Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные идеи и принципы натурализма как методологии социально-гумантарного познани€




 

Ќатурализм (лат. naturalis Ц природный, естественный) Ц парадигма соци≠ально-гуманитарного познани€, в рамках которой природа вы≠ступает как еди≠ный, универсальный принцип объ€снени€ всего сущего. —пеци≠фической осо≠бенностью натуралистического подхода к изучению человека, общества, куль≠туры €вл€етс€ отождествление социальных, культурных процес≠сов с природ≠ными €влени€ми, распространение принципов и методов естест≠венных наук на область социально-гуманитарного познани€. ћожно выделить три типа натура≠лизма: радикальный (крайний) натурализм, отождествл€ющий природу и обще≠ство, природу и культуру; умеренный натурализм, квалифици≠рующий природу как порождающую основу культуры; частичный натурализм, объ€сн€ющий со≠циокультурные процессы как процессы, обусловленные при≠родными факто≠рами.

ќбозначим основные принципы и исследовательские процедуры натура≠листического подхода.

»сходный принцип натуралистического подхода к исследованию чело≠века, общества, культуры Ц принцип натуроцентризма, утверждающий чело≠века, общество, культуру как подсистемы системы природы. ¬ рамках нату≠рализма социальные, культурные €влени€ и процессы с точки зрени€ методоло≠гической задачи качественно идентифицируютс€ с природными €влени€ми.  ак природное существо рассматриваетс€ человек. Ќатурализм основан на убежде≠нии, согласно которому в обществе, человеке, культуре нет ничего того, чего нет в природе. ѕриродные, социальные, культурные процессы подчин€ютс€ единым законам, имеют единые основани€ и одинаковые объ€снительные принципы.

—тепень натурализации социально-гуманитарных объектов может быть различной: дл€ радикального натурализма характерна квалификаци€ общества, культуры как природных объектов, абсолютизаци€ животного начала в чело≠веке; умеренному натурализму присуще рассмотрение общества и культуры как надстройки над природным базисом; частичный натурализм не отрицает специфических особенностей общества, культуры, человека, но утверждает, что решающую роль в формировании этих объектов играет природный фактор, т.е. что эти объекты, по сути, порождены природой, хот€ и не сводимы к ней. ѕомимо названных, существует еще одна разновидность натурализма Ц квази≠натурализм. ¬ рамках квазинатурализма общество, культура и человек рас≠сматриваютс€ по аналогии с природными объектами, а естественнонаучные ка≠тегории используютс€ как метафоры.

 лючевой принцип натурализма - принцип натуралистического редукционизма Ц сведение социологиче≠ских, культурологических, антропологических закономерностей к законам жи≠вой или неживой природы. Ќатурализм универсализирует принципы и методы естественных наук, экстраполирует способы исследовани€, примен€емые в ес≠тествознании на сферу культуры и общества. √лавный тезис натуралистиче≠ского редукционизма: природные, социальные и культурные процессы подчи≠н€ютс€ единым законам, имеют единые основани€ и одинаковые объ€снитель≠ные принципы.“аким образом осуществл€етс€ сведение социокультурного анализа к выработке обобщенных, эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать ориентирами дл€ прогнозировани€ социо≠культурных €влений.

Ќатурализм базируетс€ на идее синкрезиса (нерасчленен≠ного единства) естественных наук и наук социально-гуманитарных, соответст≠венно, он отказывает социокультурному и гуманитарному познанию в специ≠фичности, следовательно, отбрасывает метод понимани€ как ненаучный, абсолютизиру€ методологию объ€снени€, генерализации, номотетические проце≠дуры.

Ќатуроцентристска€ научна€ картина мира, основанна€ на идее абсо≠лютизации природы, исключает лю≠бого рода умозрительные, отвлеченные от конкретных природных €влений и процессов, метафизические идеи как ненаучные. ¬ рамках натурализма декла≠рируетс€ иде€ демаркации науки и метафизики. Ќатуралистическое, объектно-вещное рассмотрение культуры, общества, человека, нивелирует субъективный аспект объекта социально-гуманитарного познани€. ќно не принимает в расчет то немаловажное обсто€тельство, что социальна€ реальность отличаетс€ от природной тем, что в обществе действуют люди, обладающие сознанием, во≠лей, способностью осуществл€ть заранее намеченные цели. —оответственно, социальные, культурные, гуманитарные ценности и смыслы определ€ютс€ как эпифеномены - €влени€, по определению вторичные, производные от природ≠ных феноменов.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 474 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

1352 - | 1317 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.