Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Возвращаюсь к княжествам Московии 4 страница




602. Обычай ношения кос — признак сохранения среди кочевых феодалов пережитков языческих (точнее доисламских) обычаев, как об этом свидетельствуют древне-тюркские каменные изваяния. Мужчин с косами в 1476 г. встречал и А. Контарини вовремя путешествия в южных степях (Барбаро и Контарини. — С. 223). М. У.

603. “Железный кол” — калька тюркского “тимир казык” — обычного у тюркских народов наименования Полярной звезды. М. У.

604. Бахмат — порода длинногривых твердокопытных лошадей.

605. То же у Меховского (Меховский. — С. 59).

606. Правосудия у них нет никакого — противоречивость информации Г. (ср. далее: “татары не воруют” и т. д.) свидетельствует о том, что Г. рассказывали о правопорядках кочевой, мало затронутой исламом части населения Орды, где действовало обычное право кочевников с практикой “барымты” (баранты), т. е. захвата, угона скота как “возмездия за обиду, за материальный ущерб, в чем своеобразно выражался “узаконенный” самосуд в форме “экономический мести” (Будагов Л. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. — Спб., 1869. — Т. I. — С. 224). М. У.

607. О работорговле в Крыму см.: Хорошкевич. — С. 30—31.

608. В этой фразе латинского текста “Quod si quid pecuniae ex rebus venditis vicini corraserint” скорее всего опечатка: vicini вместо vicinis, т. е. “если они выручат сколько-нибудь денег от продажи вещей соседям”. Таким образом, НГ предлагает правильное чтение (Lеitsсh. Op. cit. — S. 190). A. H.

609. Шейбанские и кайсацкие татары — тюркоязычное население западной части Средней Азии (в государстве Шейбапидов) и казахских орд, активно утверждавших свою независимость. Этноним “татары” носит собирательный характер. М. У.

610. В объяснении этимологии слова “Казань” Г. следует народному преданию (Борынгы татар эд эбияты. — Казань. — 1963. — С. 346), связывая это слово с вошедшим в русский язык обозначением большого котла (Сл. РЯ XI—XVII. — Вып. 7. — С. 16), хотя, очевидно, само оно произошло от гидронима р. Казан'у (Казанки), преобразовавшегося в Казан'а, и восходит к дотюркскому языку субстрата угро-финского происхождения (АхметьяновА. О топониме Казань // Вопросы историографии и источниковедения. — Казань, 1975. — С. 131—133; Сатаров Г. Ф. Происхождение полисонима “Казань” // Советская тюркология. — 1985. — № 5. — С. 34—43). А. Н., М. У.

611. Халилек (т. е. Халил) — казанский хан (1464—1467), сын хана Махмуда (Махмутека). Окончание -ек в конце имени двух татарских ханов является, видимо, уменьшительным суффиксом; в средневековых татарских именах встречаются и другие подобные примеры — Ахметек, Даулетек и др. (Сб. РИО. — Т. 41. — № 86. — С. 434, 442; Вельяминов-Зернов. — Ч. I. — С. 96—97 и др.). М. У.

Hyp-султан (Нурсалтан) — влиятельная казанская и крымская царица (род. около 1447 — ум. около 1520), дочь бека Тимура из ордынского рода Мангыт, жена казанского хана Халиля; с 1467 г., после смерти первого мужа, жена хана Ибрагима (см. с. 170 наст, изд.), родила от него двух сыновей — будущих казанских ханов Мухаммед-Аминя и Абдул-Латифа; в конце 1487 г. вступила в брак с крымским ханом Менгли-Гиреем I, от которого родила также двух сыновей — будущих ханов: крымского Мухаммед-Гирея I и казанского Сахиб-Гирея, который в 1532—1551 гг. занимал крымский престол. Женитьба Ибрагима в 1467 г. на невестке Hyp-султан была совершена по праву левирата, т. е. обычаю, согласно которому вдова была обязана (или имела право) выйти замуж за брата своего умершего мужа, что у многих народов считалось целесообразным в интересах воспитания сирот и сохранения имущественного единства рода, фамилии. В среде же восточных монархов, в том числе и казанских ханов, обычай левирата давал возможность обеспечить преемственность после умершего (или свергнутого) брата или укрепить политический союз между родственными династиями, к чему, видимо, стремился Менгли-Гирей, женившись на Hyp-султан. Сама же Нурсултан ради старших сыновей, оказавшихся на Руси, причем в зависимости от великого князя, проявляла активную заинтересованность в налаживании мирных отношений с Русским государством, переписывалась с Иваном III и Василием III (Сб. РИО. — Т. 41. — № 20, 28, 32, 35, 39, 48, 58 и др.; Бережков М. Нур-салтан, царица крымская (историко-биографический очерк) // Известия Таврической ученой архивной комиссии. — Симферополь. 1897. — № 27. — С. 1—17). М. У.

612. “..некий Абра-эмин” — искаженное от “Ибрагим”. Казанский хан Ибрагим (1467—1478). М. У.

613. Абдул-Латиф (ум. 1517 г.) — казанский хан (1496—1502), сын казанского хана Ибрагима, воспитывался в Крыму. С 1493 по 1496 и с 1502 по 1517 г. находился на Руси.

В 1508 г. с ним была заключена шерть, определявшая статус татарских служилых царевичей на Руси. М. У., А. X.

614. Батмасса-султан (правильнее Фатима-султан; у Г. искаженное написание имени с окончанием -сса может быть результатом дублирования начала титула султан, т. е. “салтан” в русском произношении) — первая жена хана Ибрагима. Произношение арабского по происхождению имени Фатима в виде Патима, Батима, Батма было до недавнего времени широко распространенным среди татар, поэтому можно допустить, что информаторами Г. были татары, находившиеся в Москве. М. У.

615. Ильгам — казанский хан (1478 — 1487), сын Ибрагима, свергнут с престола и пленен великим князем Иваном III. M. У.

616. Мать же его и братья.. были удалены на Белоозеро — у Г. контаминация реалий и событий, так как Мухаммед-Амин был после свержения Ильгама в 1487 г. посажен на ханство в Казани. До этого принимал участие в походе русских на Казань (см.: Вельяминов-Зернов. — Ч. I. — С. 165 — 174), а его младший брат Абдул-Латиф не позднее 1486 г. был уже вместе с матерью в Крыму и лишь в начале января 1493 г прибыл из Крыма в Москву (Сб. РИО. — Т. 41. — № 38. — С. 169— 170). Ссылка Абдул-Латифа на Белоозеро относится к 1502 — 1517 гг. Поэтому в цитированном выше высказывании Г. имеет в виду Фатиму-султан и царевичей Худайкула, Мелик-Тагира (Менгли-Тагира), т. е. мать и единоутробных братьев свергнутого хана Ильгама, которым Иван III противопоставлял их сводного брата Мухаммед-Амина. М. У.

617. Худайкул, казанский царевич, сын Ибрагима и Фатимы-султан, единоутробный брат Ильгама. Пленен Иваном III в 1487 г. В дек. 1505 т. крестился в православную веру, получив при этом имя Петра; в янв. 1606 г. Василий III женил его на своей сестре Евдокии и, возможно, прочил в наследники престола (ПСРЛ. — Т. 13. — С. 2 — 3; Зимин А. А. Иван Грозный и Симеон Бекбулатович в 1575 г. // Из истории Татарии. — Казань, 1970 г. — Сб. IV. — С. 145—147). Петр умер в 1523 г. (Вельяминов-Зернов. — Ч. I. — С. 145 — 147). Мениктаир — брат Худайкула, до смерти оставался в мусульманстве, крещение приняли его дети, в том числе и Федор, упомянутый Г.

В русских источниках имя Мениктаир пишется по-разному: Мелендар, Милиндар, Милехдаир, Мелехдаир и т. д., по предположению В. В. Вельяминова-Зернова, его правильное имя — Мелик-Тагир (Malik-Tahir). M. У.

618. Федор Мелехдаирович, Василий Мелехдаирович — племянники Петра, служилые царевичи, участники похода на Смоленск в 1513 г. Василий умер до 1520 г. (Зимин А. А. Иван Грозный и Симеон Бекбулатович в 1575 г. — С. 148).

619. У Г. перепутана последовательность событий: казанцы “отложились” от русского государя в 1505 г. (см. коммент. 122), а путешествие царицы Hyp-султан состоялось не в 1504, а в 1510 г. Царица ездила навестить своих детей Мухаммед-Амина и Абдул-Латифа (см.: ПСРЛ. — Т. 13. — С. 13—14). Б. К.

620. Варфоломей — итальянский архитектор и артиллерист на русской службе. В 1509 г. строил деревянную крепость в Дорогобуже (РК. — С. 43).

621. Шах-Али — касимовский царевич, казанский хан, утвердившийся на престоле в 1619 г. с русской помощью, в 1521 г. свергнут. О длительности правления хана Г. приводит неверные данные. Б. К.

622. Латинский текст fratris uxoris auxilio допускает и другое понимание: жены брата. А. Н.

623. Сагиб-Гирей (Сахиб-Гирей, Саип-Гирей) — казанский (1521—1524) и крымский (1532 — 1551) хан. Сын хана Менгли-Гирея I и бывшей казанской царицы Нурсултан, единоутробный брат хана Мухаммед-Амина, после смерти которого в 1518 г. в Казани пресекся род Улуг-Мухаммеда, основоположника местной династии; бежал из Казани в 1524 г., оставив трон своему племяннику Сафа-Гирею, убит в 1551 г. Даулят-Гиреем I (Вельяминов-Зернов. — Ч. I. — С. 256—265; Тихомиров М. Н. Русское летописание. — М., 1979. — С. 160 — 163; История Татарской АССР. — Казань, 1965. — С. 88). М. У.

624. Мухаммед-Гирей — крымский хан (1515—1523), сын Менгли-Гирея, родной брат Сахиб-Гирея; убит ногайцами. М. У.

625. Петр — царевич Худайкул (ср. коммент. 617). М. У.

626. Литовское посольство во главе с Богушом Войтковым находилось в Москве с 29 авг. по 4 сент. 1521 г. (Сб. РИО. — Т. 35. — № 90. — С. 605—607).

627. Латинский и немецкий тексты содержат разноречивые сведения: в первом говорится о “начальнике”, т. е., видимо, царевиче Петре, во втором — о казначее Ю. Д. Траханиоте.

628. Евстахий Дашкович (Евстафий, Остафий, Остап Дашкевич) (ок. 1470 — до 25.11 1536) — киевский боярин, наместник кричевский до 1501 г., когда он поступил на службу к Ивану III, наместник каневский и черкасский после возвращения в ВКЛ в 1508 г. Активно участвовал в обороне Литовского княжества в качестве воеводы, вел переговоры с Крымским ханством в 1521 г. накануне похода Мухаммед-Гирея на Русь (Любавский. Сейм. — С. 224; Любавский. Областное деление. — С 242; Бучинський Б. Початки полiтичноi кapiepи Остафiя Дашковича // Зап. наук, товариства iм. Шевченка. — Т. 113. — Кн. 1. — Львiв, 1913. — С. 23—43; Pulaski К. Szkice i poszukiwania historyczne. — Krakow, 1887. S. 239—256).

629. Иван Хабар — Иван Васильевич Образцов Хабар (ум. после января 1533) — из рода Добрынских, талантливый военачальник, воевода в Нижнем Новгороде в 1505 г., воевода в походах на Литву в 1507 и 1508 гг., окольничий с 1509 г., в 1514, 1519, 1517 гг. оборонял западные и юго-западные границы, с 1519/20 г. — наместник в Перевитске и затем в Рязани, в 1522 и 1523 гг. — воевода на южных границах, в декабре 1525 — феврале 1527 г. — наместник в Новгороде, в 1528 г. впервые упоминается в чине боярина (Зимин. 1988. — С. 220—221). Б. К., А. X.

630. Федор Лопата — Федор Васильевич Большой Телепнев Оболенский (ум. 1530) — князь, воевода в походе на ВКЛ в 1517 г., когда вместе с И. В. Ляцким разбил войско Сигизмунда I, и в 1519 г. Будучи вторым воеводой в Кашире в 1521 г., попал в плен, но был выкуплен. Сообщение о его выкупе около Рязани за 700 руб. читается, кроме “Записок”, и в списках Вологодско-Пермской летописи редакции 30-х годов XVI в. (ПСРЛ. — Т. 26. — С. 311). Присутствовал на свадьбе Василия III с Еленой Глинской в 1526 г., позднее участвовал в обороне от крымцев южной окраины государства, погиб в походе на Казань (Зимин. 1988. — С. 50—52). Б.К., А X.

631-631. Отсюда он отправил в Таврику.. выше и ниже Казани (С. 176—179). — Рассказ о казанском походе 1524 г. во многом основан на устных источниках. “Участники этой войны, люди, достойные доверия, рассказывали нам..”, — по-видимому, наемники из немцев и литовцев, которые изображены Г. храбрецами, постоянно стремившимися атаковать казанскую крепость, меткими стрелками, поражавшими лошадей противника и убившими единственного казанского артиллериста. Литовцы, которым было поручено руководство артиллерией, — это Якуб Ивашенцов и Михаил Зверь, первый из них появился на Руси в 1508 г. В их глазах, равно как и в глазах И. В. Ляцкого, вместе с С. Ф. Курбским возглавлявшего передовой полк, М. Ю. Захарьин, который был обязан “надзирати у всего наряду” (РК. — С. 70), не только малодушный трус, но и взяточник, склонившийся к переговорам с казанцами из-за даров, полученных от осажденных. По мнению Б. М. Клосса, в распоряжении Г., несомненно, были и письменные материалы (указаны точные даты прибытия русского войска на Гостиный остров, начала общего штурма Казани и др.). Более вероятно, по мнению А. Л. Хорошкевич, что три даты, приведенные в рассказе о казанском походе, запечатлелись в памяти участников войска М. Ю. Захарьина и И. Ф. Палецкого, поскольку были связаны с поворотными событиями похода, с получением жалованья за этот поход, и фигурировали на переговорах, которые велись в Москве с представителями казанцев в 1526 г. в бытность там Г. Разбор источников о походе см.: Зимин. 1972. — С. 261—265. Б. К., А. X.

632. Речь идет о построении в устье р. Суры Васильграда, впоследствии названного Васильсурском.

633. Михаил Георгиевич — Михаил Юрьевич Захарьин — дворецкий на Вошане в 1516—1517 гг., тверской дворецкий в 1521—1522 гг., дружка Василия III на свадьбе с Еленой Глинской. В 1526 г. активный участник всех военных начинаний 1506— 1524 гг., между маем 1531 и январем 1533 г. был пожалован боярством (Зимин. 1972. — С. 37, 50, 56, 60, 67 и др.). Хотя он назван “предводителем войска”, на самом деле главным воеводой был И. Ф. Бельский. Б. К., А. П., А. X.

634. “..племянника со стороны брата, царя Таврики”, т. е. Сафа-Гирея, сына Махмуд-Гирея-султана, однако последний не был ханом (см. коммент. 290). М. У.

635. Гостиный остров позднее исчез (Замысловский. — С. 203).

636. “..сеид, верховный жрец татар” — сеидами (сайидами) назывались потомки пророка Мухаммеда от Хусаина, сына Али и Фатимы, дочери Мухаммеда. В татарских ханствах: Астраханском, Казанском, Крымском, а также в Касимовском “царстве” — представители сеидов (в Касимове — из фамилии Шакуловых) считались главами мусульманской церкви и, пользуясь огромным авторитетом, активно вмешивались в политику, принимая участие в заговорах, дворцовых переворотах и т. д. О положении сеидов в Касимове см.: Вельяминов-Зернов. — Ч. I. — С. 60 и далее; Атласов X. Казанское ханство. — С. 135, 183—184. М. У.

637. Иван Федорович Палецкий (ум. 1532) принадлежал к роду князей Стародубских. Известна его военная деятельность в конце 10-х — начале 20-х годов (в 1517 г. воевода на Вошане, в 1519 г. — в Стародубе, в 1523 г. — под Опочкой, в 1524 г.— под Казанью). В марте 1525 г. — рязанский дворецкий, в 1526 г. — один из поручителей по кн. М. Л. Глинском (Зимин. 1988. — С. 43).

638. Число участников битв с казанцами, равно как и пленных (800 тысяч, 180 тысяч), явное преувеличение. Общая численность населения Русского государства, по подсчетам Я. Е. Водарского, не превышала в середине XVI в. 6,5 млн. человек (Водарский Я. Е. Население России за 400 лет: XVI — начало XX в. — М. 1973. — С. 27; Горшкова В. Н. Демографические данные о Русском государстве. Теория и практика исследования народонаселения. — М., 1979. — С. 59—68; Goehrkе С. Zum Problem von Bevoelkerungsziffer und Bevoelkerungsdichte des Moskauer Reiсhes im 16. Jh. // Forschungen zur osteuropaeischen Geschichte. — 1978. — Bd 4 — S. 65—85).

639. Ногаи — тюркоязычная народность, относящаяся к кыпчакской группе, сложившаяся в XIV—XV вв. в результате смешения различных тюркских племен (половцев и преимущественно мангытов и кунгратов) на южной части Орды, на территории бывшего владения темника Ногая (ум. 1300), к имени которого и восходит данный этноним. Если средневековые западные, русские и другие европейские источники четко отличали казанских татар от ногаев, но чрезмерно расширяли содержание самого термина-этнонима “татары” вообще, то тюркоязычное население Казахстана и Средней Азии в свою очередь намного шире понимало содержание этнонима “ногаи”, отнеся к ним, кроме собственных ногаев, и казанских, и астраханских, и сибирских татар. Это связано, видимо, с тем, что позднее, в XV—XVI вв., значительная часть этно-племенного конгломерата ногаев в результате длительной инфильтрации влилась в состав не только казахов и башкир, не и татар — крымских, казанских, астраханских, сибирских, касимовских, сохранив лишь незначительные самостоятельные этнические группы на Северном Кавказе и т. д. М. У.

Ногайская орда, феодальное государство кочевников, занимало территорию от Сев. Прикаспия и Приаралья до Туры и Камы и от Волги до Иртыша. Центр Орды— г. Сарайчик в низовье р. Яик (Поноженко Е. А. Общественно-политический строй. Ногайской орды в XV — середине XVII в. — М., 1977).

640. Шидак — ногайский мурза, бек. В русских источниках он назван Шыйдяк. По мнению В. В. Вельяминова-Зернова, искаженное от имени Сейдяк, т. е. Сеид-Ахмед (Вельяминов-Зерно в. — Ч. I. — С. 287), у Кадыр-Али-бека — Шейдак (Шай-дак). См.: Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв. — Казань. 1972. — С. 83. М. У.

641. Коссум — в русских источниках: Кошум. М. У.

642. Ших-Мамай — ногайский мурза. Говоря о семантике этого имени, Г. раскрывает содержание его первого компонента — “шейх (шайх)”, который в быту означает также: старец, уважаемый человек, наставник суфиев, глава дервишского ордена. М. У.

643. Дмитрий Данилович — это Дмитрий Данилович Иванов (ум. 1542/43), постельничий Ивана III в походе на Новгород, пристав у литовских послов в 1504 г., участник похода на Смоленск в 1513 г., в 1534 г. находился на р. Угре (РК. — С. 26, 52, 84, 87; Сб. РИО. — Т. 35. — № 78. — С. 463). Его отец Данило Иванов (ум. 1501) — с 1477 по 1494 (?) г. служил Федору Волоцкому, в 1500 г. был окольничим Софьи на свадьбе вел. княжны Федосьи с кн. В. Д. Холмским (РК. — С. 16; Веселовский. Исследования. — С. 452—453). Потомки Александра Нетши (соответственно внук и правнук), родственники влиятельных при Иване III Мамоновых, Ивановы были близки не только к Мамоновым (Гр. Андр. Мамона — двоюродный брат Данилы), но и удельным князьям. Двоюродный брат Данилы Владимир Давидович Красный был казнен в 1462 г. за попытку освобождения серпуховско-боровского князя Василия Ярославича, двоюродные братья Дмитрия — Михаил, Петр и Иван Дмитриевичи служили у Василия Верейского, Василия Шемячича и Дмитрия Ивановича Жилки. Первый из них покинул Русь со своим князем в 1483 г. (РИИР. — С. 158).

644. ..баранец.. его с жадностью ищут волки и прочие хищные звери.. — у Г. здесь и ниже смешаны атрибуты и описания среднеазиатских бахчевых культур (арбуза, дыни) и каракулевых барашков, их шкурок-мерлушек. Во время массового заготовления каракулевых шкурок и мерлушек тушки только что рожденных или же преждевременно добытых из утробы овцы барашков выбрасывали (кочевники-тюрки не употребляли в пищу мясо недоношенных и неподросших животных), что и привлекало диких хищников. От Г., которого снабдил этими сведениями Дмитрий Данилович, со слов своего отца Данилы Иванова, фантастическое описание “баранца” перешло к другим европейским информаторам о “татарах”, в частности к Олеарию (Исаченко II. — С. 506). Смешению способствовало, вероятно, сходство терминов для обозначения арбуза и шкурки. “Баранец” служит обозначением и молодого барана (и в русском, и в словацком), и растений (плауна, чабреца, богородской травы). (Даль.— Т. I. С. 48; Трубачев. — Вып. I. — С. 258). Возможно, во времена Г. и арбуз носил название “баранца”. М. У., А. X.

645. Постелл Вильгельм (Гииом) (1510—1581) — французский философ-мистик, предтеча деистов XVII—XVIII вв., предшественник Кампанеллы, лингвист, правовед, математик. Совершил путешествие по Малой Азии и Сирии, в 1539 г. был назначен профессором математики в Коллеж де Франс, но подвергся преследованию иезуитов, бежал в Рим, а потом в 1547 г. в Венецию, где снова был обвинен в ереси, но в 1559 г. оправдан как душевнобольной, деятельность которого не опасна для церкви. После второй поездки в Стамбул в 1554 г. у И. Опорина, позднейшего издателя “Записок” Г., опубликовал свой основной труд “De orbis terrae concordiae libri quatuor”. По-видимому, к этому времени и относится знакомство Г. со знаменитым философом, который вплоть до 1562 г., пользуясь поддержкой европейских государей, скитался по Центральной Европе. В 1554—1555 гг. находился в Вене. На это время приходится вторая возможность его встреч с Г. Постелл поддерживал активные связи с крупнейшими мыслителями своего времени — Ф. Меланхтоном, протестантским богословом, с фламандским картографом А. Ортелием и др. В 80-е годы призывал к объединению католической и протестантской церквей. В 1562 г. вернулся в Париж и остаток жизни провел в заточении в монастыре Сен-Мартен сюр-Шамп (Des Billons P. Nouveaux eclairsissement sur la vie et les ouvrages de Guillaume Postel. — Paris, 1773; Bouchitte H. Postel Guillaume // Dictionnaire des sciences philosophiques. — Paris, 1851. — T. V. — P. 182—187; Kvacala J. Postelliana. Urkundliche Beitraege zur Geschichte der Mystik im Reformationszeitalter. // Учeн. зап. имп. Юрьевского ун-та. — 1915. — Год 23. — № 9; Lefrancs A. La detention de Guillaume Postel au prieurede Saint-Martin — des Champs // Annuaire bulletin de la Societe de l'histoire de France. — 1891; Weill G. De Gulielmi Postelli vita et indole. — Paris, 1892). Михаил, вероятно, один из представителей многочисленного венецианского рода Михиэль, представители которого в первую треть XVI в., судя по “Дневникам” М. Сануто, активно участвовали в проведении восточной политики Венеции. С кем именно встречался Постелл в начале 40-х годов, не ясно.

646. Самарканд — город в долине р. Зеравшан, впервые упомянут в 329 г. до н. э. под названием Мараканда. В 1500 г. завоеван узбеками во главе с Шейбани-ханом, с середины XVI в. — столица государства Шейбанидов.

647. Халибонтида — местность, населенная халибами, древними племенами, обитавшими на побережье Черного моря у границ Армении и Месопотамии. В VI в. входила в состав Колхидского царства (Лордкипанидзе О. Д. Античный мир и древняя Колхида. — Тбилиси, 1966. — С. 35).

Однако, как видно из текста, эта традиционная локализация не совсем совпадает с описанием Г. А. Н., А. X.

648. Юргенцы — жители Ургенча, столицы Хорезма X—XIV вв. Ныне развалины города находятся около пос. Куня-Ургенч Туркменской ССР.

649. Барак-султан — шейбанидский султан (принц) и хан Науруз-Ахмед, сын Суй-унч-Ходжи-хана, известен как Барак-хан (ум. 1556). М. У.

650. Бебеид-хан, хан китайский по другим источникам неизвестен. Около 1511—— 1533 гг. ханом Моголистана — государства, образовавшегося в середине XIV в. на восточной части Чагатайского ханства от Китайского Туркестана до Балхаша, был султан Саид-хан, имевший племянника Бала-хана (Бартольд В. В. Сочинения. — М., 1963. — Т. II. — Ч. I. — С. 511—515).

651. Цитрахань — искаженное от татарского топонима Хаджтархан, Хачтархан, происходит от Хаджи-Тархан, первоначального названия современного города Астрахани. М. У.

652. “..татары, зовущиеся тюменскими” — тюркоязычное население Западной Сибири, входившей тогда в Сибирское ханство. М. У. Ср. примеч. 608.

653. Калмуки — тюркский вариант названия ойротов, джунгаров, чахаров и других монголоязычных народностей; этноним “калмыки” закрепился за населением Калмыцкой АССР. Средневековая территория расселения указана Г. правильно — далеко к востоку от Волги. М. У.

654. Шемаха — один из древних городов Азербайджана, резиденция ширван-шахов (1027—1382 — династия Кесранидов; 1382—1538 — династия Дербенди); в 1538 г. с усилением государства Сефевидов власть ширван-шахов была уничтожена и Шемаха стала центром Ширванской провинции державы Сефевидов. Сообщение об этом занесено в “Записки” в 40-е годы.

655. Абхазы правильно определены как жители бассейна верхней Кубани, ошибка же в названии реки объясняется, вероятно, близостью истоков Кубани и Кубы, притока Терека. “Болота” — Азовское море.

656. Мерула — вероятно, р. Меркула, впадающая в Черное море в 50 км южнее Сухуми.

657. Черкесы (цики, самоназвание — адыге) в начале XVI в. вели ожесточенную борьбу за независимость против Османского султаната и его вассала — Крымского ханства (Некрасов А. М. Западный Кавказ в системе международных отношений последней четверти XV — первой половины XVI в. — М., 1983. — С. 17). Об их религии см.: Гарданов Б. А. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. — Нальчик, 1974. — С. 32—33). Ср. коммент. 43.

658. Мингрелия — Мегрелия, область в Западной Грузии. Р. Ераклея — р. Ингури (Замысловский. — С. 178).

659. Котатида — древнегреческое название Западной Грузии, где в VI в. до н. э. возникли греческие колонии Фасис и Диоскуриада. Колхида — область на юго-восточном берегу Черного моря к югу от р. Риони в бассейне р. Чорох.

660. Фасис — древнегреческое наименование р. Риони, главной реки Колхиды, восходящее к местному общекартвельскому или грузино-зандскому “Рати” (Доватур А. И., Каллистова Д. П., Шишова А. И. Народы нашей страны в “Истории” Геродота. — М., 1982. — С. 168). Это же название в древности прилагалось и к рекам Чорох и Араке. Ясон — герой греческого мифа, фессалийский царевич, предводитель аргонавтов, отправившихся в Колхиду за золотым руном.

661. Речь идет о Керченском проливе.

662. Город Крым — современный г. Старый Крым, административный центр Крымского тумена Джучиева улуса и первоначальная столица Крымского ханства. На этот раз Г. правильно называет крымского хана, исходя из русского обычая, а не ВКЛ. М. У.

663. Истм — Перекоп. Г. правильно объясняет этимологию этого слова (Срезневский. — Т. II. — Стб. 908; Сл. РЯ XI—XVII. — Вып. 7. — С. 293). Г. полемизирует с Меховским.

664. Каффа была взята в 1475 г., а Константинополь — 29 мая 1453 г. Столица Византийской империи, основанной в 330 г., постепенно, в результате трансформации прежнего названия города в соответствии с фонетическими нормами турецкого языка получила наименование Стамбул и вместо Эдирны стала столицей Османского султаната (Петросян Ю. А. Древний город на берегах Босфора. — М., 1986. — С. 133).

665-665. Г., подобно М. Меховскому, перелагает рассказ Ших-Ахмата о последних годах существования Большой орды, но с отличными от Меховского деталями: у Г. нет дат (в частности, 1500 г.), нет тех фантастических цифр войска и подданных (600 тыс. бойцов и 100 тыс. женщин и детей), с которыми Ших-Ахмат прибыл в ВКЛ. Г. ошибочно называет Мухаммед-Гирея крымским ханом, хотя он был лишь калгой — соправителем отца — Менгли-Гирея. Правильно известие о переходе в подданство крымскому хану значительного числа большеордынских улусов (Сб. РИО. — Т. 41, — № 83 — С. 417, 420).

666. Так в НГ; в латинском тексте неясное sexingentis. У Меховского (с. 65) — 300. А. Н., А. X.

667. У Меховского — Ковно.

668. Это ceйм в Бресте, где Александр находился с 8 февр. по 15 марта 1505 г. (Бережков Н. Г. Итинерарий великих князей литовских конца XV — начала XVI В. // АЕ за 1960 год. — М., 1961. — С. 191; Любавский. Сейм. — С. 145—146).

669. 30 декабря 1517 г.

670. Могущество астраханских ханов было лишь подорвано в начале XVI в.

671. О размерах нового платежа — серебщины см.: Довнар-Запольский М. В. Литовские упоминки татарским ордам. — Симферополь, 1898.

672. Имеется в виду отказ Василия III вернуть ВКЛ Смоленск.

673. Агиш, сын мурзы Ямгурчея, ногайский мурза, в 1509 г. участвовал в походе на Крым (Сб. РИО. — Т. 95. — № 4. — С. 70, 80; Посольская книга по связям России с Ногайской ордой 1489—1508 гг. — М, 1984. — С. 69).

674. Батыр-султан — Батыр-Гирей, сын хана Менгли-Гирея, брат Мухаммед-Гирея I (1514—1523), при котором был калгой-соправителем, следовательно, не сын ему, как утверждает Г. М. У.

675. После убийства Мухаммед-Гирея — Г. неточен: после гибели в сражении с ногайцами названного хана на престоле был Газы-Гирей I (1523—1524), и лишь потом престол занял Саадат-Гирей (1524—1532). Г. относительно преемников Саадат-Гирея также неточен: ими были не племянники, а родные братья — сначала кратковременно Ислам-Гирей I (1532), затем Сахиб-Гирей I (1532—1551). Новые данные по генеалогии и хронологии Гиреев см.: Inаlсik Н. Giray // Islam ansiklopedisi. — Istanbul, 1945. — С. 4; Le Khanat de Crimee dans les Archives du Musee du Palais de Topkapi.— Paris, 1978. — P. 315—370. М. У.

676. Г. передает общие сведения о социальных прослойках общества тюрко-татарских ханств, прежде всего Казанского, Крымского и Касимовского “царств”. Фонетическое оформление некоторых терминов, особенности содержания их свидетельствуют о том, что Г. пользовался устными сообщениями тех информаторов-татар, которые жили в Москве, в окружении великого князя, следовательно, хорошо разбирались в социальной иерархии тюрко-татарского мира, и эти данные не противоречат данным татарских источников (Усманов М. А. Татарские исторические источники. — С. 92— 95). Номенклатура Г. нуждается в некоторых фонетических уточнениях, например, вместо “кси” следует читать “кши”, человек (“кшилар” — люди, “кшиларимиз” — наши люди, наши слуги). Говоря о “четырех лицах” — советниках, Г. имеет в виду традиционных четырех Карачи, главных советников татарских ханов, которые представляли четыре рода-клана, а именно: Ширин, Барын, Аргын и Кыпчак (их названия несколько искажены у Г.). Об институте карачи см.: Вельяминов-Зернов. — Ч. 2. С. 411—437. Материалы аутентичных актовых документов о различных прослойках общества и чинах ханской администрации см.: Усманов М. А. Жалованные акты Джучиева улуса XIV-XVI вв. — Казань, 1979. — С. 197—198, 213—221, 267—270, 286. М. У.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2380 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.