Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбъ€снени€ поведени€ толпы




ќдной из характеристик поведени€ толпы €вл€етс€ замена моделей поведени€, обычно превалирующих в повседневной жизни, новыми формами и модел€ми поведени€. ’от€ члены толпы очень отличаютс€ друг от друга, их поведение кажетс€ вытекающим из единого импульса и пронизанным общим духом. Ќо так ли это на самом деле?  акие процессы задействованы в поведении толпы?  ак они вли€ют на поведение людей вокруг? —оциологи предлагают три теории.

“еори€ заражени€ подчеркивает, что в услови€х толпы большое значение имеют быстро передаваемые и безусловно принимаемые чувства, мнени€ и действи€. —торонники этой теории предполагают, что в толпе превалирует настроение единомысли€, поскольку именно в этом случае люди действуют одинаково и руководствуютс€ сходными побуждени€ми. ѕоэтому о толпе часто говор€т в единственном числе, как будто она €вл€етс€ реальным существом: Утолпа реветФ, Уразъ€ренна€ толпа рванулась впередФ. “акое представление о толпе воплощено в оказавшей большое вли€ние в свое врем€ работе французского социального психолога XIX в. √юстава Ћебона, который вывел Узакон ментального единства толпыФ:

Уѕри определенных конкретных обсто€тельствах... скопление людей демонстрирует новые характеристики, совершенно отличающиес€ от характеристик индивидов, из которых толпа состоит. „увства и идеи всех собравшихс€ принимают единую направленность, а их сознательные личности раствор€ютс€ в толпеФ.

Ћебон был убежден, что в окружении толпы с людьми происход€т радикальные превращени€. ќни могут становитьс€ жестокими, свирепыми и иррациональными Ц ƒжекиллы превращаютс€ в ’айдов. (” шотландского писател€ –оберта Ћьюиса —тивенсона есть известный рассказ УЌеобычайное происшествие с доктором ƒжекиллом и мистером ’айдомФ, в котором ученый ƒжекилл, м€гкий и добропор€дочный человек, изобретает эликсир, позвол€ющий отдел€ть зло от добра в натуре человека и материализовать это злое начало в виде самосто€тельного живого существа, и испытал действие этого эликсира на себе. ¬ результате по€вилс€ УдвойникФ доктора ƒжекилла Ц коварный, трусливый и жестокий мистер ’айд. — течением времени доктору стало все труднее возвращатьс€ в свой истинный облик, и в конце концов неудержимое более злое начало подм€ло его под себ€ Ц мистер ’айд зан€л место своего создател€.) ¬ толпе люди станов€тс€ способными на дикие, разрушительные и страшные поступки, которые привели бы в ужас их самих, если бы они совершили нечто подобное в одиночку.

“еори€ заражени€ Ћебона описывает толпу как обладающую Уобщим разумомФ, который подминает под себ€ и подавл€ет индивида. ќбщее настроение и воображение распростран€ютс€, подобно инфекции, возника€ в результате воздействи€ трех механизмов: имитации Ц стремлени€ одного человека делать то, что делают остальные; внушаемости Ц состо€ни€, в котором индивиды станов€тс€ более восприимчивыми к образам, цел€м и предположени€м, исход€щим от других; цепной реакции Ц процесса, с помощью которого эмоции других людей вызывают у индивида такие же чувства, что в свою очередь еще более усиливает чувства остальных в форме обратной св€зи (к примеру, ј видит, что ¬ находитс€ в возбужденном состо€нии, и сам приходит в возбуждение, тем самым еще усилива€ возбуждение ¬, а это в свою очередь тоже усиливает возбужденное состо€ние ј и т.д.).

ќднако иде€ Ћебона о разуме толпы как надындивидуальном образовании, наделенном способност€ми к мыслительному процессу, а также способностью чувствовать и иметь убеждени€, была отвергнута большинством ученых. „еловеческие существа способны мыслить и чувствовать лишь как индивидуальные УсистемыФ, наделенные индивидуальными мозгом и нервной системой.

“еори€ конвергенции. јналогией теории заражени€ €вл€етс€ процесс распространени€ инфекционного заболевани€. ƒл€ теории конвергенции самой подход€щей аналогией представл€етс€ аналоги€ с отделением сердечно-сосудистой хирургии больницы. ѕациентов этого отделени€ объедин€ет обща€ проблема, но совсем не потому, что они заразились общим заболеванием друг от друга. —корее, они выдел€ют друг друга из множества обитателей больницы потому, что их объедин€ет общее страдание, и они собрались в хирургическом отделении с одинаковой целью. Ќекоторые социологи утверждают, что толпа точно так же собирает людей особого класса или категории, склонных к коллективным действи€м. ≈сли, согласно теории заражени€, нормальные, добропор€дочные и спокойные люди под вли€нием окружающей толпы трансформируютс€, теори€ конвергенции основана на том, что толпа состоит из совершенно нерепрезентативной дл€ общества массы людей, которые собираютс€ вместе потому, что их объедин€ет обща€ предрасположенность.

Ќапример, социальный психолог ’эдли  антрил, изучавший проблему линчевани€ в городе Ћивилль (штат “ехас), утверждает, что активные участники этой неблаговидной акции в основном происходили из беднейших экономических кругов, а некоторые из них уже имели приводы в полицию.  ак класс бедные белые жители города были наиболее веро€тными конкурентами чернокожих в борьбе за рабочие места и более других горожан ощущали, что их статусу угрожает присутствие удачливых чернокожих. Ёти индивиды составл€ли УмассивФ людей, готовых прин€ть участие в линчевании, причем их почти не требовалось провоцировать на эту ужасную акцию.

“еори€ возникновени€ норм (emergent-norm theory) подчеркивает отсутствие в толпе единогласи€ во многих ситуаци€х, а также различи€ в мотивах, взгл€дах и действи€х, характерные дл€ членов толпы: импульсивных людей, личностей, легко поддающихс€ вли€ни€м, оппортунистически настроенных индивидов, пассивных сторонников, осторожных активистов, простых зевак, случайных прохожих и т.д. Ёта теори€ оспаривает утверждение о том, что люди спонтанно Узаражаютс€Ф эмоци€ми других в такой степени, чтобы им тут же захотелось вести себ€ так, как другие.

“еори€ возникновени€ норм базируетс€ на исследовании ћузафера Ўерифа и —оломона Ёша, посв€щенного социальному конформизму (см. гл. 4). ѕо мнению таких социологов, как –альф √. “ернер и Ћьюис ћ.  иллиан, коллективное поведение предполагает попытки людей найти смысл в непон€тной социальной обстановке. »ндивиды ищут УключФ к надлежащему и приемлемому поведению. ѕодобно объектам в экспериментах Ўерифа, выработавшим групповые нормы, отличающиес€ от тех стандартов, которыми они руководствовались поодиночке, члены толпы совместно создают дл€ себ€ новые стандарты поведени€. Ќапример, они вырабатывают нормы, дающие им право грабить, поджигать или нападать на полицейских. «атем члены толпы начинают УреализовыватьФ свои нормы: они поощр€ют поведение, согласующеес€ с подобными нормами, осуждают противоположные действи€, оправдывают свои поступки и предпринимают меры дл€ ограничени€ числа отступников. ѕоскольку новое поведение отличаетс€ от характерного дл€ обычных ситуаций, норма должна соответствовать конкретной ситуации (отсюда и определение Увозникша€ нормаФ).

ќценка приведенных теорий. “ри теории предлагают три различных взгл€да на поведение толпы. Ќесмотр€ на присущие им различи€, они не €вл€ютс€ взаимоисключающими. –ассмотрим ситуацию, создающуюс€ в преддверии ответственного футбольного матча местной команды, который должен проходить на городском стадионе. ѕринцип заражени€ вносит свой вклад в распространение возбуждени€, которое происходит посредством цепной реакции. ƒалее вступает в действие процесс конвергенции, поскольку местна€ молодежь и болельщики-энтузиасты выдел€ютс€ из более крупного городского сообщества и собираютс€ на стадионе. » наконец, возникшие нормы определ€ют, какой стиль поведени€ €вл€етс€ соответствующей реакцией на конкретное событие, и подавл€ют поведение, несовместимое с этой реакцией. —ледовательно, можно сделать вывод, что кажда€ из рассмотренных теорий представл€ет собой полезный инструмент в понимании поведени€ толпы.

Ќазад —одержание ¬перед

—ќ÷»јЋ№Ќџ≈ ƒ¬»∆≈Ќ»я

“ипы социальных движений

ѕодобно про€влени€м коллективного поведени€, социальные движени€ часто возникают в периоды быстрых социальных изменений.  ак коллективное поведение, так и социальные движени€ могут дать толчок социальным переменам, поскольку и то и другое происходит за рамками структуры, составл€ющей нашу повседневную жизнь, и пробивает брешь в наших привычных и упор€доченных социальных построени€х.  онечно, между коллективным поведением и социальным движением есть очень важное отличие.  оллективное поведение характеризуетс€ спонтанностью и отсутствием внутренней структуры, а социальным движени€м, напротив, свойственна значительна€ степень внутреннего пор€дка и целенаправленности. »менно этот организационный потенциал позвол€ет социальным движени€м бросить вызов официальным институтам. ѕоэтому социологи рассматривают социальное движение как более или менее настойчивую и организованную попытку со стороны относительно большой массы людей ввести изменени€ или, напротив, не допустить введени€ изменений.

÷ентральной в концепции социального движени€ €вл€етс€ иде€ о том, что люди активно вмешиваютс€ в процесс социальных изменений. ¬место того чтобы пассивно подчин€тьс€ потоку жизни или принимать удары судьбы, они пытаютс€ изменить ход истории. „то не менее важно, они предпринимают совместные действи€. »ндивиды действуют совместно сознательно, с чувством участи€ в важном общем деле. ћожно сказать, что социальные движени€ Ц это двигатели, с помощью которых люди пытаютс€ оказывать коллективное воздействие на ход происход€щих в обществе событий посредством формальной организации (см. гл. 4). ѕоэтому неудивительно, что о социальных движени€х написаны исторические книги Ц рассказы о великих вожд€х, о расцвете и закате политических движений, о тех социальных беспор€дках и изменени€х, которые влекут за собой революции. ’ристианство, крестовые походы, –еформаци€, ‘ранцузска€ революци€ 1789 г. и ќкт€брьска€ революци€ в –оссии 1917 г., антирабовладельческое движение, рабочее движение, сионизм и фашизм, как и другие социальные движени€, оказали глубокое воздействие на затронутые ими общества.

»сторик  рейн Ѕринтон в своем классическом труде Ујнатоми€ революцииФ (The Anatomy of Revolution) пишет: УЅез идей нет революцииФ. — тем же успехом он мог бы сказать: УЅез идей нет социального движени€Ф.  ороче говор€, набор идей Ц идеологи€ Ц имеет дл€ социального движени€ решающее значение. ќна дает индивидам представлени€ о цел€х движени€, логически обосновывает его действи€, критикует существующие услови€ или структуры и намечает программу действий (см. гл. 2). —ледовательно, идеологи€ выполн€ет роль некоего св€зующего звена, соедин€ющего людей в их УслуженииФ общей идее, тем самым укрепл€€ солидарность. »деологи€ не только св€зывает между собой изолированных и разъединенных во всех иных отношени€х индивидов, она еще и объедин€ет их ради общего дела, общей цели. “ем самым она подготавливает их к самопожертвованию во им€ движени€ Ц к тому, чтобы отдать свою жизнь за Уистинного ЅогаФ, Уновую нациюФ или УреволюциюФ.

—оциальные движени€ различаютс€ по своим идеологическим принципам или, точнее, по цел€м, которые став€т перед участниками социальных движений их идеологии. Ќекоторые движени€ направлены на то, чтобы внести в общество изменени€, броса€ вызов фундаментальным социальным ценност€м, а некоторые пытаютс€ осуществить изменени€ в рамках существующей системы ценностей. –еволюционные движени€ стрем€тс€ к полной отмене существующей системы ценностей.

–еформаторские движени€ стрем€тс€ внести в существующую систему ценностей изменени€, способствующие более эффективному функционированию этой системы. –еформаторскими €вл€ютс€ аболиционистские (движени€ за отмену какого-либо закона), экологические (движени€ за охрану окружающей среды), феминистские (за равноправие женщин) и др.

ƒвижени€ сопротивлени€ Ц это социальные движени€, имеющие целью не только добитьс€ перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменени€. Ќапример, движение негров южных штатов за введение гражданских прав вызвало ответ белого населени€ Ц организацию советов белых граждан и  у- лукс- лана.

—оциальные движени€ экспрессивного типа отличаютс€ стремлением осуществить не институциональные изменени€, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом даютс€ обещани€ будущего спасени€). ѕримером такого социального движени€ €вл€етс€ религиозна€ секта п€тидес€тников. ѕодобные движени€ в основном возникают в среде наиболее непривилегированного населени€, однако религиозные секты не стрем€тс€ добитьс€ всесторонних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более уродливые формы.  ак правило, члены таких сект убеждены, что второе пришествие мессии уже Уне за горамиФ и единственное спасение состоит в обращении в истинную веру и в духовном перерождении.

—оциальна€ революци€

—оциальна€ революци€ Ц это свержение государственных и классовых структур общества и замена их новым социальным пор€дком, радикально отличающимс€ от предшествующего. “ак, согласно  . ‘ридриху, Уреволюци€... приносит новый, неслыханный €зык, другую логику, переворот во всех ценност€х... ѕолитическую революцию можно определить как внезапное и насильственное свержение установленного политического пор€дкаФ.

—. ’антингтон определ€ет революцию как Увнутренние быстрые, фундаментальные и насильственные изменени€ в господствующих ценност€х и мифах общества, его политических институтах, социальной структуре, руководстве, способах де€тельности и политике правительстваФ. (—м.: Ёйзенштадт Ў. –еволюци€ и преобразование обществ. —равнительное изучение цивилизаций. ћ., 1999. —. 46.)

–еволюции наиболее веро€тны при следующих услови€х. ¬о-первых, политическа€ власть в основном оказываетс€ сконцентрированной в руках государства, т.е. наблюдаетс€ наличие централизованного управленческого аппарата. —ледовательно, государство может стать объектом коллективного гнева и возмущени€. ¬о-вторых, приверженность военных кругов прав€щему режиму ослабл€етс€, и арми€ уже не €вл€етс€ надежным средством подавлени€ внутренних беспор€дков.  огда верхушка армии вт€гиваетс€ в конфликт с централизованным государством или когда войска симпатизируют своим гражданским УпротивникамФ, ненадежность армии увеличивает у€звимость государства. ¬-третьих, политические кризисы, зачастую св€занные с длительными международными конфликтами, завершившимис€ военным поражением, ослабл€ют существующий режим и способствуют крушению государственного аппарата. ¬-четвертых, значительна€ часть населени€ страны должна принимать участие в восстани€х, привод€щих к власти новую элиту.  ресть€нские восстани€ обычно вызывались такими причинами, как присвоение феодалами кресть€нских земель, значительное увеличение размеров налогов или арендной платы, голод. ¬осстани€ горожан обычно вызывались резким повышением цен на продукты питани€ и необычайно высоким уровнем безработицы.

Ќекоторые историки и социологи предприн€ли исследовани€ крупнейших революций, пыта€сь определить общие этапы и паттерны в их развитии. ¬ число изучаемых революций вошли: јнглийска€ революци€ 1640 г., јмериканска€ революци€ 1776 г., ‘ранцузска€ революци€ 1789 г. и ќкт€брьска€ революци€ 1917 г. в –оссии. Ётот подход получил название естественной истории революций.

¬ период перед революцией интеллигенци€ Ц журналисты, поэты, драматурги, публицисты, юристы и т.д.Ц перестают довер€ть существующему режиму и требуют проведени€ коренных реформ. ѕод все возрастающим напором государство предпринимает попытки исправить ситуацию путем р€да реформ (например, реформы корол€ Ћюдовика XIV во ‘ранции, столыпинские реформы в –оссии; уступки иностранным государствам, на которые китайское правительство вынуждено было пойти в результате неудавшегос€ восстани€ УбоксеровФ). Ќачало революции возвещает ослабление или паралич государственной власти, обычно вызываемые неспособностью государства справитьс€ с основными военными, экономическими и политическими проблемами страны.  рах старого режима выводит на первый план разногласи€ между консерваторами, пытающимис€ свести изменени€ к минимуму, радикалами, призывающими к фундаментальным переменам, и сторонниками умеренного пути, старающимис€ убедить общество в прин€тии промежуточного курса. „асто за этим следуют вооруженные перевороты или гражданска€ война. ќбычно сначала бразды правлени€ попадают в руки сторонников умеренных реформ (например, в »ране после свержени€ шаха к власти сначала пришел Ѕазарган, сторонник умеренного пути развити€).

”меренные реформаторы пытаютс€ перестроить государственную власть с помощью ограниченных реформ, часто использу€ организационные структуры, оставшиес€ в наследство от свергнутого режима. ќдновременно с этим радикальные центры мобилизации масс создают новые организации (например, во ‘ранции ассамбле€ умеренных жирондистов противосто€ла радикальным €кобинским клубам; в јмерике умеренный континентальный  онгресс был вытеснен радикальными патриотическими обществами; в современном »ране на смену партии умеренных, возглавл€емой Ѕазарганом, Ѕани-—адром и √отбзадехом, пришло радикально настроенное исламское духовенство). —торонники умеренных реформ наследуют проблемы и об€зательства старого режима и в свою очередь свергаютс€ радикалами. Ѕеспор€дки, следующие за революцией и захватом власти радикалами, завершаютс€ применением репрессивных методов. Ёто этап террора, примерами которого €вл€ютс€ массовые казни на гильотине во времена ‘ранцузской революции, сталинский √”Ћј√ и Укультурна€ революци€Ф ћао в  итае. Ѕрожение в стране продолжаетс€, и на сцену вступают военные лидеры (например, ¬ашингтон,  ромвель, Ќаполеон, јтатюрк, ћао, “ито, ћугабе). Ќаконец, радикализм уступает место прагматизму и консолидации нового пор€дка. УЁксцессыФ революции клейм€тс€ позором, а основной упор переноситс€ на организацию стабильных социальных институтов. ¬о ‘ранции этот этап был отмечен падением –обеспьера; в —оветском —оюзе Ц развенчанием культа личности —талина ’рущевым; в  итае Ц свержением союзников ћао (Убанды четырехФ). ’от€ не все революции проход€т через идентичную последовательность этапов, этот подход подчеркивает периодически повтор€ющиес€ модели разворачивани€ процесса революционной активности.

“ерроризм

“ерроризм можно определить как применение силы против людей или собственности с целью запугивани€ и принуждени€ правительства, формальной организации или гражданского населени€ к выполнению своих политических, религиозных и социальных планов. Ќа практике, как и в случае многих других моделей поведени€, сущность терроризма составл€ет предмет социально-политических исследований. «ачастую трудно бывает отличить Увашего террористаФ от Унашего борца за свободуФ.

Ќапример, дл€ российского руководства чеченские боевики Ц террористы, а дл€ многих западных политиков Ц борцы за свободу. ѕодобным образом ‘Ѕ– повесило €рлык УтеррористаФ на активиста анти€дерного движени€, который в 1982 г. подъехал к ћонументу в ¬ашингтоне на грузовике, в котором, по его за€влению, находились взрывчатые вещества. » в то же врем€, ‘Ѕ– не применило это определение к лицам, бросавшим зажигательные бомбы в клиники, где проводились аборты.

¬ течение многих лет социологи и историки рассматривали терроризм прежде всего как нарушение общественного пор€дка. ќднако недавно они стали все более склон€тьс€ к тому, что терроризм Ц это новый способ разжигани€ войны с далеко идущими социальными последстви€ми. Ќападение чеченских боевиков на ƒагестан подтверждает это предположение.

ƒругой отличительной чертой современного терроризма €вл€етс€ то, что он стал объектом освещени€ в средствах массовой информации. ќчень часто террористические акты оказываютс€ направлены не на свои фактические жертвы, а на массовую аудиторию читателей газет и журналов, телезрителей и радиослушателей. ’от€ террористы пишут сценарий и осуществл€ют постановку, Утеатр террораФ становитс€ возможным, только когда средства массовой информации обеспечивают сцену дл€ постановки подобного Успектакл€Ф и доступ к нему всемирной аудитории. ≈сли измер€ть силу терроризма уровнем внимани€, которое ему оказывают, а не количеством отн€тых им людских жизней, можно сказать, что его главные действующие лица умеют добиватьс€ значительного эффекта ценой минимальных жертв.

ќсвещение в средствах массовой информации часто также повышает важность проблемы, котора€ предположительно привела к террористическому акту. „итатели газет и телезрители в этих случа€х воспринимают предложенную их вниманию проблему как гораздо более важную.

 огда террористы совершают акты жестокости во им€ своего дела, они считают себ€ спасител€ми мира и борцами со злом. „асто это подростки или молодые люди, чувствующие беспомощность, привод€щую их в слепую €рость. ћногие из факторов составл€ют основу социальных движений, питают также и терроризм, о чем мы будем говорить дальше.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 446 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

1431 - | 1305 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.