Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒемонизм, Ђсоциалистическа€ законностьї, национализм и возврат к нравственным усто€м




ћассовые репрессии Ч насто€ща€ охота на Ђврагов народаї, Ч приведшие даже к отторжению миллионов людей от общественного организма, осуществл€лись параллельно с утверждением социалистической законности. ¬ самый разгар террора и произвола иде€ законности оказалась спасительной дл€ простого народа, поскольку помогала ему идентифицировать себ€ с системой и была удобной дл€ власти, обеспечива€ регул€рное отправление функций государства. ¬ народном сознании иде€ законности в некотором смысле дополн€ла традиционно присутствующую в нем идею Ђнечистой силыї: беды и неудачи объ€сн€лись козн€ми врага, предательством. ¬ этом смысле широкие публичные процессы по вы€влению врагов, со своими геро€ми (партийные и государственные руководители) и своими демонами (предатели, саботажники, шпионы), €вл€ли собой насто€щие ритуалы по изгнанию Ђнечистой силыї и поэтому с большой легкостью усваивались сознанием простого народа, сбитого с толку и лишенного своих корней, тер€ющего почву под ногами в жестоком и беспрестанно мен€ющемс€ мире. »стоки идеи демонизма, Ђнечистой силыї уходили корн€ми в целый комплекс религиозных и мифологических верований предков. Ёта Ђдеревенска€ демонологи€ї основывалась на подлинно манихейском.видении мира, по-прежнему составл€вшем сердцевину мировоззрени€ простых людей, которых внезапно оторвали от вековых культурных устоев. Ќо, как справедливо отметил ћоше Ћевин, иде€ демонизма, живуща€ глубоко в подсознании народа, ловко использовалась полуграмотной бюрократической верхушкой в своих цел€х. ќчертани€ заговора €сно вырисовывались в точке пересечени€ политических устремлений руководства и культурно-психологических особенностей народа, пребывающего в состо€нии т€желого кризиса нравственных ценностей.

ќдновременно и народные массы, и партийно-государственные кадры Ч все ощущали растущую необходимость в социальной защите, котора€ могла быть обеспечена только тщательно разработанной системой правопор€дка, основанной на законности и конституционности, сколь бы формальный характер они ни носили. “оржество Ђсоциалистической законностиї подтвердил VIII съезд —оветов, прин€в 5 декабр€ 1936 г. новую конституцию Ч Ђсамую демократичную в миреї (по выражению —талина). Ќовый основной закон страны знаменовал собой победу социализма Ч Ђначальной стадии коммунизмаї. Ѕолее п€ти мес€цев на бесконечных собрани€х проходило всенародное обсуждение проекта новой конституции, в котором, но данным официальной статистики, прин€ло участие 55 млн. человек. ѕо сравнению с конституцией 1924 г. измен€лась избирательна€ система, структура центральных представительных органов, административно-территориальное деление страны. ¬место неполного избирательного права, осуществл€вшегос€ непр€мым голосованием, вводились всеобщее избирательное право и пр€мое тайное голосование. ќграничени€ и неравенство в избирательных правах ликвидировались. Ќо повсеместно распространенна€ практика выдвижени€ единственного кандидата в депутаты, подобранного партийными органами, сводила все нововведени€ на нет. ‘ормальный характер носили и преобразовани€ в центральных представительных органах. —ъезд —оветов и ÷ентральный исполнительный комитет заменил ¬ерховный —овет ———–, состо€щий из двух палат Ч —овета —оюза и —овета Ќациональностей, избираемый всем населением каждые четыре года. „исло вход€щих в состав —оветского —оюза республик увеличилось с семи до одиннадцати: две автономные республики Ч  азахстан и  иргизи€ Ч получили статус союзных, а вместо «акавказской республики были созданы три новые союзные республики Ч јрм€нска€, √рузинска€ и јзербайджанска€. ќчень неожиданными и даже мистифицирующими оказались те статьи новой конституции, в которых шла речь о правах личности и гражданских свободах. ¬ самый разгар творимого в стране беззакони€ эти статьи торжественно объ€вл€ли о введении принципа открытости всех судебных процессов, подтверждали право обвин€емых на защиту, провозглашали свободу печати и собраний, неприкосновенность личности, жилища и переписки.

 онституци€ закрепл€ла существование —оветского государства уже не как переходной и открытой политической формы, а как некоторой данности, некоего целого, занимающего место в пространстве и времени. ¬ этих изменени€х угадывалось стремление реабилитировать идею государства, что в принципе противоречило марксистскому тезису о его отмирании. ¬ 1936 г. этот тезис, ошибочно приписываемый теоретику государства и права ѕашуканису и классический характер которого отныне отрицалс€, был охарактеризован ¬ышинским как Ђтроцкистский и контрреволюционныйї. ¬ марте 1939 г. —талин разъ€снил на XVIII съезде партии, что в услови€х социализма, победившего в одной, отдельно вз€той стране, наход€щейс€ под угрозой военного нападени€ извне, необходимо иметь достаточно сильное государство дл€ защиты его завоеваний.

“акое сильное государство все больше ассоциировалось с государством русским. ¬се более настойчиво внедр€лась в общественное сознание иде€ тождества марксизма-ленинизма и патриотизма. ¬ 1934 Ч 1935 гг. была развернута широка€ кампани€ по пересмотру истории, цель которой состо€ла в узаконивании преемственности сталинского и ленинского учений, а также в переоценке русского прошлого и истории отношений разных народов, вход€щих в состав —оветского —оюза. ћощь и огромное значение прежнего русского государства отныне представл€лись как позитивные факторы русской и мировой истории в ее движении к революции.  ино и официальна€ пропаганда воспевали Ђподлинных героевї, объективно способствовавших развитию страны, Ч јлександра Ќевского (прославленного в 1939 г. фильмом —.Ёйзенштейна), ƒмитри€ ƒонского, ѕетра ¬еликого, ј.—уворова, ћ. утузова (125-€ годовщина Ѕородинского сражени€ была торжественно отпразднована в 1937 г.). ќтметим, что до начала 30-х гг. официально признавалось, что –оссийска€ импери€ €вл€лась Ђтюрьмой народовї, а марксистска€ историческа€ школа ћ.ѕокровского осуждала колониальную политику –оссийского государства. Ќо в 1937 г. по€вилс€ Ђ раткий курс истории ———–ї, который совершенно по-иному освещал историю отношений –оссии с нерусскими народами.  олонизаци€ не представл€лась уже Ђабсолютным зломї, а считалась Ђотносительным благомї благодар€ цивилизаторской роли русского государства. —оветское государство, объединившее все народы в Ђдобровольнойї федерации, рассматривалось как преемник этой великой миссии.

¬озрождение русского национализма €вл€лось фактором, ведущим к консолидации значительной части русского общественного мнени€. Ќо это был не единственный элемент в возрождаемой системе традиционных нравственных устоев, оказавшихс€ спасительными дл€ общества, охваченного социальными бур€ми, сбитого с толку и крайне возбужденного. ¬опреки революционным идеалам всеобщего равенства, вопреки культивировавшемус€ ранее духу жертвенности во им€ полного всеобщего освобождени€ приобретала значение и начинала все больше ценитьс€ иде€ личного преуспевани€, котора€ легла в основу новой иерархии должностей и привилегий и способствовала созданию новой элиты. Ёта элита, свободна€ от вс€ких комплексов, примир€ла наконец стремление к материальному благососто€нию и социалистические добродетели. ќна, по справедливому замечанию ¬.ƒунхам, усвоила все стереотипы мышлени€ и образ жизни мелких буржуа.

ќдним из наиболее важных моментов возрождени€ прежних нравственных устоев была социальна€ реабилитаци€ семьи. “еоретик семьи ¬.¬ольфсон за€вил в 1936 г., что она не исчезает при социализме, а укрепл€етс€. ¬скоре Ч одновременно с осуждением Ђлевацкой фразеологииї, котора€, по мнению властей, способствовала сильному увеличению числа абортов (в ћоскве три аборта на одно рождение в 1934 г.), разводов (48 разводов на 100 браков в 1935 г.), росту детской преступности (особенно в тех семь€х, где скрывающийс€ отец уклон€лс€ от какого-либо участи€ в воспитании детей), Ч был прин€т р€д мер, направленных на укрепление семьи. ѕостановление от 27 июн€ 1936 г. запрещало аборты и их пропаганду, увеличивало пособи€ матер€м и усложнило развод (об€зательное присутствие обоих супругов, записи в паспорте, строгий контроль за выплатой алиментов). ¬предь семь€ рассматривалась как €чейка советского общества. “акие взгл€ды получили еще большее развитие в св€зи с войной.

√лава VII. ¬нешн€€ политика —оветского государства (1921Ч1941)





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 373 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

1278 - | 1121 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.