Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные идеи и принципы аксиологии как методологии социально-гуманитарного познани€




јксиологи€ (греч. axia Ц ценность, logos Ц учение) - учение о природе ценностей как общезначимых принципах, определ€ющих направленность человеческой де€тельности, моти≠вацию человеческих поступков. јксиологи€ Ц методологическа€ парадигма ис≠следовани€ общества, человека, культуры, основу которой составл€ет проце≠дура аксиологической редукции - реконструкции ценностей, составл€ющих сущностную основу общества, человека, культуры как объектов социально-гуманитарного познани€. јксиоло≠ги€ имеет в своей основе определенную картину мира, в которой бытие расще≠пл€етс€ на две составл€ющие части Ц реальность и ценность. јксиологи€ как философское учение выдвигает задачу вы€влени€ бытийного статуса ценностей и их отношени€ к фактам реальности.

–ассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры аксио≠логии.

»сходное положение аксиологического подхода: конституирующей ос≠новой общества, человека, культуры €вл€ютс€ ценности - этические, эстети≠ческие, логические, социальные идеалы и эталоны, составл€ющие субстанцио≠нальный каркас быти€ человека, общества, культуры.„то касаетс€ определе≠ни€ и классификации ценностей, то таковое в аксиологии вариативно, тем не менее, можно выделить некоторый инвариантный набор ценностей, присутст≠вующих в разных классификаци€х, среди них: истина, красота, любовь, спра≠ведливость, свобода, добро.

¬ качестве предмета исследовани€ аксиологи€ полагает ценности, таким образом, в ее рамках формируетс€ особый вид редукции Ц аксиологическа€ ре≠дукци€, свод€ща€ все многообразие социокультурного мира к ценност€м как общезначимых принципам, лежащим в основании де€тельности человека, сози≠дающего этот мир.

Ќар€ду с пон€тием Ђценностиї важнейшим пон€тием аксиологии €вл€≠етс€ пон€тие Ђблагаї. Ѕлага понимаютс€ как части действительности, в ко≠торых воплощены ценности. Ќапример, различные исторически сформировав≠шиес€ формы демократии можно рассматривать как реализацию ценности Ђсправедливостьї.  ультура и общество в аксиологическом ракурсе рассмотре≠ни€ предстают как совокупности благ, в которых реализованы ценности. ÷ен≠ности, в трактовке классической (неокантианской) аксиологии Ц универсальны, а блага, в которых реализуютс€ ценности, всегда уникальны, поэтому культур≠ный и социальный мир представл€етс€ как единство многообрази€. —тепень представленности той или иной ценности в социокультурной реальности, т.е. в том или ином социокультурном благе может быть различной. »сторический прогресс мыслитс€ как процесс углублени€ реализации ценностей, все более полное их раскрытие в социальных, культурных благах. “аким образом, в каче≠стве предмета исследовани€ аксиологи€ полагает блага, понимаемые как разно≠образные фрагменты социокультурной реальности, в которых воплощены те или иные ценности.

ѕрирода ценностей в рамках аксиологического подхода определ€етс€ по-разному. Ќеокантианство как философска€ традици€, в русле которой оформи≠лась аксиологическа€ методологи€, в своем определении ценностей опираетс€ на кантианский трансцендентализм. ѕоследний, в свою очередь, базируетс€ на категори€х Ђтрансцендентноеї, Ђимманентноеї, Ђтрансцендентальноеї, кото≠рые сформировались в средневековой схоластической философии и логике.

“рансцендентный (лат. тranscendens Ц перешагивающий, выход€щий за пределы) - термин средневековой схоластической философии, характеризую≠щий предмет религиозного и метафизического познани€ и обозначающий такие аспекты быти€, которые выход€т за сферу ограниченного существовани€ ко≠нечного, эмпирического мира.

»мманентный (лат immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) Ц пон€тие, означающее внутренне присущее какому-либо предмету, €влению, процессу то или иное свойство, закономерность.

—холастика различала имманентные и трансцендентные причины и дей≠стви€. ѕервые имеют место в самих объектах, вторые наход€тс€ за пределами их наличного быти€.

„то касаетс€ трансценденталий, то они понимались как особый род уни≠версалий (общих пон€тий), позвол€ющих выйти сознанию за пределы налич≠ного быти€. “рансценденталии понимались как сверхкатегории, характери≠зующие высшие и универсальные предметы метафизического познани€. —ред≠невекова€ философи€ относила к ним шесть категорий: сущее, субстанци€, иное, единство, истина, благо. ѕричем все они относились к бытию и имели онтологический статус. ѕротивники учени€ о трансцендентали€х предупреж≠дали, что они могут привести в никуда, в сферу бессмысленных умозрений. ”  анта термин Ђтрансцендентноеї приобрел гносеологический оттенок, стал оз≠начать в противоположность имманентному Ц то, что находитс€ за границами возможного опыта.  ант пыталс€ закрепить различие между пон€ти€ми Ђтрансцендентальныйї и Ђтрансцендентныйї, понима€ под последним также и то, что недоступно познанию, но €вл€етс€ предметом веры. (Ѕог, ƒуша, Ѕес≠смертие). “рансцендентальное по  анту Ц вс€кое познание, занимающеес€ не столько предметами, сколько видами нашего познани€ предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори. јприори (лат. a priory Ц из предшествующего) Ц знание, предшествующее опыту и независимое от него. јпостериори (лат. a posteriori Ц из последующего) - знание, получаемое из опыта.

“рансцендентальна€ философи€ по  анту Ц философи€ чистого разума, занимающа€с€ анализом всего априорного человеческого познани€. јксиоло≠ги€ неокантианства базируетс€ на идее, согласно которой ценности трансцен≠дентны (априорны) по отношению к отдельному сознанию, а субъект познани€ есть трансцендентальный субъект, поскольку он предстает как носитель транс≠цендентных ценностей. “аким образом, неокантианство исходит из принципа дуализма имманентного быти€ и трансцендентных ценностей, понимаемого как дуализм должного Ц этических, эстетических, гносеологических, социаль≠ных и т.д. идеалов и сущего Ц фактически наличествующих социальных, куль≠турных €влений. ѕомимо этого ценности, в русле неокантианского философ≠ствовани€ получают статус абсолютных, а это означает, что они безусловны, несотворимы, вечны и всеобщи.

ќднако аксиологическа€ парадигма не ограничена рамками неокантиан≠ства, более того - ее концептуальный каркас не монолитен, он складываетс€ из отдельных конструкций. –азвитие аксиологической парадигмы св€зано с изме≠нением понимани€ природы ценностей. ¬ частности в рамках аксиологически ориентированной социологии (ћ, ¬ебер, ѕ.—орокин) ценности приобретают социально-исторический статус, т.е. рассматриваютс€ как относительные Ц ре≠л€тивные, завис€щие от тех или иных условий, следовательно, преход€щие, временные. ¬ рамках рел€тивистского понимани€ ценностей складываютс€ следующие их трактовки: социоцентристска€, полагающа€ источником ценно≠стей общество, антропоцентристска€, определ€юща€ человека как творца цен≠ностей и культуроцентристска€, рассматривающа€ ценности как заданные культурой нормы. ѕрин€тие ценностного рел€тивизма влечет реинтерпретацию категории Ђдолжноеї. Ђƒолжноеї определ€етс€ как рациональна€ конструкци€, представл€юща€ собой инвариантную основу тех или иных социокультурных €влений и процессов.

јксиологи€ как парадигма социально-гуманитарного и культурологиче≠ского познани€ зиждетс€ на идее специфичности объекта, предмета и метода социально-гуманитарного познани€, а также автономии наук о культуре, обще≠стве, человеке относительно наук о природе. ¬ качестве главного критери€ размежевани€ естественных и социально-гуманитарных наук сторонники ак≠сиологической парадигмы выдвигают идею, согласно которой объекты при≠роды - бытие ценностно нейтральное, тогда как объекты культуры есть созда≠ние человека, действующего сообразно оцененным им цел€м, соответственно они всегда предстают как бытие ценностно нагруженное. ¬ таком контексте ес≠тественно-научный метод представл€етс€ существенно отличным от соци≠ально-гуманитарного. ѕервый направлен на изучение ценностно-нейтрального эмпирического материала с целью его генерализации и номотетического (греч. nomo-teteo Ц издавать законы, устанавливать законы) упор€дочени€ - вы€вле≠ни€ существующих в природе закономерностей. ¬торой, ориентирован на от≠бор ценностно нагруженных объектов и индивидуализирующую их фиксацию, при помощи идеографического (греч. idios Ц особенный, своеобразный, стран≠ный, необычный, неслыханный и grapho Ц пишу) метода. ¬ русле аксиологиче≠ской теории формируетс€ положение, согласно которому действительность, ко≠тора€ рассматриваетс€ с точки зрени€ отношени€ ее к культурным ценност€м, должна быть всегда рассмотрена также со стороны особенного и индивиду≠ально, т.к. культурное значение какого-нибудь €влени€ тем больше, чем ис≠ключительнее соответствующа€ культурна€ ценность св€зана с его индивиду≠альным обликом.

¬ основании аксиологической методологии лежит метод Ђотнесени€ к ценностиї, который складывает из таких исследовательских процедур, как процедура отбора ценностно-значимых объектов - благ и процедура вы€влени€ своеобрази€ преломлени€ той или иной ценности в рамках выделенного блага.

ѕроцедура отбора направлена на выделение из многообрази€ исследуе≠мой исторической реальности имеющих наибольшее значение дл€ развити€ культуры ценностно-содержащих объектов Ц культурных благ, в которых мак≠симально полно дл€ исследуемого исторического периода воплощены те или иные универсальные ценности. ¬ результате такого рода отбора историческа€ действительность распадаетс€ на существенные и несущественные элементы, осуществл€етс€ аксиологическа€ редукци€ - сведение исследуемой социокуль≠турной реальности к универсальным ценност€м.

ѕроцедура анализа направлена на вы€вление уникальных особенностей воплощени€ той или иной универсальной ценности в рамках исторически су≠ществующего блага. ¬ результате такого рода соотнесени€ универсального со≠держани€ с уникальной социально-исторической формой его бытовани€ осу≠ществл€етс€ ценностна€ реконструкци€ культурных благ в их конкретно-исто≠рическом своеобразии.

ќсновным требованием метода Ђотнесени€ к ценностиї €вл€етс€ требо≠вание за уникальным увидеть универсальное и специфичное одновременно.

ћетод Ђотнесени€ к ценностиї модифицируетс€ в результате изменени€ представлений о природе ценностей. –ел€тивизаци€ ценностей Ц их определе≠ние как относительных, исторически сложившихс€ норм существенным обра≠зом измен€ют методологические стратегии исследовани€ и ход исследователь≠ских процедур. ≈сли ценности не трансцендентны, не абсолютны, не универ≠сальны, но имманентны, относительны, конкретноисторичны, то каким обра≠зом может функционировать метод Ђотнесени€ к ценностиї? ¬ качестве рел€≠тивистского варианта метода Ђотнесени€ к ценностиї выдел€етс€ методологи€ Ђидеального типизировани€ї, таким образом, метод Ђотнесении к ценностиї превращаетс€ в метод Ђотнесени€ к идеальному типуї. ќсновным орудием ис≠следовани€ в методологии Ђидеального типизировани€ї €вл€етс€ идеальный тип Ц модель исследуемого объекта, в схематической форме отображающа€ те его элементы, которые следует изучать.

ќсновные процедуры метода Ђидеального типизировани€ї свод€тс€ к следующим:

- формирование идеального типа посредством мысленного конструиро≠вани€ Ц схемы какого-либо фрагмента социокультурной реальности;

- создание системы идеальных типов, посредством выделени€ некоторого единого основани€ - признака по которому осуществл€етс€ сравнение и сис≠тематизаци€ принадлежащих к одному классу идеальных типов;

- соотнесение системы идеальных типов с эмпирической Ц исторической реальностью, с целью вы€влени€ ее общего и особенного содержани€.

¬ видении представителей аксиологической парадигмы метод Ђотнесени€ к ценностиї следует радикальным образом отдел€ть от метода оценки. ќцени≠вать значит давать положительные или отрицательные суждени€. Ђќтносить к ценностиї значит реконструировать воплощенные в том или ином социокуль≠турном объекте ценности.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 457 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1209 - | 1204 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.