Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Великая ложь нашего времени




Что основано на лжи, не может быть право. Учреждение, основан­ное на ложном начале, не может быть иное, как лживое. Вот истина, которая оправдывается горьким опытом веков и поколений.

Одно из самых лживых политических начал есть начало народовлас­тия, та, к сожалению, утвердившаяся со времени Французской револю­ции идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенции — и проникла, к несчастию, в русские безумные головы. Она продолжает еще держаться в умах с упорством узкого фанатизма, хотя ложь ее с каждым днем изобличается все явственнее перед целым миром.

В чем состоит теория парламентаризма? Предполагается, что весь народ в народных собраниях творит себе законы, избирает должност­ные лица, стало быть, изъявляет непосредственно свою волю и приво­дит ее в действие. Это идеальное представление. Прямое осуществле­ние его невозможно: историческое развитие общества приводит к тому, что местные союзы умножаются и усложняются, отдельные племена сливаются в целый народ или группируются в разноязычии под одним государственным знаменем; наконец, разрастается без конца государ­ственная территория, непосредственное народоправление при таких условиях немыслимо. Итак, народ должен переносить свое право властительства на некоторое число выборных людей и облекать их прави­тельственною автономией. Эти выборные люди, в свою очередь, не могут править непосредственно, но принуждены выбирать еще мень­шее число доверенных лиц, — министров, коим предоставляется изго­товление и применение законов, раскладка и собирание податей, назна­чение подчиненных должностных лиц, распоряжение военною силой.

Механизм — в идее своей стройный; но, для того, чтобы он дейст­вовал, необходимы некоторые существенные условия. Машинное про­изводство имеет в основании своем расчет на непрерывно действующие и совершенно ровные, следовательно, безличные силы. И этот меха­низм мог бы успешно действовать, когда бы доверенные от народа лица


Глава 9. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 417

 

 

устранились вовсе от своей личности; когда бы на парламентских ска­мьях сидели механические исполнители данного им наказа; когда бы министры явились тоже безличными, механическими исполнителями воли большинства; когда бы притом представителями народа избирае­мы были всегда лица, способные уразуметь в точности и исполнять добросовестно данную им и математически точно выраженную про­грамму действий. Вот при таких условиях действительно машина рабо­тала бы исправно и достигала бы цели. Закон действительно выражал бы волю народа; управление действительно исходило бы от парламен­та; опорная точка государственного здания лежала бы действительно в собраниях избирателей, а каждый гражданин явно и сознательно уча­ствовал бы в управлении общественными делами.

Такова теория. Но посмотрим на практику. В самых классических странах парламентаризма — он не удовлетворяет ни одному из выше­показанных условий. Выборы никоим образом не выражают волю из­бирателей. Представители народные не стесняются нисколько взгляда­ми и мнениями избирателей, но руководят собственным произвольным усмотрением или расчетом, соображаемым с тактикою противной пар­тии. Министры в действительности самовластны; и скорее они насилу­ют парламент, нежели парламент их насилует. Они вступают во власть и оставляют власть не в силу воли народной, но потому, что их ставит к власти или устраняет от нее — могущественное личное влияние или влияние сильной партии. Они располагают всеми силами и достатками нации по своему усмотрению, раздают льготы и милости, содержат множество праздных людей на счет народа, — и притом не боятся никакого порицания, если располагают большинством в парламенте, а большин­ство поддерживают — раздачей всякой благостыни с обильной трапе­зы, которую государство отдало им в распоряжение. В действительнос­ти министры столь же безответственны, как и народные представители. Ошибки, злоупотребления, произвольные действия — ежедневное яв­ление в министерском управлении, а часто ли слышим мы о серьезной ответственности министра? Разве, может быть, раз в пятьдесят лет приходится слышать, что над министром суд, и всего чаще результат суда выходит ничтожный — сравнительно с шумом торжественного производства.

Если бы потребовалось истинное определение парламента, надле­жало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных ин­тересов представителей. Учреждение это служит не последним до-

 


418 Раздел III. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

 

казательством самообольщения ума человеческого. Испытывая в тече­ние веков гнет самовластия в единоличном и олигархическом правле­нии и не замечая, что пороки единовластия суть пороки самого обще­ства, которое живет под ним, — люди разума и науки возложили всю вину действия на своих властителей и на форму правления, и предста­вили себе, что с переменою этой формы на форму народовластия или представительного правления — общество избавится от своих бедст­вий и от терпимого насилия. Что же вышло в результате? Вышло то, что mutato nomine все осталось в сущности по-прежнему, и люди, ос­таваясь при слабостях и пороках своей натуры, перенесли в новую форму все прежние свои привычки и склонности. Как прежде, правит ими личная воля и интерес привилегированных лиц; только эта личная воля осуществляется уже не в лице монарха, а в лице предводителя пар­тии, и привилегированное положение принадлежит не родовым арис­тократам, а господствующему в парламенте и правлении большинству.

На фронтоне этого здания красуется надпись: «Все для обществен­ного блага». Но это не что иное, как самая лживая формула; парламен­таризм есть торжество эгоизма, высшее его выражение. Все здесь рас­считано на служение своему я. По смыслу парламентской фикции, пред­ставитель отказывается в своем звании от личности и должен служить выражением воли и мысли своих избирателей; а в действительности из­биратели — в самом акте избрания отказываются от всех своих прав в пользу избранного представителя. Перед выборами кандидат в своей программе и в речах своих ссылается постоянно на вышеупомянутую фикцию: он твердит все о благе общественном, он не что иное, как слуга и печальник народа, он о себе не думает и забудет себя и свои интересы ради интереса общественного. И все это — слова, слова, одни слова, временные ступеньки лестницы, которые он строит, чтобы взойти, куда нужно, и потом сбросить ненужные ступени. Тут уже не он станет рабо­тать на общество, а общество станет орудием для его целей. Избиратели являются для него стадом — для сбора голосов, и владельцы этих стад подлинно уподобляются богатым кочевникам, для коих стадо составляет капитал, основание могущества и знатности в обществе. Так развива­ется, совершенствуясь, целое искусство играть инстинктами и страстя­ми массы для того, чтобы достигнуть личных целей честолюбия и власти. Затем уже эта масса теряет всякое значение для выбранного ею пред­ставителя до тех пор, пока понадобится снова на нее действовать: тогда пускаются в ход снова льстивые и лживые фразы, — одним в угоду, в угрозу другим: длинная, нескончаемая цепь однородных маневров, об-


Глава 9. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 419

 

 

разующая механику парламентаризма. И такая-то комедия выборов продолжает до сих пор обманывать человечество и считаться учрежде­нием, венчающим государственное здание... [...]

Вот как практикуется выборное начало. Честолюбивый искатель сам выступает перед согражданами и старается всячески уверить их, что он, более, чем всякий иной, достоин их доверия. Из каких побужде­ний выступает он на это искательство? Трудно поверить, что из беско­рыстного усердия к общественному благу. Вообще, в наше время редки люди, проникнутые чувством солидарности с народом, готовые на труд и самопожертвование для общего блага; это натуры идеальные; а такие натуры не склонны к соприкосновению с пошлостью житейского быта. Кто по натуре своей способен к бескорыстному служению обществен­ной пользе в сознании долга, тот не пойдет заискивать голоса, не станет воспевать хвалу себе на выборных собраниях, нанизывая громкие и пошлые фразы. Такой человек раскрывает себя и силы свои в рабочем углу своем или в тесном кругу единомышленных людей, но не пойдет искать популярности на шумном рынке. Такие люди, если идут в толпу людскую, то не затем, чтоб льстить ей и подлаживаться под пошлые ее влечения и инстинкты, а разве затем, чтобы обличать пороки людского быта и ложь людских обычаев. Лучшим людям, людям долга и чести, противна выборная процедура: от нее не отвращаются лишь своеко­рыстные, эгоистические натуры, желающие достигнуть личных своих целей. Такому человеку не стоит труда надеть на себя маску стремления к общественному благу, лишь бы приобрести популярность. Он не может и не должен быть скромен, — ибо при скромности его не заме­тят, не станут говорить о нем. Своим положением и тою ролью, которую берет на себя, — он вынуждается — лицемерить и лгать с людьми, которые противны ему, он поневоле должен сходиться, брататься, лю­безничать, чтобы приобрести их расположение, — должен раздавать обещания, зная, что потом не выполнит их, должен подлаживаться под самые пошлые наклонности и предрассудки массы, для того чтоб иметь большинство за себя. Какая честная натура решится принять на себя такую роль? Изобразите ее в романе: читателю противно станет; но тот же читатель отдаст свой голос на выборах живому артисту в той же самой роли.

Выборы — дело искусства, имеющего, подобно военному искусст­ву, свою стратегию и тактику. Кандидат не состоит в прямом отношении к своим избирателям. Между ним и избирателями посредствует коми­тет, самочинное учреждение, коего главною силою служит — на-

 


420 Раздел III. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

хальство. Искатель представительства, если не имеет еще сам по себе известного имени, начинаете того, что подбирает себе кружок прияте­лей и споспешников; затем все вместе производят около себя ловлю, т.е. приискивают в местной аристократии богатых и не крепких разумом обывателей и успевают уверить их, что это их дело, их право и преиму­щество стать во главе — руководителями общественного мнения. Всегда находится достаточно глупых или наивных людей, поддающихся на эту удочку, — и вот, за подписью их, появляется в газетах и накле­ивается на столбах объявление, привлекающее массу, всегда падкую на следование за именами, титулами и капиталами. Вот каким путем об­разуется комитет, руководящий и овладевающий выборами, — это своего рода компания на акциях, вызванная к жизни учредителями. Со­став комитета подбирается с обдуманным искусством: в нем одни слу­жат действующею силой — люди энергические, преследующие во что бы то ни стало материальную или тенденциозную цель; другие — на­ивные и легкомысленные статисты — составляют балласт. Организу­ются собрания, произносятся речи: здесь тот, кто обладает крепким го­лосом и умеет быстро и ловко нанизывать фразы, производит всегда впечатление на массу, получает известность, нарождается кандидатом для будущих выборов или, при благоприятных условиях, сам становит­ся кандидатом, сталкивая того, за кого пришел вначале работать язы­ком своим. Фраза — и не что иное, как фраза, — господствует в этих собраниях. Толпа слушает лишь того, кто громче кричит и искуснее подделывается пошлостью и лестью под ходячие в массе понятия и на­клонности.

В день окончательного выбора лишь немногие подают голоса свои сознательно: это отдельные влиятельные избиратели, коих стоило уго­варивать поодиночке. Большинство, т.е. масса избирателей, дает свой голос стадным обычаем, за одного из кандидатов, выставленных коми­тетом. На билетах пишется то имя, которое всего громче натвержено и звенело в ушах у всех в последнее время. Никто почти не знает челове­ка, не дает себе отчета ни о характере его, ни о способностях, ни о на­правлении: выбирают потому, что много наслышаны об его имени. На­прасно было бы вступать в борьбу с этим стадным порывом. Положим, какой-нибудь добросовестный избиратель пожелал бы действовать со­знательно в таком важном деле, не захотел бы подчиниться насильст­венному давлению комитета. Ему остается — или уклониться вовсе в день выбора, или подать голос за своего кандидата по своему разуме­нию. Как бы ни поступил он, — все-таки выбран будет тот, кого про­-


Глава 9. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 421

 

 

возгласила масса легкомысленных, равнодушных или уговоренных из­бирателей.

По теории, избранный должен быть излюбленным человеком боль­шинства, а на самом деле избирается излюбленник меньшинства, иног­да очень скудного, только это меньшинство представляет организован­ную силу, тогда как большинство, как песок, ничем не связано, и потому бессильно перед кружком или партией. Выбор должен бы падать на ра­зумного и способного, а в действительности падает на того, кто нахаль­нее суется вперед. Казалось бы, для кандидата существенно требует­ся — образование, опытность, добросовестность в работе: а в дейст­вительности все эти качества могут быть и не быть: они не требуются в избирательной борьбе, тут важнее всего — смелость, самоуверен­ность в соединении с ораторством и даже с некоторою пошлостью, не­редко действующею на массу. Скромность, соединенная с тонкостью чувства и мысли, — для этого никуда не годится. [...]

Печатается по: Победоносцев К..П. Великая ложь нашего време­ни // К.П. Победоносцев: pro et contra. СПб., 1996. С. 99—104.

А. ЛЕЙПХАРТ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 384 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2257 - | 2182 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.