Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќелинейный характер социального развити€




„то означает нелинейность социальных изменений и социального развити€.  ак уже говорилось выше, эволюционизм XVIII Ч первой половины XX в. в своих наиболее радикальных вариантах полагал, что социальна€ эволюци€ как цепь общественных изменений имеет линейный, однонаправленный характер, с неизбежностью ведет к беспредельному прогрессу, что такой принцип эволюции универсален, распростран€етс€ почти на все социальные €влени€, что направление социальной эволюции в общем предсказуемо.

–еальный ход событий в мире, особенно в последние дес€тилети€, показал, что нелинейное видение социальных изменении и социального развити€ более соответствует наблюдаемым процессам в обществе. „то оно означает?

¬о-первых, схематическа€ последовательна€ цепь социальных изменений может выстраиватьс€ не в одном, а в разных направлени€х. »ными словами, Ђточка измененийї Ч бифуркаци€ Ч это така€ поворотна€ точка, после которой изменени€ и в целом развитие могут идти не в прежнем, а в совершенно новом, даже неожиданном направлении.

¬о-вторых, нелинейность социальных изменений и социального развити€ означает наличие объективной возможности многовариантной последовательности событий. ¬ жизни практически всегда существуют альтернативные варианты изменений и развити€. ¬ св€зи с этим субъект изменений находитс€ в ситуации совершени€ выбора, и он становитс€ ответственным за выбранный вариант.

¬-третьих, цепочка социальных изменений вовсе не имеет направленности только в сторону прогресса, совершенствовани€ или улучшени€. ќт Ђточек изменени€ї, которые могут сформироватьс€ в самых неожиданных местах, движение может пойти в разные стороны, вплоть до регресса, упадка, разрушени€.

Ќаконец, нелинейный характер социальных изменений означает, что в этих изменени€х всегда следует предполагать последстви€ предвидимые и непредвидимые, предсказуемые и непредсказуемые, желаемые и не желаемые. ѕрактическа€ жизнь показывает, что изменени€ второго р€да встречаютс€, к сожалению, гораздо чаще.

 онечно, акцентирование нелинейности изменений и развити€ в обществе не отвергает саму общую идею социальной эволюции как идею изменчивости социальных систем Ч социальных институтов, общностей, процессов и т. д. ¬опрос в том, как представл€ть эту эволюцию в науке, с помощью каких теорий, моделей, пон€тий. ¬ этом отношении важную роль может сыграть нова€ и быстро развивающа€с€ дисциплина Ч синергетика, котора€ занимаетс€ изучением нелинейных закономерностей развити€ сложных и сверхсложных самоуправл€ющихс€ систем.

» еще один вопрос, особенно актуальный дл€ современного российского общества, Ч это вопрос сознательного, продуманного выбора собственной стратегии не просто выхода из того жесточайшего кризиса, который поразил страну, а основы социального развити€ российского человека, народа и государства на длительную перспективу.

—уществует ли социальный прогресс?  ак уже говорилось выше, эволюционисты XVIII Ч начала XX в. доказывали, что прогресс имеет всеобщий характер и про€вл€етс€ в развитии производительных сил, в науке, технике и технологии, в политической, социальной и духовной сферах жизни общества. ѕрогресс неостановим, колесо истории всп€ть обратить невозможно, прогрессивна€ тенденци€ пробьет себе дорогу через все препоны. ќтсюда делались и делаютс€ абстрактные оптимистические выводы о Ђсветлом будущемї, хот€, как правило, никто не представл€ет, в чем оно заключаетс€ и какими конкретными пут€ми и способами может быть достигнуто.

—воего рода специфическа€ реакци€ на предыдущую систему взгл€дов Ч отрицание возможности научной постановки вопроса о социальном прогрессе, отрицание самой возможности говорить на €зыке науки о более высоком качестве одних форм социальной жизни и институтов по сравнению с другими. ѕредставители таких взгл€дов, базирующиес€ главным образом на принципах позитивистской философии, обычно вынос€т проблему прогресса за рамки социальной науки. ѕри этом они ссылаютс€ на то, что попытка квалифицировать те или иные социальные изменени€ как про€влени€ прогресса означает оценку этих изменений с точки зрени€ определенных ценностей. “ака€ оценка, доказывают они, всегда будет субъективной. ѕоэтому и пон€тие прогресса Ч тоже пон€тие субъективное, которому нет места в строгой науке.

Ќаличие крайних позиций и острые дискуссии вокруг применимости пон€ти€ Ђпрогрессї к социальным изменени€м и социальному развитию в значительной степени обусловлены тем, что само это пон€тие действительно несет в себе ценностный смысл, €вл€етс€ оценочным. ј, как известно, по вопросу о допустимости в научной социологии ценностных суждений мнени€ ученых оп€ть-таки разделились. ќдни из них выступают за то, чтобы считать уместным употребление в социологии ценностных суждений. «начительна€ часть западных социологов левых или левоцентристских ориентаций („. –. ћиллс, √. ћаркузе, ј. √олднер и др.) считают не только возможным, но и совершенно необходимым использование ценностных суждений и пон€тий в социальных науках, в том числе и в социологии. »сключение таких суждений и пон€тий лишило бы социологию и другие науки человеческого смысла, гуманистической направленности. ƒругие авторы, наоборот, ссыла€сь на то, что ценностные суждени€, ценностные оценки имеют субъективный характер, категорически отвергают возможность употреблени€ таких суждений и оценок в научном социологическом исследовании. ¬еро€тно, дол€ истины есть в обеих крайних позици€х и, чтобы се выделить, необходимо в свою очередь освободить эти позиции от субъективных пристрастий.

ѕрежде всего нужно по возможности строго определить само пон€тие социального прогресса, его содержание. ѕод прогрессом обычно понимаетс€ совершенствование социального устройства общества и улучшение качества жизни человека. ќно предполагает направленность общественного развити€ от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

“рудно не согласитьс€, что в целом развитие общества идет по линии нарастани€ прогрессивных социальных изменений. “ут важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав (что зафиксировано во ¬сеобщей декларации прав человека), усложнение задач, сто€щих перед современными обществами, и увеличение технических, социальных возможностей их решени€. Ќаконец, необходимо назвать беспрецедентное развитие в последние три-четыре века образовани€, науки, техники, предоставивших современному человеку возможности гуманизировать и демократизировать свой образ жизни и социальные институты.

¬месте с тем важно не впасть в эйфорию такого оптимистического понимани€ прогресса. ƒело в том, что чрезвычайно трудно перевести общетеоретическое понимание социального прогресса на конкретный €зык социологии. ћожно ли, к примеру, однозначно утверждать, что этапы преобразовани€ законодательной власти в –оссии в XX в. (√осударственна€ дума в дореволюционной –оссии, ¬ерховный —овет Ч в советский период, ‘едеральное —обрание Ч в послесоветский период) €вл€ютс€ этапами прогрессивного развити€? ј можно ли считать, что образ жизни современного среднего человека в развитой стране €вл€етс€ более прогрессивным, чем, положим, образ жизни свободных людей (граждан) в античной √реции? ¬опросы очень непростые.

  этому следует добавить, что в международной социологической литературе начала XX в. было значительно больше уверенности в наличии социального прогресса, чем в конце XX и в начале XXI в. ¬ начале XX в. проблема прогресса живо обсуждалась практически всеми крупными социологами. Ќекоторые статьи на эту тему были опубликованы в сборнике ЂЌовые идеи в социологии. —б. третий. „то такое прогрессї (—ѕб., 1914). ¬ частности, это статьи: ѕ. ј. —орокина Ђќбзор теорий и основных проблем прогрессаї, ≈. ¬. де –оберти Ђ»де€ прогрессаї, ћ. ¬сбсра ЂЁволюци€ и прогрессї и др. ¬ конце 1960-х гг. известный французский социолог и философ –. јрон издал книгу с символическим названием Ђ–азочарование в прогрессеї, в которой обосновывал мысль о невозможности осуществлени€ на практике высоких идеалов, порождаемых прогрессом науки и техники, и о том, что это ведет к распространению социального пессимизма.

¬идный современный западный социолог, президент (в 90-е гг. XX в.) ћеждународной социологической ассоциации ». ¬аллср- стайн в этой св€зи делает весьма осторожное утверждение: Ђѕредставл€етс€, что в моральном и интеллектуальном отношении гораздо надежнее допустить возможность прогресса, но така€ возможность не будет означать его неизбежностиї.

ѕротиворечивый характер социального прогресса. ѕри рассмотрении подобных вопросов, видимо, нужно прежде всего выделить некоторые сферы, области социальной жизни, относительно которых можно пр€мо сказать о неприменимости пон€ти€ прогресса к этим област€м, хот€ они и подвержены значительной эволюции. Ётапы в эволюции этих областей никоим образом нельз€ считать этапами прогрессивного развити€ от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. —юда относитс€ прежде всего область искусства. »скусство как социальный институт не стоит на месте, оно подвержено посто€нным изменени€м. ќднако пон€тие прогресса неприменимо дл€ рассмотрени€ художественной, эстетической сторон искусства.  ак можно примен€ть его, к примеру, дл€ сравнени€ Ёсхила и Ћ. “олстого, ƒанте и ѕушкина, „айковского и ѕрокофьева и т. д. ћожно говорить лишь об определенном прогрессе технических средств создани€, сохранени€ и распространени€ произведений искусства. √усиное перо, авторучка, пишуща€ машинка, персональный компьютер; проста€ граммофонна€ пластинка, долгоиграюща€ грампластинка, магнитна€ лента, CD; рукописна€ книга, печатна€ книга, микрофильм и др. Ч все эти линии в определенных отношени€х можно считать лини€ми технического прогресса. Ќо они, как это очевидно, не затрагивают художественную ценность, эстетическую значимость произведений искусства.

јналогичным образом следует оценивать и эволюцию некоторых других социальных институтов и €влений. ¬идимо, к ним относ€тс€ мировые религии. Ёволюци€ фундаментальных философских систем за врем€ интеллектуальной истории имеет место, но оценивать эту эволюцию в пон€ти€х прогресса-регресса относительно философского содержани€ (не политических позиций авторов) вр€д ли возможно.

¬месте с тем следует выделить и такие сферы жизнеде€тельности общества, социальные институты, историческое развитие которых совершенно точно может быть квалифицировано как прогресс.   ним относ€т в первую очередь науку, технику, технологию.  аждый новый шаг, каждый новый этап в развитии науки, техники, технологии €вл€ютс€ шагом и этапом в их прогрессе. Ќе случайно сложилось пон€тие научно-технического прогресса.

Ќо наиболее часто социолог сталкиваетс€ с такими социальными структурами и процессами, в эволюции которых прогресс может быть зафиксирован, но он осуществл€етс€ очень противоречиво. Ќужно сказать, что социологи€ должна видеть все разнообразие типов социальных изменений. ѕрогресс не €вл€етс€ единственным типом. —уществует регресс, по своей направленности противоположный прогрессу. Ёто развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградаци€, понижение уровн€ организации, ослабление и затухание функций, застой. Ќар€ду с этими типами существуют и так называемые тупиковые линии развити€, привод€щие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур. ѕримерами могут служить разрушение и гибель некоторых культур и цивилизаций в истории общества.

ѕротиворечивый характер социального прогресса про€вл€етс€ и в том, что развитие многих социальных структур, процессов, €влений, объектов ведет одновременно к их продвижению вперед в одних направлени€х и к отступлению, возврату назад в других направлени€х; к совершенствованию, улучшению в одном и деструкции, ухудшению в другом; к прогрессу в одних отношени€х и к регрессу или тупикам в других.

ќценку характера социальных изменений производ€т и по их результатам.  онечно, оценки могут быть и субъективными, но могут основыватьс€ и на достаточно объективных показател€х.   субъективным оценкам можно отнести такие, которые исход€т из желаний, стремлений, позиций отдельных групп, слоев населени€, отдельных личностей. √лавную роль тут играет удовлетворенность социальных групп происшедшими или происход€щими изменени€ми. ≈сли то или иное социальное изменение имеет негативные последстви€ дл€ положени€, статуса некоторой (допустим, небольшой) группы, оно обычно и оцениваетс€ ею как ненужное, неправильное, даже антинародное, антигосударственное. ’от€ дл€ других групп и большинства общества оно может иметь важное положительное значение. Ќо бывает и наоборот, когда от изменений выигрывает меньшинство, а проигрывает €вное большинство.  лассический пример последнего случа€ Ч совершенно противоположные оценки разными группами населени€ нашей страны результатов приватизации, проведенной в первой половине 1990-х гг.  ак известно, приватизаци€ (по меткому народному выражению Ч Ђприхватизаци€ї) неслыханно обогатила крайне незначительную часть населени€, а у трети населени€ Ђдоходї оказалс€ ниже прожиточного уровн€.

√уманистический смысл критериев социального развити€. ѕо вопросу конкретных критериев социального развити€ также ведутс€ дискуссии между представител€ми разных социологических школ и направлений. Ќаиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стрем€тс€ придать критери€м социального прогресса гуманистический смысл. ƒело в том, что недостаточно говорить о социальных изменени€х, в том числе и о социальном развитии, только как об объективно совершающихс€ процессах, Ђпроцессах в себеї, говор€ философским €зыком. Ќе менее важны и другие их стороны Ч их обращенность к человеку, группам, обществу в целом. ¬едь задача заключаетс€ не только в том, чтобы зафиксировать сам факт социальных изменений и социального развити€, определить их виды, вы€вить движущие силы и т. д. «адача еще и в том, чтобы обнажить их гуманистический (или антигуманистический) смысл Ч ведут ли они к благососто€нию человека, его процветанию или ухудшают уровень и качество его жизни.

—оциолог должен стремитьс€ находить более или менее объективные показатели дл€ оценки социальных изменений, квалификации их в качестве прогресса или регресса.  ак правило в таких ситуаци€х вырабатываетс€ специальна€ система социальных показателей, котора€ может служить основой дл€ оценки. “ак, в »—ѕ» –јЌ была разработана обсто€тельна€ Ђ—истема социальных показателей российского обществаї. ќна разделена на четыре группы по сферам общественных отношений: собственно социальную, социально-политическую, социально- экономическую и духовно-нравственную. ¬ каждой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измерени€: социальные услови€ как объективные данные, определ€ющие Ђфонї общественных отношений, социальные индикаторы как количественные характеристики общественных отношений, фиксируемые статистическими методами, и, наконец, социальные показатели как качественные характеристики общественных отношений, фиксируемые социологическими методами. Ќаложение показателей на сферы общественных отношений позвол€ет выделить 12 измерительных подсистем, которые могут служить основой системной оценки уровн€ развити€ каждой сферы общественных отношений и общества в целом.

¬ течение последних дес€тилетий в разных странах происходит активное развитие систем социальных, демографических, экономических, других статистических показателей и число таких показателей, выраженных в стоимостной (денежной), натуральной, комбинированной и других формах, достигает уже нескольких сотен. ѕри этом нар€ду с разработкой отраслевых показателей осуществл€етс€ их синтезирование, объединение дл€ оценки общего уровн€ социального развити€ страны и дл€ целей международных сопоставлений. “ак, в –оссии органами статистики разработана система единой социально-демографической статистики, котора€ может быть представлена в виде крупных отраслевых блоков, соответствующих стандартам международных сопоставлений: демографическа€ статистика; окружающа€ среда, урбанизаци€, жилищные услови€; здравоохранение и питание; образование; экономическа€ де€тельность населени€; социальные группы и мобильность населени€; доходы, потребление и благососто€ние; социальное обеспечение; досуг и культура; использование времени; общественный пор€док и безопасность; социальные отношени€; политическа€ де€тельность. —истема таких показателей может служить основой комплексной оценки уровн€ социального развити€ того или иного общества и тех возможностей, которые оно предоставл€ет дл€ развити€ человека.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 763 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

1369 - | 1294 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.