Путь эмпирического исследования от гипотетической модели изучаемого объекта к результатам исследования, а от них снова к гипотетической модели, но уже эмпирически обоснованной, «переконструированной» в соответствии с результатами наблюдения и измерения является реальным воплощением в практике эмпирических исследований всеобщего метода построения научного знания — метода восхождения от абстрактного к конкретному.
Краткое описание этого метода применительно к эмпирическим исследованиям может прояснить их общую логическую структуру.
Понятия «абстрактное» и «конкретное» имеют здесь специфическое содержание. Абстрактное — это сторона, часть целого, нечто одностороннее, неразвитое, неразвернутое. Конкретное — это целое, состоящее из многих частей, сторон, нечто многостороннее, развитое, развернутое. Абстрактное так же, как и конкретное, может быть как мысленным, так и чувственным. Чувственно конкретное — это мир чувственно данного. В нашем случае — это изучаемый социальный объект, исходный пункт социологического исследования. Оно дано в созерцании, в образе «живого целого». Именно с «образа целого» и начинает исследователь. Это начало движения от конкретного к абстрактному,— движения, которое является обязательным условием дальнейшего перехода от абстрактного к конкретному. Здесь осуществляется переход от чувственно конкретного, данного в созерцавши, в образе целого, к мысленным абстракциям,
Мысленный образ изучаемого объекта при помощи логических средств расчленяется на множество частей, элементов и связей. В результате этого расчленения социолог должен получить такие мысленные абстракции, которые можно подвергнуть эмпирической интерпретации или, говоря иначе, перевести в эмпирические показатели. С гносеологической точки зрения эмпирические показатели представляют собой своеобразное сочетание мысленной абстракции и чувственных данных. Именно через них осуществляется переход от теоретических концепций к эмпирическому исследованию и обратно. Система эмпирических показателей очерчивает ту эмпирическую область, область чувственно конкретного, которая является объектом исследования. Эмпирические показатели являются как бы представителями социальной реальности, недоступной непосредственному наблюдению и измерению, скрытой за чувственными данными. Эта реальность «схватывается» опосредованно через наблюдение и намерение.
Эмпирические данные, полученные в результате исследования, несут в себе новое знание о реальности. Это знание является результатом осуществляемого в процессе исследования взаимодействия чувственности и мышления. Эмпирические данные осмысливаются, подвергаются теоретической интерпретации путем их включения в специальную, а затем и общую социологическую теорию. Таким образом, осуществляется переход от эмпирического знания к теоретическому.
Мысленные операции социолог совершает, ориентируясь на тот образ целого, который он сформировал в начале исследования. Благодаря этому образу и осуществляется связь мысленных абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта, в единое многостороннее целое, мысленно конкретное во всем богатстве его определений. Мысленно конкретное в отличие от чувственно конкретного является не исходным пунктом исследования, а его результатом. Процесс познания, таким образом, осуществляется двумя взаимосвязанными путями: «На первом пути полное представление испаряется до степени абстрактного определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления»2.
В итоге создается возможность раскрыть внутреннюю структуру и механизм функционирования и развития социального объекта. Тем самым создается возможность проверить соответствие исходной гипотетической модели изучаемому объекту.