Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ цел€х политического общества и правлени€




123. ≈сли человек в естественном состо€нии так свободен, как об этом говорилось, если он абсолютный господин своей собственной лич≠ности и владений, равный самым великим люд€м и никому не подчинен≠ный, то почему расстаетс€ он со своей свободой, почему отказываетс€ он от этой империи и подчин€ет себ€ власти и руководству какой-то дру≠гой силы? Ќа это напрашиваетс€ самый очевидный ответ, что хот€ в естественном состо€нии он обладает подобным правом, но все же поль≠зование им весьма ненадежно и ему посто€нно угрожает пос€гательст≠во других. ¬едь, поскольку все €вл€ютс€ властител€ми в такой же сте≠пени, как и он сам, поскольку каждый человек ему равен, а больша€ часть людей не особенно строго соблюдает равенство и справедли-


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 151


 


 

ность, постольку пользование собственностью, которую он имеет в этом состо€нии, весьма небезопасно, весьма ненадежно. Ёто побуждает его с готовностью отказатьс€ от такого состо€ни€, которое хот€ и €вл€етс€ свободным, но полно страхов и непрерывных опасений; и не без причины он разыскивает и готов присоединитьс€ к обществу тех, кто уже объединилс€ или собираетс€ объединитьс€ ради взаимного сохранени€ своих жизней, свобод и владений, что € называю общим именем Ђсобственностьї.

124. ѕоэтому-то великой и главной целью объединени€ людей в го≠сударства и передачи ими себ€ под власть правительства €вл€етс€ со≠хранение их собственности. ј дл€ этого в естественном состо€нии не хватает многого.

¬о-первых, не хватает установленного, определенного, известно≠го закона, который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве нормы справедливости и несправедливости и служил бы тем общим мерилом, при помощи которого разрешались бы между ними все споры. ¬едь хот€ закон природы €сен и пон€тен всем разумным суще≠ствам, однако люди руководствуютс€ своими интересами, к тому же они Ђто не знают, так как не изучали, и поэтому не склонны признавать его в качестве закона, об€зательного дл€ них в применении к их конкрет≠ным делам.

125. ¬о-вторых, в естественном состо€нии не хватает знающего и беспристрастного судьи, который обладал бы властью разрешать псе затруднени€ в соответствии с установленным законом. »бо каждый в этом состо€нии €вл€етс€ одновременно и судьей, и исполнителем за≠кона природы, а люди пристрастны к себе, и страсть и месть очень даже могут завести их слишком далеко и заставить про€вить слишком боль≠шую гор€чность в тех случа€х, когда дело касаетс€ их самих; точно так же небрежность и безразличие могут сделать их слишком невниматель≠ными к делам других людей.

126. ¬-третьих, в естественном состо€нии часто недостает силы, котора€ могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение. “е, кто совершает какую-либо несправедливость, вр€д ли удержатс€ оттого, чтобы силой насто€ть на своем, когда они в состо€нии это сделать; подобное сопротивление часто делает наказание опасным и нередко гибельным дл€ тех, кто пытаетс€ его осуществить.

127. “аким образом, люди, несмотр€ на все преимущества естественного состо€ни€, наход€тс€ в скверных услови€х, пока они в нем пре-


152 –аздел I. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

 

 

бывают, и быстро вовлекаютс€ в общество. ¬от почему получаетс€ так, что мы редко видим, чтобы какое-либо количество людей сколько-ни≠будь длительное врем€ жило вместе в этом состо€нии. Ќеудобства, ко≠торым они при этом подвергаютс€ в результате беспор€дочного и не≠надлежащего применени€ власти, которой обладает каждый человек дл€ наказани€ проступков других, вынуждают их искать убежища под сенью установленных правительством законов, и здесь они стрем€тс€ найти сохранение своей собственности. »менно это побуждает их столь охотно отказыватьс€ от того индивидуального права на наказа≠ние, которым обладает каждый, дл€ того чтобы оно осуществл€лось только тем из них, кто будет назначен на это, и посредством тех законов, о которых соглас€тс€ сообщество или уполномоченные на то лица. » вот это-то €вл€етс€ первоначальным правом и источником как за≠конодательной, так и исполнительной власти, а равно и самих пра≠вительств и обществ.

128. ¬едь в естественном состо€нии, не говор€ о свободе, которой человек обладает дл€ невинных развлечений, он обладает двум€ видами власти.

¬о-первых, это власть делать то, что он считает необходимым дл€ сохранени€ себ€ и других в рамках закона природы. ѕо этому закону, общему дл€ всех, он и все остальное человечество представл€ют собой одно сообщество, составл€ют единое общество, отличное от всех других творений. » если бы не разложение и порочность выродив≠шихс€ людей, то не требовалось бы никакого другого; не было бы не≠обходимости, чтобы люди отдел€лись от этого великого и естественного сообщества и посредством положительных соглашений составл€ли р€д меньших отдельных объединений.

ƒруга€ власть, которой обладает человек в естественном состо€≠нии, Ч это власть наказывать за преступлени€, совершенные против данного закона. ќт обоих этих видов власти он отказываетс€, когда присоедин€етс€ к частному, если € могу так выразитьс€, или от≠дельному политическому обществу и вступает в какое-либо государст≠во, отделенное от остального человечества.

129. ќт первой власти, viz. совершать все, что он считает не≠обходимым дл€ сохранени€ себ€ и остальной части человечества, он отказываетс€ ради того, чтобы это регулировалось законами, со≠зданными обществом, в той мере, в какой этого потребует сохранение его самого и остальной части этого общества; а эти законы общества


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 153

 

 

во многих отношени€х ограничивают ту свободу, которую он имел по закону природы.

130. ¬о-вторых, от власти наказывать он отказываетс€ полностью и употребл€ет свою естественную силу (которую он до того мог использовать дл€ исполнени€ закона природы по своему собствен≠ному единоличному решению, когда считал это необходимым) дл€ ока≠зани€ помощи исполнительной власти общества в той мере, в какой этого потребует закон. ¬едь, наход€сь теперь в новом состо€нии, в ко≠тором он будет пользоватьс€ многими благами благодар€ труду, помо≠щи и обществу других членов того же сообщества, равно как и защитой всей его силы, он должен также расстатьс€ в такой же мере со своей естественной свободой ради обеспечени€ себ€, в какой этого потребует благо, процветание и безопасность общества; это не только необходи≠мо, но и справедливо, поскольку остальные члены общества поступают подобным же образом.

131. Ќо хот€ люди, когда они вступают в общество, отказываютс€ от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обла≠дали в естественном состо€нии, и передают их в руки общества, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательна€ власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, все же это дела≠етс€ каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себ€, свою свободу и собственность (ведь нельз€ предполагать, чтобы какое-либо разумное существо сознательно изменило свое состо€ние на худ≠шее). ¬ласть общества или созданного людьми законодательного ор≠гана никогда не может простиратьс€ далее, нежели это необхо≠димо дл€ общего блага; эта власть об€зана охран€ть собственность каждого, не допуска€ тех трех неудобств, о которых говорилось выше и которые делали естественное состо€ние столь небезопасным и ненадежным. » кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он об€зан править согласно установленным по≠сто€нным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов, и примен€ть силу сообщества в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом Ч дл€ предотвращени€ вреда или дл€ получени€ возмещени€ за него и дл€ охраны сообщества от вторжений и захватов. » все это должно осуществл€тьс€ ни дл€ какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа.


154 –аздел 1. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

√ л а в а ’

ќ формах государства

132. ѕоскольку с момента объединени€ людей в общество большин≠ство обладало, как было показано, всей властью сообщества, то оно могло употребл€ть всю эту власть дл€ создани€ врем€ от времени за≠конов дл€ сообщества и дл€ осуществлени€ этих законов назначенными им должностными лицами; в этом случае форма правлени€ будет пред≠ставл€ть собой совершенную демократию; или же оно может пере≠дать законодательную власть в руки нескольких избранных лиц и их на≠следников или преемников, и тогда это будет олигархи€; или же в руки одного лица, и тогда это будет монархи€; если в руки его и его наслед≠ников, то это наследственна€ монархи€; если же власть передана ему только пожизненно, а после его смерти право назначить преемника возвращаетс€ к большинству, то это выборна€ монархи€. » в соот≠ветствии с этим сообщество может устанавливать сложные и смешан≠ные формы правлени€ и в зависимости от того, что оно считает лучшим. » если законодательна€ власть первоначально была передана боль≠шинством, одному или нескольким лицам лишь пожизненно или на какое-то ограниченное врем€, а затем верховна€ власть снова должна была вернутьс€ к большинству, то, когда это происходило, сообщество могло снова передать ее в какие ему угодно руки и, таким образом, со≠здать новую форму правлени€. »бо форма правлени€ зависит от того, у кого находитс€ верховна€ власть, котора€ €вл€етс€ законо≠дательной (невозможно предположить, чтобы низша€ власть предпи≠сывала высшей или чтобы кто бы то ни было, кроме верховной власти, издавал законы); в соответствии с этим форма государства определ€≠етс€ тем, у кого находитс€ законодательна€ власть.

133. ѕод, государством € все врем€ подразумеваю не демократию или какую-либо иную форму правлени€, но любое независимое сооб≠щество (any independent community), которое латин€не обозначили словом Ђcivitasї; этому слову в нашем €зыке лучше всего соответствует слово Ђгосударствої (commonwealth), оно более точно выражает по≠н€тие, обозначающее такое общество людей, а английские слова Ђоб≠щинаї (community) или Ђгородї (citty) его не выражают, ибо в госу≠дарстве могут быть подчиненные общины, а слово Ђгородї у нас имеет совершенно иное значение, чем Ђгосударствої. [...]

ѕечатаетс€ по: Ћокк ƒж. —очинени€: ¬ 3 т. ћ., 1988. “. 3. —. 263, 264, 270Ч272, 317, 318, 334Ч338.


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 155

Ў.Ћ. ћќЌ“≈— №≈

ќ духе законов

 нига втора€





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 302 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

1453 - | 1294 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.