Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Словарь имен персонажей Деви-махатмьи




Агни (agni) – в индийской мифологии бог огня, одно из важнейших божеств ведийского пантеона, выступает как посредник между богами и людьми. Позднее отошёл на второй план. Агни – один из восьми хранителей мира, считается хранителем юго-востока.

Айндри (aindri, произв. от indra) – одна из матрик, (божественная энергия (шакти) бога Индры.

Айравата (airavata) – белый слон Индры, один из четырёх «слонов сторон света», охраняет восток.

Алакшми (alakSmI) – грозная ипостась Богини; персонификация понятия «несчастье», противоположного Лакшми «счастье», «процветание». Соответствует Дхумавати, седьмой из десяти махавидий.

Амбика (ambikA, букв. «матушка») – одно из имён Богини.

Ананта (ananta, букв. «беспредельный») – здесь одно из имён Вишну.

Андхака (andhaka, букв. «слепец») – асур из войска Махиши.

Анила (anila) – одно из имён Ваю, бога ветра.

Антака (antaka) – бог смерти Яма.

Аруна (aruNa) – асур, умерщвлённый Богиней в её проявлении Бхрамари.

Асиломан (asilomAn, букв. «с волосами, подобными мечам») – асур из войска Махиши.

Ачьюта (acyuta, букв. «непоколебимый»), - имя-эпитет Вишну-Кришны.

Бабхрави (bAbhravi, произв. от babhru)– имя Богини в ее ипостаси супруги Шивы.

Бабхру (babhru, «тёмно-коричневый») – эпитет Вишну или Шивы. В текстах встречается редко.

Башкала (bASkala) – асур из войска Махиши.

Бидала (biDAla, букв. «кот») – асур из войска Махиши.

Благая (bhadrA, zivA) – часто встречающийся эпитет Богини.

Брахма (brahmA) – один из трёх великих богов, входящих в индуистскую троицу – тримурти, бог-демиург, создатель мира. Изображается верхом на гусе или на колеснице, запряжённой гусями, как бородатый человек с четырьмя головами, с жезлом и блюдом для милостыни в руках.

Брахмани (brahmaNI, произв. от brahma) – одна из матрик, божественная энергия (шакти) Брахмы. Соответствует саттва-гуне (иногда раджо-гуне).

Бхавани (bhavAnI, букв. «супруга Сущего») – одно из имён Богини.

Бхагавати (bhagavatI, букв. «изобильная благом») – одно из имён Богини.

Бхадра (bhadrА, букв. «благая») – эпитет Богини. В тексте оставляется без перевода только там, где необходимо избежать повторения.

Бхадракали (bhadrakALI, букв. «благая Кали») - одна из ипостасей Богини. Одна из девяти Кали. В традиции шри-видья почитается в образе Пратьянгиры, богини с ликом льва.

Бхимадеви (bhImadevI, букв. «страшная богиня») – воплощение богини, упоминаемое в Деви-махатмье.

Бхрамари (bhrAmarI, букв. «пчелиная») – воплощение Богини, упоминаемое в Деви-махатмье.

Вайшнави (vaiSNavI, произв. от viSNu) – одна из матрик, божественная энергия (шакти) Вишну. Сочетает в себе три гуны.

Вайю (vAyu) – бог ветра, хранитель северо-запада

Вараха (varAha, букв. «вепрь») – третья аватара Вишну в виде вепря, который клыками поднимает землю, утопающую в мировых водах. Согласно Тодала-тантре и Гухьятигухья-тантре, в аватаре Варахи проявляет себя одна из махавидий – Дхумавати.

Варахи (varAhI, букв. «веприца», произв. от varAha) – одна из матрик, божественная энергия (шакти) Вишну, воплотившегося в образе Варахи.

Варуна (varuNa) – бог вод, одно из важнейших божеств ведийского пантеона. Позднее отошёл на второй план. Варуна – один из восьми хранителей мира, считается хранителем запада.

Вахни (vahni)– бог огня Агни.

Верховная Владычица (paramezvarI) – один из эпитетов Богини.

Вивасван (vivasvant, букв «лучезарный») – эпитет бога Солнца Сурьи.

Випрачитти (vipracitti) – один из великих асуров, являвшихся в одну из предыдущих кальп. Является отцом Раху и Майи – зодчего асуров.

Вишвакарман (vizvakarman, букв. «всесозидатель»), небесный зодчий, мастер богов, славящийся своим искусством.

Вишну (viSNu) – бог хранитель вселенной, второй член индуистской троицы (Брахма, Вишну и Шива). Изображается человеком с телом темно-синего цвета, четырёхруким, на груди у него – знак шриватса и драгоценный камень каустубха, его ездовое животное – птица Гаруда.

Вишнумайя (viSNumAyA, букв. - «майя Вишну») – одна из ипостасей Богини как божественной энергии шакти, эманацией которой является весь мир. В Деви-махатмье выступает как шакти бога Вишну.

Владыка богатства (dhanAdhipa) – Кубера.

Владычица (IzA, IzvarI) – один из эпитетов Богини.

Восседающий на Гаруде (garuDadhvaja) - Вишну, ездовым животным которого служит Гаруда.

Враг Кайтабхи (kaitabhAri) – Вишну, при помощи Богини убивший Кайтабху.

Вритра (vRtra, букв. “затор, преграда”) – могучий асур, враг Индры. Миф о поединке Вритры с Индрой является центральным мифом Ригведы. В ДМ убийство Индры приписывается шакти Индры – матрике Аиндри.

Гаруда (garuDa) – царь птиц, изображается существом с головой и крыльями орла, с туловищем и ногами человека, служит ездовым животным Вишну.

Гаури (gaurI, букв. «светлая») – одно из имён Богини в ипостаси Парвати. Пребывает в саттва-гуне. По мнению Дж. Тивари, имя Гаури может происходить из брахманских кругов, потому что типичный брахман иногда описывается как gaura(светлый). В Сапташати-сарвасвам же сообщается, что это имя дал Парвати дал Шива из-за ее раскаленности добела (gaura) во гневе (2, 4). Согласно другой версии происхождения этого имени, ранее у Парвати была смуглая кожа, и однажды Шива пошутил по этому поводу. Парвати была обижена этим, и она отправилась в Гималаи для совершения подвижничества. Благодаря подвижничеству богиня приобрела светлый цвет кожи (Шивананда, с.62).

Гаятри см. Савитри.

Гуха (guha, букв. «тайно(рождённый)») – одно из имён Сканды, данное ему в связи с обстоятельствами его рождения.

Дану (danu) – дочь Дакши и одна из жён Кашьяпы, прародительница одного из видов асуров – данавов.

Деви (devI, букв. «богиня») – одно из самых распространённых имён Богини. В данном тексте почти всегда даётся в переводе.

Джанардана (janArdana) – имя Вишну-Кришны. Имеет несколько толкований: 1). «побуждающий людей», 2). «уничтожающий (злых) людей», 3). «почитаемый людьми». Каждое из этих толкований основано на различном понимании второго элемента сложного слова ardana.

Джахнави (jAhnavi, букв. «дочь Джахну», произв. от jahnu) – патронимическое имя Ганги, которая получила его потому, что мудрец Джахну выпил реку Гангу за то, что она помешала ему совершить жертвоприношение. Затем, по просьбе мудреца Бхагиратхи Джахну выпустил реку, и она с тех пор считается его дочерью.

Дити (diti, букв. «ограниченность, предел») – дочь Дакши и одна из тринадцати жён Кашьяпы, прародительница одного из родов асуров – дайтьев.

Дурга (durgA) – одна из ипостасей Богини. Существует два толкования этого имени: «устранительница несчастий» и «убийца Дурги» (Дурга – durga – демон-асур, убитый, согласно Сканда-пуране, Богиней). В индуистском тантризме выделяют девять ее аспектов.

Дурдхара (durdhara, букв. «невыносимый») – асур из войска Махиши.

Дурмукха (durmukha, букв. «имеющий безобразное лицо») – асур из войска Махиши.

Дхумралочана (dhUmralocana, букв. «дымчатоокий») – асур, посланец Шумбхи и Нишумбхи, убитый Богиней. Символизирует низший план демонических сил.

Инду (indu) – Сома.

Индра (indra) – бог бури и грома в индийской мифологии. В ведийский период – величайшее божество. В эпосе и пуранах – царь богов, победитель демонов, его образ, однако, уступает по значению Вишну и Шиве, которым передаётся ряд функций Индры. Возглавляет группу хранителей мира, являясь хранителем востока.

Ишана (IzAna, букв. «повелитель») – эпитет Шивы или Вишну.

Йоганидра (yoga-nidrA, букв. «йогический сон») – одно из имён Богини, как олицетворения «йогического сна», в котором пребывает Вишну в водах океана после очередной гибели вселенной перед новым актом творения мира или после него. Это имя встречается, выступая синонимом имён Богини – Вишнумайя, Махамайя и Йогамайя, где оно толкуется как божественная энергия (шакти) Вишну.

Кайтабха (kaitabha, букв. «коварный») – асур, убитый Вишну при помощи Богини. Вместе со своим братом Мадху олицетворяет ложь и коварство и является проявлением зла на уровне ашуддха-майи (грубо-магнетической энергии). В ритуале тантристов левой руки представлен мясом (mAMsa).

Кала (kAla) – персонификация времени в индийской мифологии. Иногда выступает как самостоятельное божество, иногда как воплощение Ямы или Шивы (Рудры). Кала часто представляется неким чудовищем, поглощающим и губящим человеческие существования.

Кали (kALI, букв. «чёрная») – гневная ипостась Богини. В образе Кали воплощается наиболее грозная сторона ее характера. Изображается обнажённой женщиной с телом черного цвета, с гирляндой срубленных голов на шее, с высунутым окровавленным языком и торчащими клыками, с различными видами оружия в руках. В пуранической традиции имя Кали понимается прежде всего как указующее на черный цвет кожи Богини. Возможно, Кали была первоначально Богиней темнокожих аборигенов Индии, и отсюда ее имя. Вторая версия происхождения этого имени состоит в том, что характер образа этой жестокой богини разрушения связывает ее с Калой, или временем, которое часто выступает проявлением Шивы. Именем Кали также называется один из семи языков священного огня в Мундака-упанишад (1. 2. 4). В Сапташати-сарвасвам о происхождении имени Кали сказано: «(Та, которая) принуждает (калайати), мучает дайтьев, понуждает людей, во множестве обрядов проявляется, есть Кали, она же Калика» (2, 21). Кали – основное почитаемое божество в школе кали-кула. В тантрах описывается разное количество форм Кали в зависимости от того, что собой символизируют те или иные ее формы и какие функции выполняют. Например, в Махакала-самхите упомянуто девять ее проявлений. Биджа-мантра Кали – КРИМ.

Калика (kAlika, букв. «чёрненькая») – то же самое, что и Кали.

Карала (karAla, букв. «ужасный») – асур из войска Махиши.

Карттикея (kArttikeya, «рождённый от Криттик») – прозвище сына Шивы Сканды, обозначающее его связь с жёнами шестерых мудрецов, персонифицирова aparAjitA нных в образах шести звёзд созвездия Плеяд.

Катьяяни (kAtyayAnI) – одно из имён Богини. Существует традиционное толкование этого имени (Калика-пурана, 60.77) – «почтенная Катьяяной». Катьяяна – потомок древнего мудреца Ката, сыны Вшивамитры. Особая связь Богини с родом Вишвамитры заключается прежде всего в том, что Вишвамитра является получателем мантры гаятри (Ригведа,3,62,10). Будучи самой священной мантрой Вед, гаятри напрямую соотносится с Богиней и является её мантрическим образом. Также существует миф о том, что по просьбе мудреца Катьяяны Богиня появилась в его обители и уничтожила асура Махишу, проклятого мудрецом из-за того, что тот, обернувшись женщиной, соблазнил его ученика (Калика-пурана, 60.98 – 110). В Деви-махатмье история убиения Махиши рассказывается иначе. В Сапташати-сарвасвам о происхождении этого имени говорится: «Явившаяся в обители Катьяяны ради исполнения (желания) богов и ставшая (его) женою, (поэтому) имя Бхагавати – Катьяяни. Благодаря ее нерушимому целомудрию (она) свободна и независима от мужа» (2, 4). В индуистском тантризме Катьяяни считается одной из девяти Дург.

Каумари (kaumArI, букв. «девственная», произв. от kumara) – божественная энергия (шакти) Сканды, именуемого также Кумарой (kumara, «дитя»). В Сапташати-сарвасвам имя толкуется так: «КУ означает бессилие, мара смерть. Кумара есть господь Карттикея. Или же КАУ означает землю: кто уничтожает (марайати) и порождает ее – есть Каумари» (2, 22).

Каушики (kauzikI) – одна из ипостасей Богини. Одно из возможных толкований этого имени «появившаяся из тела» (koza). Согласно Деви-махатмье, эта ипостась появилась «из почерневшего от гнева тела Богини» во время войны с асурами Шумбхой и Нишумбхой.

Крауштуки Бхагури – ученик Маркандеи, которому мудрец пересказывает Деви-махатмью.

Кришна (kRSNa, букв. «чёрный») – восьмое воплощение бога Вишну на земле, сын царя Васудевы и Деваки. Согласно Бхагавата-пуране, Кришна не просто аватара, а тождественен самому Вишну. Согласно Тодала-тантре и Гухьятигухья-тантре, в аватаре Кришны проявляет себя сама Кали.

Кубера (kubera) – бог богатства, обитающий в Гималаях, предводитель якшей и гандхарвов. Изображается одноглазым человеком с тремя ногами и восьмью руками. Один из восьми хранителей мира, считается хранителем севера.

Лакшми (lakSmI) – богиня счастья, красоты и богатства, супруга Вишну. Обычно изображается прекрасной женщиной, восседающей на лотосе и с лотосом в руках. Считается частичной формой (aMza-rUpa) Богини. В индуистском тантризме выделяется восемь аспектов Лакшми. Биджа-мантра этой богини – ШРИМ.

Мадху (madhu, букв. «слащавый») – асур, убитый Вишну при помощи Богини. Вместе со своим братом Кайтабхой олицетворяет ложь и коварство и является проявлением зла на уровне ашуддхамайи (грубо-магнетической энергии). В ритуале тантристов левой руки символически представлен вином (madya).

Мадхусудана (madhusUdana, букв. «губитель Мадху») – эпитет Вишну, при помощи Богини убившего Мадху.

Ману (manu, букв. «человек») – общее имя для прародителей людей – четырнадцати сыновей Брахмы, появляющихся последовательно в каждый из манвантар – четырнадцати периодов Ману (времени существования периодически гибнущей вселенной). Ману второй манвантары зовут Сварочиша, а восьмой – Саварни.

Маркандея (markandeya) – мудрец-подвижник из рода Бхригу. Пересказывает своему ученику Крауштуки Бхагури Деви-махатмью.

Махавидья (mahAvidyA, «великое знание») – причинное сущностное тело Богини, душа мира, неуничтожимая духовная форма, находящаяся в неразрывном единстве с Шивой. Как Махавидья Богиня имеет десять основных проявлений (Даша Махавидья): Кали, Тара, Шодаши (Трипурасундари, Раджараджешвари, Лалита), Бхуванешвари, Чхиннамаста, Бхайрави, Дхумавати, Багала, Матанги и Камала. Эти десять махавидий соотносятся с десятью основными автарами Вишну.

Маха-Кали (mahAkaLI, букв. «великая Кали») – космическая форма проявления Кали.

Махамари (mahAmArI, букв. “великая умертвляющая”) – ипостась Кали, олицетворение «великого мора» в конце времен. Это форма Шакти почитается в основном на юге Индии.

Маха-Лакшми (mahALakSmI, букв. «великая Лакшми») – космическая форма проявления Лакшми.

Махамайя (mahAmAyA, букв. «великая иллюзия») – наряду с Махивидьей (mahAvidyA, «великое знание») одна из двух основных форм Богини; это сила вуалирования, сокрытия, она приводит к инволюции души из более тонких во все более грубые формы бытия, опутывает душу узами и являет собой весь проявленный мир сансары. «Та, в которой содержится вселенная, есть майя. В ком величие (махати), есть Майя (Сапташати-сарвасвам, 2, 23). Биджа-мантра Махамайи – ХРИМ.

Махападма (mahApadma, букв. «великий лотос») – один из четырех гигантских слонов-дигнагов, сторожащих стороны света. Махападма стережет юг. В Деви-махатмье Махападма именуется собственностью Куберы, потому что первоначально Кубера был покровителем Ланки, до тех пор пока на ней не воцарился Равана, и только после этого он перебрался на север.

Маха-Сарасвати (mahAsarasvatI) – космическая форма проявления Сарасвати.

Махахану (mahAhanu, букв. «с огромными челюстями») – асур из войска Махиши.

Махешвара (mahezvara, букв. «великий владыка») – имя эпитет Шивы.

Махешвари (mahezvarI, букв. «великая владычица») – имя Богини в её проявлении супруги Шивы, также одна из матрик, являющаяся шакти Шивы.

Махиша (mahiSa, букв. «буйвол») – асур в облике буйвола, сын Дити, победивший Индру и ставший властелином вселенной. Был убит Богиней. Махиша и связанные с ним асуры означают неправильное применение йогических практик. В ритуале тантристов левой руки символически представлен рыбой (matsya).

Медхас (medhas, букв. «разумный») – мудрец, персонаж Деви-махатмьи.

Мунда (muNDa, букв. «череп») – асур, вместе со своим братом Чандой бывший слугой Шумбхи и Нишумбхи. Убит Богиней. Символизирует тупость, инертность сознания.

Нанда (nanda, букв. «радость») – царь пастухов Гокулы, приёмный отец Кришны. В ту ночь, когда родился Кришна, в семье Нанды и Яшоды родилась Вишнумайя (см.) в образе девочки. Васудева подменил ею новорождённого в темнице Кансы Кришны. В шактистских пуранах миф о рождении Кришны трактуется так, что активным и главным началом выступает уже не Вишну, а Вишнумайя.

Нарасимха (narasiMha, букв. «человеколев») – четвёртая аватара Вишну в образе получеловека-полульва, в этом облике бог избавляет землю от тирании дайтьи Хираньякашипу. Согласно Калика-пуране, одна из вамачарских форм Вишну. Согласно Тодала-тантре и Гухьятигухья-тантре, в аватаре Нарасимхи проявляет себя одна из махавидий – Чхиннамаста.

Нарасимхи (narasiMhI, букв. «человекольвица») – одна из матрик, божественная энергия (шакти) Вишну, воплотившегося в образе Нарасимхи.

Нараяна (nArAyaNa) – одно из имён Вишну, толкуется двояко: «тот, чьё пристанище воды» и «связанный с людьми» (последнее толкование отражает основной аспект образа Вишну – его роль заступника людей).

Нараяни (nArAyaNI) – божественная энергия (шакти) Нараяны –Вишну.

Нишумбха (nizumbha, букв. «убийство») – асур, младший брат Шумбхи, оба были убиты Богиней. Олицетворяет неконтролируемое применение силы во зло. Из пяти оболочек человека соответствует аннамайя-коше. В ритуале тантристов левой руки символически представлен совокуплением (maithuna).

Носитель Пинаки (pinAka-dhRt) – Шива. Пинака – название лука Шивы.

Носящий полумесяц (zazi-maulin) – Шива. Полумесяц на лбу этого бога обозначает, что он полностью обуздал свой ум.

Носящий диск (cakrin) - Вишну, чьим излюбленным оружием является диск.

Павана (pavana, букв. «очищающий») – бог ветра Вайю.

Парвати (pArvatI, букв. «горная») – одно из имён Богини в её ипостаси супруги Шивы. В Сапташати-сарвасвам о ней говорится: «Парвати является дочерью (владыки) гор Химаванта» (2, 31). Считается образцом идеальной жены. Изображается в виде прекрасной молодой женщины.

Рактабиджа (raktabIja, букв. «капля крови») – могучий асур из войска Шумбхи и Нишумбхи, убитый Богиней.

Ракта-дантика (rakta-dantikA, «с красными зубами») – прозвище Богини, зубы которой красны от крови асуров.

Саварни Ману (sAvarNiR manuR) – владыка восьмой манвантары.

Савитри – олицетворение мантры Савитри (Гаятри), в Деви-махатмье одно из имён Богини.

Самадхи (samAdhi – букв. «подвижничество, благоговение») – богатый вайшья, персонаж Деви-махатмьи, милостью Богини достигший высшего знания.

Сарасвати (sarasvati) – богиня речи и мудрости, покровительница учёных и поэтов. Изображается светлокожей женщиной, восседающей на лотосе. В Сапташати-сарвасвам ее имя объясняется так: «Та, у которой происходит истечение вод (сара), та есть Сарасвати» (2, 22). Согласно некоторым пуранам, она супруга Брахмы (Матсьяпурана, 4.23 – 24), в Махабхарате она дочь Брахмы (12.122.25). Богине Сарасвати противопоставляется богиня счастья и красоты - Лакшми, но обе они считаются частичными формами (aMza – rUpa) проявления Богини.

Свадха (svadhA) – имя Богини, в котором отразилась пураническая персонификация ведийского восклицания, произносимого во время подношения жертвенной еды усопшим предкам.

Сваха (svAhA) – имя Богини, в котором отразилась пураническая персонификация ведического ведийского ритуального возгласа «сваха», произносимого во время жертвоприношений богам. Отождествление Богини со Свадхой и Свахой мы находим в Деви-махатмье.

Сканда (skanda) – бог войны, предводитель войска богов. Является сыном Шивы. Персонифицирует энергию поднятия – арохана-шакти. В саттва-гуне это подъем кундалини, в раджо-гуне – половое возбуждение, в тамо-гуне – гнев. Изображается шестиликим, двенадцатируким юношей, сидящим на павлине. В Тамилнаду известен как Муруган.

Сугрива (sugIva, букв. «с отличной шеей») – асур, слуга Шумбхи и Нишумбхи, посланный ими в качестве вестника к Богине.

Супруг Шачи (zacIpati) – Индра.

Суратха (suratha, букв. «обладающий хорошей колесницей») – царь, персонаж Деви-махатмьи, милостью Богини в следующем рождении ставший Саварни Ману.

Сурья (sUrya) – бог Солнца, относящийся к группе восьми хранителей мира (lokapAla), считается хранителем юго-запада.

Тамра (tAmra, букв. «тёмно-красный») – асур из войска Махиши.

Творец (dhAtar) – Брахма.

Тысячеокий (sahasracakSus) – имя-эпитет Индры.

Уграсья (ugrAsya) – асур из воинства Махиши.

Угравирья (ugravIrya, букв. «обладающий ужасающей силой») – асур из воинства Махиши.

Удагра (udagra) – асур из воинства Махиши.

Уччаихшравас (uccaiHzravas, букв. «славный») – солнечный конь Индры, появившийся при пахтании океана. Он белой масти и питается амритой – напитком бессмертия.

Хара (hara, букв. «разрушитель») – одно из имён Шивы, связано с его специфической ролью божества, уничтожающего все существующее по истечении мирового периода.

Химавант (himavant, букв. «снежный») – царь гор, персонификация Гималаев, отец Парвати.

Хуташана (hutAzana) – бог огня Агни.

Царь вод (salila-rAja) – Варуна.

Чамара (cAmara, букв. «опахало из хвоста яка»)– военачальник Махиши.

Чамунда (cAmuNDa) – одно из имён Богини. В Деви-махатмье это имя трактуется: «сразившая (асуров) Чанду и Мунду». Изображается восседающей на трупе (Сапташати-сарвасвам, 2, 8).

Чанда (caNDa, букв. «свирепый, разъярённый») – асур, вместе со своим братом Мундой бывший слугой Шумбхи и Нишумбхи. Убит Богиней. Символизирует злобность, свирепость, ярость и гнев.

Чандика (caNDikA, букв. «гневная») – одно из имён Богини в её гневной ипостаси. «Та, которая неистовствует (чандате), есть Чандика» (Сапташати-сарвасвам, 2, 22).

Чандра (candra, букв. «сияющий») – бог Луны, другое имя которого – Сома.

Чикшура (cikSura) – военачальник Махиши.

Шакамбхари (zakambharI, букв. «дающая овощи») – воплощение Богини, упоминаемое в Деви-махатмье (10,49). Во время ста лет засухи и голода на земле Богиня пообещала явиться на землю в этом воплощении, производить из своего тела овощи и кормить ими все существа. Истоки образа следует, вероятно, искать мифах дравидийских народов о происхождении растительности из тела и крови женского божества плодородия.

Шамбху (zambhu, букв. «милосердный») – эпитет Шивы.

Шанкара (zaMkara, букв. «умиротворяющий») – имя-эпитет Индры, во втором (эвфемистическом) значении употребляется в умилостивительных апелляциях к грозному божеству.

Шарвани (zarvANi, произв. от zarva)– имя Богини в ее ипостаси супруги Шивы. Шарва (zarva, букв. «властитель стрелы») – Шива, одной стрелой уничтоживший город демонов Трипура.

Шатакши (zatAkSI, букв. «имеющая сто очей») – воплощение Богини, упоминаемое в Деви-махатмье.

Шачи (zaci, букв. «мощь») – супруга Индры, персонификация его мощи.

Шеша (zeSa) – тысячеголовый змей, на котором покоится земля, тесно связан с Вишну, которому он служит ложем. В некоторых пуранах выступает частичным воплощением Вишну. В периоды между гибелью и новым воссозданием вселенной Вишну изображается спящим на Шеше.

Шива (ziva, букв. «благой») – один из трёх великих богов, входящих в тримурти, основная его функция – разрушение мира. У шиваитов Шива отождествляется с высшим абсолютом и исполняет и две другие функции (создания и поддержания мироздания).

Шивадути (zivadUtI, букв. «имеющая посланцем Шиву») – прозвище Богини, которое она получила благодаря тому, что отправила самого Шиву в качестве вестника к Шумбхе и Нишумбхе.

Шри (zrI) – другое имя Лакшми.

Шумбха (zumbha) – асур, старший брат Нишумбхи, оба они были убиты Богиней. Олицетворяет отождествление себя с телом. В ритуале тантристов левой руки представлен зёрнами (mUdra).

Яма (yama) – в индийской мифологии бог смерти и правосудия, царь мёртвых. Подводит итог добрых и дурных дел умершего и посылает его в определённую часть преисподней, он же определяет форму последующего рождения. Выражение «отправить в обитель Ямы» - значит, убить. Принадлежит к хранителям мира и почитается как божество – хранитель юга.

Яшода (yazodA, букв. «дарующая славу») – супруга Нанды, приёмная мать Кришны.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1229 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2302 - | 2033 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.