Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕон€тие общества. ќсновные подходы к его пониманию в истории философской мысли




—оциальна€ философи€

1. ѕон€тие общества. ќсновные подходы к его пониманию в истории философской мысли.

2. ќбщество как материальна€ система.

3. ќсновные сферы общества.

4. ќбщественное сознание, его формы и уровни.

5. ѕроблемы и перспективы развити€ современного общества. √лобализаци€ и ее роль в жизни общества.

6. „еловек и исторический процесс. Ћичность и массы, их роль в истории. (75)

7. ѕроблема свободы и ответственности личности. (53)

 

ѕон€тие общества. ќсновные подходы к его пониманию в истории философской мысли.

ѕредметом социальной философии €вл€ютс€ наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развити€ человеческого общества. «адачи социальной философии Ц осмыслить сущность общества, его качественное отличие от других материальных систем, вы€снить значение общества в жизни человека, цели и перспективы общественного развити€.

ќбщество в широком, собственно философском понимании Ц это совокупность исторически сложившихс€ форм совместной де€тельности людей, направленной на воспроизводство и поддержание их жизни.

¬ истории философской мысли сложилось несколько основных подходов к пониманию общества.

1) Ќатуралистический подход рассматривает общество как естественное продолжение природного быти€, как этап природной эволюции. — этих позиций человеческа€ истори€, тип общественного устройства и судьбы народов объ€сн€ютс€ либо природно-климатическими особенност€ми (Ў.ћонтескье, Ћ.ћечников), либо эволюцией генофонда (представители социобиологии Ё.”илсон и др.), либо ритмами космических излучений и солнечной активности (русские космисты, напр. ј.„ижевский, Ћ.√умилев).

2) “еологический подход отстаивает идею божественного предопределени€ устройства общества, которое призвано обеспечить человеку услови€ дл€ личного совершенствовани€ и служени€ Ѕогу. јвгустин јврелий выдел€л в человеческой истории два вида общественного устройства: Ђград земнойї, основанный на грехе и насилии (он отождествл€лс€ с –имской империей) и Ђград Ѕожийї, в котором царствует добро Ц это высша€ духовна€ общность, котора€ утверждаетс€ благодар€ христианской церкви.

3) »деалистический подход рассматривает общество как порождение духовной де€тельности людей, сущность общественных св€зей видитс€ здесь в комплексе идей. Ётот подход восходит к учению ѕлатона и получил наиболее €ркое выражение в философии √егел€, который представил человеческую историю как саморазвитие јбсолютной идеи.   идеалистическим учени€м об обществе можно отнести теорию общественного договора, котора€ получила свое развитие в философии Ќового времени (“.√оббс, ƒж.Ћокк, ∆.-∆.–уссо и др.). —огласно этой теории, общество Ц это искусственное изобретение человеческого разума, результат сознательно заключенного между людьми договора, благодар€ которому осуществилс€ переход людей из Ђестественногої состо€ни€ в Ђгражданскоеї.

4) ћатериалистический подход в понимании общества получил свое наиболее значительное воплощение в философии марксизма. ћатериалисты утверждают, что первоосновой развити€ общества €вл€етс€ материально-производственна€ де€тельность людей, направленна€ на удовлетворение потребностей человека. ƒл€ удовлетворени€ своих потребностей люди взаимодействуют как с природой, так и друг с другом Ц из этого складываетс€ общественное бытие. ¬ предисловии к Ђ ритике политической экономииї ћаркс писал: ЂЌе сознание людей определ€ет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определ€ет их сознаниеї. ќсновой общественного развити€, по ћарксу, €вл€етс€ способ производства материальных благ, который складываетс€ объективно и определ€ет структуру общества и характер общественных отношений. ¬се многообразие общественных отношений делитс€ на первичные, или базисные Ц это материально-производственные отношени€, и вторичные, или надстроечные Ц это отношени€ политические, правовые, нравственные, эстетические и др.

ќбщественному бытию присущи объективные законы развити€. ћаркс в своем учении об обществе раскрыл содержание и действие основных из них:

-закон определ€ющей роли общественного быти€ по отношению к общественному сознанию;

-закон соответстви€ производственных отношений характеру и уровню развити€ производительных сил;

-закон классовой борьбы.

¬ философии марксизма получил развитие взгл€д на общество как материальную систему высшей степени сложности.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 571 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

1374 - | 1226 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.