МХК - предмет, значительную часть которого составляет информационный блок. Формы работы с информацией могут быть различны. Можно выделить два основных подхода: информационно-познавательный и образно-эмоциональный. Оба подхода дополняют друг друга и одинаково важны. Занятия по МХК могут состоять из модулей, которые рассматривают искусство в разных плоскостях. Погружая студентов в различные виды искусства во время занятий, можно менять характер этих модулей. Преимущества такой системы в том, что каждую пару оказывается не похожим на другой. Учащиеся знакомятся со стилями в искусстве, изучают новые термины, обсуждают увиденное и услышанное с преподавателем. Затем студентам предлагается рассмотреть серию репродукций и высказать свое впечатление от увиденного. Учащимся предлагается прослушать какое-либо классическое произведение и понять, что выражает эта музыка, какие она вызывает ассоциации, и что композитор хотел выразить в ней. В дальнейшем учащиеся записывают, обсуждают высказывания великих философов, писателей, ученых различных времен и народов. Обсуждая их и дискутируя по поводу этих высказываний, учащиеся вырабатывают свой взгляд на мир, жизнь. И, наконец, по презентациям и репродукциям, собранным преподавателем, учащиеся знакомятся с шедеврами и сдают зачет по итогам семестра.
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
Вопросы для экзамена (зачета)
1. Культурология в системе знания и образования.
2. Культура в языческих мифологических системах.
3. Понятие культуры в античной культуре.
4. Образ культуры в христианской мифологии.
5. Образ культуры в буддийской мифологии.
6. Образ культуры в исламской мифологии.
7. Культура в философии эпохи Возрождения.
8. Культура в философии Нового времени.
9. Культура в немецкой классической философии.
10. Социологический подход к культуре.
11. Семиотический подход к культуре.
12. Аксиологический подход к культуре.
13. Деятельностный подход к культуре.
14. Психологический подход к культуре.
15. Понятие культуры.
16. Понятие деятельности.
17. Мироотношение человека и его структура.
18. Уровни культуры.
19. Знак, образ, символ. Система знаковых форм.
20. Понятие текста. Текст, контекст, подтекст.
21. Понятие артефакта. Виды артефактов.
22. Понятие ценности.
23. Социализация. Инкультурация. Самоутверждение. Самореализация.
24. Творчество и эстетическое отношение.
25. Система универсальных форм культуры.
26. Миф в системе культуры.
27. Искусство в системе культуры.
28. Наука в системе культуры.
29. Философия в системе культуры.
30. Религия в системе культуры.
31. Игра в системе культуры.
32. Культурно-историческая типология. Культура и цивилизация.
33. Периодизация культурно-цивилизационного процесса.
34. Европейская цивилизация и её структурные особенности.
35. Индийская цивилизация и её структурные особенности.
36. Дальневосточная цивилизация и её структурные особенности.
37. Православная цивилизация и её структурные особенности.
38. Исламская цивилизация и её структурные особенности.
39. Античность как социокультурный тип.
40. Язык культуры классической Греции.
41. Эллинизм как социокультурный феномен.
42. Модель мироотношения человека в христианской мифологии.
43. Модель мироотношения человека в буддизме.
44. Модель мироотношения человека в исламе.
45. Модель мироотношения человека в иудаизме
46. Массовая и элитарная культура.
47. Субкультура и контркультура.
48. Постмодернизм как культурологическая проблема.
49. Реформация.
50. Библия как памятник культуры.
51. Глобализация как соцокультурный феномен.
52. Европейская цивилизация в процессе глобализации.
53. Россия и процесс глобализации.
54. Дальневосточная цивилизация в процессе глобализации.
55. Индия в процессе глобализации.
56. Исламская цивилизация в процессе глобализации.
57. Культура первобытного общества.
58. Реформы Петра I и модернизация России.
59. Культура России рубежа XIX-XX вв.
60. Советское общество как социокультурный феномен.
61. Средневековье как культурологическая проблема.
62. Возрождение как культурологическая проблема.
63. Новое время как культурологическая проблема.
64. Новейшее время как культурологическая проблема.
65. Католицизм и Православие. Модели мироотношения человека и социально-политической организации.
66. Культура первобытного общества.