Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Интеллектуальные добродетели




Книга VI посвящена интеллектуальным добродетелям. Как поясняет Аристотель, речь идет о совершенно особой сфере. Но основной принцип остается все тем же: «Следует избирать середину, избегая излишеств и недостатков. Середина соответствует правильному порядку». Сущность интеллектуальной добродетели – в правильном сочетании желания и разума, рациональной и иррациональной частей души. Интеллектуальная часть души – объект приложения истины.

Затем Аристотель перечисляет интеллектуальные добродетели: это наука, изучение искусства, изучение благоразумия, изучение созерцательного разума, теоретическая мудрость (т.е. мудрость в себе и для себя, не применяемая в практической деятельности). И наконец, Аристотель переходит к благоразумию и искусству политики. Аристотель представляет благоразумие как интуицию, или, лучше сказать, как способность воспринимать необычные ситуации. После этого философ говорит о второстепенных добродетелях: здравом смысле, сообразительности и рассудительности. Затем он исследует связи интеллектуальных добродетелей между собой и с благоразумием. Благоразумие – практическая мудрость.

 

Наслаждение.

В книге VII рассматриваются отрицательные стороны человеческого характера: порочность, жестокость, неумение владеть собой, несдержанность.

В чем же состоит аристотелевская теория наслаждения? В Никомаховой этике философ различает наслаждение и жизнь, проводимую в удовольствии. Его теория наслаждения содержится в книгах VII и X. В книге VII Аристотель не согласен с теми, кто осуждает наслаждение. Само по себе наслаждение – это ни хорошо, ни плохо. По сути дела часто это даже не состояние, а деятельность, энергия и ее цель. Приятная деятельность есть цель всякой жизни. Поэтому ничто не мешает высшему благу одновременно доставлять и наслаждение. Что касается божественного наслаждения, являющегося чистым действием, то оно длится вечно.

 

Дружба.

Дружбе посвящены книги VIII и IX. Эта добродетель – одно из самых необходимых условий жизни. Ведь никто бы не захотел жить без друзей, даже имея все остальные блага. Дружба может быть основана на удовольствии, пользе или благе. Лишь в последнем случае она желанна сама по себе. Как и всякая добродетель, дружба – устойчивое отношение, которое реализуется в совместной жизни и достигает высшего развития у друзей, обладающих одинаковыми моральными качествами. Бог слишком отличается от человека, чтобы между ними могла существовать дружба. Какова основа дружбы? Ее можно обнаружить в любви к самому себе, в высшей степени положительной форме эгоизма, состоящей в любви и развитии всего лучшего в себе. Хороший человек должен быть в глубине души эгоистом, поскольку обязан любить, прежде всего, самого себя. И если бы все граждане, стремящиеся к добродетели, любили себя, то Общество и Город получили бы от этого огромную пользу.

 

Вопрос о счастье.

Книга X, последняя в Никомаховой этике, посвящена счастью. Счастье – это по преимуществу созерцание, действие «самой божественной части в нас самих». Счастье – не только абстрактное понятие. Оно все же требует наличия внешних благоприятных условий. Оно не исключает, напротив, требует, совместной жизни друзей.

На более низкой, чем созерцание, ступени, счастье может состоять также в общении с себе подобными. Поэтому этика – это еще и способ осмысления «политических» отношений. Для того чтобы хорошо жить в обществе, следует воспитать в своем характере любовь к прекрасному. Это воспитание – дело политическое; правильные законы должны обеспечить здоровое воспитание и развить в человеке привычку и желание действовать добродетельно. Для сочинения таких законов опыт следует соединить с критическим суждением. Так заканчивается Никомахова этика.

 

Иерархия целей.

В нашем кратком изложении Никомаховой этики мы уже видели, что Аристотель составил иерархию главных целей человеческого существования. Превыше всего – философия. Затем следует политика. Хотя, конечно, на самом деле философ не столь категоричен т.к. между двумя этими идеалами нет противоречий. И в том и в другом реализуется природа человека. Хотя в философии человек реализует самую возвышенную часть своей природы, но и политика тоже важна. Благодаря ей можно построить удовлетворительную модель отношений с другими.

В заключении отметим, что в Никомаховой этике выдвинута интереснейшая моральная теория: теория золотой середины. Эта нравственная концепция пользовалась большой популярностью. Она широко использовалась многими философами, в первую очередь Фомой Аквинским (1225-1274), построившим свою философию морали именно на основе учения Аристотеля. Наследие святого Фомы Аквинского в значительной степени определяло развитие христианской философии вплоть до начала XX века.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алексеев П.В., Панин А. В. Философия: учебник для вузов. Моск. гос. Ун-т им. М. В. Ломоносова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. 608 с.

2. Бессонов Б.Н. Философия: история и современные задачи: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. 554 с.

3. Ильин В. В. Философия: учебник для вузов: [в 2 т.]. Т. 1: Метафилософия. Онтология. Гносеология. Эпистемология. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 825 с.

4. Ильин В.В. Философия: учебник для вузов: [в 2 т.]. Т. 2: Социальная философия. Философская антропология. Аксиология. Философия истории. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 775 с.

5. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев [и др.]; под ред. А.П. Алексеева. 2-е изд. перераб., и доп. М.:Проспект. 2008.493 с.

6. Мананикова Е.И. Философия: учеб. Пособие. М.: Дашков и К, 2008. 304 с.

7. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. М.: Проспект, 2009. 240 с.

8. Основы философии: учебник / С. Н. Астапов [и др.]; под общ. ред. А. Н. Ерыгина. 2-е изд. М.; Ростов н/Д: ИТК «Дашков и К»: Академцентр, 2008. 448 с.

9. Спиркин А. Г. Философия: учебник для вузов. 2-е изд. М.: Гардарики, 2006. 736 с.

10. Спиркин А. Г. Философия: учебник для технических вузов. Гардарики,2008. 368 с.

11. Философия: учеб. пособие для вузов / отв. ред. В. П. Кохановский. 13-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 576 с.

12. Философия: учебник для вузов / В. В. Миронов [и др.]; под общ. ред. В. В. Миронова. М.: Норма, 2005. 911 с.

13. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для вузов / сост. П. В. Алексеев; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. 3-е изд., перераб. и доп.М.: Проспект, 2005. 576 с.

 


[1] Реинкарнация – в религиозных представлениях – повторное вселение бессмертной души в смертную оболочку, чаще – в человеческое тело; возвращение души из загробного мира в мир смертных.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 890 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2236 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.