Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ признаках хорошего правлени€




 огда, стало быть, спрашивают в общей форме, которое из ѕравлений наилучшее, то задают вопрос неразрешимый, ибо сие есть вопрос неопределенный, или, если угодно, он имеет столько же верных реше≠ний, сколько есть возможных комбинаций в абсолютных и относитель≠ных положени€х народов.

Ќо если бы спросили, по какому признаку можно узнать, хорошо или дурно управл€етс€ данный народ, то это было бы другое дело, и такой вопрос действительно может быть разрешен.

ќднако его вовсе не разрешают, потому что каждый хочет сделать это на свой лад. ѕодданные превознос€т покой в обществе, гражда≠не Ч свободу частных лиц; один предпочитает безопасность владений, а другой Ч безопасность личности; один считает, что наилучшее ѕрав≠ление должно быть самым суровым, другой утверждает, что таким


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 167

 

 

может быть только самое м€гкое; этот хочет, чтобы преступлени€ карались, а тот Ч чтобы они предупреждались; один считает, что хорошо держать соседей в страхе, другой предпочитает оставатьс€ им неизвест≠ном; один доволен, когда деньги обращаютс€, другой требует, чтобы и народ имел хлеб. ƒаже если бы мы и пришли к соглашению в этих и в других подобных пунктах, то разве подвинулись бы далеко? –аз нет точ≠ной меры дл€ духовных свойств, то, даже и прид€ к соглашению относительно признаков, Ч как этого достичь в оценке?

„то до мен€, то € всегда удивл€юсь тому, что не обращают внимани€ ил следующий столь простой признак или по недобросовестности не хот€т его признавать.  акова цель политической ассоциации? Ѕережение и благоденствие ее членов. ј каков наиболее верный признак, что они убережены и благоденствуют? Ёто их численность и ее рост. Ќе ищите же окрест сей признак Ч предмет столь многих споров. ѕри прочих равных услови€х такое ѕравление, когда без сторонних средств, без предоставлени€ права гражданства, без колоний граждане плод€тс€ и множатс€, есть, несомненно, лучшее. ѕравление, при котором народ уменьшаетс€ в числе и оскудевает, есть худшее. [...]

ѕечатаетс€ по: –уссо ∆.∆. “рактаты. ћ., 1969. —. 151, 164, 165, 167, 171Ч174, 176Ч178, 191Ч195, 213.

ј. де “ќ ¬»Ћ№

ƒемократи€ в јмерике

  н и г а в т о р а €

„асть четверта€

ќ “ќћ ¬Ћ»яЌ»»,  ќ“ќ–ќ≈ ƒ≈ћќ –ј“»„≈— »≈

»ƒ≈» » „”¬—“¬ј ќ ј«џ¬јё“ Ќј ѕќЋ»“»„≈— ќ≈

ќЅў≈—“¬ќ

√ л а в а I

–авенство вызывает в гражданах естественную склонность

  свободным институтам

–авенство, делающее людей независимыми друг от друга, вырабатывает в них привычку и склонность руководствоватьс€ в частной жизни лишь собственными желани€ми и волей. “а полна€ независимость, которой они посто€нно пользуютс€ как в отношени€х с равными себе, так и в личной жизни, вызывает в них недовольство любой влас-


168. –аздел I. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

 

 

тью и вскоре формирует у них пон€тие политической свободы и привер≠женность ей. Ћюди, живущие в такое врем€, следовательно, самым ес≠тественным образом предрасположены к воспри€тию идеи свободных институтов. ¬озьмите любого из них, и, если вы сможете добратьс€ до инстинктивных чувств, вы обнаружите, что из разных форм правлени€ он более всего признает и уважает то, главу которого он избрал сам и действи€ которого наход€тс€ под его контролем.

»з всех политических последствий, порождаемых социальным ра≠венством, именно это стремление к независимости прежде всего бро≠саетс€ в глаза, устраша€ малодушных, и не без оснований, ибо в демо≠крати€х анархи€ обретает более ужасные качества, чем в любом другом обществе. ¬едь если граждане лишены возможности воздействовать друг на друга, то в случа€х, когда сдерживающа€ их государственна€ власть ослабл€етс€, быстро наступает политический хаос и, поскольку каждый отдельный гражданин предпочитает держатьс€ от всего в сто≠роне, здание социального устройства мгновенно рассыпаетс€ в прах.

“ем не менее € убежден, что анархи€ Ч это не основное, а наимень≠шее из зол, которых нужно опасатьс€ в век демократии.

Ќа самом деле равенство порождает две тенденции: перва€ ведет людей к независимости и может внезапно подтолкнуть их к анархии; втора€ тенденци€ про€вл€етс€ не столь быстро и не столь нагл€дно, но она значительно более целенаправленно ведет людей к закрепощению.

Ћюди быстро распознают первую тенденцию и вс€чески ей проти≠водействуют, позвол€€, однако, увлечь себ€ в другом направлении, по≠скольку не вид€т его опасности. ѕоэтому о нем необходимо поговорить более подробно.

Ќи в коей мере € не порицаю равенство за то, что оно порождает непокорность; как раз за это € его и хвалю. ћен€ охватывает восхище≠ние, когда € вижу, как оно формирует в умах и сердцах людей некое смутное представление о политической независимости и инстинктив≠ное стремление к ней, вырабатыва€, таким образом, лекарство от бо≠лезни, им же порождаемой. »менно этим привлекает мен€ равенство.

√ л а в а II





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 291 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

1470 - | 1270 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.