Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность и структура политического процесса. Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политичес­кой науки




 

Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политичес­кой науки. Правда, некоторые ученые отождествляют ее с поняти­ем политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специ­фику политических процессов либо в результатах функциониро­вания политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борь­бы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).

В рамках этих различных подходов политический процесс обна­жает свои важнейшие источники, состояния, элементы. В то же вре­мя, при всех различиях теоретической интерпретации политическо­го процесса, считается общепризнанным, что он отображает реаль­ное взаимодействие субъектов политики, сложившееся не в соответ­ствии с намерениями лидеров или программами партий, а в резуль­тате действия самых разнообразных внешних и внутренних факто­ров. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индиви­ды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целя­ми, предрассудками взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяют­ся, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.

Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как их осуществление воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает и творит третьи. Тем самым политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической систе­мы, характеризует ее переход от одного состояния к другому. При этом важнейшим значением для политического процесса обладает продолжительность или краткосрочность временных периодов дан­ных изменений в формах отправления власти, соотношения сил, способах принятия решений и т.д.

Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию поли­тической системы, изменение ее состояний во времени и простран­стве. Политический процесс представляет собой совокупность дей­ствий институциализированных и неинституциализированных субъ­ектов по осуществлению своих специфических функций (дисфунк­ций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, т.е. показывает, как общество формирует свою госу­дарственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» обще­ство. С точки же зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, пред­ставляя собой совокупность относительно самостоятельных, ло­кальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.

 

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирова­ния социальных отношений политичес­кие процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленчес­кие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политическо­го участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные же полити­ческие процессы раскрывают динамику формирования отдель­ных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влия­ния на доминирующие формы и способы отправления власти.

В то же время и базовые, и периферийные политические про­цессы различаются по времени и характеру осуществления, сориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или со­трудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. К приме­ру явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их пуб­личных притязаниях к государственной власти, которая в свою оче­редь делает доступной для общественного контроля фазу подготов­ки и принятия управленческих решений. В противоположность от­крытому теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обраще­ния к официальным органам государственного управления.

Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основ­ных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институ­тов. Например, электоральный процесс формируется в связи с из­бирательными циклами, и потому политическая активность насе­ления развивается здесь в соответствии с фазами выдвижения кан­дидатов в законодательные (исполнительные) органы, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Как пра­вило, пик такой активности приходится на время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление кон­трольных функций за управляющими рутинизируется.

Циклы государственного управления может задавать деятель­ность правящих партий. К примеру в бывшем СССР очередные съезды КПСС, определяя «исторические» задачи, рубежи пяти­леток и проч., обусловливали ритм деятельности всех институтов власти на внутри- и внешнеполитической арене. В то же время сегодня — в период реформации общественных отношений — решающее влияние на ритмы функционирования государствен­ных учреждений, способы политического участия населения ока­зывают уже не решения высших органов управления, а отдель­ные политические события, изменяющие расстановку и соотно­шение политических сил (например августовский «путч» ГКЧП в 1991, апрельский референдум в 1993, кризис в октябре 1993 г.). Аналогичный «рваный» ритм задавали политическому процессу военные перевороты в ряде афро-азиатских государств, меняв­шие как институциональные структуры управления, так и усло­вия включения населения в политическую жизнь.

В конечном счете все частные политические процессы объ­единены одной и той же потребностью их субъектов повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная задача всех участников различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государст­венной власти управленческие решения.

Институты государственной власти являются важнейшим ин­струментом учета групповых требований и выработки общеколлек­тивных целей политического развития (политической воли общест­ва). Таким образом, в их деятельности все частные политические процессы выражают тот или иной аспект выработки, принятия и осуществления управленческих решений. От деятельности государ­ственных институтов зависит степень централизации власти и рас­пределения полномочий между группами, участвующими в выра­ботке целей политического развития. Используя свою устойчивость и мобильность, институты государственной власти способны под­держивать даже те нормы и цели (а следовательно, и связанные с ними частные политические процессы), которые не отвечают ин­тересам основной части общества, расходятся с политическими традициями социума и противоречат гражданскому менталитету.

С изменением форм, методов и функ­ций, осуществляемых институтами го­сударственного управления, изменяют­ся базовые и периферийные политические процессы. Чаще всего различают три режима их протекания. Первый — это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сло­жившихся взаимоотношений граждан и институтов государствен­ной власти. В этом случае политические процессы отражают про­стое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющих­ся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, поли­тическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность в развитии связей участников поли­тических процессов обладают при этом неоспоримым приорите­том перед любыми инновациями.

Второй режим протекания политических процессов — это ре­жим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выво­дят политику государства на уровень, который позволяет адекват­но отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменени­ям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внут­ри страны и на международной арене. Политическое развитие со­провождается интенсивным взаимодействием макро- и микрофак­торов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, нарастанию слож­ности ее строения, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных ин­тересов групп и граждан.

И, наконец, третьей разновидностью режима существования политических процессов является режим упадка, распада полити­ческой целостности. Как говорил П. Б. Струве, — это «регрессив­ная метаморфоза» политики. В данном случае политические из­менения (в способах артикулирования интересов, отбора элит, принятия решений и проч.) имеют негативный характер по отно­шению к нормам и условиям целостного существования полити­ческой системы. Энтропия и центробежные тенденции преобла­дают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят необратимый характер. В ре­зультате принимаемые режимом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.

Классическим примером такого протекания политических про­цессов является судьба большинства бывших социалистических стран в европейском и азиатском регионах, где правящие круги так и не отыскали адекватных мер и способов управления, чтобы отреагировать на социально-экономические и духовные запросы времени.

Политическое участие

В каждом государственно организован­ном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан в поли­тику. Однако сама идея необходимости участия людей в полити­ческой жизни понимается учеными по-разному. Так, многие по­следователи руссоистских, марксистских и ряда иных традиций в политической мысли настаивают на необходимости практически поголовного участия граждан в политической жизни. Например, Ленин неоднократно говорил о неизбежности при социализме «пря­мого, обеспеченного законами <...> участия всех граждан в управ­лении государством»[137]. Некоторые теоретики т.н. новых левых (Л. Гудмен, Т. Хейден, Ф. Фонон) также убеждены в недостаточности участия граждан в «символической» политике (т.е. голосовании) и требуют обязательного вовлечения населения в процесс принятия решений. В значительной мере подобного рода идеи представле­ны и в современных теориях партисипаторной демократии.

В то же время теоретические (и идеологические) оппоненты данной точки зрения полагают, что «единственными средствами участия, доступными для граждан <...> являются голосование за лидеров и дискуссии»[138]. Еще более пятидесяти лет назад американ­ский ученый Липманн высказал мысль, что ожидать от среднего американца интереса к делам государства, значит предполагать у него едва ли не патологическую потребность в политических зна­ниях и действиях.

Видимо, следует признать, что потребность и степень вовле­ченности граждан в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в обществе, а также от состояния и политичес­кой системы, и самого человека. Однако понятно и то, что в це­лом в реальной жизни большинство граждан не имеют ни средств, ни возможностей для постоянного участия в политике. Для лю­дей, не желающих делать профессиональную карьеру политика, эта область жизни, требуя дополнительных сил, знаний, психоло­гической готовности к соперничеству и других внутренних свойств и усилий, чаще всего не является внутренне притягательной. На­против, зачастую она становится сферой выброса негативных эмо­ций человека, социального перевозбуждения, кризиса личности, проявлением чего служат различные формы незаконопослушного поведения, политического терроризма, коррупции и т.д.

Чаще всего в теории указываются следующие причины включе­ния индивида в политику: те или иные состояния сознания человека (например ощущение угрозы своему общественному положению — Ласуэлл; рациональное и расчетливое осознание своих интересов и необходимости завоевания нового статуса — Лэйн; желание жиз­ненного успеха и общественного признания — Доунс; понимание общественного долга и реализация собственных прав, страх за само­сохранение в общественной системе и т.д.), достижение определен­ного культурно-образовательного уровня; доступность информации и ряд других факторов. В качестве особой причины рассматривается способность государства (политических структур и институтов) к принудительному включению граждан в сферу политики.

В совокупности все эти мотивы выражают соотношение пред­ставлений индивида о своем гражданском статусе и реальных, предо­ставленных государством возможностей для укрепления или изме­нения этого общественного положения. Таким образом, политичес­кое участие раскрывает процесс включения индивида (групп граж­дан) в механизмы артикулирования и агрегирования его (их) власт­но значимых интересов. Оно характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и харак­тер политических решений органов и институтов государственной власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.

Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от оп­ределенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религиозная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следовательно, набора тех средств, которые государство предоставляет гражданам для за­щиты их прав и интересов), а также от конкретной политической ситуации.

В соответствии с этими условиями американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности полити­ческого участия: совершенно пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах представи­тельных органов; вовлеченность индивидов только в решение мест­ных проблем; политическое поведение активных участников пред­выборных кампаний; поведение политических активистов, распро­страняющих свою активность на всю сферу политики; участие как форма профессиональной деятельности политика.

Их соотечественник Милбэрт предпочитает говорить об «актив­ных» формах политического участия (руководство государственны­ми и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.д.), «промежуточных» (участие в политических собраниях, под­держка партий денежными пожертвованиями, контакты с офици­альными лицами и политическими лидерами и т.д.), «наблюдатель­ной» (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки вовлечь других граждан в процесс голосования или дискуссии и т.д.), а также об «апатичном» отношении граждан к политике.

При всем многообразии форм и разновидностей политичес­кого участия очевидно, что все они различаются по масштабнос­ти, сфере социального распространения. Иначе говоря, обраще­ние индивида к политическим средствам защиты своих интересов может либо предполагать его участие в решении вопросов обще­национального характера, либо касаться местных проблем, быть ограниченным рамками локального производственного коллекти­ва, территориального самоуправления и проч. При этом сами формы политического участия могут быть как прямыми, выраженными непосредственными действиями индивида, так и косвенными, ха­рактеризующими его включение в политику через различные груп­пы, организации и структуры.

Существенной характеристикой является степень интенсив­ности политического участия. Если одной его крайностью явля­ется деятельность активистов партий, политических движений, групп интересов и проч., то другую характеризуют апатия, отчуж­денность людей от политики, полное равнодушие к этой сфере общественной жизни. В равной степени причинами аполитич­ности граждан могут выступать разочарование в проводимом влас­тями политическом курсе, отторжение от социальной системы в целом (например различных люмпенизированных слоев), сориентированность на сугубо личные, бытовые потребности или — полное доверие к правящим элитам и лидерам. В свою очередь столь же многообразны и причины, заставляющие людей значи­тельную часть жизни проводить в политических баталиях. Одна­ко в любом случае крайности политического участия весьма опас­ны. Так, излишняя вовлеченность в политические отношения абсолютизирует состязательный стиль социального существова­ния в целом, увеличивает нервную нагрузку, придает нравствен­ным принципам человека излишнюю целевую направленность, заставляя смотреть на жизнь через призму групповых взаимоот­ношений. С другой стороны, длительная отчужденность от влас­ти, а следовательно, и отсутствие навыков ведения дискуссий, поис­ка компромиссов создает у людей предрасположенность к радикализации своих социальных требований и даже экстремизму, про­воцирует взрывоопасные формы отношений населения и властей.

Основной и, как показывает опыт, оптимальной формой по­литического участия для большинства населения являются выбо­ры в представительные органы власти. Эта форма взаимодействия индивида и государства очерчивает ясные сферы компетенции элит и неэлит, предоставляет возможности для проявления людьми самой различной степени активности и, что весьма важно, об­ладает временной протяженностью, не требующей чрезмерных психологических нагрузок. Характеризуя наиболее распростра­ненные формы политического участия, следует сказать, что они могут быть организованными и неорганизованными, система­тическими и периодическими, сориентированными на тради­ционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индиви­да и власти. С точки зрения мотивации политических действий можно говорить об автономных (выражающих сознательно обу­словленные формы включения индивида в политику) и моби­лизованных формах политического участия (характеризующих вынужденное вхождение граждан в политику под давлением го­сударства или других политических структур). В плане отноше­ния к действующим в государстве законам необходимо разли­чать конвенциональные (т.е. легальные, соответствующие зако­нодательству) и неконвенциональные (незаконные) формы по­литического участия.

Особым значением для политической системы, действующего режима прав­ления обладают формы и способы политического участия, выра­жающие политический протест населения. Политический протест представляет собой разновидность негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политичес­ких оппонентов.

Как правило, политический протест возникает там, где дей­ствуют неэффективные стратегии и технологиии осуществле­ния власти (подавляются права меньшинств, невелики права индивида на предъявление претензий властям, действуют сис­темы ограничений — например в виде имущественных, образо­вательных и иных цензов на участие в голосовании и т.д.). Его наиболее распространенным источником является слабая при­верженность граждан господствующим в обществе ценностям, низкая солидарность с провозглашенными политическими це­лями режима (из-за признания их неверными, несправедливы­ми или устаревшими), психологическая неудовлетворенность сложившейся системой взаимоотношений гражданина и государства, страх за свое будущее (ожидание репрессий, преследо­ваний за политические убеждения).

В зависимости от причин, вызвавших протест, граждане могут добиваться своих целей либо путем корректировки правительст­венного курса, не меняя при этом основ и принципов сложившей­ся политической системы и режима правления, либо борясь за изменение базисных основ и способов существования власти. В этом смысле формы политического протеста могут быть как кон­венциональными, так и неконвенциональными.

К первым, в частности, можно отнести разрешенные властями демонстрации, пикеты, политические резолюции партий и запро­сы парламентариев, возражающих против того или иного реше­ния правительства, отдельные акты гражданского неповинове­ния. Типичным примером законного политического протеста может служить и деятельность различных молодежных, жен­ских, экологических движений, демонстрирующих «неадекват­ность традиционных политических форм в условиях современ­ной жизни»[139]. Такие движения соседских, территориальных, ре­лигиозных и прочих общин (т.н. альтернативные движения, об­ладающие определенным политическим весом во многих стра­нах Запада), не только пытаются найти свой уникальный, но­вый стиль жизни, но и выдвигают вполне определенные поли­тические требования, в частности борясь за идеал «демократи­ческого ответственного государства». Однако при всей нестандарт­ности проповедуемого ими образа жизни, как правило, они дейст­вуют только в рамках закона, не скатываясь к противоправным политическим акциям.

В качестве незаконных, неконвенциональных форм полити­ческого протеста могут рассматриваться запрещенные властями антиконституционные демонстрации и шествия, деятельность под­польных политических партий, политический терроризм, а также самые разрушительные для общества формы политического учас­тия — революции. Стремясь предотвратить подобные действия, государства определяют процедуры совершенствования конститу­ционных основ политического строя, предполагающих даже видо­изменение фундаментальных, базисных черт действующей систе­мы власти (т.е. определяют условия и границы политического воз­действия групп и граждан), но в то же время формируют структу­ры и механизмы, пресекающие несанкционированные формы по­литического участия населения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 655 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2335 - | 2045 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.