Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дву- и трёхсложные размеры




ТЕХНИКА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

 
 
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой А. С. Пушкин


ВВЕДЕНИЕ

 

Как известно, в структурном отношении поэтическая речь делится на стихи и прозу, изучением которых занимаются такие науки, как стиховедение и прозоведение. Стиховедение включает в себя 4 основных раздела:

1) Метрику,

2) Ритмику,

3) Строфику,

4) Фонику.

 
 

 

 


Сравнение прозаического и стихотворного текстов показывает, что и в стихотворной, и в прозаической речи присутствуют схожие явления: расчленённость речи на интонационные группы, чередование ударных и безударных слогов и т. п.

Литературовед и писатель Б. В. Томашевский выделил 2 основных отличия стихотворной речи от прозаической:

«1) Стихотворная речь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи), а проза есть сплошная речь;

2) стих обладает внутренней мерой (метром), а проза ею не обладает…

…Для современного восприятия первый пункт значительнее второго»[1].

Отметим также, что первый признак (запись стихов в столбик) интернационален, в то время как второй зависит от грамматических и фонетических особенностей конкретного языка. Оба эти признака придают речи ритмичность.

Термин «стих» (др.-греч. στίχος) имеет несколько значений.

Стих – это:

1) отдельная стихотворная строка[2];

2) произведение поэтического творчества («стишок», «Мне задали выучить стих» = «стихотворение»);

3) сохраняющий смысловую самостоятельность фрагмент Библии;

4) в переносном смысле – необычное состояние духа («нашёл на кого-то стих»).

МЕТРИКА и РИТМИКА

Терминология подраздела

Стихотворение Стих

Стихотворный размер Стопа Метр

Хорей Ямб Дактиль Амфибрахий Анапест

Верлибр Белый стих

Система стихосложения (метрическая, силлабическая, силлабо-тоническая)

Пиррихий Спондей

Дольник

Виды дольника (есенинский цветаевский, акмеистический)

Скандовка

Акцентный стих

Тактовик

Тонический стих

Дву- и трёхсложные размеры

 

Существует несколько различных систем стихосложения.

1) Метрическая система присуща языкам, в которых гласные звуки резко отличаются по долготе (древнегреческий, латинский языки, из современных – арабский).

2) Силлабическая система используется в языках с фиксированным, постоянным ударением (французский, польский).

3) Тоническая система свойственна языкам с подвижным ударением и основана на чередовании ударных и безударных слогов (русский, немецкий, английский языки).

Ø Самая строгая система тонического стихосложения – силлабо-тоническая (утвердилась в XVIII в.), основанная на едином для всех строчек-стихов чередовании ударных и безударных слогов. Это создаёт упорядоченное, ритмичное звучание.

Именно варианты чередования слогов и дают различные м е т р ы, например, ямб.

Основных классических метров пять; минимальная ритмическая единица в стихе – с т о п а.

Стопа – группа из одного ударного и нескольких безударных слогов (термин введён В. К. Тредиаковским).

По количеству и форме стоп стихи называют так: двустопный (трёх-, четырёх-, пятистопный) ямб (или хорей). Количество стоп считается по ударным слогам.

Ø Отличие метра от р а з м е р а в том, что в размере указываются стопы (напр., пятистопный), а метр подразумевает вид чередования слогов (напр., ямб). Таким образом, объединив размер и метр, получим пятистопный ямб. В быту понятия «метр» и «размер» нередко отождествляют.

 

 

Рассмотрим сначала двусложные размеры. Это хорей и ямб.

Хорей. Первый слог ударный, второй – безударный. Вот схематичная запись одной стопы хорея: – . Для удобства сто́пы можно разделять слэшем /.

Попробуем постучать ручкой по столу (ударный слог должен звучать громче):

та́к-так / та́к-так / та́к-так

/ – / – – в стихе это равнозначно трёхстопному хорею.

 

Ямб. А теперь – наоборот, первый слог безударный, а второй ударный:

так-та́к / так-та́к / так-та́к

– / – / – – получился трёхстопный ямб.

Такой приём (постукивание ручкой по столу или хлопанье в ладоши для определения размера стиха) служит зачином с к а н д о в к и.

Скандовка – чёткое произношение слов по стопам стиха для определения размера.

Попробуем на словесном материале:

1) Ро́за, ро́за – двустопный хорей.

/ –

2) Река́, река́ – двустопный ямб.

– /

Усложним задачу.

· Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет…

/ – / – / – – это четырёхстопный хорей.

· Пора́, пора́, рога́ трубя́т…

– / – / – / – – это четырёхстопный ямб.

 

Теперь попробуйте назвать размер сами.

· На́ша Та́ня гро́мко пла́чет…

/ – / – / –

· Я к Вам пишу,

Чего же боле?..

– /

– /

 

Перейдём к трёхсложным размерам. Это дактиль, амфибрахий и анапест.

Дактиль

Проскандируем:

Та́к-так-так / та́к-так-так / та́к-так-так – трёхстопный дактиль

Ве́село, ве́село

/ – – двустопный дактиль

Ещё пример:

Вы́рыта за́ступом я́ма глубо́кая…

/ – / – / – – это четырёхстопный дактиль.

 

Амфибрахий

Проскандируем:

Так-та́к-так / так-та́к-так

Берёза, берёзка

/ – двустопный амфибрахий.

Рассмотрим стих:

В глубокой теснине Дарьяла…

/ / – это трёхстопный амфибрахий.

Из какого произведения эта строчка? кто автор?

 

Анапест

Так-так-та́к / так-так-та́к / так-так-та́к

– равнозначно трёхстопному анапесту.

Далеко́, глубоко́

– / – – это двустопный анапест.

Разъезжа́ются го́сти домо́й…

– / – / – – сколько стоп в этом стихе?

 

Следующие стихи уже разбиты на стопы и в них проставлены ударения. Проскандируйте вслух и попробуйте назвать размер.

1) Ту́чки не/бе́сные, / ве́чные / стра́нники…

2) После́дня/я ту́ча/ рассе́ян/ной бу́ри!

Одна́ ты/ несёшься/ по я́сной /лазу́ри…

А теперь сами разделите стихи на стопы:

 

3) Что тако́е любо́вь? – это встре́ча

Навсегда́, до конца́, на века́.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 701 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2377 - | 2186 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.