Право человека на жизнь распространяется на все этапы его бытия — от зачатия до смерти. Именно в этом ключе следует рассматривать споры по поводу искусственного прерывания беременности — абортов. Решение проблемы аборта многие специалисты ставят, в первую очередь, в зависимость от установления статуса эмбриона (плода). Консерваторы утверждают, что плод обладает всеми правами, свойственными человеческому существу, либералы, в свою очередь, считают, что обсуждать права плода столь же бессмысленно, как обсуждать права аппендикса.
Необходимо обратить внимание, что как бы мы не называли 10–12-недельную человеческую жизнь в утробе матери — «живой человеческий плод», «зародыш человеческой жизни» — значимость и ценность этого явления ни в коем случае не может преуменьшаться.
К дискуссии о личностном статусе плода добавляется еще один аспект: сравнительный анализ конкурирующих между собой прав — беременной женщины и развивающегося плода. Имеет ли право женщина распоряжаться своим телом и своей судьбой? Чьи права и интересы в этом случае следует считать приоритетными: беременной женщины или будущего ребенка?
Право человека на смерть. Н аряду с необходимостью морально-этического взвешивания ценности человеческой жизни в ее начальной фазе существует настоятельная потребность в осмыслении ее заключительной фазы — умирания. В связи с этим особенно актуальной становится проблема границы жизни и смерти. Огромное количество философских, юридических, медицинских работ посвящается «праву человека на смерть». Эти новые этические вопросы выдвинуты на первое место благодаря сравнительно молодому направлению в медицине — реаниматологии. Здесь врачи и человечество столкнулись с новой областью объективной реальности: впервые предметом изучения медицины становятся не только болезнь и здоровье, но и сам процесс умирания. Реанимационная практика привела к пересмотру традиционных критериев смерти, к появлению таких понятий, как «клиническая смерть», «смерть мозга», поставивших перед медиками новые этические, философские и правовые проблемы. Если смерть — это умирание, переход одного качества в другое, то «клиническая смерть» — это вид существования, где проходит граница бытия и небытия. Специфическая особенность «клинической смерти» в ее принципиальной обратимости.
Меры реанимационной помощи в случаях клинической смерти направлены к тому, чтобы как можно скорее восстановить жизнедеятельность организма. Поэтому так важен временной интервал, характеризующий клиническую смерть: 5–6 минут.
Суицид. Суицид — это добровольный уход индивида из жизни в виду психо-эмоциональных, душевных или физических травм. В настоящий момент суицид — это чума XXI века. Как правило, чаще добровольно уйти из жизни решают жители больших агломераций, среди жителей районных центров и поселков количество суицидальных попыток значительно ниже.
3.4. Медицина и проблема смерти: история вопроса
Важными функциями наделяет общество врача, вверяя ему право определять момент смерти. Обычно нам эти функции представляются вполне естественными. Однако, наделение ими врачей — дело по историческим масштабам совсем недавнее, относящееся примерно к середине XIX века. И связано оно было с тем процессом, который историки медицины и историки культуры называют медикализацией смерти. Французский историк культуры Ф. Арьес отмечает, что в литературе, искусстве, медицине XVII–XVIII вв. царила неуверенность в отношении к жизни и смерти. Постоянно присутствовала тема «живого трупа, мертвеца».
В 1876 г. в «Энциклопедическом словаре медицинских наук» А. Дешамбр писал, что умами овладела всеобщая паника — страх быть похороненным заживо, очнуться от долгого сна на дне могилы. Дело доходило до того, что во Франции люди стали оговаривать в своих завещаниях проведение после смерти таких тестов, как надрезы на конечностях, чтобы удостовериться в действительной кончине. Постепенно медицинская профессия обрела исключительное право, а вместе с тем и обязанность, — констатировать смерть. В большинстве стран, как отмечается в Сиднейской декларации Всемирной медицинской ассоциации (1968 г.), — определение времени смерти является юридической обязанностью врача.
Другая сторона процесса медикализации смерти связана с местом, где человек расстается с жизнью: этим местом все чаще становится больница. Процент умерших в больницах за последнее время продолжает расти. В результате многие люди, оказываясь дома с умирающим родственником, просто не знают как себя вести.
Говоря об умирании как процессе, необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что если констатация смерти — это одномоментный акт, то смерть, протекающая под наблюдением медиков, имеет длительность.
Таким образом, в результате медикализации смерти к настоящему времени врачи оказались непосредственно вовлеченными в трагическую, сложную и наделенную глубоким смыслом область человеческого существования.
Вывод: медицинская профессия обрела новый источник власти в обществе, однако всегда следует помнить, что это навлекло на нее и новую чрезвычайно серьезную ответственность.