Основные категории текста
Текстовая категория (характеристика) – это такой признак, который свойственен всем текстам и без которого не может существовать ни один текст, то есть это Типологический признак.
Текстовая категория – типичный признак текста, который запрограм-мирован уже на уровне первичного авторского замысла и представляет собой отдельный параметр этого замысла.
Итак, основными признаками текста являются его цельность, связность, членимость, тематичность, логичность, темпоральность локальность, оценочность, композиция.
Цельность (смысловая) – содержательное единство текста, текст – результат речевой деятельности, так как это речевая деятельность, она как любая деятельность человека имеет цель и мотив. Мотив и цель определяют предмет речи, а единство предмета речи – это Тема высказывания следующая текстовая категория.
Из этой категории выступают следующие признаки:· текст – это высказывание на определенную тему
· в тексте реализуется замысел говорящего
· к тексту можно подобрать заголовок
· текст – законченное (автономное) высказывание
· текст имеет начало и конец (т. е. дискретен)
Членимость – категория формы, структурное свойство. Текст состоит из нескольких предложений. Обратите внимание, одно предложение, даже очень распространенное, – это не текст, безусловно это речевое произведение, но не текст, так как его части сочетаются по законам синтаксиса, а текст можно расчленить на самостоятельные предложения. Итак, надо запомнить текст состоит из двух или нескольких предложений.
Связность – структурное свойство. Текст – сложный объект, состоящий из нескольких предложений связанных между собой по смыслу и формально, в особые группы (Пешковский, Лосев, Гальнерин и др.) Основу связности составляет «коммуникативная преемственность», т. е. каждое предложение строится на базе предыдущего.
Тема как и авторский замысел – существенный и необходимый признак всякого текста. Это экстралингвистический фактор, который входит в ядро текста и определяет его структуру. Тема – предмет речи, который выступает субъектом тезиса текста. Тема – сфера действительности, общая проблема, (предмет) в рамках которой создан текст. Тему можно определить, ответив на вопрос, О чем говорится в тексте. Формулируется тема с помощью назывных предложений (двух – трех предложений). Тема выражается в тематических группах, которые составляют тематическое поле тематического единства.
Основной тезис (главная мысль) – точка зрения автора по данной теме, предмет содержания и его основной признак. Чтобы сформулировать тезис надо ответить на два вопроса: о Чем Говорится в тексте и Что говорится об этом предмете.
Тезис бывает высказан непосредственно в текстах с ярко выраженной воздействующей функцией. В некоторых случаях тезис «растворен» в тексте, тогда он реконструируется путем сжатия текста. Часто один текст содержит несколько тезисов, которые располагаются последовательно, логично выстраивая содержание. Ключевые слова – базовые слова и фразы, которые несут главную смысловую нагрузку, отражают логику изложения, повторяется в тексте.
Логичность. Общий смысл текста выясняется постоянно на основе наполнения и анализа информации его минимальных смысловых частей микротекстов, т. е. сам текст – это отражение процесса формирования смысла.
Информационная роль фрагмента зависит от самого состава и последовательности расположения.
Логика изложения и логика рассуждения не всегда совпадает.
Логичность не имеет специальных языковых средств выражения.
Тональность текста, или эмоционально-экспрессивное содержание; – это текстовая категория, в которой отражается психологическая установка автора текста. Поле тональности содержит в себе психологическое самораскрытие автора, которое обладает эффектом усиленного воздействия на адресата текста.
Оценочность отграничивается от эмоционально-экспрессивного содержания – это связано только с различной (интеллектуальной) оценкой. Оценка отражает авторское представление о положительном или отрицательном содержании явления и отношение к адресату речи на основе логической дихотомии «хорошо – плохо». В языке в поле входят лексическая пара и ее вариант: Очень хорошо, плоховато, отлично и т. д. «Мать ждала письма, но так и не дождалась (Скрытый авторский вывод осуждение детей).
Темпоральность текста (текстовое время)
Время и пространство – универсальные свойства всего материального, это необходимое условие мира явлений. Текст как отражение определяет фрагмент действительности.
– Объективное время – это относительно адекватное отражение времени реального (исторического, календарного).
– концептуальное время «отражение идеальных сущностей, которые выведены на базе» анализа реальности концептов и концепций. Различение этих временно в точке отсчета. Точка отсчета – это некое условное «теперь», «сейчас», от которых можно оттолкнуться и выстраивать временную перспективу текста. Средства языка – это слова и словосочетания, передающие значение времени: вчера, завтра, в будущем, во время войны, времена года: летом, зимой.
Локальность текста (текстовое пространство), которое тесно связано с темпоральностью.
– объективное пространство, которое представляет отраженное подобие реального мира, оно пропущено через воспроизведение.
– другие виды пространств: концептуальное, психологическое, социальное.
Исходная точка в локальной системе координаций является некие точки «здесь» в применении к речи. В сочетании ее с аналогичной точкой темпоральности «сейчас» образуется исходный пункт текстового хронотопа: «Я – здесь – сейчас». Базовые языковые единицы – средства пространственного действия, слова, семантика которых является абстракция отношения определенных частей, сторон объекта к самому тексту: низ, верх, сторона, поверхность.
Композиция текста представляет собой единство внутренней структуры содержания, внешнего его деления на части и сами эти части.
– Структурная целостность текста выражается в наличии структурно-смысловых частей: Вступления (введение, зачин, экспозиция), основной части и Концовки.
– Заголовок отражает тему или основную мысль, – Вступление конкретизирует ее и задает пространственно-временную развертку смысловых блоков основной части, – Основная часть, которая состоит из нескольких смысловых частей, содержит развитие темы, определяет подтемы, детали, аргументы – Заключение – свертывание информации целого текста, концовка завершает текст.
Текст никогда не моделируется одной текстовой категорией, а только всегда их совокупностью. Целый текст – коммуникативная система, текстовая категория – это одна из коммуникативных линий этой системы, которая материализовалась языковыми средствами. Таким образом текст мы понимаем как коммуникативную речевую реализацию авторского замысла.
1.4 Категории текста[1]
И.Р.Гальперин говорит о существовании у текста целого набора категорий, но в данной работе речь пойдёт лишь о тех из них, которые важны для понимания целостности текста и осознания принципов организации текста в структурном отношении. Необходимо отметить, что данные категории относятся, главным образом, к макротексту.
Категория информации.
Информация в общепринятом понимании отождествляется с номинацией, смыслом, содержанием, но существует и другое значение термина “информация”, которое употребляется в работах по теории коммуникации. В них термин «информация» используется лишь когда говорят о получении новых сведений о предметах, явлениях, отношениях, событиях объективной действительности. Информация снимает некоторую неопределенность в уже воспринятых и частично познанных предметах и явлениях и потому рассматривается как нечто противопоставленное энтропии. Сообщение, которое Вам уже известно, несёт в себе для Вас нулевую информацию.
Анализ разных видов информации, проведенный на официально-деловых, газетных, художественных, публицистических текстах, показал, что информация как основная категория текста различна по своему прагматическому назначению. И.Р.Гальперин различает информацию:
Ú содержательно-фактуальную (СФИ);
Ú содержательно-концептуальную (СКИ);
Ú содержательно-подтекстовую (СПИ)
Содержательно-фактуальная информация содержит сообщение о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном или воображаемом. В такой информации могут быть даны сведения о гипотезах, выдвигаемых учеными, их взглядах, всякие сопоставления фактов, их характеристики, разного рода предположения, возможные решения поставленных вопросов и пр. Содержательно-фактуальная информация эксплицитна по своей природе, т.е. всегда выражена вербально. Единицы языка в СФИ обычно употребляются в их прямых, предметно-логических, словарных значениях, закрепленных за этими единицами социально-обусловленным опытом.
Содержательно-концептуальная информация сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами СФИ, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа, включая отношения между отдельными индивидуумами, их сложного психологического и эстетико-познавательного взаимодействия. Такая информация извлекается из всего произведения и представляет собой творческое переосмысление указанных отношений, фактов, событий, процессов, происходящих в обществе и представленных писателем в созданном им воображаемом мире.
Различие между СФИ и СКИ можно представить себе как информацию бытийного характера и информацию эстетико-художественного характера, причем под бытийными следует понимать не только действительность реальную, но и воображаемую.
Содержательно-подтекстовая информация представляет собой скрытую информацию, извлекаемую из СФИ благодаря способности единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения, а также благодаря способности предложений внутри СФЕ приращивать смыслы.
Грамматическая категория информативности, представляющая собой обязательный признак текста, может проявиться в разных формах – от нулевой, когда содержание текста не дает ничего нового, а лишь повторяет уже известное, до концептуальной, когда для ее выявления необходимо повергнуть текст скрупулезному анализу. Между этими полюсами располагаются информации различной степени насыщенности (меры новизны).
Язык науки представляет собой особую разновидность кода. Вряд ли описание научного исследования неких биологических процессов будет содержать информацию для специалиста, скажем, в области аэродинамики, подобно тому, как сводка биржевых индексов, будет нести информацию только тем, кто обладает знаниями в четко определенной области экономической теории.
Неизвестное раскрывается в своих особенностях и становится достоянием знания и когда имеется в виду какое-либо сообщение о событиях, фактах, явлениях, которые произошли, происходят или должны произойти в какой – либо области человеческой деятельности. Поэтому ни морфема, ни слово, ни словосочетание не могут нести информацию, но обладают свойством информативности, т.е. могут участвовать в информации модификацией своих значений. То же в большинстве случаев можно сказать и о предложении. Оно участвует в информации путем возможных вариаций своего смысла.
Таким образом, содержание текста как некого законченного целого – это его информация. Научной литературе (не зависимо от языка, на котором она написана) свойственно наличие лишь двух типов информации: содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной.
Членимость текста.
Характер членимости текста зависит от многих причин, среди которых не последнюю роль играют размер частей и содержательно-фактуальная информация, а также прагматическая установка создателя текста. Членение непосредственно связано с категориями информации, интеграции, когезии и некоторыми другими.
Как известно, основные части текста – предисловие, введение, заключение и прочие – факультативны. Они характеризуются, прежде всего, некоторой независимостью от целого текста, но одновременно тесно связаны с ним.
Направляя мысль читателя на то, о чем будет речь впереди, оно не раскрывает основной информации. Предисловие содержит некую долю той информации, которая является основной в тексте и обобщенно представлена в названии (заголовке). Информация, заключенная во введении к научной работе, обычно основана на фактах, которые, как предполагается, известны читателю. Цель введения к научной работе – показать, что исследование является развитием, продолжением или опровержением ранее признанных положений, полемикой с другими направлениями или отдельными учеными и пр. Нередко во введении дается фактуальная информация: указывается, какие лица участвовали в исследовании, место, время и характер проведенных предварительных лабораторных, экспериментальных и других работ, обеспечивающих достоверность и надежность выводов. Таким образом, введение обладает некоторой степенью автосемантии, одновременно играя роль пропозиции.
Для экономического текста, как, впрочем, и для научной литературы в общем, свойственно наиболее четкое и логическое членение текста. Четкость реализуется даже путем выделения частей цифровыми обозначениями. Во многих монографиях принята система обозначения отдельных значимых отрезков двойными и тройными цифрами, например: 1.0;1.1;….2.31… Такое членение текста проистекает из желания автора показать зависимость и подчинение отрезков высказывания. Одновременно в таком членении косвенно вырисовывается сама концепция автора относительно взаимообусловленности выделенных частей.
Для сохранения последовательности изложения (континуума) как одной из ведущих категорий научного текста, часто приходится делать сноски. Сноска в научном тексте есть не что иное, как узаконенное отступление от последовательного изложения, не нарушающего этой последовательности.
Примечательна в этом отношении недавно введенная система сносок и ссылок – квадратные скобки, - в которых цифровые обозначения отсылают читателя к библиографии.
В послесловии (заключении, эпилоге) содержательно-концептуальная информация находит эксплицитное выражение. Послесловие призвано дать эту информацию в сжатом виде. Оно имеет функцию интеграции всего текста и, будучи непосредственно связано со смыслом названия, является одной из конкретных форм категории завершенности, открывая, тем не менее, путь иного развертывания общей идейной направленности сюжетной линии, с иной содержательно-концептуальной информацией, с иным названием.
Континуум.
Категория континуума непосредственно связана с понятиями времени и пространства. Сам термин “континуум” означает, по словам И.Р.Гальперина, “непрерывное образование чего-то, т.е. нерасчлененный поток движения во времени и в пространстве”. Континуум как категорию текста можно в самых общих чертах представить себе как определенную последовательность фактов, событий, развертывающихся во времени и пространстве, причем развертывание событий протекает не одинаково в разных типах текстов. В художественных текстах континуум не обязательно обеспечивается линейностью изложения (примером тому может служить произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», где порядок частей не соответствует хронологической линии сюжета романа). Экономический же текст, на каком бы языке он ни был написан, отличается «прямым порядком мысли»; в нем любое нарушение реальной пространственно-временной последовательности опасно нарушением смысла или его потерей.
Пространственно-временная последовательность реализуется путем выделения частей цифровыми обозначениями (об этом уже говорилось в параграфе «Членимость текста»).
Нельзя забывать, что, чем хаотичнее представлена связь событий во временном и пространственном отношениях, тем труднее воспринимается информация, заложенная в тексте. Оставаясь по существу непрерывным в последовательной смене временных и пространственных фактов, континуум в текстовом воспроизведении одновременно разбивается на отдельные части, но наличие категории текстуальных связей дает возможность воспринимать весь текст как процесс.
Континуум – категория текста, а не предложения. Континуум не может быть реализован в предложении, потому что в предложении нет развертывания мысли. Эта грамматическая категория, осуществляя изображение течения времени в изменяемом пространстве, требует более крупного отрезка текста, чем предложение. По существу континуум как грамматическая категория текста это синтез текстуальных связей и прерывности.
Что касается соблюдения четкости изложения континуума в экономическом дискурсе, то можно ещё раз отметить логичность и последовательность его представления.
Автосемантия отрезков текста
Среди категорий текста Гальперин И. Р. Выделяет и автосемантию, т.е. «формы зависимости и относительной независимости отрезков текста по отношению к содержанию всего текста или его части».
Как уже говорилось в параграфе «Членимость текста», между СФЕ имеют место определенные связи, благодаря которым текст остаётся связным отрезком письменной речи. Но, будучи связанными между собой, сверхфразовые единства обладают и определенной степенью смысловой независимости, что и позволяет выделять СФЕ.
Независимость выражается разными средствами, в том числе, теми, которые выделяет И.Р.Гальперин, а именно:
§ а) графическими,
§ б) грамматическими,
§ в) лексическими,
§ г) семантическими,
§ д) композиционными,
§ е) стилистическими
Особой самостоятельностью внутри единиц текста, а иногда и в целом тексте обладают сентенции, т.е. такие предложения внутри высказывания, которые, прерывая последовательность изложения фактов, событий, описаний, представляют собой некие обобщения, лишь косвенно (иногда очень отдаленно) связанные с этими фактами, событиями, описаниями.
Обычный прием автосемантии СФЕ – размышления автора. Они могут быть выражены в форме сентенции, разного рода обобщений, заключений, предложений. Авторские размышления часто бывают представлены категориями ретроспекции и проспекции, а также другими видами авторских отступлений.
Определение границ автосемантии отрезков текста представляет собой некоторую трудность. Выделение границ достаточно индивидуально, но при контекстно-вариативном членении текста некоторая независимость от контекста легко прослеживается. Однако нередко мысль, увязанная с данными отрезками и не имеющая поэтому автосемантии, при анализе произведения в целом начинает выделяться в нечто самостоятельное.
С лексической стороны независимость отрезков обнаруживает себя отсутствием каких-либо повторов слов и словосочетаний, буквальных или синонимичных. С грамматической стороны она выражается отсутствием нарушением однотипности построения СФЕ или абзаца. Наконец, с содержательной стороны автосемантия, как это уже было сказано выше, выступает в виде сентенций и других форм обобщенных высказываний.
Автосемантия отдельных отрезков позволяет читателю несколько отвлечься и «отдохнуть» от общей линии повествования. Она отключает внимание читателя от развития общей идеи, иногда уделяя большее внимание какому – либо вопросу.
Хорошо видна автосемантия на примере экономических текстов: по своей природе экономика – наука, в которой всему есть свое объяснение, связанное чаще всего не с одной, а целым рядом причин. Сложная причинно-следственная структура излагаемого материала делают текст сложным для восприятия, тем более на иностранном языке.
Таким образом, автосемантия отрезков текста является необходимым приемом организации текста, который обеспечивает более углубленное раскрытие содержательно-концептуальной информации.
Ретроспекция и проспекция в тексте.
И.Р.Гальперин рассматривает категории ретроспекции и проспекции как формы дисконтинуума. «Они – “передышка” в беге линейного развертывания текста». [1, с.18] Через эти категории осуществляется тот процесс, без которого невозможно осмысление происходящего.
Ретроспекция основана на способности нашей памяти удерживать ранее сообщенное и сцеплять его с сообщаемым в данном отрезке повествования.
С помощью проспекции автор направляет внимание читателя, мобилизует его творческий потенциал, предугадывает то, что будет изложено в дальнейшем развертывании текста.
Ретроспекция и проспекция как категории текста выполняют аналогичные функции.
Ретроспекция – грамматическая категория текста, объединяющая формы языкового выражения, отсылающие читателя к предшествующей содержательно-фактуальной информации. Ретроспекция проявляется двояко: а) когда предшествующая информация уже была изложена в тексте; б) когда предшествующая информация, необходимая для связи событий сообщается, прерывая поступательное движение текста, т.е. происходит перестановка временных планов повествования.
«Автор словесного произведения, возвращая читателя к уже ранее сообщенным фактам, очевидно, придает какое-то значение этим фактам, привлекая к ним внимание читателя, заставляя его удерживать в памяти отдельные моменты сообщения. Ретроспекция может быть представлена в тексте в трех видах в зависимости от того, какая прагматическая установка лежит в ее основании:
а) восстановить в памяти читателя ранее данные сведения или сообщить ему новые, относящиеся к прошлому и необходимые для понимания путей дальнейшего развертывания повествования;
б) дать возможность переосмыслить эти сведения в новых условиях, в другом контексте, с учетом того, что было сказано до ретроспективной части;
в) актуализовать отдельные части текста, опосредованно относящиеся к содержательно-концептуальной информации».
Следовательно, категория ретроспекции неизбежно влечет за собой переоценку уже полученной информации. Ретроспекция особенно эффективно воспринимается при повторном и многократном прочтении текста.
Практически каждый текст в какой-то степени основан на ретроспекции. Последовательное накопление информации невозможно без удержания в памяти информации, полученной ранее.
Ретроспекция может быть субъективно-читательской объективно-авторской, т.е. она может явиться результатом индивидуального творческого восприятия континуума повествования или же результатом авторских ссылок на предшествующие части текста. Субъективно-читательская ретроспекция заключается в том, что читатель волен мысленно возвращаться к уже прочитанным частям, в то время как объективно-авторская ретроспекция возвращает читателя к определенным отрезкам текста по желанию автора. Субъективно-читательская ретроспекция является важным компонентом порождения сопереживания. Читатель всегда подвергает получаемую информацию критической оценке, сознательно-аналитической или бессознательно-эстетической. Такая оценка по существу ведет к реализации ретроспекции: необходимость вспомнить те отрезки текста, те характеристики, те события, которые породили ту или иную оценку. Таким образом, в этой категории текста особенно тесно переплетаются лингвистические и психолингвистические его параметры.
Подобно ретроспекции проспекция – один из приемов повествования, который дает читателю возможность яснее представить себе связь и обусловленность событий и эпизодов. Зная, что произойдет в дальнейшем, он глубже проникает в содержательно-концептуальную информацию, поскольку настоящее предстает перед ним в несколько другом плане.
Подобно ретроспекции, проспекцию тоже можно разделить на объективно-авторскую и субъективно-читательскую.