РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
NB
■ Культурология — ветвь антропологии, рассматривающая культуру (институты, технологии, идеологии) как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным законам.
■ Культура — совокупность знаний, верований, искусств, законов, обычаев и других умений.
■ Культура — исключительная особенность людей.
■ Культуру надо рассматривать как процесс sui generis, т. е. имеющий причиной самого себя.
Культурология, в отличие от других наук, изучает только такие культурные явления, которые порождены культурными причинами.
■ Культурология — синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм
Культурного существования человека находятся в культурологии в единстве.
Исходя из этого, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.
Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний.
■ В культурологии выделяют следующие подразделы:
— теория культуры (философия культуры);
— история культуры (мировая художественная культура);
— прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры).
■ Предметом культурологии выступает понятие культуры. Объектом ее являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения.
Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой — совокупность результатов их деятельности, обычаев, верований.
■ Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни.
■ Культура — свод правил, организующих человеческое поведение.
■ Культура — средство приспособления общества к природной среде.
■ Классическое определение культуры.
Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. (Э. Тейлор)
■ Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов.
В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому, общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни.
■ Ученые подразделяют культуру на: — материальную, включающую физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами)
— нематериальную, созданную разумом человека: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык и др.
В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал.
■ Разнообразные культуры у разных социумов имеют девять общих фундаментальных черт (паттернов):
1 — речь;
2 — материальные черты;
3 — искусство;
4 — мифология и научное знание;
5 — религиозная практика;
6 — семья и социальная система;
7 — собственность;
8 — правительство;
9 — война.
■ В культурологии не сложилось единого понимания цивилизации. Признаками перехода к цивилизации являются:
в области материальной культуры — появление каменных строений,
в области духовной культуры — возникновение письменности.
Для антропологов цивилизация наивысший тип культуры — культура людей, живущих в городах.
Культура становится цивилизацией только тогда, когда у нее появляются письменный язык, наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, сложная технология и политическая система.
■ Межкультурные контакты подразумевают, что между партнерами существует четкое разделение ролей и каждый субъект роли выполняет предписанные родной или иноземной культурой нормы поведения. Ритуальная коммуникация в разных обществах не одна и та же. Она
включает не только вербальную (лингвистическую), но и невербальную информацию.
■ В дополнение к лингвистической коммуникации человек использует жестовую.
■ Учение о невербальных коммуникациях в науке называется кинесиксом (kinesics). По существу, это одно из прикладных направлений культурологии. В нем обобщены сведения о всем многообразии встречающихся в разных культурах человеческих жестах.
■ Культурные конвенции — это огромное количество культурных правил, которым обучаемся с раннего детства и которые упорядочивают наше взаимодействие с другими. Они касаются времени и места социального общения людей. Иными словами, подразделяются на временные и пространственные.
■ Под культурной перцепцией понимается восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие.
■ Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать форму: а) более или менее мирного сотрудничества,
б) этнического конфликта.
■ Самый цивилизованный путь объединения разных народов — формирование многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности.
Однако даже при самом удачном стечении дел на бытовой почве между представителями разных национальностей всегда существуют трения, конфликты, предубеждения и неприязнь.
Причиной выступает так называемый этноцентризм.
Под этноцентризмом ученые понимают склонность представителей одного народа (этноса) оценивать другие культуры с позиций своей собственной.
■ С этноцентризмом тесно связано другое понятие — ксенофобия. Оно обозначает боязнь и неприятие всего иностранного, а если шире — всего чужого.
Шовинизм — разновидность ксенофобии и этноцентризма, крайне агрессивная форма национализма, принимающая политическую направленность.
Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма.
■ Причиной конфликта может послужить расовая дискриминация, представляющая собой систематическое умаление прав этнической группы граждан по мотивам ее национальности или расы.
■ Крайними формами дискриминации являются апартеид, геноцид, рабство.