Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные формы общественного сознани€




1) ћораль Ц ‘ќ—, представл€юща€ собой совокупность норм, правил, принципов поведени€ и направленна€ на регул€цию общественных отношений. —пецифика морали как способа регул€ции жизнеде€тельности общества заключаетс€ в том, что соблюдение моральных норм носит несанкционированный, добровольный характер, €вл€етс€ внутренней потребностью человека и контролируетс€ общественным мнением и совестью как формой самоконтрол€.

2) –елиги€ Ц представлени€ о мире, основанные на вере в сверхъестественное и про€вл€ющиес€ в виде иллюзий. –елиги€ как ‘ќ— про€вл€етс€ в религиозной психологии, основанной на эмоци€х, и религиозной идеологии Ц учении о Ѕоге и его отношении к миру. ќбъедин€ющим элементом этих уровней религиозного сознани€ служит вера.

3) »скусство как ‘ќ— Ц это средство отражени€ мира в форме художественных образов. »скусство Ц не только ‘ќ—, но и де€тельность общества по производству художественных ценностей, и результаты этого производства Ц художественные образы. —пецифическа€ функци€ искусства Ц эстетическа€.

4) Ќаука Ц ‘ќ—, отражающа€ действительность в рациональной форме, виде системы знаний о природе, обществе и человеческом мышлении.

5) ‘илософи€ Ц ‘ќ—, объедин€юща€ в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоени€ человеком мира и направленна€ на постижение наиболее общих закономерностей быти€ и на формирование целостного взгл€да на мир и на место в нем человека.

6) ѕолитическое сознание представл€ет собой идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношени€ друг к другу и к политическим институтам общества.

7) ѕраво Ц ‘ќ—, совокупность взгл€дов, установок, убеждений, отражающих жизнь с точки зрени€ прав и об€занностей участников общественных отношений и представл€ющих собой одну из важнейших форм регул€ции взаимоотношений людей в обществе.

8) Ёкологическое сознание Ц совокупность взгл€дов, теорий и эмоций, отражающа€ процесс соотношени€ общества и природы и направленна€ на сохранение и совершенствование природной среды как важнейшего фактора жизнеде€тельности общества.

‘ормы общественного сознани€ представл€ют собой способы духовного освоени€ действительности и отличаютс€ по р€ду признаков:

1)по объекту познани€. Ќапример, политическое сознание отражает отношени€ между государствами, наци€ми, социальными сло€ми по поводу власти, философи€ отражает всеобщие закономерности быти€, а наука Ц отдельные области природной и социальной действительности;

2)по формам отражени€. Ќаука отражает действительность в форме пон€тий, гипотез, законов, а искусство Ц в форме художественных образов;

3)по выполн€емым функци€м. ќсновной функцией науки €вл€етс€ познавательна€, искусства Ц эстетическа€, мораль Ц воспитательную и регул€тивную и т.д.

 

 

5.ѕроблемы и перспективы развити€ современной цивилизации. √лобализаци€ и ее роль в жизни общества. (экз. вопросы 57,72, 78)

¬ развитии человеческой цивилизации прин€то выдел€ть несколько этапов:

- доиндустриальное общество, в котором доминировало производство продуктов сельского хоз€йства, основанного на использовании ручного труда, а также ремесленничество;

- индустриальное общество, главной экономической характеристикой которого €вл€етс€ промышленное производство;

- постиндустриальное общество, главной характеристикой которого €вл€етс€ приоритетное развитие сферы услуг, которые начинают превалировать над объемами промышленного производства (начало формировани€ этого типа общества относ€т к середине ’’ в.);

- информационно-техническое общество, в котором производство информации, его техническое обеспечение и оказание информационных услуг преобладают над всеми другими видами социально-экономической активности людей (переход к этому типу характерен дл€ современной цивилизации).

ƒл€ современного общества характерны следующие особенности:

1)небывалый научно-технический прогресс и св€занное с этим резкое ускорение темпов общественного развити€;

2)масштабность и радикальность изменений, происход€щих в мире и в жизни общества;

3)возрастание антропогенного вли€ни€ на природу: в современном мире возможности человека сопоставимы с силами природы;

4)неуклонный рост численности населени€:

к началу нашей эры на «емле было около 200 млн. человек,

через 13 веков это число удвоилось (400 млн.),

в начале XIX в. Ц 800 млн. (дл€ удвоени€ понадобилось 6 веков),

в начале ’’ в. Ц 1,7 млрд.,

к началу ’’I в. Ц свыше 5,6 млрд.

5) глобализаци€ процессов, происход€щих в мире. ѕод глобализацией понимаетс€ процесс объединени€ всех сфер человеческой де€тельности в масштабах всего человечества. Ётот процесс охватывает экономику, технологию, торговлю, культуру, политические институты.

ѕроцессы глобализации €вл€ютс€ объективными, они вызваны особенност€ми современного этапа общественного развити€. ¬ то же врем€ они несут в себе множество противоречий.

— одной стороны, глобализаци€ привела к расширению св€зей между государствами и народами во всех сферах жизнеде€тельности (€ркий пример тому Ц международные экипажи космических кораблей); к формированию целого р€да международных организаций, де€тельность которых направлена на совместное решение задач и проблем современного человечества (среди них ќќЌ, целью которой €вл€етс€ поддержание и укрепление мира, безопасности и развити€ сотрудничества между государствами (в ее составе около 200 государств); ≈Ё—, ее главна€ задача Ц экономическое развитие и укрепление сотрудничества между европейскими странами; –имский клуб Ц международна€ организаци€ ученых и бизнесменов, созданна€ дл€ изучени€ проблем и перспектив развити€ человечества в эпоху научно-технического прогресса и др.).

— другой стороны, в насто€щее врем€ процессы глобализации направл€ютс€ мировыми банками и финансовыми корпораци€ми, что привело к пол€ризации общества: к углублению пропасти между богатством и бедностью, к доминированию отдельных стран в мировом сообществе (по данным ученых, в насто€щее врем€ 15% населени€ планеты диктуют свою волю остальным 85%). Ёто вызвало, с одной стороны, €вление международного терроризма, а с другой Ц движение антиглобализма.  роме того, установка на экономический прогресс, на повышение материального уровн€ привела к утрате гуманитарных ценностей, к духовному кризису современного общества.

ѕротиворечи€ глобализации стали причиной возникновени€ р€да глобальных проблем Ц затрагивающих не отдельные страны и регионы, а человечество в целом и требующих дл€ своего решени€ объединени€ усилий всего мирового сообщества.

¬се глобальные проблемы можно разделить на три группы:

1)проблемы, порожденные взаимоотношени€ми общества и природы и св€занные с ограниченностью возможностей природной среды выносить нагрузки антропогенного характера (экологическа€ проблема, проблема сырьевых и энергетических ресурсов и др.);

2)проблемы, св€занные с отношени€ми между государствами и народами (проблема мировых войн и угрозы термо€дерной катастрофы и др.);

3)проблемы, в основе которых взаимоотношени€ между индивидом и обществом (демографическа€ проблема, проблемы общественного здоровь€ и образовани€ и др.).

ќдной из самых острых глобальных проблем €вл€етс€ экологическа€, котора€ объединила в себе широкий круг вопросов, затрагивающих различные аспекты взаимоотношений общества и природной среды: охрану водного и воздушного бассейнов, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, вли€ние загр€зненной среды на здоровье человека и др. ќсобое место в этом р€ду занимают проблемы социально-экологические, предполагающие выработку оптимальной стратегии во взаимоотношени€х общества и природы, формирование экологического сознани€.

¬ современной науке формируетс€ нова€ дисциплина Ц глобалистика. Ёто наука, котора€ изучает наиболее общие закономерности развити€ человечества и конструирует модели управл€емого жизнеспособного мира. √лобалистика диктует необходимость общечеловеческого, планетарного подхода к решению проблем современного общества. ќсновной вопрос глобалистики состоит в определении пределов возможности биосферы выносить нагрузки антропогенного воздействи€. √лавную задачу современного общества глобалистика определ€ет как переход к ноосферной цивилизации, т.е. управл€емого человеческим разумом научно и духовно организованного этапа развити€ человечества в услови€х ограниченных возможностей природной среды. ¬ качестве основы перехода к новому этапу развити€ предлагаетс€ модель устойчивого развити€, котора€ призвана обеспечить баланс между удовлетворением экономических потребностей общества, повышением уровн€ его материального благососто€ни€ и сохранением окружающей среды.

 

6.„еловек и исторический процесс. Ћичность и массы, их роль в истории. (75)

¬опрос о движущих силах и направлении исторического процесса €вл€етс€ центральным в таком разделе философского знани€, как философи€ истории. Ётот термин ввел в научный оборот в XVIII в. французский просветитель ¬ольтер, который видел в истории не про€вление божественной воли, а творчество самих людей. Ќаиболее значительные философские концепции истории представлены в философии √егел€ и в марксизме.

√егель рассматривал историю человечества как закономерный процесс, имеющий внутренние причины развити€. »сторическа€ закономерность, в отличие от природной, может реализовать себ€ только в результате сознательной де€тельности людей. ѕреследу€ свои частные интересы, достига€ своих субъективных целей, люди, сами того не сознава€, реализуют объективные исторические закономерности. ћировой дух движет историю, воплоща€сь в де€тельности миллионов людей. —тупени истории Ц это этапы самопознани€ јбсолютной идеи. ѕри этом кажда€ ступень находит свое выражение в духовной жизни определенного народа, который и реализует эту ступень в своей истории. √егель выдел€л три таких ступени и соответственно три исторических типа общества: восточный мир, античность, германский мир. ÷елью развити€ абсолютного духа, по √егелю, €вл€етс€ достижение свободы, в том числе и свободы личности.

¬ марксизме получило обоснование материалистическое понимание истории.  . ћарксом был предложен формационный подход к пониманию исторического процесса, в основе которого Ц иде€ об определ€ющей роли материального производства в жизни общества. »стори€ человечества рассматриваетс€ в марксизме как закономерный процесс развити€ и смены общественно-экономических формаций Ц ступеней развити€ общества, а переход от одной из них к другой, по ћарксу, осуществл€етс€ в ходе социальной революции, котора€ приводит к качественным изменени€м во всей системе социальных отношений. ¬ то же врем€ ћаркс полагал, что законы истории действуют как тенденции, выражающие лишь общие направлени€ развити€ социальной системы, и могут модифицироватьс€ под вли€нием конкретных исторических условий.

¬опрос о роли в истории народных масс и отдельных личностей в философской мысли решалс€ относительно однозначно.

Ћюба€ личность, так или иначе участву€ в жизни общества, €вл€етс€ субъектом исторического процесса. ќбъедин€€сь в различные социальные группы, индивиды станов€тс€ реальной решающей силой истории. ќднако така€ оценка не умал€ет роли в истории отдельных личностей, выдающихс€ исторических де€телей. —тав во главе государства, армии, политической партии и т.д., личность может оказывать значительное вли€ние на ход исторических событий, положительное или отрицательное. ѕоэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточена власть. ѕо€вление на исторической арене выдающейс€ личности обуславливаетс€, с одной стороны, потребност€ми общества, с другой - личными качествами людей. —ам факт по€влени€ конкретного человека в определенное врем€ и в определенной стране Ц это случайность, но выдвижение его на роль исторической личности определ€етс€ исторически сложившейс€ потребностью общества в том, чтобы главенствующее место зан€ла личность именно такого рода.

ѕлатон считал, что мир тогда станет счастливым, когда во главе государств станут мудрецы. ÷ицерон говорил, что значение предводител€ народных масс состоит в том, что он чувствует свою ответственность и поэтому способен остановить ослепленный страстью народ от бессмысленных действий. √егель называл всемирно-историческими личност€ми тех выдающихс€ людей, которые выражают волю ћирового духа. ќни €вл€ютс€ не только политическими де€тел€ми, но и духовными руководител€ми, понимающими, что нужно дл€ истории и ведущими за собой массу людей. Ѕольшое внимание удел€л вопросу о роли народных масс и личности в истории русский марксист √.¬. ѕлеханов. “ворцами истории он считал народные массы. ѕо мнению, великий человек велик прежде всего тем, что его личные качества делают его наиболее способным дл€ служени€ общественным потребност€м своего времени. ≈го де€тельность становитс€ выражением естественного хода вещей, но не может изменить объективный ход событий.

 

 

7.ѕроблема свободы и ответственности личности. (53)

—вобода Ц одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человеческого быти€ в мире. —вобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлени€ми и желани€ми, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждени€.

—вобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском, религиозном, этическом, социальном, политическом, экономическом. ‘илософский аспект св€зан, прежде всего, с трактовкой свободы воли. ¬ол€ Ц это сознательное и свободное стремление человека к осуществлению своих целей, которые представл€ют дл€ него определенную ценность. ¬ решении этого вопроса сложились две основные точки зрени€, которые сложились в древности и получили выражение на различных этапах развити€ философской мысли. ‘илософский детерминизм исходит из того, что существующие в мире универсальные причинно-следственные св€зи определ€ют (детерминируют) мысли людей и мотивы их поступков. »ндетерминизм либо полностью отвергает причинную обусловленность всего сущего, либо предполагает разрыв причинно-следственных св€зей природного мира и сферы сознани€. —ледовательно, мотивы поступков возникают самопроизвольно и завис€т только от свободной воли человека. »ндетерминизм в отношении к проблеме свободы служит основой дл€ волюнтаризма Ц направлени€, признающего примат воли как слепой, неразумной силы над другими про€влени€ми духовной жизни человека. Ёта точка зрени€ приводит к оправданию своеволи€ и произвола. »деи волюнтаризма содержатс€ в христианской догматике, в учени€х  анта, ‘ихте, Ўопенгауэра, Ќицше.

ѕозици€ детерминизма основана на признании диалектической взаимосв€зи личности и общества, общества и природной среды. ѕоэтому проблема свободы здесь тесно переплетаетс€ с проблемой необходимости.

ќдним из первых к этой проблеме обратилс€ —пиноза, который определил свободу как познанную необходимость. —уществующий в мире пор€док причинно обусловлен и не зависит от воли человека, поэтому чем €снее и полнее человек понимает и принимает необходимость, тем в большей степени он становитс€ свободным. Ќо дл€ этого человек должен подчинить эмоции разуму, т.к. только разум может раскрыть перед ним его собственные возможности.

√егель считал, что истори€ человечества представл€ет собой прогресс в сознании свободы. —оотношение свободы и необходимости он рассмотрел через сопоставление пон€тий Ђнеобходимостьї и Ђслучайностьї. —лучайность существует объективно в самих вещах и €вл€етс€ формой выражени€ необходимости. ¬ каждой необходимости есть случайность, т.е. в необходимости всегда присутствует свобода.

¬ марксистской философии свобода трактуетс€, во-первых, как познанна€ необходимость, а во-вторых, как практическое использование результатов этого познани€ (т.е. как умение принимать решени€, основыва€сь на знании дела). —вобода здесь рассматриваетс€ прежде всего как свобода выбора. ќднако свобода человека ограничена строго детерминированной системой реальных возможностей, лишь в пределах этих возможностей человек может делать свой выбор.  аждый конкретный выбор носит случайный характер, но из массы случайностей складываютс€ необходимые тенденции развити€. ¬ обществе свобода личности ограничиваетс€ интересами общества, человек несет перед обществом ответственность за свой выбор (Ђжить в обществе и быть свободным от общества нельз€ї, - писал русский марксист Ћенин).

“аким образом, концепци€ детерминизма не умал€ет свободы человека, но ограничивает ее рамками социальных и природных св€зей, нравственными и правовыми нормами.

¬ современных услови€х ускоренного развити€ цивилизации, развити€ демократии проблема свободы и ответственности личности приобретает особое значение. ќтветственность Ц это категори€, отражающа€ особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу.

„еловек в мире одновременно и свободен, и несвободен.

≈го несвобода выражаетс€ в отношении к внешнему миру, который диктует человеку выбор форм и способов де€тельности; в существовании факторов, ограничивающих его возможности: уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей и т. д.; в зависимости от существующего общественного стро€ и др.

—вобода человека про€вл€етс€ в выборе своего жизненного пути, возможности распор€жатьс€ собственной судьбой; в возможности действовать в соответствии со своими интересами и убеждени€ми и др.

√раницами свободы человека €вл€ютс€ интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также необходимость заботитьс€ о состо€нии природы как естественной основы существовани€ общества.

Ѕольшое значение проблема свободы и ответственности личности имеет в медицинской де€тельности. —вобода в де€тельности врача про€вл€етс€ в р€де факторов, важнейшими из которых €вл€ютс€ следующие:

-выбор методов и путей познани€ процессов жизнеде€тельности организма человека, исследовани€ причин и признаков болезни;

-определение возможности использовани€ тех или иных физических, химических, биологических факторов и технических средств дл€ предупреждени€, обнаружени€ и лечени€ заболеваний;

-соотношение полученных знаний с личными убеждени€ми, ценностными установками.

¬ то же врем€ в медицинской де€тельности свобода значительно ограничена требовани€м долга Ц профессионального и нравственного. ћедицина Ц единственный вид де€тельности, представители которой дают кл€тву верности своему профессиональному долгу и моральным принципам.  роме того, свобода врача ограничена особенност€ми объекта де€тельности Ц это зачастую человек страдающий, с надломленной болезнью психикой

 

 

8.ќсобенности социализации личности. ѕроблема девиантного поведени€. (55)





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 424 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1589 - | 1253 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.032 с.