Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„етыре вида извращенного государственного устройства




Ч Ќасколько помню, ты говорил, что имеетс€ четыре вида пороч≠ного государственного устройства и что стоило бы в них разобратьс€, дабы увидеть их порочность воочию; то же самое, сказал ты, касаетс€ и соответствующих людей: их всех тоже стоит рассмотреть. [...]

≈ще о соответствии п€ти складов характера п€ти видам государст≠венного устройства [...]

Ч –аз мы начали с рассмотрени€ государственных нравов, а не отдельных лиц, потому что там они более четки, то и теперь возьмем сперва государственный строй, основывающийс€ на честолюбии (не могу подобрать другого выражени€, все равно назовем ли мы его Ђтимократиейї или Ђтимархиейї), и соответственно рассмотрим подобного же рода человека; затем Ч олигархию и олигархического человека; далее бросим взгл€д на демократию и понаблюдаем человека демократичес≠кого; наконец, отправимс€ в государство, управл€емое тиранически, и посмотрим, что там делаетс€, оп€ть-таки обраща€ внимание на тира≠нический склад души. [...]

“имократи€

Ч Ќу так давай попытаемс€ указать, каким способом из аристокра≠тического правлени€ может получитьс€ тимократическое. ћожет быть, это совсем просто, и изменени€ в государстве об€заны своим проис≠хождением раздорам, возникающим внутри той его части, котора€ об≠ладает властью? ≈сли же в ней царит согласие, то, хот€ бы она была и очень мала, строй остаетс€ незыблемым.

Ч ƒа, это так. [...]

“имократическийї человек

Ч  аким же станет человек в соответствии с этим государственным строем?  ак он сложитс€ и каковы будут его черты? [...]

Ч ќн пожестче, менее образован и, хот€ ценит образованность и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет словом. —


100 –аздел I. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

 

рабами такой человек жесток, хот€ их и не презирает, так как достаточ≠но воспитан; в обращении со свободными людьми он учтив, а власт€м чрезвычайно послушен; будучи властолюбив и честолюбив, он считает, что основанием власти должно быть не умение говорить или что-либо подобное, но военные подвиги и вообще все военное, потому-то он и любит гимнастику и охоту.

Ч ƒа, именно такой характер развиваетс€ при этом государствен≠ном строе.

Ч ¬ молодости такой человек с презрением относитс€ к деньгам, но, чем старше он становитс€, тем больше он их любит Ч сказываетс€ его природна€ наклонность к сребролюбию да и чужда€ добродетели примесь, поскольку он покинут своим доблестным стражем. [...]

ќлигархи€

Ч —ледующим после этого государственным строем была бы, € так думаю, олигархи€.

Ч „то за устройство ты называешь олигархией?

Ч Ёто строй, основывающийс€ на имущественном цензе: у власти сто€т там богатые, а бедн€ки не участвуют в правлении.

Ч ѕонимаю. (...)

Ч ”становление имущественного ценза становитс€ законом и нор≠мой, олигархического стро€: чем более этот строй олигархичен, тем выше ценз; чем менее олигархичен, тем ценз ниже. «аранее объ€вл€≠етс€, что к власти не допускаютс€ те, у кого нет установленного иму≠щественного ценза. “акого рода государственный строй держитс€ при≠менением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивани€. –азве это не верно?

Ч ƒа, верно. [...]

ќлигархическийї человек

Ч ¬след за тем давай рассмотрим и соответствующего человека Ч как он складываетс€ и каковы его свойства.

Ч  онечно, это надо рассмотреть.

Ч ≈го переход от тимократического склада к олигархическому со≠вершаетс€ главным образом вот как... [...]

Ч ”видев, мой друг, все это, пострадав и потер€в состо€ние, даже испугавшись, думаю €, за свою голову, он в глубине души свергает с престола честолюбие и присущий ему прежде €ростный дух. ѕрисмирев из-за бедности, он удар€етс€ в ст€жательство, в крайнюю бережли-


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 101


 


вость и своим трудом понемногу копит деньги. „то ж, разве, думаешь ты, такой человек не возведет на трон свою алчность и корыстолюбие и не сотворит себе из них ¬еликого цар€ в тиаре и ожерель€х, с корот≠ким мечом за по€сом?

Ч ѕо-моему, да.

Ч ј у ног этого цар€, пр€мо на земле, он там и с€м рассадит в ка≠честве его рабов разумность и €ростный дух. ќн не допустит никаких иных соображений, име€ в виду лишь умножение своих скромных средств.  роме богатства и богачей, ничто не будет вызывать у него восторга и почитани€, а его честолюбие будет направлено лишь на ст€≠жательство и на все то, что к этому ведет.

Ч Ќи одна перемена не происходит у юноши с такой быстротой и силой, как превращение любви к почест€м в любовь к деньгам.

Ч –азве это не пример того, каким бывает человек при олигархи≠ческом строе? Ч спросил €.

Ч ќлигархи€ переходит в демократию примерно следующим обра≠зом: причина здесь в ненасытной погоне за предполагаемым благом, со≠сто€щим €кобы в том, что надо быть как можно богаче.

Ч  ак ты это понимаешь?

Ч ƒа ведь при олигархии правители, сто€щие у власти, будучи бо≠гатыми, не захот€т ограничивать законом распущенность молодых людей и запрещать им расточать и губить свое состо€ние; напротив; правители будут скупатьих имущество или давать им под проценты ссуду, чтобы самим стать еще богаче и могущественнее.

ЧЁто у них Ч самое главное.[...]

ƒемократи€

Ч ƒемократи€, на мой взгл€д, осуществл€етс€ тогда, когда бедн€≠ки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгон€т, а остальных уравн€ют в гражданских правах и в замещении го≠сударственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.

Ч ƒа, именно так устанавливаетс€ демократи€, происходит ли это. силой оружи€ или же потому, что ее противники, устрашившись, по≠степенно отступ€т.

Ч  ак же люд€м при ней живетс€? Ч спросил €. Ч » каков этот государственный строй? ¬едь €сно, что он отразитс€ и на человеке, ко≠торый тоже приобретет демократические черты. [...]


102 –аздел I. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

 

Ч я думаю, что при таком государственном строе люди будут очень различны.

Ч  онечно.

Ч  азалось бы, это самый лучший государственный строй. —ловно ткань, испещренна€ всеми цветами, так и этот строй, испещренный разнообразными нравами, может показатьс€ всего прекраснее. ¬еро≠€тно, многие, подобно дет€м и женщинам, любующимс€ всем пестрым, решат, что он лучше всех.

Ч  онечно.

Ч ѕри нем удобно, друг мой, избрать государственное устройство.

Ч „то ты имеешь в виду?

Ч ƒа ведь вследствие возможности делать что хочешь он заключает в себе все роды государственных устройств. ѕожалуй, если у кого по≠€витс€ желание, как у нас с тобой, основать государство, ему необхо≠димо будет отправитьс€ туда, где есть демократи€, и уже там, словно попав на рынок, где торгуют всевозможными правлени€ми, выбрать то, которое ему нравитс€, а сделав выбор, основать свое государство.

Ч ¬еро€тно, там не будет недостатка в образчиках.

Ч ¬ демократическом государстве нет никакой надобности прини≠мать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не об€за≠тельно и подчин€тьс€, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, услови€ мира, если ты мира не жаждешь. » оп€ть-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе уп≠равл€ть либо судить, ты все же можешь управл€ть и судить, если это тебе придет в голову. –азве не чудесна на первый взгл€д и не соблаз≠нительна подобна€ жизнь?

Ч ѕожалуй, но лишь ненадолго.

Ч ƒалее. –азве не великолепно там милосердие в отношении неко≠торых осужденных? »ли ты не видел, как при таком государственном строе люди, приговоренные к смерти или к изгнанию, тем не менее ос≠таютс€ и продолжают вращатьс€ в обществе; словно никому до него нет дела и никто его не замечает, разгуливает такой человек пр€мо как полубог.

Ч ƒа, и таких бывает много.

Ч Ёта снисходительность вовсе не мелка€ подробность демократи≠ческого стро€; напротив, в этом сказываетс€ презрение ко всему тому, что мы считали важным, когда основывали наше государство. ≈сли у человека, говорили мы, не выдающа€с€ натура, он никогда не станет добродетельным; то же самое, если с малолетства Ч в играх и в своих


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 103

 

зан€ти€х Ч он не соприкасаетс€ с прекрасным. ћежду тем демокра≠тический строй, высокомерно поправ все это, нисколько не озабочен \ тем, кто от каких зан€тий переходит к государственной де€тельности. „еловеку оказываетс€ почет, лишь бы он обнаружил свое расположе≠ние к толпе.

Ч ƒа, весьма благородна€ снисходительность!

Ч Ёти и подобные им свойства присущи демократии Ч строю, не имеющему должного управлени€, но при€тному и разнообразному. ѕри нем существует своеобразное равенство Ч уравнивающее равных и неравных. [...]

ƒемократическийї человек

[...]

Ч  огда юноша, выросший, как мы только что говорили, без долж≠ного воспитани€ и в обстановке бережливости, вдруг отведает меда трутней и попадает в общество опасных и лютых зверей, которые спо≠собны доставить ему всевозможные наслаждени€, самые пестрые и разнообразные, это-то и будет у него, поверь мне, началом перехода от олигархического типа к демократическому.

Ч ƒа, совершенно неизбежно.

Ч  ак в государстве происходит переворот, когда некоторой части его граждан оказываетс€ помощь извне их единомышленниками, так и юноша мен€етс€, когда некоторой части его вожделений помогает извне тот вид вожделений, который им родствен и подобен.

Ч ƒа, несомненно. [...]

“ирани€

Ч Ќу, так давай рассмотрим, милый друг, каким образом возникает тирани€. „то она получаетс€ из демократии, это-то, пожалуй, €сно [ ]

Чƒа.

Ч ј ненасытное стремление к богатству и пренебрежение всем, кроме наживы, погубили олигархию.

Ч ѕравда.

Ч “ак вот, и то, что определ€ет как благо демократи€ и к чему она ненасытно стремитс€, именно это ее и разрушает.

Ч „то же она, по-твоему, определ€ет как благо?

Ч —вободу. ¬ демократическом государстве только и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе.


104 –аздел I. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

Ч ƒа, подобное изречение часто повтор€етс€.

Ч “ак вот, как € только что и начал говорить, такое ненасытное стремление к одному и пренебрежение к остальному искажает этот строй и подготовл€ет нужду в тирании.

Ч  ак это?

Ч  огда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведетс€ встать дурным виночерпи€м, государство это сверх должного опь€н€етс€ свободой в неразбавленном виде, а своих долж≠ностных лиц карает, если те недостаточно снисходительны и не предо≠ставл€ют всем полной свободы, и обвин€ет их в мерзком олигархичес≠ком уклоне.

Ч ƒа, так оно и бывает.

Ч √раждан, послушным власт€м, там смешивают с гр€зью как ни≠чего не сто€щих добровольных рабов, зато правителей, похожих на под≠властных, и подвластных, похожих на правителей, там восхвал€ют и по≠читают как в частном, так и в общественном обиходе. –азве в таком государстве свобода не распространитс€ неизбежно на все?

Ч  ак же иначе? [...]

Ч ≈сли собрать все это вместе, самым главным будет, как ты по≠нимаешь, то, что душа граждан делаетс€ крайне чувствительной, даже по мелочам: все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. ј кончат они, как ты знаешь, тем, что перестанут счи≠татьс€ даже с законами Ч писаными или неписаными, Ч чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти.

Ч я это хорошо знаю.

Ч “ак вот, мой друг, именно из этого правлени€, такого прекрасно≠го и по-юношески дерзкого, и вырастает, как мне кажетс€, тирани€.

Ч ƒействительно, оно дерзкое. „то же, однако, дальше?

Ч “а же болезнь, что развилась в олигархии и ее погубила, еще больше и сильнее развиваетс€ здесь Ч из-за своеволи€ Ч и порабо≠щает демократию. ¬ самом деле, все чрезмерное обычно вызывает рез≠кое изменение в противоположную сторону, будь то состо€ние погоды, растений или тела. Ќе меньше наблюдаетс€ это и в государственных устройствах.

Ч ≈стественно.

Ч ¬едь чрезмерна€ свобода, по-видимому, и дл€ отдельного чело≠века, и дл€ государства оборачиваетс€ не чем иным, как чрезвычайным рабством.

Ч ќно и естественно.


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 105

 

Ч “ак вот, тирани€ возникает, конечно, не из какого иного стро€, как из демократии; иначе говор€, из крайней свободы возникает вели≠чайшее и жесточайшее рабство. [...]

“ри Ђчастиї демократического государства:

“рутни, богачи и народ

Ч –азделим мысленно демократическое государство на три части Ч да это и в действительности так обстоит. ќдну часть состав€т подобного рода трутни: они возникают здесь хоть и вследствие своево≠ли€, но не меньше, чем при олигархическом строе.

Ч Ёто так.

Ч Ќо здесь они много €довитее, чем там.

Ч ѕочему?

Ч “ам они не в почете, наоборот, их отстран€ют от занимаемых должностей, и потому им не на чем набить себе руку и набрать силу. ј при демократии они, за редкими исключени€ми, чуть ли не сто€т во главе: самые €довитые из трутней произнос€т речи и действуют, а ос≠тальные усаживаютс€ поближе к помосту, жужжат и не допускают, чтобы кто-нибудь говорил иначе. ¬ыходит, что при таком государствен≠ном строе всем, за исключением немногого, распор€жаютс€ подобные люди.

Ч  онечно.

Ч »з состава толпы всегда выдел€етс€ и друга€ часть...

Ч  ака€?

Ч »з дельцов самыми богатыми большей частью станов€тс€ и наи≠более собранные по своей природе.

Ч ≈стественно.

Ч — них-то трутн€м всего удобнее собрать побольше меду.

Ч  ак же его и возьмешь с тех, у кого его мало?

Ч “аких богачей обычно называют сотами трутней.

Ч ƒа, пожалуй.

Ч “ретий разр€д составл€ет народ Ч те, что труд€тс€ своими ру≠ками, чужды дел€чества, да и имущества у них немного. ќни всего многочисленнее и при демократическом строе всего вли€тельнее, осо≠бенно когда соберутс€ вместе. [...]

ѕечатаетс€ по: ѕлатон. —обрание сочинений: ¬ 4 т. ћ., 1993. “. 3. —. 93, 94, 107, 118, 129Ч133, 136, 139, 140, 181, 183, 186Ч189,192, 196Ч199, 202Ч204, 207, 218, 219, 221, 226, 229, 230, 232Ч234,


106 –аздел 1. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

 

238, 252, 253, 270Ч272, 328Ч330, 333, 335, 336, 338, 339, 341, 343Ч345,347, 350Ч353.

ј–»—“ќ“≈Ћ№

ѕолитика

  н и г а п е р в а € (ј)

I. 1. ѕоскольку, как мы видим, вс€кое государство представл€ет собой своего рода общение, вс€кое же общение организуетс€ ради ка≠кого-либо блага (ведь вс€ка€ де€тельность имеет в виду предполагае≠мое благо), то, очевидно, все общени€ стрем€тс€ к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремитс€ то общение, которое €вл€етс€ наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общени€. Ёто общение и называетс€ государством или общением политическим. [...]

2. [...] —оответственно общение, естественным путем возникшее дл€ удовлетворени€ повседневных надобностей, есть семь€. [...]

7. ќбщение, состо€щее из нескольких семей и имеющее целью об≠служивание не кратковременных только потребностей, Ч селение. [...]

8. ќбщество, состо€щее из нескольких селений, есть вполне завер≠шенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере само≠довлеющего состо€ни€ и возникшее ради потребностей жизни, но су≠ществующее ради достижени€ благой жизни. ќтсюда следует, что вс€≠кое государство Ч продукт естественного возникновени€, как и пер≠вичные общени€: оно €вл€етс€ завершением их, в завершении же ска≠зываетс€ природа. [...]

9. »з всего сказанного €вствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое. [...]

II. 1. ”€снив, из каких элементов состоит государство, мы должны прежде всего сказать об организации семьи, ведь каждое государство слагаетс€ из отдельных семей. —емь€ в свою очередь состоит из эле≠ментов, совокупность которых и составл€ет ее организацию. ¬ совер≠шенной семье два элемента: рабы и свободные. “ак как исследование каждого объекта должно начинать прежде всего с рассмотрени€ мель≠чайших частей, его составл€ющих, а первоначальными и мельчайшими част€ми семьи €вл€ютс€ господин и раб, муж и жена, отец и дети, то и


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕ0Ћ»“ќЋќ√»» 107


 


следует рассмотреть каждый из этих трех элементов: что каждый из них представл€ет собой и каковым он должен быть.

2. [ќтношени€, существующие между трем€ указанными парными элементами, можно охарактеризовать] так: господское, брачное (сожи≠тельство мужа и жены не имеет особого термина дл€ своего обозначе≠ни€) и третье Ч отцовское (и это отношение не обозначаетс€ особым термином). ѕусть их будет три, именно названные нами; существует еще один элемент семьи, который, по мнению одних, и есть ее органи≠заци€, а по мнению других, составл€ет главнейшую часть ее; € имею в виду так называемое искусство накоплени€. [...]

4. —обственность есть часть дома, и приобретение есть часть семей≠ной организации: без предметов первой необходимости нельз€ не толь≠ко хорошо жить, но и вообще жить. [...]

11. —огласно нашему утверждению, во вс€ком живом существе прежде всего можно усмотреть власть господскую и политическую. ƒуша властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремле≠ни€ми Ч как государственный муж. ќтсюда €сно, сколь естественно и полезно дл€ тела быть в подчинении у души, а дл€ подверженной аф≠фектам части души Ч быть в подчинении у разума и рассудочного эле≠мента души и, наоборот, какой всегда получаетс€ вред при равном или обратном соотношении.

21. [...] »з предыдущего €сно и то, что власть господина и власть государственного мужа, равно как и все виды власти, не тождественны, как это утверждают некоторые. ќдна Ч власть над свободными по природе, друга€ Ч власть над рабами. ¬ласть господина в семье Ч мо≠нархи€ (ибо вс€ка€ семь€ управл€етс€ своим господином монархичес≠ки), власть же государственного мужа Ч это власть над свободными и равными.

22. √осподином называют не за знани€, а за природные свойства;

точно также обстоит дело с рабом и свободным. [...]

V. 1. Ќаука о домохоз€йстве предполагает три элемента власти: во-первых, власть господина по отношению к рабам (об этом мы говорили выше); во-вторых, отношение отца к дет€м; в-третьих, отношение мужа к жене. ƒействительно, властвуют и над женой, и над детьми как суще≠ствами свободными, но осуществл€етс€ эта власть не одинаковым об≠разом.

2. ¬ласть мужа над женой можно сравнить с властью политического де€тел€, власть отца над детьми Ч с властью цар€. ¬едь мужчина по своей природе, исключа€ лишь те или иные ненормальные отклонени€,


108 –аздел I. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

 

более призван к руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.

ѕри замещении большей части государственных должностей между людьми властвующими и подчиненными соблюдаетс€ очередность: и те и другие совершенно естественно стрем€тс€ к равенству и к уничтоже≠нию вс€ких различий. “ем не менее, когда одни властвуют, а другие на≠ход€тс€ в подчинении, все-таки €вл€етс€ стремление провести разли≠чие между теми и другими в их внешнем виде, в их речах и в знаках по≠чета.[...]

  н и г а в т о р а € (¬)

II. 4. [...] —обственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще Ч частной. ¬едь когда забота о ней будет поделена между разными людьми, среди них исчезнут взаимные нарекани€; на≠оборот, получитс€ больша€ выгода, поскольку каждый будет с усердием относитьс€ к тому, что ему принадлежит. [...]

III 11. [...] »так, правильнее суждение тех, кто смешивает несколько видов, потому что тот государственный строй, который состоит в соеди≠нении многих видов, действительно €вл€етс€ лучшим. [...]

IV 12. ќсновное во всем этом Ч не столько уравн€ть собствен≠ность, сколько устроить так, чтобы люди, от природы достойные, не же≠лали иметь больше, а недостойные не имели такой возможности; это произойдет в том случае, если этих последних постав€т в низшее поло≠жение, но не станут обижать. [...]

V 1. √ипподам, сын ≈врифонта, уроженец ћилета, [...] проектиро≠вал государство с населением в дес€ть тыс€ч граждан, разделенное на три части: первую образуют ремесленники, вторую Ч земледельцы, третью Ч защитники государства, владеющие оружием. “ерритори€ государства также делитс€ на три части: св€щенную, общественную и частную. —в€щенна€ Ч та, с доходов которой должен отправл€тьс€ ус≠тановленный религиозный культ; общественна€ Ч та, с доходов кото≠рой должны получать средства к существованию защитники государст≠ва; треть€ находитс€ в частном владении земледельцев. ѕо его мысли, и законы существуют только тро€кого вида, поскольку судебные дела возникают по поводу тро€кого рода преступлений (оскорбление, по≠вреждение, убийство). 3. ќн предполагал учредить и одно верховное су≠дилище, куда должны переноситьс€ разбирательства по всем делам, ре≠шенным, по мнению т€жущихс€, неправильно; в этом судилище должно состо€ть определенное число старцев, назначаемых путем избрани€.


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 109

 

—удебные решени€ в судах должны, по его мнению, выноситьс€ не путем подачи камешков: каждый судь€ получает дощечку, на которой следует записать наказание, если судь€ безусловно осуждает подсуди≠мого, а если он его безусловно оправдывает, то дощечка оставл€етс€ пустой; в случае же частичного осуждени€ или оправдани€ пишетс€ оп≠ределение. —овременные законоположени€ он считает неправильны≠ми: вынос€ либо обвинительный, либо оправдательный приговор, судьи вынуждены нарушать данную ими прис€гу. 4. —верх того, он устанав≠ливает закон относительно тех, кто придумывает что-либо полезное дл€ государства: они должны получать почести; и дети павших на войне должны воспитыватьс€ на казенный счет, коль скоро такого установ≠лени€ еще нет у других. “акого рода закон в насто€щее врем€ сущест≠вует и в јфинах, и в других государствах. ¬се должностные лица долж≠ны быть избираемы народом, т.е. теми трем€ част€ми государства, о ко≠торых упом€нуто ранее. »збранные должностные лица об€заны иметь попечение о государственных делах, а также о делах, относ€щихс€ к чу≠жестранцам и сиротам. [...]

  н и г а т р е т ь € (√)

I 1. »сследователю видов государственного стро€ и присущих им свойств надлежит прежде всего подвергнуть рассмотрению вопрос о го≠сударстве вообще и разобрать, что такое собственно государство. ¬ на≠сто€щее врем€ на этот счет существует разногласие; одни утверждают, что то или иное действие совершило государство, другие говор€т: нет, не государство, а олигархи€ или тиран. ¬ самом деле, мы видим, что вс€ де€тельность государственного мужа и законодател€ направлена ис≠ключительно на государство (polis), а государственное устройство (politeia) есть известна€ организаци€ обитателей государства. 2. ¬виду того что государство представл€ет собой нечто составное, подобное вс€кому целому, но состо€щему из многих частей, €сно, что сначала следует определить, что такое гражданин (polites), ведь государство есть совокупность граждан. »так, должно рассмотреть, кого следует называть гражданином и что такое гражданин. ¬едь часто мы встречаем разногласие в определении пон€ти€ гражданина: не все согласны счи≠тать гражданином одного и того же; тот, кто в демократии гражданин, в олигархии часто уже не гражданин.

5. [...] ћы же считаем гражданами тех, кто участвует в суде и в народном собрании. ѕримерно такое определение пон€ти€ гражданина лучше всего подходит ко всем тем, кто именуетс€ гражданами.


110 –аздел I. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

 

 

II 1. [...] √ражданин, говорим мы, находитс€ в таком же отношении к государству, в каком мор€к на судне Ч к остальному экипажу. ’от€ мор€ки на судне занимают неодинаковое положение: один из них гре≠бет, другой правит рулем, третий состоит помощником рулевого, чет≠вертый носит какое-либо иное соответствующее наименование, все же, очевидно, наиболее точное определение добродетели каждого из них в отдельности будет подходить только к нему одному, но какое-либо общее определение будет приложимо в равной степени ко всем; ведь благополучное плавание Ч цель, к которой стрем€тс€ все мор€ки в со≠вокупности и каждый из них в отдельности. 2. “о же самое и по отно≠шению к гражданам: хот€ они и не одинаковы, все же их задача заклю≠чаетс€ в спасении составл€емого ими общени€, а общением этим €вл€≠етс€ государственный строй. [...]

9. [...] Ќо существует и така€ власть, в силу которой человек власт≠вует над людьми себе подобными и свободными. Ёту власть мы назы≠ваем властью государственной; про€вл€ть ее правитель должен на≠учитьс€, пройд€ сам школу подчинени€; например, чтобы быть гиппархом, нужно послужить в коннице, чтобы стать стратегом, нужно послу≠жить в строю, быть лохагом, таксиархом. » совершенно правильно ут≠верждение, что нельз€ хорошо начальствовать, не научившись повино≠ватьс€. [...] 11. –ассудительность Ч вот единственна€ отличительна€ добродетель правител€; остальные добродетели €вл€ютс€, по-видимо≠му, необходимым общим досто€нием и подчиненных, и правителей; от подчиненного нечего требовать рассудительности как добродетели, но нужно требовать лишь правильного суждени€; подчиненный Ч это как бы мастер, делающий флейты, а правитель Ч это флейтист, играющий на его флейте. [...]

IV 1. [...] √осударственное устройство (politeia) Ч это распор€док в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховна€ власть повсюду св€зана с пор€д≠ком государственного управлени€ (politeyma), а последний и есть госу≠дарственное устройство. я имею в виду, например, то, что в демокра≠тических государствах верховна€ власть Ч в руках народа; в олигархи≠€х, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным. — этой точки зрени€ мы будем судить и об остальном.

V 1. √осударственное устройство означает то же, что и пор€док го≠сударственного управлени€, последнее же олицетвор€етс€ верховной властью в государстве, и верховна€ власть непременно находитс€ в


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 111

 

 

руках либо одного, либо немногих, либо большинства. [...] 2. ћонархи≠ческое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно на≠зываем царской властью; власть немногих, но более чем одного Ч аристократией (или потому, что прав€т лучшие, или потому, что имеетс€ и виду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребл€ем обозначе≠ние, общее дл€ всех видов государственного устройства, Ч полита€. [...] 4. ќтклонени€ от указанных устройств следующие: от царской влас≠ти Ч тирани€, от аристократии Ч олигархи€, от политии Ч демократи€. “ирани€ Ч монархическа€ власть, имеюща€ в виду выгоды одного правител€; олигархи€ блюдет выгоды состо€тельных граждан; демо≠крати€ Ч выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет.[...]

5. “ирани€, как мы сказали, есть деспотическа€ монархи€ в области политического общени€; олигархи€ Ч тот вид, когда верховную власть в государственном управлении имеют владеющие собственностью; на≠оборот, при демократии эта власть сосредоточена не в руках тех, кто имеет большое состо€ние, а в руках неимущих. [...] 7. »так, из приве≠денных соображений, по-видимому, вытекает следующее: тот признак, что верховна€ власть находитс€ либо в руках меньшинства, либо в руках большинства, есть признак случайный и при определении того, что такое олигархи€, и при определении того, что такое демократи€, так как повсеместно состо€тельных бывает меньшинство, а неимущих боль≠шинство; значит, этот признак не может служить основой указанных выше различий. “о, чем различаютс€ демократи€ и олигархи€, есть бед≠ность и богатство; вот почему там, где власть основана Ч безразлично, у меньшинства или большинства Ч на богатстве, мы имеем дело с оли≠гархией, а где прав€т неимущие, там перед нами демократи€. [...]

8. [...] “ак, например, справедливость, как кажетс€, есть равенство, и так оно и есть, но только не дл€ всех, а дл€ равных; и неравенство также представл€етс€ справедливостью, и так и есть на самом деле, но оп€ть-таки не дл€ всех, а лишь дл€ неравных. ћежду тем упускают из виду вопрос Ђдл€ кого?ї и потому суд€т дурно; причиной этого €вл€етс€ то, что суд€т о самих себе, в суждении же о своих собственных делах едва ли не большинство людей Ч плохие судьи. 9. “ак как справедли≠вость Ч пон€тие относительное и различаетс€ столько же в зависи≠мости от свойств объекта, сколько и от свойств субъекта. [...]

13. [...] »так, €сно, что государство не есть общность местожитель≠ства, оно не создаетс€ в цел€х предотвращени€ взаимных обид или ради


112 –аздел 1. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

 

удобств обмена.  онечно, все эти услови€ должны быть налицо дл€ су≠ществовани€ государства, но даже и при наличии их всех, вместе вз€≠тых, еще не будет государства; оно по€вл€етс€ лишь тогда, когда обра≠зуетс€ общение между семь€ми и родами ради благой жизни, в цел€х совершенного и самодовлеющего существовани€.

VI 3. [... ] Ќе лучше ли, если власть будет сосредоточена в руках одно≠го, самого дельного? Ќо тогда получитс€ скорее приближение к оли≠гархии, так как большинство будет лишено политических прав. ѕожа≠луй, кто-либо скажет: вообще плохо то, что верховную власть олице≠твор€ет собой не закон, а человек, душа которого подвержена вли€нию страстей. ќднако если это будет закон, но закон олигархический или демократический, кака€ от него будет польза при решении упом€нутых затруднений? ѕолучитс€ оп€ть-таки то, о чем сказано выше. 4. ќб ос≠тальных вопросах речь будет в другом месте. ј то положение, что пред≠почтительнее, чтобы верховна€ власть находилась в руках большинст≠ва, нежели меньшинства, хот€ бы состо€щего из наилучших, может считатьс€, по-видимому, удовлетворительным решением вопроса и за≠ключает в себе некое оправдание, а пожалуй, даже и истину. ¬едь может оказатьс€, что большинство, из которого каждый сам по себе и не €вл€етс€ дельным, объединившись, окажетс€ лучше тех, не порознь [...]

6. [...] Ќад чем, собственно, должна иметь верховную власть масса свободнорожденных граждан, т.е. все те, кто и богатством не обладает, и не отличаетс€ ни одной выдающейс€ добродетелью? ƒопускать таких к зан€тию высших должностей не безопасно: не облада€ чувством спра≠ведливости и рассудительностью, они могут поступать то несправедли≠во, то ошибочно. — другой стороны, опасно и устран€ть их от участи€ во власти: когда в государстве много людей лишено политических прав, когда в нем много бедн€ков, такое государство неизбежно бывает пере≠полнено враждебно настроенными людьми. ќстаетс€ одно: предоста≠вить им участвовать в совещательной и судебной власти.

12. [...] ¬едь властью €вл€етс€ не член суда, не член совета, не член народного собрани€, но суд, совет и народное собрание; каждый из по≠именованных членов представл€ет собой только составную часть самих учреждений (€ называю такими составными част€ми членов совета, на≠родного собрани€ и суда), так что народна€ масса с полным правом имеет в своих руках верховную власть над более важными делами: и народное собрание, и совет, и суд состо€т из многих, да и имуществен-≠


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 113


 


ный ценз всех, вместе вз€тых, превышает имущественный ценз каждого в отдельности или немногих, занимающих высокие посты в государстве.

VII 8. [...] –авным образом справедливы и прит€зани€ большинства предпочтительно перед меньшинством, потому что большинство во всей его совокупности и сильнее, и богаче, и лучше по сравнению с меньшинством. [...]

X 1. »так, вот четыре вида царской власти: во-первых, царска€ власть героических времен, основанна€ на добровольном подчинении ей граждан, но обладавша€ ограниченными полномочи€ми, а именно: царь был военным предводителем, судьей и ведал религиозным куль≠том; во-вторых, царска€ власть у варваров, наследственна€ и деспоти≠ческа€ по закону; в-третьих, так называема€ эсимнети€ Ч выборна€ тирани€ и, в-четвертых, царска€ власть в Ћакедемоне, представл€ю≠ща€ собой в сущности наследственную и пожизненную стратегию. Ёти четыре вида различаютс€ указанными выше свойствами. 2. ѕ€тым видом царской власти будет тот, когда один человек €вл€етс€ неогра≠ниченным владыкой над всем, точно так же как управл€ет общими де≠лами то или иное плем€ или государство. [...]

7. ≈сли правление нескольких людей, всех одинаково хороших, сле≠дует считать аристократией, а правление одного лица Ч царской влас≠тью, то аристократи€ оказалась бы дл€ государства предпочтительнее царской власти, все равно, будет ли власть опиратьс€ на вооруженную силу или же обойдетс€ без нее, лишь бы только оказалось возможным привлечь к правлению нескольких подобных людей. [...]

XI 3. ѕоэтому справедливость требует, чтобы все равные властво≠вали в той же мере, в какой они подчин€ютс€, и чтобы каждый пооче≠редно то повелевал, то подчин€лс€. «десь мы уже имеем дело с законом, ибо пор€док и есть закон. ѕоэтому предпочтительнее, чтобы властво≠вал закон, а не кто-либо один из среды граждан. Ќа том же самом ос≠новании, даже если будет признано лучшим, чтобы власть имели не≠сколько человек, следует назначать этих последних стражами закона и.его слугами. [...]

10. [...] ”же самой природой заложены одно начало права и пользы дл€ деспотии, другое Ч дл€ царской власти, третье Ч дл€ политии; только дл€ тирании такого начала природа не создала, равно как и дл€ остальных видов государственного устройства, €вл€ющихс€ отклоне≠ни€ми, потому что все эти виды противоестественны. »з сказанного ранее также €сно, что среди подобных и равных полновластное господ≠ство одного над всеми не €вл€етс€ ни полезным, ни справедливым не-


114 –аздел I. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

 

зависимо от того, есть ли законы или их нет, и этот один сам олицетво≠р€ет закон, и независимо от того, хороший ли царствует над хорошими, или плохой над плохими, или добродетельный над менее добродетель≠ными. [...]

11. Ќо прежде всего следует определить, что должно разуметь под началами монархическим, аристократическим и политическим. ћо≠нархическое начало предполагает дл€ своего осуществлени€ такую на≠родную массу, котора€ по своей природе призвана к тому, чтобы от≠дать управление государством представителю какого-либо рода, воз≠вышающемус€ над нею своей добродетелью. јристократическое на≠чало предполагает также народную массу, котора€ способна, не по≠ступа€сь своим достоинством свободнорожденных людей, отдать правление государством люд€м, призванным к тому благодар€ их добродетели. Ќаконец, при осуществлении начала политии народна€ масса, будучи в состо€нии и подчин€тьс€ и властвовать на основании закона, распредел€ет должности среди состо€тельных людей в соот≠ветствии с их заслугами.

XII 1. »з трех видов государственного устройства, какие мы призна≠ем правильными, наилучшим, конечно, €вл€етс€ тот, в котором управ≠ление сосредоточено в руках наилучших. [...]

  н и г а ч е т в е р т а € (ƒ)

II 1. ¬ нашем предыдущем рассуждении о видах государственного устройства мы распределили их так: три вида правильные Ч царска€ власть, аристократи€, полити€ Ч и три отклон€ющиес€ от них, тира≠ни€ Ч от царской власти, олигархи€ Ч от аристократии, демокра≠ти€ Ч от политии. ќб аристократии и царской власти говорилось выше (рассмотрение наилучшего вида государственного стро€ равносильно рассуждению именно об аристократии и царской власти и определению того, что скрываетс€ под этими названи€ми, так как и аристократи€, и царска€ власть предполагают дл€ своего осуществлени€ наличие добродетели, которой сопутствуют благопри€тные внешние услови€). Ѕыло определено ранее также и то, в чем отличие аристократии от цар≠ской власти и когда государственный строй следует считать царской властью. ќстаетс€, таким образом, подвергнуть обсуждению тот вид государственного устройства, который носит общее название политии, а также остальные, т.е. олигархию, демократию и тиранию.

2. ясно, какой из видов, отклон€ющихс€ от правильных, €вл€етс€ наихудшим и какой ближе всего к нему.  онечно, наихудшим видом

 


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 115

 

будет тот, который оказываетс€ отклонением от первоначального и самого божественного из всех видов государственного стро€. ÷арска€ власть, если это не пустой звук, если она существует действительно, основываетс€ на высоком превосходстве царствующего. “аким обра≠зом, тирани€, как наихудший из видов государственного устройства, от≠стоит далее всего от самой его сущности; к ней непосредственно при≠мыкает олигархи€ (аристократи€ далеко не то же, что олигархи€); наи≠более же умеренный из отклон€ющихс€ видов Ч демократи€.

III 4. ќднако главными видами государственного устройства, по-ви≠димому, €вл€ютс€ два Ч демократи€ и олигархи€, подобно тому как го≠вор€т главным образом о двух ветрах Ч северном и южном, а на ос≠тальные смотр€т как на отклонение от этих двух. [...]

8. [...] “аким образом, демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составл€€ большинство, имеют верховную власть в своих руках, а олигархией Ч такой строй, при ко≠тором власть находитс€ в руках людей богатых и благородного проис≠хождени€ и образующих меньшинство.

15. [...] ќ том, что существует несколько видов государственного устройства и в силу каких причин, сказано ранее. “еперь поговорим о том, что существует несколько видов демократии и олигархии.

IV 2. ’арактерным отличием так называемого первого вида демо≠кратии служит равенство. –авенство же, гласит основной закон этой демократии, состоит в том, что ни неимущие, ни состо€тельные не имеют ни в чем каких-либо преимуществ; верховна€ власть не сосре≠доточена в руках тех или других, но те и другие равны. ≈сли, как пола≠гают некоторые, свобода и равенство €вл€ютс€ важнейшими призна≠ками демократии, то это нашло бы свое осуществление главным обра≠зом в том, чтобы все непременно принимали участие в государственном управлении. ј так как народ представл€ет в демократии большинство, постановлени€ же большинства имеют решающее значение, то такого рода государственный строй и €вл€етс€ демократическим. »так, вот один вид демократии.

3. ƒругой ее вид Ч тот, при котором зан€тие должностей обуслов≠лено, хот€ бы и невысоким, имущественным цензом. ќбладающий им должен получить доступ к зан€тию должностей, потер€вший ценз ли≠шаетс€ этого прав. “ретий вид демократии Ч тот, при котором все граждане, €вл€ющиес€ бесспорно таковыми по своему происхожде≠нию, имеют право на зан€тие должностей, властвует же закон. „етвер≠тый вид демократии Ч тот, при котором вс€кий, лишь бы он был граж-


116 –аздел 1. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

 

данином, пользуетс€ правом занимать должности, властвует же оп€ть-таки закон. ѕри п€том виде демократии все остальные услови€ те же, но верховна€ власть принадлежит не закону, а простому народу.

4. Ёто бывает в том случае, когда решающее значение будут иметь постановлени€ народного собрани€, а не закон. ƒостигаетс€ это через посредство демагогов. ¬ тех демократических государствах, где ре≠шающее значение имеет закон, демагогам нет места, там на первом месте сто€т лучшие граждане; но там, где верховна€ власть основана не на законах, по€вл€ютс€ демагоги. Ќарод становитс€ тогда едино≠державным, как единица, составленна€ из многих: верховна€ власть принадлежит многим, не каждому в отдельности, но всем вместе. ј какой вид многовласти€ имеет в виду √омер, говор€, что многовлас≠тие Ч не благо, тот ли, который нами только что указан, или тот, когда власть сосредоточена в руках нескольких людей, причем каждый из них лично пользуетс€ ею, остаетс€ не€сным. 5. ¬ этом случае про≠стой народ, €вл€€сь монархом, стремитс€ и управл€ть по-монаршему (ибо в этом случае закон им не управл€ет) и становитс€ деспотом (по≠чему и льстецы у него в почете), и этот демократический строй больше всего напоминает из отдельных видов монархии тиранию; поэтому и характер у них один и тот же: и крайн€€ демократи€, и тирани€ по≠ступают деспотически с лучшими гражданами; постановлени€ такой демократии имеют то же значение, что в тирании распор€жени€. ƒа и демагоги и льстецы в сущности одно и то же или во вс€ком случае схожи друг с другом; и те и другие имеют огромную силу Ч льстецы у тиранов, демагоги у описанной нами демократии. 6. ќни повинны в том, что решающее значение предоставл€етс€ не законам, а поста≠новлени€м народа, так как демагоги отдают на его решение все. » выходит так, что демагоги станов€тс€ могущественными вследствие сосредоточени€ верховной власти в руках народа, а они властвуют над его мнени€ми, так как народна€ масса находитс€ у них в послушании. —верх того, они, возвод€ обвинени€ на должностных лиц, говор€т, что этих последних должен судить народ, а он охотно принимает обвине≠ни€, так что значение всех должностных лиц сводитс€ на нет. 7. ѕо-видимому, такого рода демократии можно сделать вполне основатель≠ный упрек, что она не представл€ет собой государственного устройства: там, где отсутствует власть закона, нет и государственного уст≠ройства. «акон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных во≠просов. “аким образом, если демократи€ есть один из видов государ-


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 117

 

ственного устройства, то, очевидно, такое состо€ние, при котором все управл€етс€ постановлени€ми народного собрани€, не может быть признано демократией в собственном смысле, ибо никакое постанов≠ление не может иметь общего характера.

¬от так должны быть разграничены отдельные виды демократии. V 1. ќтличительный признак первого вида олигархии состоит в сле≠дующем: зан€тие должностей обусловлено необходимостью иметь столь значительный имущественный ценз, что неимущие, хот€ они представл€ют большинство, не допускаютс€ к должност€м; последние доступны только тем, кто приобрел имущественный ценз. ƒругой вид олигархии Ч тот, когда доступ к должност€м также обусловлен высо≠ким имущественным цензом и когда люди, имеющие его, пополн€ют не≠достающих должностных лиц путем кооптации; если это производитс€ из всех таких лиц, то такой строй, по-видимому, имеет аристократичес≠кий оттенок; если же только из ограниченного числа, то олигархичес≠кий. ѕри третьем виде олигархии сын вступает в должность вместо отца. „етвертый вид Ч когда имеетс€ налицо только что указанное ус≠ловие и когда властвует не закон, а должностные лица; этот вид в оли≠гархическом строе Ч то же, что в монархическом тирани€, а в демо≠кратическом Ч то, что мы назвали крайним его видом. “акого рода олигархию называют династией.

2. ¬от сколько видов олигархии и демократии. Ќе следует забывать, что во многих местах государственное устройство в силу тамошних за≠конов не демократическое, но €вл€етс€ таковым в силу господству≠ющих обычаев и всего уклада жизни; точно так же в других государствах бывает обратное €вление: по законам строй скорее демократический, а по укладу жизни и господствующим обыча€м скорее олигархический. ѕодобного рода €влени€ встречаютс€ чаще всего после государствен≠ных переворотов, когда не сразу переход€т к новому строю, но сначала предпочитают мелкие взаимные уступки, так что существовавшие ранее законы остаютс€ в силе, власть же имеют те, кто изменил госу≠дарственное устройство.

3. „то существует столько видов демократии и олигархии, €сно из сказанного. ¬едь неизбежно участие в управлении принимают либо все упом€нутые части народа, либо одни из них принимают участие, другие Ч нет.  огда управление государством возглавл€ют земледельцы и те, кто имеет средний достаток, тогда государство управл€етс€ законами. ќни должны жить в труде, так как не могут оставатьс€ праздными; вследствие этого, поставив превыше всего закон, они со-


118 –аздел I. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

 

бираютс€ на народные собрани€ лишь в случае необходимости. ќс≠тальные граждане могут принимать участие в государственном управ≠лении лишь после приобретени€ установленного законами имущест≠венного ценза; вс€кий, кто приобрел его, имеет право участвовать в государственном управлении. » если бы это право не было предо≠ставлено всем, то получилс€ бы олигархический строй; предоставить же всем возможность иметь досуг невозможно, коль скоро нет средств к жизни. ”казанные причины и ведут к образованию первого вида де≠мократии. 4. ¬торой вид демократии отличаетс€ от первого следующими признаками: хот€ все люди, в принадлежности которых к граж≠данам на основании их происхождени€ нет никакого сомнени€, могут участвовать в управлении, однако участвуют только те, кто может иметь досуг; в такого рода демократии властвуют законы, потому что дл€ необходимого досуга не хватает доходов. ѕри третьем виде демо≠кратии принимать участие в управлении могут все свободнорожден≠ные, однако в действительности участвуют по указанной выше при≠чине не все, так что и в такого рода демократии неизбежно властвует закон. „етвертый вид демократии Ч тот, который по времени образовани€ в государствах следует за предыдущими. 5. ¬следствие уве≠личени€ государств по сравнению с начальными временами и вслед≠ствие того, что по€вилось изобилие доходов, в государственном уп≠равлении принимают участие все, опира€сь на превосходство народ≠ной массы, благодар€ возможности и дл€ неимущих пользоватьс€ до≠сугом, получа€ вознаграждение. » такого рода народна€ масса осо≠бенно пользуетс€ досугом; забота о своих собственных делах нисколь≠ко не служит при этом преп€тствием, тогда как богатым именно эта забота и мешает, так что они очень часто не присутствуют на народ≠ных собрани€х и судебных разбирательствах. ќтсюда и происходит то, что в государственном управлении верховна€ власть принадлежит массе неимущих, а не законам. ¬от сколько видов демократии и ка≠ковы они вследствие указанных неизбежных обсто€тельств.

6. ¬иды олигархии следующие. ѕервый вид Ч когда собственность, не слишком больша€, а умеренна€, находитс€ в руках большинства; собственники в силу этого имеют возможность принимать участие в го≠сударственном управлении; а поскольку число таких людей велико, то верховна€ власть неизбежно находитс€ в руках не людей, но закона. ¬едь в той мере, в какой они далеки от монархии, Ч если их собствен≠ность не столь значительна, чтобы они могли, не име€ забот, пользо≠ватьс€ досугом, и ни столь ничтожна, чтобы они нуждались в содержа-


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 119

 

нии от государства, Ч они неизбежно будут требовать, чтобы у них гос≠подствовал закон, а не они сами. 7. ¬торой вид олигархии: число людей, обладающих собственностью, меньше числа людей при первом виде олигархии, но самый размер собственности больше; име€ большую силу, эти собственники предъ€вл€ют и больше требований; поэтому они сами избирают из числа остальных граждан тех, кто допускаетс€ к управлению; но вследствие того, что они не настолько еще сильны, чтобы управл€ть без закона, они устанавливают подход€щий дл€ них закон. 8. ≈сли положение становитс€ более напр€женным в том отно≠шении, что число собственников становитс€ меньше, а сама€ собствен≠ность больше, то получаетс€ третий вид олигархии Ч все должности сосредоточиваютс€ в руках собственников, причем закон повелевает, чтобы после их смерти сыновь€ наследовали им в должност€х.  огда же собственность их разрастаетс€ до огромных размеров и они приобрета≠ют себе массу сторонников, то получаетс€ династи€, близка€ к монар≠хии, и тогда властител€ми станов€тс€ люди, а не закон Ч это и есть четвертый вид олигархии, соответствующий крайнему виду демократии.

9.  роме демократии и олигархии есть еще два вида государствен≠ного устройства. [...] Ёти четыре вида суть: монархи€, олигархи€, демо≠крати€ и так называема€ аристократи€. ѕ€тый вид государственного устройства носит название, служащее обозначением государственного устройства вообще, Ч его называют просто политией. Ётот вид встре≠чаетс€ не часто, поэтому его и упускают из виду те, кто ставит своей задачей перечисление отдельных видов государственного устройства; в своем перечислении они, как и ѕлатон, ограничиваютс€ только четырь≠м€ видами.

10. јристократией с полным основанием можно назвать тот вид го≠сударственного устройства, о котором речь шла в предыдущем рассуж≠дении. »менно: аристократией, по справедливости, можно признавать только тот вид государственного устройства, когда управл€ют мужи, безусловно наилучшие с точки зрени€ добродетели, а не те, кто доблес≠тен при некоторых предпосылках; ведь только при этом виде государ≠ственного устройства хороший муж и хороший гражданин Ч одно и то же, тогда как при остальных хорошими бывают применительно к дан≠ному государственному строю. ќднако существуют некоторые виды го≠сударственного устройства, отличающиес€ от олигархических и от так называемой политии и именуемые аристократическими. Ёто такие виды, при которых избрание на должности обусловливаетс€ не только богатством, но и высокими нравственными качествами. 11. “акой вид


120 –аздел 1. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

 

государственного устройства отличаетс€ от обоих и носит им€ аристо≠кратии. »бо и в тех государствах, которые вообще не предъ€вл€ют осо≠бенных требований к добродетели граждан, встречаютс€ все-таки люди, пользующиес€ доброй славой и слывущие людьми пор€дочными.

[...]

VI 1. Ќам остаетс€ сказать еще о так называемой политии и о тира≠нии. ѕолитию мы отнесли сюда, хот€ она, равно как и только что упо≠м€нутые разновидности аристократии, не €вл€етс€ отклонением. [...]

2. —ущность ее станет более €сной, после того как определен харак≠тер олигархии и демократии. √овор€ попросту, полити€ €вл€етс€ как бы смешением олигархии и демократии. “е виды государственного стро€, которые имеют уклон в сторону демократии, обычно называютс€ полити€ми, а те, которые склон€ютс€ скорее в сторону олигархии, обыкновенно именуютс€ аристократи€ми, потому что люди, имеющие больший имущественный достаток, чаще всего бывают и более обра≠зованными, и более благородного происхождени€. [...]

IX 1.  акой же вид государственного устройства наилучший? [...]

3. [...] ¬ каждом государстве есть три части: очень состо€тельные, крайне неимущие и третьи, сто€щие посредине между теми и другими. (...]Ћюди первого типа станов€тс€ по преимуществу наглецами и круп≠ными мерзавцами. Ћюди второго типа часто делаютс€ злоде€ми и мел≠кими мерзавцами. ј из преступлений одни совершаютс€ из-за наглос≠ти, другие Ч вследствие подлости. —верх того, люди обоих этих типов не уклон€ютс€ от власти, но ревностно стрем€тс€ к ней, а ведь и то и другое приносит государствам вред.

8. »так, €сно, что наилучшее государственного общение Ч то, ко≠торое достигаетс€ посредством средних, и те государства имеют хоро≠ший строй, где средние представлены в большем количестве, где они Ч в лучшем случае Ч сильнее обеих крайностей или по крайней мере каждой из них в отдельности. —оединившись с той или другой крайнос≠тью, они обеспечивают равновесие и преп€тствуют перевесу противни≠ков. ѕоэтому величайшим благополучием дл€ государства €вл€етс€ то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной; а в тех случа€х, когда одни владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайн€€ демократи€, либо олигархи€ в чистом виде, либо тирани€, именно под вли€нием противоположных крайностей. ¬едь тирани€ образуетс€ как из чрезвычайно распущенной демократии, так и из олигархии, значительно реже Ч из средних видов государственного стро€. [...] |


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 121


 


 

’ 4. “олько там, где в составе населени€ средние имеют перевес либо над обеими крайност€ми, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость; не может быть опасени€, что богатые, войд€ в соглашение с бедными, ополчатс€ на средних: ни≠когда ни те ни другие не соглас€тс€ быть рабами друг друга; если же они будут стремитьс€ создать такое положение, какое удовлетворило бы и тех и других, то им не найти никакого иного государственного устрой≠ства, помимо среднего. [...]

  н и г а п € т а € (≈)

I 4. ¬от каковы бывают, так сказать, первоисточники внутренних междоусобиц, вот где зарождаютс€ м€тежи. ѕоэтому и государствен≠ные перевороты встречаютс€ дво€кого рода: иногда пос€гают на суще≠ствующее государственное устройство, чтобы заменить его другим, на≠пример демократическое Ч олигархическим, олигархическое Ч демо≠кратическим, олигархию и демократию Ч аристократией и политией или наоборот; иногда на существующее государственное устройство не пос€гают, оно остаетс€ прежним, но стрем€тс€ сами вз€ть в свои руки правление, например в олигархии или монархии.

6. [...] ¬ообще повсюду причиной возмущений бывает отсутствие ра≠венства, коль скоро ему не соответствует действительное неравенство, ведь и пожизненна€ царска€ власть есть неравенство, если она имеетс€ среди равных. » возмущени€ поднимаютс€ вообще ради достижени€ равенства. [...] 9.  ак бы то ни было, демократический строй представ≠л€ет большую безопасность и реже влечет за собой внутренние распри, нежели строй олигархический. ¬ олигархи€х та€тс€ зародыши дво€кого рода неур€диц: раздоры друг с другом и с народом; в демократи€х же Ч только с олигархией; сам против себ€ народ Ч и это следует подчерк≠нуть Ч бунтовать не станет. —верх того, государственное устройство, основанное на господстве средних, ближе к демократии, нежели к оли≠гархии, а она из упом€нутых нами государственных устройств пользу≠етс€ наибольшей безопасностью.

III 1. »так, внутренние распри возникают не по причине мелочей, но из мелочей; распри поднимаютс€ всегда по поводу дел важных. [...]

7. [...] √осударственный строй измен€етс€ и в том случае, когда ока≠жетс€, что противоположные части государства, например богатые и простой народ, уравн€ютс€ в количестве, а средних граждан не будет вовсе или их будет совсем незначительное число. ≈сли одна из указан-


122 –аздел 1. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » теории ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »


 


 

ных частей достигнет большого перевеса, то друга€ не хочет рисковать вступать с ней в борьбу. [...]

IV 1. [...] ¬ демократи€х перевороты чаще всего вызываютс€ необу≠зданностью демагогов, которые, с одной стороны, путем ложных доно≠сов по частным делам на состо€тельных людей заставл€ют этих послед≠них сплотитьс€ (ведь общий страх объедин€ет и злейших врагов), а с другой стороны, натравливают на них народную массу. [...]

VI 3. Ќо главной причиной крушени€ политий и аристократий €вл€≠ютс€ встречающиес€ в самом их государственном строе отклонени€ от справедливости. Ќачало крушени€ заключаетс€ в том, что в политии в неправильном соотношении объединены демократи€ и олигархи€, в аристократии же Ч та и друга€ и еще добродетель, в особенности же указанные два элемента. »мею в виду демократию и олигархию, потому что именно их пытаютс€ соединить политии и больша€ часть так назы≠ваемых аристократий. 4. ¬едь и отличаютс€ аристократии от так назы≠ваемых политий именно в этом отношении, а поэтому первые менее, вторые более устойчивы. “е государственные устройства, которые от≠клон€ютс€ более в сторону олигархии, называют аристократическими, а те, которые более склон€ютс€ в сторону демократии, Ч полити€ми. ѕоэтому последние более прочны, чем первые: большинство имеет большую силу, и люди больше люб€т пор€док, при котором осущест≠вл€етс€ равноправие, тогда как обладатели большого состо€ни€, если государственный строй предоставит им значительный перевес, стре≠м€тс€ про€вить наглость и корыстолюбие. 5. ¬ообще, в какую сторону клонитс€ государственный строй, в том направлении и происходит из≠менение, так как те и другие стрем€тс€ усилить то, что им выгодно; полити€, например, перейдет в демократию, аристократи€ Ч в олигар≠хию. »ли изменение пойдет в противоположном направлении, т.е. аристократи€ обратитс€ в демократию (если менее обеспеченные, терп€ обиды, станут т€нуть в противоположную сторону), а полити€ Ч в олигархию. ¬едь устойчивым государственным строем бывает един≠ственно такой, при котором осуществл€етс€ равенство в соответствии с достоинством и при котором каждый пользуетс€ тем, что ему принад≠лежит.

VII 9. Ќо самое главное при вс€ком государственном строе Ч это посредством законов и остального распор€дка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживатьс€. «а этим с особой тщательностью должно следить в государствах олигархических. [...] 10. ≈сли бы кому-нибудь удалось устроить это, то единственно таким об-


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 123

 

 

разом мыслимо объединение демократии и аристократии: стало бы воз≠можным и дл€ знати, и дл€ народной массы иметь тої чего и та и друга€ дл€ себ€ желает. ¬едь, с одной стороны, допустить всех к правлению Ч правило демократическое, с другой Ч зан€тие должностей знатны≠ми Ч правило аристократическое; а это будет в том случае, когда нель≠з€ будет наживатьс€, занима€ должности. [...]

14. “рем€ качествами должны обладать те, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю; затем, иметь большие способности к выполнению об€занностей, сопр€женных с должностью; в-третьих, отличатьс€ добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому виду го≠сударственного стро€. [...]

20. Ќо самое важное из всех указанных нами способствующих со≠хранению государственного стро€ средств, которым ныне все прене≠брегают, Ч это воспитание в духе соответствующего государственного стро€. Ќикакой пользы не принесут самые полезные законы, едино≠гласно одобренные всеми причастными к управлению государством, если граждане не будут приучены к государственному пор€дку и в духе его воспитаны, а именно если законы государства демократические Ч и духе демократии, если олигархические Ч в духе олигархии; ведь если недисциплинирован один, недисциплинированно и все государство.

VIII 6. ÷арь должен наблюдать за тем, чтобы владеющие собствен≠ностью не терпели никаких обид, а народ ни в чем не терпел оскорбле≠ний. “иран же, как неоднократно указывалось, не обращает никакого понимани€ на общественные интересы, разве что ради собственной выгоды. ÷ель тирана Ч при€тное, цель цар€ Ч прекрасное. ѕоэтому тиран видит свое преимущество в том, чтобы приумножить свои средства; царь же главным образом в приумножении чести. [...]

IX 8. ¬се то, что мы до сих пор рассмотрели, можно, коротко говор€, гнести к трем пунктам. »менно, тиран стремитс€ к трем цел€м: во-первых, вселить малодушие в своих подданных, так как человек малодушный не станет составл€ть против него заговоры; во-вторых, поселить взаимное недоверие Ч тирани€ может пасть только тогда, когда некоторые граждане будут довер€ть друг другу, поэтому тираны Ч враги пор€дочных людей, как опасных дл€ их власти, и не только потому, что эти люди не вынос€т деспотической власти, но и потому, что они пользуютс€ доверием как в своей среде, так и среди других и не станут заниматьс€ доносами ни на своих, ни на чужих; в-третьих, лишить людей политической энергии: никто не решитс€ на невозможное, значит, и на низ-


124 –аздел 1. ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ »—“ќ–»» » “≈ќ–»» ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ќј” »

 

вержение тирании, раз у него нет на то силы. 9. Ќа указанные три цели направлены все помыслы тиранов. »х можно было бы свести к следу≠ющим предпосылкам: чтобы люди не довер€ли друг другу; чтобы не могли действовать; чтобы прониклись малодушием. [...]

  н и г а с е д ь м а € (Ќ)

II 3. »так, €сно, что наилучшим государственным строем должно признать такой, организаци€ которого дает возможность вс€кому человеку благоденствовать и жить счастливо. Ќо даже те, которые согласны в том, что всего более предпочтительна жизнь, согласна€ с требовани€≠ми добродетели, спор€т, чему отдать предпочтение: политической ли и практически де€тельной жизни или такой жизни, котора€ свободна от вс€кой внешней де€тельности, например, той созерцательной жизни, какую некоторые только и считают достойной философа. Ћегко видеть, что люди, всего выше став€щие достоинство и честь, почти всегда из≠бирают один из этих двух образов жизни Ч практически де€тельный и философский; так было раньше, так обстоит дело и теперь.

IV 2. [...] ѕервым условием дл€ обеспечени€ существовани€ госу≠дарства €вл€етс€ совокупность граждан; возникает вопрос, как велико должно быть их количество, какие они должны иметь природные каче≠ства, точно так же какого размера должна быть территори€ и каковы должны быть ее свойства.

5. ќпыт подсказывает, однако, как трудно, чтобы не сказать невоз≠можно, слишком многонаселенному государству управл€тьс€ хороши≠ми законами; по крайней мере мы видим, что все те государства, чье устройство слывет прекрасным, не допускают чрезмерного увеличени€ своего народонаселени€. [...]

VII 4. »так, мы должны перечислить задачи государства, и тогда во≠прос станет €сным. ƒолжно быть прежде всего пропитание; затем Ч ремесла (человеческа€ жизнь нуждаетс€ во многих оруди€х); в-третьих, оружие (оружие необходимо дл€ участников государственного общени€ как дл€ поддержани€ власти против неповинующихс€ внутри государ≠ства, так и против внешних врагов, если они попытаютс€ нанести обиду); также известный запас денежных средств дл€ собственных надобностей и дл€ военных нужд; в-п€тых, и это прежде всего, попечение о религиозном культе, т.е. то, что называетс€ жречеством; в-шестых по счету, но самое необходимое Ч решение о том, что полезно и что спра≠ведливо в отношени€х граждан между собой.


√лава 2. »ƒ≈…Ќџ≈ »—“ќ » ѕќЋ»“ќЋќ√»» 125


 


 

XII 1. [...] Ѕлаго при всех обсто€тельствах зависит от соблюдени€ двух условий: одно из них Ч правильное установление задачи и конеч≠ной цели вс€кого рода де€тельности, второе Ч отыскание вс€кого рода средств, ведущих к конечной цели. ћожет случитьс€, что оба этих тре≠бовани€ будут противоречить друг другу, и может случитьс€, что они будут совпадать, ведь иногда цель определена прекрасно, но соверша≠ютс€ ошибки в средствах, ведущих к ее достижению; в другой раз име≠ютс€ все средства, ведущие к достижению цели, но сама цель постав≠лена плохо. [...]

ѕечатаетс€ по: јристотель. —очинени€: ¬ 4 т. ћ., 1983. “. 4. —.376Ч378, 380, 381, 383, 386, 398, 410, 418, 422Ч424, 444, 445, 449, 452, 455, 457Ч459, 461 Ч464, 466, 470, 476, 477, 479, 481, 483, 484, 488, 489, 491, 492, 495Ч502, 506Ч508, 511, 527Ч529, 533, 535, 536, 542, 543, 547, 548, 551, 553, 561, 562, 591, 596, 597, 603, 612.

Ќ. ћј »ј¬≈ЋЋ»

√осударь

√ л а в а I





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 835 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

1333 - | 1157 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.174 с.