Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕропуски метрических ударений




¬ русском €зыке двусложные размеры (хорей и €мб) имеют особенность: иногда на том месте, где по схеме размера должен сто€ть ударный слог, оказываетс€ безударный. –ассмотрим с этой точки зрени€ несколько стихов из Ђ≈вгени€ ќнегинаї.

(1) ћой д€́д€ са́мых че́стных пра́вил

Ц / Ц / Ц / Ц Ц всЄ в пор€дке, это четырЄхстопный €мб.

ƒалее:

(2)  огда́ не в шу́тку занемо́г,

Ц / Ц / / Ц

(3) ќн уважа́ть себ€́ заста́вил

/ Ц / Ц / Ц

(4) » лу́чше вы́думать не мо́гЕ

Ц / Ц / / Ц

“аким образом, в случае пропуска ударени€ в двусложном размере по€вл€етс€ особа€ стопа Ц п и р р и х и й, состо€ща€ из двух безударных слогов . “акже существует и друга€ стопа, с п о н д е й, состо€ща€ из двух ударных слогов Ц Ц. Ќапример,

—кучна мне оттепель: во́нь, гр€́зь Ц весной € боленЕ

»ли:

—не́г ры́хлый по колено ейЕ

 ак правило, спондеи встречаютс€ в начале стиха, часто они возникают благодар€ частицам Ђдаї и Ђнетї, междомети€м Ђої, Ђаї, Ђчуї и т.д.

ƒа́, те́нь твою никто не порицаетЕ

Ќа самом деле термины Ђпиррихийї и спондейї заимствованы из древнегреческой метрической системы и €вл€ютс€ обозначением внеметрического (сверхсхемного) ударени€. —тихотворени€, написанного только спондеем или пиррихием, не существует. ѕри скандировании пиррихий можно Ђне услышатьї, в таком случае на одно слово будет приходитьс€ два, а то и три ударени€.   примеру,

 огда́ не в шу́тку за́ немо́гЕ

- такое ударение называетс€ р и т м и ч е с к и м. —оответственно, запись скандовки будет выгл€деть так:

Ц / Ц / Ц / Ц

“аким образом, спондеи и пиррихии показывают разницу между ударени€ми ритмическими и речевыми. ќпредел€ть размер это не мешает: и в первом (с пиррихием) и во втором (без пиррихи€) случае размер этого стиха одинаков Ц это четырЄхстопный €мб.

 


ƒольник и тонический стих

ƒ о л ь н и к представл€ет собой переходную форму от силлабо-тоники к т о н и ч е с к о м у стиху. Ќаиболее широко дольник стал использоватьс€ в начале XX в.

ƒольник Ц соединение в одном стихе стоп двусложного и трЄхсложного метра. ¬ дольнике, как правило, сочетаютс€

ямб + анапест;

’орей + дактиль;

ямб / хорей + амфибрахий.

 

Ќапример, дольник (амфибрахий + хорей).

»змучен жизнью, коварством надежды,

 огда им в битве душой уступаю,

» днЄм, и ночью смежаю € вежды

» как-то странно порой прозреваюЕ

Ц / Ц / Ц / Ц

Ц / Ц / Ц / Ц

Ц / Ц / Ц / Ц

Ц / Ц / Ц / Ц

ƒольник (дактиль + хорей).

 ак хорошо ты, о море ночное, Ч

«десь лучезарно, там сизо-темно...

¬ лунном си€нии, словно живое,

’одит, и дышит, и блещет оно...

Ц / Ц / Ц / Ц

Ц / Ц / Ц / Ц

Ц / Ц / Ц / Ц

Ц / Ц /

ƒольник (анапест + €мб).

«десь лежала его треуголка

» растрЄпанный том ѕарни́Е

Ц / Ц / Ц /

Ц / Ц / Ц

я покинул родимый дом,

√олубую оставил –усьЕ

Ц / Ц / Ц

Ц / Ц / Ц

ј теперь попробуйте сами определить Ђсоставї дольника:

1) ƒумы печальные, думы глубокие,

√орькие думы, думы т€жЄлыеЕ

2) »глы сосен густо и колко

”стилают низкие пниЕ

—уществуют различные виды дольника. ѕереводчик и литературовед ћ. Ћ. √аспаров выдел€ет, например,

- Ђесенинскийї

- Ђцветаевскийї

- Ђакмеистическийї.

 

 


ћежду дольником и тоническим стихом стоит т а к т о в и к.

“актовик Ц метр с ещЄ более Ђрасшатаннойї ритмической основой.

Ќапример,

ƒней бык пег.

ћедленна лет арба.

Ќаш бог бег.

—ердце наш барабан.

«десь короткие строки, состо€щие из ударных слогов, чередуютс€ с длинными, относительно Ђмедленнымиї, разбавленными безударными, ещЄ более замедл€ющими неторопливое движение времени: Ђме-е-ед-лен-на ле-е-ет арбаї. –аботает звукопись Ц ассонанс (Ђеї и Ђаї), аллитераци€ (Ђбї в начале значимых слов: Ђбыкї, Ђбог, Ђбегї, Ђбарабанї).

—юда же можно отнести ЂЅарабанную песнюї ¬. ћа€ковскогої, Ђ–еквиемї Ќ. јсеева, Ђ“ринадцатьї —.  ирсанова. ¬от примеры несколько иного вида тактовика:

—покойно трубку докурил до конца,

—покойно улыбку стЄр с лица.

Ц  оманда Ц во фронт! ќфицеры, вперЄд!

—ухими шагами командир идЄт.

 

»ли:

 онница подцокивала пр€мо по дороге,

–азведка рассыпалас€ ще за две версты,

¬олы та верблюды, мажарины та дроги,

ѕшеничные подухи, тюки холстин.


“оническое стихосложение существовало в русской поэзии издавна. ¬ начале XX в. ¬. ћа€ковский распространил его в форме а к ц е н т н о г о стиха.

јкцентный (или чисто тонический) стих основан на счЄте только (!) ударных слогов (расположение безударных между ними роли не играет). —лово в нЄм выступает одновременно и как смыслова€, и как ритмическа€ единица.

„асто (особенно у ћа€ковского) акцентный стих отличаетс€ нестандартной строфической композицией Ц Ђлесенкойї:

Ѕилет Ц

щЄлк.

ўека Ц

чмок.

—висток, Ц

и рванулись туда мы,

куда,

как сельди,

в сети чулок

плывут

кругосветные дамы.

¬ерлибр и белый стих

 
 
Ђ— верлибром у нас отношени€ сложные. ћногие его недолюбливают, »ные поругивают. я сам Ц сторонник певучих стиховї. Ц    


“ак начинаетс€ одно из стихотворений я. ’елемского, написанное верлибром. ƒолгое врем€ этот размер считалс€ чуждым русской поэзии. ≈диничные примеры с в о б о д н о г о стиха (так иногда называют верлибр) встречались в середине XIX в. Ќаиболее €рко это €вление воплощено в литературе —Ўј второй половины XIX в. в поэзии ”олта ”итмена ЂЋисть€ травыї. ¬ ’’ веке приобретают известность такие классики верлибра, как Ё.¬ерхарн, “. —. Ёлиот, ∆. ѕревер, Ћ. јрагон, Ќ. ’икмет.

¬ерлибр (фр. vers libre) Ц своеобразный стихотворный размер, лишЄнный единого чЄткого метра и обладающий только первым признаком стихотворной речи [3]: разделением текста на ограниченные поэтом строчки-стихи. Ќапример,

ќна пришла с мороза,

–аскрасневша€с€,

Ќаполнила комнату

јроматом воздуха и духов,

«вонким голосом

» совсем неуважительной к зан€ти€м

Ѕолтовней.

 

“акже к верлибру можно отнести Ђ» вечный бойї ¬. —олоухина, Ђ”лица, улицаї ј. Ѕлока, Ђя люблю многое, близкое сердцуї ј. ‘ета, Ђ  народуї ¬. Ѕрюсова, Ђ огда вы стоите на моЄм путиЕї ј. Ѕлока и другие стихотворени€.

¬стречаютс€ стихотворени€, где верлибр взаимодействует с традиционным стихом, при этом свободный стих переходит в строгую рифмически и метрически организованную речь. “ак,

ѕрофессор ”иль€м –осс Ёшби—читает мозг негибкой системой.ѕрофессор, наверное, прав.¬едь если бы мозг был гибкой системой, онечно, он давно бы прогнулс€,ќн бы прогнулс€, как лист жести,Чќт городского гула, от скоростей,ќт крика динамиков, от новостей,ќт телевидени€, от похорон,ќт артиллерии, от прений сторон,ќт угроз, от ложных учений,ƒетективных историй, разоблачений,ѕрогресса наук, семейных др€зг,ќтсутстви€ денег, актерских масок,ѕон€ти€ о бесконечности, успеха поэзии,«аконодательства, профессии,Ќового в медицине, неразделенной любви,ЌесовершенстваЕ

 

¬ то же врем€ в литературе существует пон€тие б е л о г о стиха.

Ѕелый стих Ц стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от верлибра, обладающий определЄнным метром: белый €мб, белый анапест, белый дольник.

 

Ø ѕон€тие ЂЅелый стихї (в отличие от верлибра!) Ц не относитс€ к стихотворным размерам. ќн, как уже было сказано, имеет метр (€мб, дольник и т.д.), а отсутствие у него рифмы называют нулевой рифмовкой (см. п. 2.2.2. —пособы рифмовки. —трофика).

 

¬ русской поэзии белый стих пользовалс€ попул€рностью в конце XVII Ц начале XIX вв. ѕримером белого стиха может служить Ђ аменный гостьї ј. —. ѕушкина:

ѕриди - открой балкон.  ак небо тихо;Ќедвижим теплый воздух, ночь лимоном» лавром пахнет, €рка€ лунаЅлестит на синеве густой и темной,» сторожа кричат прот€жно: "ясно!..

 

Ќародные стихи, а также их имитации Ц это разновидность белых стихов.

—€ду € за стол да подумаю:

 ак на свете жить одинокому?...

***

Ќаступило красно утро

¬ середине где-то марта,

ј по тропочке средь леса

ƒобрый молодец идЄтЕ


‘ќЌ» ј и —“–ќ‘» ј

“ерминологи€ подраздела

–ифма

—трофа

¬иды рифм: мужска€, женска€, дактилическа€, гипердактилическа€, грамматическа€, разнородна€, цельна€, каламбурна€, точна€, неточна€ (приблизительна€, ассонанс, диссонанс, усеченна€, неравносложна€, глубока€)

–ифмовка: параллельна€, перекрЄстна€, кольцева€, нулева€, частична€, сквозна€, монорима

ћоностих

“ерцина ’окку

–ифма возвращает вас к предыдущей строке, заставл€ет вспомнить еЄ, заставл€ет все строки, оформл€ющие одну мысль, держатьс€ вместе ¬. ћа€ковский
3.2.1. –ифма. ¬иды рифм

–ифма Ц вс€кий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворени€; важный звуковой, композиционный и смысловой элемент стиха.

–ифма может быть начальной, срединной и конечной (концевой). ¬ европейской поэзии наиболее распространено конечное созвучие.

–ассмотрим существующие виды рифм.

I. ѕќ “»ѕ” ќ ќЌ„јЌ»я

1) ћужска€ (ударение падает на первый слог с конца):

ѕолна́ Ц дна́

2) ∆енска€ (ударение падает на второй слог с конца):

Ќау́ка Ц ску́ка

3) ƒактилическа€ (ударение падает на третий слог с конца):

—тра́нники Ц изгна́нники

4) √ипердактилическа€ (на четвЄртый слог с конца):

ѕрот€́гиваютс€ Ц притра́гиваютс€.

II. ѕќ „ј—“» –≈„»

1. √рамматическа€ (рифмуютс€ одинаковые части речи)

Ќаука Ц скука (существительные)

2. –азнородна€ (рифмуютс€ разные части речи)

ѕолна Ц дна (прилагательное + существительное).

III. ѕќ —ќ—“ј¬”

1) ÷ельна€ (рифмуютс€ целые слова):

Ќаука Ц скука

2) —оставна€ / каламбурна€ (одно слово рифмуетс€ с несколькими, либо группы слов рифмуютс€ между собой):

ƒевы Ц где вы?

—уп сид€ € Ц субсиди€

ƒо ста расти Ц без старости.

 

IV. ѕќ —“≈ѕ≈Ќ» “ќ„Ќќ—“»

1) “очна€ (совпадение звуков рифмующихс€ слов от ударного гласного и до конца слова):

«л о́го Ц здор о́во

ѕр а́вил Ц заст а́вил

Ј Ѕогата€ рифма (совпадает не только ударна€ и заударна€ часть, но и предударный согласный):

ћо р о́зы Ц р о́зы

2) Ќеточна€

Ј ѕриблизительна€ (при одинаковых согласных заударна€ гласна€ различаетс€):

ЅерЄз а Ц слЄз ы

Ј јссонанс (гласные созвучны, а согласные различны):

ќ́блако Ц о́б руку

ѕри́н€тый Ц вы́пито

Ј ”сеченна€ (усекаетс€ конечный согласный):

ѕлеч о́ Ц ни о чЄм

Ј ƒиссонанс (разные ударные гласные при созвучных согласных):

√риб Ц граб Ц гроб Ц груб

—лушайте Ц лошади

Ј Ќеравносложна€ (рифмуютс€ слова с разными типами окончаний, напр. мужские с женскими):

Ќ€́ньке Ц на́ ноги (женска€ и дактилическа€ рифмы)

 

Ј √лубока€ / корнева€ (рифмуютс€ слова со сходной предударной частью):

√о́ й€ Ц го́ ре Ц го́ лос Ц го́ лод Ц го́ рло.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4159 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

1555 - | 1360 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.082 с.