Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕон€тие политической идеологии. ѕолитическа€ идеологи€ представл€ет собой одну из наиболее вли€тельных форм политического сознани€




ѕолитическа€ идеологи€ представл€ет собой одну из наиболее вли€тельных форм политического сознани€, воздействующую на содержание властных отношений, орудие Ђду≠ховного кн€жени€ї (ћакиавелли) той или иной политической силы. —о времени по€влени€ соответствующего термина (его ввел французский ученый ј. де “реси в XVIII в.) в науке сложились различные взгл€ды на это духовное €вление. “ак, основопо≠ложник теории идеологии  . ћаркс видел в ней прежде всего форму иллюзорного сознани€, вызванную противоречи€ми производственных отношений.  . ћангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. ќднако большее вни≠мание он удел€л ее функциональным характеристикам и, в част≠ности, способности сплачивать людей, аккумулировать их поли≠тическую энергию.

јмериканский теоретик Ћ. —аджент полагал, что идеологи€, вырабатыва€ определенные цели и ценности политического раз≠вити€, в то же врем€ огрубл€ет решение практических проблем. ≈го соотечественник ‘. ”откинс считал, что идеологи€ всегда противостоит статус-кво и €вл€етс€ политическим фактором, со≠хран€ющим значительный преобразующий потенциал. Ќеомаки≠авеллисты (–. ћоска, –. ћихельс, ¬. ѕарето и др.) гиперболизи≠ровали политическую идеологию, рассматрива€ даже формы эс≠тетического и религиозного сознани€ как специфические формы ее про€влени€, порожденные нуждами легитимизации власти. ¬ то же врем€, несмотр€ на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в по≠литической мысли бытуют и представлени€, характеризующие ее как Ђслужанку властиї, не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.

» все же большинство ученых трактуют политическую идео≠логию как определенную доктрину, оправдывающую прит€зани€ той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добиваю≠щуюс€ в соответствии с этими цел€ми подчинени€ общественного мнени€ собственным иде€м. —ледовательно, политическа€ идео≠логи€ Ч это разновидность корпоративного сознани€, отражаю≠ща€ сугубо групповую точку зрени€ на ход политического и соци≠ального развити€, отличающа€с€ склонностью к духовному экс≠пансионизму.

ѕолитическа€ идеологи€ €вл€етс€ по преимуществу духовным орудием элиты. »менно от тактики поведени€ последней зависит степень идейного оформлени€ тех или иных групповых интере≠сов. ќднако реальна€ роль политической идеологии в отношени≠€х власти зависит от характера овладени€ ею общественным со≠знанием.

“аким образом, основными функци€ми политической идео≠логии €вл€ютс€: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, насто€щего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнени€ предлагаемых ею целей и задач политического развити€. ѕри этом политическа€ идеологи€ призвана не столько распро≠стран€ть, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько доби≠ватьс€ целенаправленных действий граждан во исполнение по≠ставленных ею задач.

— точки зрени€ политических функций, идеологи€ стремитс€ сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов ка≠кой-нибудь определенной социальной (национальной, религиоз≠ной и др.) группы, либо дл€ достижени€ целей, не опирающихс€ на конкретные слои населени€ (например, идеологи€ анархизма, фашизма). ѕри этом, помимо рациональных Ч нередко теорети≠чески обоснованных положений, люба€ идеологи€ предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые люд€м предлагаетс€ воспринимать на веру. ¬ меньшей степени таким налетом верований обладает офици≠альна€ идеологи€, направл€юща€ реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающа€ действитель≠ность. ќсобой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стрем€щиес€ с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонни≠ков.

ѕоскольку политическа€ идеологи€ представл€ет собой духовное образо≠вание, специально предназначенное дл€ целевой и идейной ори≠ентации политического поведени€ граждан, необходимо разли≠чать следующие уровни ее функционировани€:

Ч теоретико-концептуальный, на котором формулируютс€ ос≠новные положени€, раскрывающие ценности и идеалы опреде≠ленного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развити€. »ными словами, здесь представлены те идеи и принципы, во им€ которых Ђсовершают≠с€ государственные перевороты <...> умирают и возрождаютс€ обществаї[116].

Ч программно-политический, на котором социально-философ≠ские принципы и идеалы перевод€тс€ в программы, лозунги и требовани€ политической элиты, формиру€ таким образом нор≠мативную основу дл€ прин€ти€ управленческих решений и сти≠мулировани€ политического поведени€ граждан. » если полити≠ческие принципы формируют приверженцев и предполагают дис≠куссии сторонников разных ценностей, то программы разрабаты≠ваютс€ дл€ ведени€ непосредственной политической борьбы, пред≠полагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов. ѕричем между концептуальным и программным уровн€ми могут сущест≠вовать и определенные противоречи€, в результате которых не≠которые принципы, как писал Ѕ. „ичерин, нельз€ узнать в офор≠млении их Ђсамых рь€ных обожателейї.

Ч актуализированный, который характеризует степень освое≠ни€ гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощени€ в практических делах и поступках. ƒанный уровень может характеризоватьс€ довольно широким спектром вариантов усвоени€ людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убежде≠ни€, до воспри€ти€ людьми своих политических прив€занностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. »деологии, обла≠дающие способностью определ€ть принципы социального мыш≠лени€ людей, упор€дочивать в их сознании картины мира, €вл€≠ютс€ Ђтотальнымиї ( . ћангейм). “е же системы политических требований и воззрений, которые став€т задачи частичного изме≠нени€ форм правлени€, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повли€ть на мировоззренческие пред≠ставлени€ граждан, выступают как Ђчастныеї (Ќ. ѕуланзас). ѕа≠дение вли€ни€ идеологии на общественное мнение или распро≠странение технократических представлений, отрицающих возмож≠ность воздействи€ социальных ценностей на политические св€зи и отношени€, ведет к деидеологизации политики.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 901 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1391 - | 1407 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.032 с.