Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире




Фотореализм (или «резкофокусный реализм», «доку­ментальный романтизм» — термин московского искусствоведа А. Камен­ского). Произведения фотореализма основываются на сильно увеличен­ной фотографии и часто отождествляются с гиперреализмом. Однако и по технологии создания образа и главное по инварианту художественной концепции мира и личности — это хотя и близкие, но разные художест­венные направления. Гиперреалисты имитировали фото живописными средствами на холсте, фотореалисты имитируют живописные произведе­ния обрабатывая (красками, коллажными средствами) фотографии.

По мнению теоретиков постмодернизма копирование фотографии ве­дет к созданию нового смысла и сверхреальности. Такие произведения европейские теоретики называют гиперреалистическими (hyperrealism), американские — суперреалистическими (superrealism). Однако следует различать гиперреализм (сверхнатуралистическая живопись) и фотореа­лизм (изобразительная деятельность на основе фотографии) как два близ­ких, но различных художественных направления.

Для фотореализма фотография заменяет натуру, фотоизображение важнее непосредственного взгляда на реальность. Фотореалист Э. Горо­ховский пишет: «Картина у меня почти всегда состоит из двух элементов — один из которых — это воспроизведенная тем или иным способом фо­тография, второй — нечто вторгающееся в это фотографическое про­странство» (Флэш-арт, русское издание, 1989. № 1. С. 150).

Фотореалист не создает картину на основе личного впечатления от на­туры. Он не работает на пленэре как импрессионист, не работает по памя­ти на основе личного впечатления как Фальк и художники его школы; фо­тореалист имеет дело с фотоснимком, с реальностью, прошедшей через фотообъектив. На холсте возникает суррогат реальности, мало одухотво­ренный субъективностью художника.

Дж.А. Каналетто - праотец фотореализма. Знаменитая картина Кана-лето «Возвращение Бученторо (золотая лодка) к молу» представляет це­ремонию обручения дожа с морем. На картине изображается у пристани Венеции Золотая галера, украшенная золотыми барельефами. При созда­нии этого полотна как и при создании других своих картин Каналето ис­пользовал проекционную технологию задолго до изобретения фотоаппа­рата и технологии обработки фотопленки. Проекционный аппарат с по­мощью линзы и нехитрой системы зеркал проецировал изображение ок­ружающей реальности на бумагу, а художник обводил на бумаге контуры спроецированных предметов, затем эти контуры копировались на холст и тщательно раскрашивались в соответствии с реальным пейзажем.

Фотореализм как художественное направление в мировом изобрази­тельном искусстве сложился в 70-х годах ХХ в. В России фотореализм воз­ник в середине 70-х годов, а первые выставки состоялись в 80-е годы. В воз­никновении русского фотореализма сыграла роль «традиция бытописа­тельства, пришедшая из XIX века. Можно сказать, что для русского художе­ственного сознания характерно особое всматривание в жизнь, литератур­ность, любовь к реальным событиям, их обстоятельствам и деталям, что оказалось в чем-то близким эстетике фотореализма» (Козлова. 1994).

Фотореализм утверждает приоритет документальности и худо­жественную концепцию: достоверный, обыденный человек в достовер­ном, обыденном мире. Один из фотореалистов — Булатов — пишет: «Я должен изобразить не прекрасное, и не ужасное, а самое обычное».

Фотореалист вырывает из жизни видеоэпизод и делает его объектом фотофиксации, предметом художественного восприятия зрителя. Это ху­дожественное направление возникло в последние десятилетия ХХ в. Тео­ретик средств массовой коммуникации М. Маклюэн утверждал, что во второй половине ХХ в. наступила эпоха визуальной цивилизации и не чтение, не книги, становятся главным средством информации, а зритель­ные образы.

Цель фотореализма — изображение современной обыденной повсед­невности. Улицы, прохожие, витрины, автомобили, светофоры, дома, предметы быта воспроизводятся в произведениях фотореализма досто­верно, объективно и сверхпохоже.

Теория фотореализма разработана мало, у этого направления нет сво­его манифеста или четко изложенной художественной программы. И все же ряд общих особенностей фотореализма можно назвать: 1) фигуратив­ность, противостоящая традициям абстракционизма; 2) тяготение к сю­жетности; 3) стремление избегать «реалистических штампов» и докумен­тализма; 4) опора на художественные достижения фототехники.

«Фотография, кино, телевидение, репродукции, реклама — эта ти­ражная культура во многом вытесняет непосредственную реальность, на­туру как таковую. Игнорировать подобное мощное воздействие художник не может, но он может его использовать — сделать эту «вторую природу» и героем, и инструментом своего искусства» (Козлова. 1994. С.8)

Фотореализм создает художественную реальность, «пропущенную» через фотообъектив, что абсолютно гарантирует реальность изображае­мого события или объекта. Фотоизображение служит психологической и философской основой доказательства объективного существования окру­жающего мира. Постулат фотореализма — мир запечатлен на фото, зна­чит он существует. Российский фотореалист Булатов утверждает, что фо­тография есть гарант объективной данности.

Фотореалист считает, что фототехнические средства передают мир адекватно и недеформированно, беспристрастно и точно. Изобразитель­ная поэтика фотореализма: 1) создание изображения на основе исходного фото; 2) отсутствие мазков и нанесение краски распылителем; 3) исполь­зование трафаретов; 4) уход от живописности; 5) склонность к большим форматам.

Одно из течений фотореализма — «слайдизм» (название фиксирует метод работы художника, копирующего слайд, спроецированный на холст).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 469 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2269 - | 2229 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.