Введение
Карл Маркс – один из самых знаменитых и влиятельных социальных мыслителей XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара.Его труды носят междисциплинарный характер. Но к какой бы научной дисциплине или жанру формально ни относилась та или иная его работа, ему было присуще социологическое видение исследуемой проблематики. Идеи, понятия, проблемы, которые он разрабатывал в своих философских, исторических, экономических, публицистических трудах, являются социологическими по сути и составляют вклад в развитие социологии как науки. Это относится, в частности, к таким его трудам, как уже упоминавшаяся “Немецкая идеология” (написанная в соавторстве с Энгельсом), “Нищета философии” (1847), “К критике политической экономии” (1859), “Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.” (1850), “Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта” (1852), “Капитал” (т. I, 1867; тт. II–III изданы после смерти Маркса Энгельсом) и т. д.
В конце XVIII и начале XIX века мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание донских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, Маркс начинал свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, Маркс, предложил решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.
По этой причине ключевое внимание в трудах Маркса уделено проблеме "отчуждения" результатов человеческой деятельности, в частности в сфере материального производства, которая в данном историческом контексте считалась Марксом базисом общественных отношений.
Причину "отчуждения" он видел в противоречии между общественным характером производства и частной формой собственности на средства производства, а также в неконтролируемом влиянии рыночной стихии. Преодоление же отчуждения и, следовательно, гуманизация отношений в материально-производственной сфере возможна, по Марксу, на пути революционно-практического изменения существующих форм собственности и систем политической власти.
Его мысль оказала глубокое воздействие на развитие как социологии в целом, так социологии управления, подчеркнув определяющую роль трудовых отношений в человеческом обществе, дав отправную точку широким исследованиям и стимулировав продуктивную критическую реакцию со стороны немарксистских ученых.
Характер и формирование взглядов К. Маркса
Родился Карл Маркс 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире (Рейнская провинция Пруссии) в семье адвоката, потомка раввинов, принявшего в 1816 г. протестантство. Отец Карла был человеком либеральных взглядов, приверженцем идей французских просветителей. На формирование личности Маркса значительное влияние оказал его будущий тесть, Людвиг фон Вестфален, также сторонник идей Просвещения. После окончания в 1835 г. гимназии в Трире Маркс учился вначале на юридическом факультете Боннского университета, затем на юридическом факультете Берлинского университета, где занимался изучением права, истории и философии. В это время он становится участником так называемого “Докторского клуба”, куда входят радикально настроенные младогегельянцы: братья Бруно и Эдгар Бауэр, М. Штирнер и др. Дискуссии в этом кружке оказали глубокое влияние на содержание и стиль мышления Маркса.
Политический радикализм Маркса был тесно связан с такими особенностями его личности, как властность, безапелляционность суждений и нетерпимость по отношению к чужим мнениям. Для этого, по выражению П. В. Анненкова, “демократического диктатора” в принципе был чужд жанр диалога, он признавал только полемику, конфронтацию, борьбу. Во многих сочинениях Маркса полемика перерастает в обыкновенную брань, ирония – в злобный сарказм. Он принадлежит к категории мыслителей-разоблачителей, которые “срывают маски” как с социальных институтов, так и со своих оппонентов.
Нетерпимость настолько соединилась с фигурой Маркса и методом его работы, что из личностной черты переросла в характерную черту его учения. Впоследствии эта особенность была усвоена В. И. Лениным, и в большевистской интерпретации считалась характерной для “истинного” марксизма: “подлинный” марксист, в отличие от “соглашателя”, “оппортуниста”, всегда должен быть непримиримым и бескомпромиссным к “чуждым” идейным течениям.
Но реальная ценность анализа проведенного Марксом для социологии и социологии управления в частности, состоит в формировании нового взгляда на философскую антропологию, в создании материалистического понимания истории, создании представлений в области социальных систем, теории социального развития, теории классов и классовой борьбы, идеологии, которые и будут рассмотрены в дальнейшем изложении.
Человек и общество
Фундаментом для социологии управления является утверждение Маркса, что человек – это прежде всего homo faber, человек производящий. Производительный труд – вот что отличает человека от животного. Развивая эту мысль, Маркс далее говорит: «Человек отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Вместе с тем труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными стихиями. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил.»
В интерпретации Маркса общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего – трудовой, “Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу”, – писал он [2, 214]. Общество в его понимании – это “продукт взаимодействия людей”; при этом люди не свободны “в выборе той или иной общественной формы” [3, 402].
Социальность, по Марксу, проявляется не только в форме “непосредственной коллективности”, когда индивид взаимодействует с другими лицом к лицу. Общество присутствует в человеке и влияет на его поведение и тогда, когда индивид находится наедине с собой. Личность, по Марксу, – не исходный пункт социально-исторического развития, а его результат. Подчеркивая социальную обусловленность сознания и поведения индивида, Маркс рассматривал развитие личности как высшую цель общественного развития, которая будет достигнута только после радикального преобразования общественных отношений.