственное желание индивида принадлежать к ней, т.е. классифицировать себ€ как члена группы. ƒефиници€ со стороны основываетс€, как правило, на внешних приметах, таких как знание €зыка или внешний вид.

ѕроисхождение - это второе условие принадлежности к группе.  ак правило, родители и предки большинства членов этнической группы вход€т в нее на основе общей национальности, унаследованной из поколени€ в поколение. ƒругие члены группы вошли в нее через брак...

Ётническа€ группа, или этническое меньшинство, может занимать в обществе принципиально разную позицию, т.е. быть дискриминируемой или быть равноправной...

(¬.¬.  ась€нов, ¬.Ќ. Ќечипуренко, —». —амыгин)

 

C 1. јвторы выдел€ют две группы этнических различий. Ќазовите их и объ€сните существующее между ними отличие.

C 2.ќпира€сь на текст, укажите два способа вхождени€ индивида в этническую группу.

C 3.  акую характерную черту этнической группы называют авторы? ѕри каких услови€х ее отличительные особенности приобретают социальный смысл? Ќазовите два услови€.

—4.ќпира€сь на обществоведческие знани€, сформулируйте любые два признака дискриминируемой этнической группы.  ака€ норма  онституции –‘ позвол€ет человеку защитить себ€ от дискриминации по этническому признаку?

 

 

ƒевиантное поведение

—оциальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называетс€ отклон€ющимс€ от нормы или девиантным.

ƒевиантность не следует понимать как объективное качество конкретного поведени€. Ёто относительное, оценочное пон€тие.  аждое общество вырабатывает свои представлени€ о социальной норме и, следовательно, свои представлени€ о девиации. Ѕолее того, социальна€ норма разнитс€ у разных классов и групп одного и того же общества...

... общество само расставл€ет акценты, один вид поведени€ расценива€ как норму, а другой - как девиацию.... ¬арьируетс€ только степень социального осуждени€ де€ний и жесткость санкций, направленных на подавление этих форм девиации...

¬ исторически стабильных обществах, особенно традиционных, девиантные формы поведени€ выдел€ютс€ на основе сложившейс€ системы ценностей, религиозной традиции, прин€тых норм морали.

Ќекоторые виды поведени€ повсеместно считаютс€ девиаци€ми, поскольку нанос€т реальный вред люд€м и обществу и харак≠теризуютс€ высокой степенью социальной опасности. ќбщество защищаетс€ от такого рода поведени€, потому что оно способно вызвать глубокие социальные дисфункции...

—оциальные следстви€ девиантного поведени€ однозначно негативны. ƒействительно, хот€ общество способно ассимилировать немалое количество отклонений от нормы без серьезных последствий дл€ функционировани€ всего социального организма, но посто€нные и широко распространенные девиации могут нарушить или подорвать организованную социальную жизнь...

(ё.√. ¬олков)

 

1.”кажите два обсто€тельства, которые, как считает автор, позвол€ют рассматривать девиантность как Ђотносительное, оценочное пон€тиеї.

 

2. ”кажите два признака поведени€, которое по мнению автора, повсеместно считаетс€ девиантным.

3.  акие три основани€ выделени€ девиантных форм поведени€ указаны автором?  акие другие основани€ вам известны из обществоведческого курса? ”кажите любые два.

 

4. ѕриведите три примера, иллюстрирующие мысль автора о том, что Ђсоциальна€ норма разнитс€ у разных классов и групп одного и того же обществаї.

 

ћј–√»ЌјЋџ

Ђћаргиналы Ч обозначение личностей и групп, наход€щихс€ на Ђокраи≠нахї, на Ђобочинахї или попросту за рамками характерных дл€ данного об≠щества основных структурных подразделений или господствующих социо≠культурных норм и традиций...

ћаргинальна€ ситуаци€... бывает источником нового воспри€ти€ и ос≠мыслени€ ¬селенной и общества,... форм интеллектуального, художествен≠ного и религиозного творчества....ћногие обновл€ющие тенденции в духов≠ной истории человечества (мировые религии, великие философские систе≠мы и научные концепции, новые формы художественного отображени€ мира) во многом об€заны своим возникновением именно маргинальным личност€м и социокультурным средам.

“ехнологические, социальные и культурные сдвиги последних дес€ти≠летий придали проблеме маргинальности качественно новые очертани€. ”рбанизаци€, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между но≠сител€ми разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размы≠вание вековых культурных барьеров, вли€ние на население средств массо≠вой коммуникации Ч все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой суще≠ствовани€ миллионов и миллионов людей. Ќа переломе 70Ч80-х гг....в мире началс€ бурный процесс становлени€ так называемых Ђнеформаль≠ныхї общественных движений Ч просветительских, экологических, пра≠возащитных, культурных, религиозных, земл€ческих, благотворитель≠ных и др., Ч движений, смысл которых во многом св€зан с подключени≠ем к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп...

ќднако есть проблема, представл€юща€ трудность дл€ современного де≠мократического сознани€: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенави≠стнические идеологии? » в то же врем€ Ч как не сделать эти группы объ≠ектом превентивного беззаконного насили€... ќднозначного ответа на этот вопрос не дано. ѕротиво€дием здесь может быть лишь рост гуманистиче≠ской культуры и демократического правосознани€, развити€ в обществе принципов и пон€тий человеческого достоинства, а также глубокое фило≠софское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и по≠рождают антидемократические формы сознани€ї.

(≈. –ашковский)

—1.  акие две особенности маргинальных групп выдел€ет автор? —фор≠мулируйте собственное определение пон€ти€ Ђмаргиналыї.

—2.  ак вы понимаете мысль автора о том, что маргиналы наход€тс€ Ђза рамками характерных дл€ данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и тради≠цийї? ѕриведите два объ€снени€.

— 3. ”кажите названные автором причины по€влени€ маргинализированных групп и, опира€сь на знани€ обществоведческого курса, проиллюстрируйте одну из них примером

— 4. јвтор пишет об опасности дл€ общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталиристические и человеконенавистнические идеологии. Ќазовите две подобных идеологии и объ€сните, в чем заключаетс€ опасность каждой из них.

 

“екст 1. ѕатриотизм

».ј. »льин - отечественный философ.

Ђѕатриотизм есть чувство любви к родине... ќбретение родины должно быть пережито каждым из людей самосто€тельно и самобытно. Ќикто не может предписать... человеку любить его родину..., ибо любить, и радоватьс€, и творить по предписанию... невозможно. ѕатриотизм как состо€ние радостной любви и вдохновенного творчества есть состо€ние духовное; и потому он может возникнуть только в пор€дке автономии (свободы) - в личном... духовном опыте. <...>

Ћюбить свой народ... не значит закрывать себе глаза на его слабости, несовершенства... пороки. <...>

Ќасто€щий патриотизм видит не только духовные пути своего народа, но и его... слабости и несовершенства. <...> Ћюбить свой народ -не значит льстить ему или утаивать... его слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно боротьс€ с нимиї.

“екст 2. ѕатриотизм и наци€

ј.». —олженицын - русский писатель, публицист.

Ђѕатриотизм Ч это цельное, настойчивое чувство любви к своей родине, с готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым, не поддержкою несправедливых прит€заний, а откровенным в оценке ее пороков, грехов и в раска€нии за них...

Ћюбовь к своему народу так же природна, как и любовь к своей семье...  ак бы ни был круговертей и разбросчив современный мир - но ведь свою семью мы силимс€ сохранить и мерим особою меркой, пронизанной внутренним пониманием. ј наци€ - это тоже семь€, только следующего уровн€ и объема; и ее тоже скрепл€ют неповторимые внутренние св€зи - общий €зык, обща€ культурна€ традици€, воспоминание об общей истории и задачи ее на будущееї.

».ј. »льин и ј.». —олженицын пишут о патриотизме. ¬ыпишите из каждого текста по два положени€, иллюстрирующие сходство точек зрени€ двух авторов на патриотизм.

 

1.».ј. »льин и ј.». —олженицын пишут о патриотизме. ¬ыпишите из каждого текста по два положени€, иллюстрирующие сходство точек зрени€ двух авторов на патриотизм.

2. „ем данные суждени€ ј.». —олженицына о патриотизме дополн€ют предложенные суждени€ ».ј. »льина? ”кажите два смысловых дополнени€.

3.¬ последние годы в российском обществе активно обсуждаетс€ вопрос о необходимости патриотического воспитани€ граждан. — опорой на текст и личный социальный опыт сформулируйте два возможных направлени€ такого воспитани€ и приведите пример, иллюстрирующий одно из них.

4.— опорой на знани€ обществоведческого курса назовите любые четыре внутренние св€зи, которые, по мнению ј.». —олженицына, скрепл€ют нацию.

 

 

—емь€ скрепл€лась наибольшим нравственным авторитетом. “аким авторитетом обычно пользовалс€ традиционный глава семьи <...> формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю) <...> даже слабохарактерного отца дети обычно уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовалс€ женским доверием и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило врем€, отдавал негласное, само собою разумеющеес€ старшинство. —трогость семейных отношений исходила от традиционных нравственных и религиозных установок. ƒоброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотр€ на семейную многочисленность <...>

¬се руководство домашним хоз€йством было в руках <...> женщины, жены, матери. ќна ведала, как говоритс€, ключами от всего дома, вела учет <...> ¬есь скот и вс€ домашн€€ живность находились под ее присмотром. ѕод ее неусыпным надзором было все, св€занное с питанием семьи: приварок, соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, бани и т.д. —амо собой, все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. ќна отнюдь не стесн€лась в способах поощрени€ и наказани€, когда речь шла о домашнем хоз€йстве <...>

’оз€ин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношени€х подворь€ и общины, то есть земельного общества; семьи и местной власти. ќн же ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), а также строительством, заготовкой леса и дров. ¬сю физическую т€жесть кресть€нского труда он вместе со взрослыми сыновь€ми нес на своих плечах. ƒед (отец хоз€ина) часто имел во вс€ком деле не только совещательный, но и решающий голос.  стати, в добропор€дочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причем открыто при дет€х. Ћишь дальние родственники (обычно убогие или немощные) <...> благоразумно не участвовали в них.

(ѕо ¬. ». Ѕелову)

1.  акие установки, по мнению автора, определ€ли характер семейных отношений? ќ каких качествах этих отношений он пишет? Ќазовите любые четыре из этих качеств.

2. јвтор пишет о Ђформальном главенствеї мужчины в семье. ¬ыполнение каких об€занностей делало это главенство не формальным, а реальным? Ќазовите любые три об€занности, указанные в тексте.

3.   какому типу можно отнести описанную в тексте семью? ”кажите два

признака, по которым вы это определили.

4. акие две функции семьи описывает писатель? ќпира€сь на текст, аргументируйте свой ответ. ”кажите одну любую неупом€нутую функцию семьи.

 

¬ современном мире существует устойчива€ тенденци€ глобализации. ќна оказывает серьезное вли€ние на процессы объединени€ людей, представл€ющих разные народы, религии, страны и континенты, будь то в рамках транснациональных корпораций, либо посредством все более и более унифицирующейс€ массовой культуры, либо при помощи средств массовой коммуникации и особенно »нтернета. Ќо существует и друга€ тенденци€ - тенденци€ национального обособлени€. јмериканский исследователь —.  оэн делает прогноз, согласно которому к 2020 г. на планете «емл€ может по€витьс€ несколько дес€тков новых государств <...>

 акие же это государства, которым предсказываетс€ столь печальна€ участь?  онечно, каждому приход€т на ум регионы и страны јзии, где межэтнические конфликты не утихают дес€тилети€ми <...>

»рланди€ - тема особого разговора, и дело вовсе не в том, что она была первой колонией јнглии - слишком много накопилось в пам€ти жителей Ђзеленогої острова за прошедшее столетие <...> ѕока ирландец при встрече с представителем другого этноса будет спрашивать не о его национальности, а о том, католик он или протестант, а на ответ: Ђјтеистї, настаивать: Ђ акой атеист, католический или протестантский?ї, никакие переговоры не принесут мира в ќльстер, так же как ирландцы не соглас€тс€, что это ќльстер - а не часть »рландии (пусть пока и оторванна€ от страны —в€того ѕатрика).

“радиционно считаетс€, что »тали€, в общем-то, моноэтнична€ страна. »сследование, проведенное ≈вропарламентом, показало, что из 28 €зыков национальных меньшинств в рамках ≈вропейского —оюза 13 приходитс€ на »талию <...> и в качестве одной из главных заслуг телевидени€ считаетс€ то, что Ђпочти все италь€нцы понимают по-италь€нски и почти вс€ молодежь говорит на немї. Ќо главна€ проблема современной »талии - это национализм экономический, т.е. противоречи€ между динамически развивающимс€ —евером и отсталым ёгом.  онфликт этот все более обостр€етс€ с каждым градусом к северу, станов€сь все более непримиримым со стороны север€н по отношению к южанам.

(ћ. ». ѕанов, √. √.  ириленко)

 

1. акие две тенденции развити€ современного мира выдел€ют авторы?

2. акие факторы глобализации названы в тексте? ”кажите три любых фактора.

3.Ќазовите любые две из охарактеризованных авторами причин межэтнических конфликтов внутри государства

4.ќпира€сь на текст и знани€ курса, предложите три меры дл€ разрешени€ межэтнических конфликтов в услови€х глобализации.

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
 | ѕ–ќ√–јћћј —ќ÷»ќЋќ√»„≈— ќ√ќисследовани€ 1 страница
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6318 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

1594 - | 1388 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.07 с.