Тема 5. Художественная культура античного мира.
Особенности формирования архетипа европейской культуры. Понятие античности. Основные составляющие и периодизация античной культуры. Древние цивилизации античного мира: Аккад, Вавилония, Ассирия, Шумер и др. Древний Египет и его роль в культуре средиземноморья. Мифология и культура Египта, особенности и эволюция его художественной культуры.
Греция и Рим и их место и роль в культуре античности.
Основные этапы формирования греческой цивилизации и греческой культуры. Социокультурные особенности классической эпохи. Греческая мифология и язык художественной культуры. Эпос и лирика. Художественно-эстетические особенности скульптуры, архитектуры, живописи. Греческая драма и театр.
Переход к эллинизму. Эллинизм как социокультурный синтез народов присредиземноморья и проявление этого в языке художественной культуры.
Римский эллинистический период античной культуры как завершающая ее фаза. Художественно-эстетические принципы римского эллинизма и проявление их в архитектуре, скульптуре, литературе. Зрелище как историческая форма массовой культуры.
Значение достижений античной художественной культуры для развития европейской и мировой культуры.
Тема 6. Христианство и западноевропейская художественная культура Средневековья и Возрождения.
Христианство как основа для смены парадигмы художественной культуры. Модель христианского мироотношения человека и ее принципиальные отличия от языческих моделей. Выражение этого в языке христианского обрядово-мифологического комплекса. Разделение христианства. Католицизм и Православие и разделение христианской культуры на западноевропейскую и восточноевропейскую. Главные особенности католической модели мироотношения человека.
Эпоха средневековья как религиозная фаза развития западноевропейской культуры. Антитетический характер утверждения новой художественно-эстетической модели и проявление ее принципов в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, слове.
Романский стиль и его художественно-эстетические особенности.
Готика - завершающая фаза религиозного периода. Язык готики. Эстетика готического храма. Проявление готических стилевых особенностей в скульптуре, живописи, моде, литературе.
Художественная культура эпохи Возрождения и Реформации.
Гуманизм, титанизм, универсализм как принципы мироотношения человека эпохи Возрождения. Искусство в центре культуры и выражение этого в языке художественной культуры. Центральное место в художественной системе живописи. Полифонизм («варьета») как конструктивный принцип возрожденческой эстетики.
Становление, особенности, эволюция художественной культуры Итальянского Возрождения. Архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка. Рождение оперы (Монтеверди).
Северное Возрождение. Связь с Итальянским и специфические особенности. Трагический пафос Северного Возрождения и выражение этого в образах живописи, литературы. И. Босх, Питер Брейгель-Старший, А. Дюрер, Э. Роттердамский. Реформация и ее влияние на содержание творчества выдающихся деятелей Северного Возрождения (Рембрандт, Шекспир). Театр Шекспира - вершина и итог художественной культуры эпохи Возрождения.
Тема 7. Художественная культура Нового и Новейшего времени.
Художественная культура Нового времени. Новое время как фаза развития западноевропейской культуры. Особенности духовной культуры. Наука в центре культуры. Выражение этого в языке художественной культуры. Антиномика двух великих стилей - барокко и классицизма. Стиль как программа деятельности для художника и образец анализа художественного произведения для критика. Проявление стилевых особенностей в литературе, живописи, театре, архитектуре, музыке, садово-парковом искусстве.
Просвещение как завершающая фаза культуры Нового времени. Изменение системы художественной культуры. Разрушение стилевой антиномики. Художественно-эстетические особенности рококо, сентиментализма, просветительского реализма.
Художественная культура Новейшего времени. Новейшее время как характеристика состояния западноевропейского культурно-цивилизационного типа и мирового социокультурного пространства. Технология в центре культуры. Технологизация языка художественной культуры. Постановка художником себя в центр культуры. Художник как экспериментатор, исследователь, обращенный и в прошлое и в будущее. Крайние полюсы позиции художника: предельный субъективизм и предельный объективизм. Романтическая (субъективизм) и натуралистическая, реалистическая (объективизм эстетики) и их взаимодополнительность. Проявление указанных эстетических позиций в литературе (лирика, роман), живописи, архитектуре (архитектура модерна). Импрессионизм как точка схождение выделенных тенденций. Художественно-эстетические особенности импрессионизма в живописи, музыке, скульптуре. Вопрос об импрессионизме в архитектуре. Экспрессионизм как общая характеристика направлений западноевропейской художественной культуры после импрессионизма. Крайние направления экспрессионизма: абстракционизм и поп-арт, промежуточные: кубизм, фовизм, сюрреализм и др. Новые информационные технологии и омассовление культуры. Дизайн как массовая художественная культура зрелой технологической эпохи. Размывание этнических, национальных, социальных, цивилизационных границ культуры как проявление общих тенденций глобализации. Постмодернизм и постмодернистские дискурсы языка культуры как саморефлексия массовой культуры современности.